Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

taras_eg 490 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 52 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 30.12.2019
Профессиональное самоопределение является важной составляющим звеном жизненного самоопределения. Процесс профессионального самоопределения считается сложным, и многогранным: на него проявляют влияния возрастных, половых особенностей субъекта деятельности, уровень его интеллектуального созревания, персональная сформированность, самооценка и запросы. Молодое поколение сегодняшнего общества, встающие перед проблемой профессионального выбора, в большинстве случаи, затрудняются в принятии зрелого, ответственного решения, совсем никак не захватывают функциональной позиции и имеют потребность в помощи.
Введение

Актуальность проблемы исследования. Проблемы профессионального самоопределения и профессиональной ориентации приобрели в настоящее время особую актуальность. Подчеркивается, что правильный выбор профессии и нацеленная на это профориентация важны не только с позиции определения жизненных планов человека, но и с точки зрения развития общества в целом. Профессиональное самоопределение - это определение человеком себя относительно выбранных в обществе и принятых данным обществом критериев профессионализма. Сущностью профессионального самоопределения является нахождение личностных смыслов в выбираемой, осваиваемой или уже выполняемой деятельности. Профессиональное самоопределение, будучи неотъемлемой частью развития личности, является сложной системой, включающей профессиональную направленность и профессиональное сознание. Выбор профессии не может осуществляться на основе ситуационной направленности, он обязательно предполагает соотнесенности с наиболее глубинными мотивами личности. Высокий уровень профессиональной личности характеризуется такими мотивами выбора профессии, которые выражают единство интересов общества и индивида, то есть его высоким уровнем профессионального сознания. На современном этапе развития нашего общества проблема профессионального самоопределения школьников в своей реализации должна органически сочетать в себе множества подходов, таких как: социологический, экономический, психологический и педагогический. В профессионально ориентационной работе следует учитывать потребности современного общества в кадрах различных профессий. Так же профориентация должна решать проблемы не только «кем быть», но и «каким быть». При этом необходимо, что бы выпускник общеобразовательной школы глубоко любил избранную профессию. Ведь только любимая работа может принести удовлетворение, радость и счастье и в то же время высокую производительность, сознательную дисциплину и хорошую перспективу в дальнейшем его развитии профессионального пути. Формирование профессионального самоопределения состоит в изменении отношения к себе и изменении признака этого отношения. Профессиональное самоопределения возникает как психологическое новообразование в подростковом возрасте. Выбор профессии есть замечательное сочетание трех параметров - «хочу», «могу», «надо». И когда это происходит, то мы имеем то, что чаще всего называется призванием, созвучным потребностям окружающих, общества, государства. Успешно выбранная профессия повышает самоуважение и позитивное преподнесения человека о себе. Исследование проблемы профессионального саморазвития в психологии традиционно представлено работами по профессиональному становлению, психологии профессионализма, профессиональной пригодности и адаптации по изучению психологических составляющих самоопределения и воспитания. В отечественной психологической литературе существуют два подхода к пониманию самоопределения. Во-первых, оно понимается как естественный процесс, возникающий в старшем подростковом и младшем юношеском возрастах и выступающий как личностное новообразование старшего школьного возраста. В данном случае речь идет о личностном самоопределении (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Божович, И.С. Кон, В.Ф. Сафин, Шавир П.А., А.В. Мудрик). Во-вторых, понимание он рассматривает процесс самоопределения как искусственно организованный. В рамках данного подхода рассматривается профессиональное самоопределение в юношеском возрасте. Методологические основы психологического подхода к проблемам самоопределения были заложены С.