Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ДЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К СПОРТУ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

taras_eg 990 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 105 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 30.12.2019
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что познавательный интерес – важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является имманентно присущим человеку от рождения.
Введение

Актуальность исследования. Проблема развития познавательного интереса признается в настоящее время в педагогике и психологии важнейшей. Для развития личности ребенка обучение и воспитание должно «разбудить» в ребенке познавательную потребность, являющуюся источником познавательной активности ребенка и основой развития его познавательного интереса. К.Д. Ушинский считал, что в ребенке следует «развивать желание и способность самостоятельно, без учителя приобретать новые познания… дать ученику средство извлечь полезные знания не только из книг, но и из предметов, его окружающих, из жизненных событий, из истории собственной души…» [61, с.339]. Развитие познавательного интереса важно и для детей дошкольного возраста. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования целевыми ориентирами развития детей старшего дошкольного возраста являются «развитие у детей любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности»[56, с.21]. Один из принципов дошкольного образования в ФГОС ДО обозначен как формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Познавательная сфера направлена не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием. Кроме того, в интерес включены волевые процессы, способствующие организации, протеканию и завершению деятельности. В познавательном интересе своеобразно взаимодействуют все важнейшие проявления личности. Однако не у всех детей одинаково успешно формируется познавательная сфера. Изучением теоретических основ проблемы познавательного интереса занимались такие ученые как Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев и другие. Большинство исследователей определяют познавательный интерес как высшую форму проявления познавательной потребности личности. Наибольший вклад в изучение познавательного интереса у дошкольников внесли такие ученые как Т.И. Ерофеева, Л.И. Божович, Г.И. Щукина,Н.Г. Морозоваи другие. Исследованы предпосылки развития познавательного интереса, характерные особенности и проявление познавательного интереса у дошкольников. Изучался познавательный интерес у детей разных возрастов, методика развития его у дошкольников. Одной из актуальных проблем является развитие интереса к спорту у детей старшего дошкольного возраста. Интерес побуждает к поиску новых знаний, новых умений, новых способов работы; он делает человека более деятельным, энергичным и стойким в этих исканиях. Интерес помогает расширить и углубить знания, повысить качество работы, он способствует творческому подходу человека к своей деятельности. Интерес к знанию проявляется в желании овладеть новой информацией, в стремлении к самостоятельному исканию нового, потребности решить возникающие в ходе работы вопросы. В период дошкольного детства у ребенка возникают первые представления об спорте, формировании здорового образа жизни, а также самостоятельно применять полученные знания в доступной практической действительности. Знакомство со спортом - одно из средств познавательного интереса у детей дошкольного возраста. Теоретическая основа исследования. Проблема формирования познавательного интереса к спорту у детей старшего дошкольного возраста была предметом исследований многий ученых, таких как А.А. Бодалева, А.Л. Венгера, В.Д. Давыдова, М.И. Лисиной, В.А. Сластенина, Е.О. Смирновой. Анализ работ В.А. Деркунской, С.А. Козловой, Л.Г. Касьяновой, О.А. Князевой, И.М. Новиковой и др. показывает, что в дошкольном возрасте у ребенка появляется устойчивый интерес к спорту, к своему здоровью. Одним из средств развития познавательного интереса детей является детская энциклопедическая литература. При знакомстве с познавательными книгами дети узнают