Л. Рубинштейном. Центральным моментом самоопределения является само детерминация, собственная активность, сознательное стремление занять определенную ячейку в обществе. В отечественной психологии собран большой опыт исследования проблемы профессионального самоопределения, разработки таких ученых, как: Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, П.А. Шавир, С.Н. Чистякова, Е.И. Головаха и многих других. К числу теорий, оказавших непосредственное и продуктивное влияние на развитие представлений о процессе профессионального самоопределения, можно отнести теорию потребностей А. Маслоу, теорию профессионального развития Д. Съюпера. Положения, касающиеся смыслопорождающий и смыслосовершающего значения выбора профессии и трудовой деятельности для личности, раскрыты в работах В. Франкла, теоретические положения Ш. Фукуямы, и др. С точки зрения деятельностного подхода в психологии развитие личности происходит в процессе успешного овладения профессиональной деятельностью, значимой для субъекта. Однако характер соотношения личностных особенностей человека и критериев успешного выполнения труда продолжает оставаться в центре внимания исследователей. Рассмотрение вопроса о соотношении личностных характеристик и успешности в труде остаётся в центре внимания исследователей. Становление профессионала возможно лишь в результате единства развития, как профессионализма, так и личностного развития. Изучение человека в течение его жизненного пути показывает, что образование и проявление в нём качеств активного субъекта деятельности длятся до тех пор, пока эта деятельность продолжается. Несмотря на разработанность темы в научной среде, эта тема не рассматривалась ранее. Это обусловило выбор темы исследования «Изучение профессионального самоопределение старшеклассников». Цель исследования: изучить проблему профессионального самоопределения старшеклассников. Цель исследования конкретизируется в следующих задачах: 1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования. 2. Рассмотреть подходы к определению понятий "самоопределение", "профессиональное самоопределение", «профессиональная ориентация». 3. Рассмотреть психологические особенности профессионального самоопределения в раннем юношеском возрасте. 4. Изучить личностную предрасположенность к профессии у старшеклассников. 5. Разработать методические рекомендации по результатам исследования. 6. Разработать методическое пособие для выпускников. 7. Разработать авторскую анкету «Профессиональное самоопределение старшеклассников». Объект исследования: выпускники средней общеобразовательной школы. Предмет исследования: профессиональное самоопределение учащихся выпускного класса. Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что выбор профессии связан с темпераментными особенностями личности старшеклассника. В соответствии с гипотезой, целью и задачами были выбраны следующие методы исследования: 1.изучение и анализ психологической литературы; 2. наблюдение; 3. анкетирование; 4. беседа с выпускниками; 5. тестирование (Методика профессионального самоопределения Д. Голланда, методика Г. Айзенка по определению темперамента, анкета изучения желаемого социального статуса.) Практическая значимость: результаты проведенного исследования могут быть полезны педагогам, работающим с выпускниками школ, классным руководителям при проведении классных часов, направленных на профессиональную ориентацию. Школьному психологу, оказывающему поддержку в профориентации старшеклассников, родителям выпускников, которые напрямую принимают содействие в выборе специальности своих детей, а также лично выпускникам средней общеобразовательной школы. Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по ним, заключения, списка использованных источников и приложения.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 8 1.1.Понятие «профессиональное самоопределение» в трактовке отечественных и зарубежных психологов. 8 1.2 Особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте 18 Выводы по первой главе 23 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 25 2.1.Организация эмпирического исследования 25 2.2 Анализ результатов экспериментальных исследований 30 2.3 Рекомендации по профессиональному самоопределению школьников по результатам исследования 32 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40 ПРИЛОЖЕНИЯ 45
Список литературы

1.Абатуров И. А. Исследование профессиональной мотивации у студентов педагогических специальностей // Вестник ТГПУ. 2014. №3 (144). 2.Абульханова-Славская, К.А. Стратегии жизни / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Мысль, 2001. - 299 . 3.Айзенк Г. Ю. Структура личности. - СПб.:Ювента, 1999. - 464с. 4.Болучевская В.В. Профессиональное самоопределение будущих специалистов помогающих профессий: Монография. - Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2010. - 264 с. 5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: монография, цикл статей. Серия: Мастера психологии. – Питер, 2009 г. – 400 с. 6.Бендюков М.А., Соломин И.Л. Ступени карьеры: азбука профориентации. - Спб.: Речь, 2006. - 240 с. 7 Батаршев А. В. Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности. Издательство: Речь 8. Волкова Л.М., Козинцева Л.С.- Профессия моих родителей - Минск: Красико - Принт, 2010. - 126с. 9. Волков Б.С. Основы профессиональной ориентации: Учебное пособие для вузов / Б.С. Волков. М.: Академический проект, 2007. - 333с 10. Гамезо М.В., Петрова Е.А, Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие.- М.: Педагогическое общество России, 2009.- 512с. 11.Голерова О.А., Гурова Е.В.Выбор профессии - дело семейное?: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2008.- 96с. 12. Гуревич К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., 1998. - 272 с. 13.Гусева Е.И., Мигович О.И., Тихомирова Л.Ф., Хитрова Г.В.Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения школьников // Ярославский педагогический вестник. – №2, 2017. – с.43-49 14 Гинзбург М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения. Вопросы психологии. 2004. - № 3. 15.Т.А. Гусева. Возрастная психология.- Бийск: БПГУ им. В. М. Шукшина, 2009. - 166с 16.Жариков Н. М. Учителям и родителям о психологии подростка / Н. М. Жариков. – М.: Просвещение, 2015. – 163 с. 17.Долматова, С.В. Сознательный выбор профессии как признак личностной зрелости субъекта / С.В. Долматова. Материалы научн. конференции. - М.: Норма, 2014. - 385 с. 18. Зеер Э.Ф. Профессионально-образовательное пространство личности. / Э.Ф. Зеер. - Екатеринбург: Деловая книга, 2012. - 248 с. 19.Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений .Издательство: Академия, 2004.- 304с. 20. Кон И. С Психология старшеклассника /И.Кон - М,: Просвещение, 2004.- 192с. 21.Кон И. С. Психология юношеского возраста: Проблема формирования личности. [Учеб. Пособие для пед. ин-тов]. - М., 2003. - 175 с. 22. Кабанова А.В. Мотивация при выборе профессии как важное условие процесса профессионального самоопределения личности // Вестник Кемеровского государственного сельскохозяйственного института. 2016. № 6. С. 13-16. 23. Лейтес Н.С. Возрастные таланты школьников: Учебник. Пособие на завод. вышепед. исследования. учреждения. - М .: Издательский центр "Академия" .- 2014.- 320 с. 24.Маслоу А. Теория человеческой мотивации. - СПб: Евразия, 1999. -375с. 25.Майсак Н.В. Личностные особенности младшего подростка / Н.В. Майсак // Вопросы педагогики. – 2016. – №3. – С. 68 – 69. 26.Макаренко Т.А., Панина С.В. Профессиональное самоопределение старшеклассников: региональный аспект. // Дискуссия. Журнал научных публикаций. - №10(84), 2017. – С. 85-92 27. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для ВУЗов [Текст] / В.С. Мухина. – М.: Изд. центр «Академия», 2014. – 456 с. 28. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. Высш. пед. учеб. заведений: 6-е изд. / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2014. – 688 с. 29. Нечаев М.П., Фролова С.Л. Современное осмысление проблем профориентации обучающихся // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». – Т.16. - №2, 2017. – с.9-16 30. Пряжников, Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. / Н.С. Пряжников. - М.: Наука, 2012. - 390 с. 31.Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). - М.: Вако, 2005.- 288с. 32.Пряжникова Е.Ю. Профориентация: Учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений./ Е.Ю. Пряжникова. - М.: Академия, 2015. - 496 с. 33. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. - м.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- 192с. 34. Профессиональная ориентация учащейся молодёжи: теория и практика развития / Т.А. Анто-польская [и др.]; под общ. ред. Т.А. Антопольской. Курск: ИП Андрушко Е.Н., 2016. 226 с. 35. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов. - М.: Генезис, 2005.- 208с. 36.Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. - 2-е изд., исправл. - М.: Генезис, 2004.-125с. 37. Рогов, Е.И. Выбор профессии: становление профессионала / Е.И. Рогов. - М.: Владос - пресс, 2013. - 384 с. 38.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / Сост., авт. коммент. ипослесл. А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская. - СПб: Питер Ком, 2000. - 705с. 39.Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. пособие. - Л., 2003.-256 с. 40.Ростовский В. П. Личностная адаптация школьников. - Уфа. Изд-воБашк. Ин-та развития образования, 2001. - 206 с. 41. Сухотенко, О.Н. Ступени профессионального выбора / О.Н. Сухотенко /Школа и производство. - 2014.- № 3. - С. 28. 42. Сластенин В.А. Педагогика. – М: Академия, 2014. – 608с. 43. Степанов, В.Г. Мозг и эффективное развитие детей и взрослых: возраст, обучение, творчество, профориентация / В.Г. Степанов. - М.: Академический проект, 2013. - 315 c. 44.Тарасова Л.Е. Общая психология: конспект лекций. М.: изд-во "Высшее образование", 2009 г. - 190с. 45. Фадеева Е.И., Ясюкевич М.В. От выбора профессии к успеху в жизни: учебное пособие / Е.И. Фадеева, М.В. Ясюкевич. М.: УЦ Перспектива, 2008. - 128с. 46. Фельдштейн Д. И. Психологические аспекты изучения современного подростка / Д. И. Фельдштейн. // Вопросы психологии, 2016. – № 4. – С. 84 – 85. 47.Манн, Иванов и Фербер. Интроверты. Как использовать особенности своего характера - М.: Эксмо, 2012.-384с. 48.Хухлаева, О.В. Психология подростка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / О.В. Хухлаева - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 160с. 49. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф. Изменение проблемного поля поддержки профессионального самоопределения обучающихся // Непрерывность образования и профессиональная карьера учащейся молодежи: вчера, сегодня, завтра: сб. материалов. М.: Экон-Информ, 2017. С. 5-9. 50.Шмидт В.Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников: 8-11 класс. - Москва: Сфера, 2006.- 119с. 51.Шавир П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. - М., 2004. - 95 с 52.Шадриков В. Д. Деятельность и способности. - М., 2001. - 320 с. 53. Шубкин В. Н., Г. А. Чередниченко. Ценностные ориентации в структуре профессионального самоопределения старшеклассников; Рос. акад. образования, Центр социологии образования. - М. : Центр социологии образования, 1994. - 59 с. 54.Щедровицкий Г. П. Лекции по педагогике / Из архива Г.П. Щедровицкого. Т. 11. - М., 2007. - 400 с. 55.Щекин Г.В. Визуальная психодиагностика: познание людей по их внешнему облику. Учебно-методическое пособие, 2-е издание, исправленное. К.: МАУП, 2001.-616с. 56.Юнг К. Г. Психологические типы / Под ред. В. Зеленского; Пер. с нем. С. Лорие. - Спб.: Азбука, 2001
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 1.1.Понятие «профессиональное самоопределение» в трактовке отечественных и зарубежных психологов. Проблема выбора профессии сложна, поэтому для каждого школьника неправильной выбор профессии, не соответствующий его психофизическим особенностям, интересам и склонностям, приводит к моральной неудовлетворенности, снижение активности, а порой и расстройству состояния здоровья. Работа играет важную роль в жизни каждого человека и оказывает большое влияние на его состояние и самочувствие. Следовательно, соразмерный выбор и уровень освоения профессии влияют на все стороны и общее качество жизни. Изучение личности юношей позволит выяснять его способности, интересы, склонности, его темперамент и найти профессию по его особенностям. В свою очередь, правильный выбор профессии позволит повысить уровень трудовой деятельности и соответственно вклад каждого человека в общество. Для того, чтобы раскрыть понятие «профессиональное самоопределение», дадим понятие профессии: Профессия – (лат. Profession - официально указанное занятие, специальность, от profiteer – объявляю своим делом), род трудовой деятельности или занятий человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 92 страницы
2300 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg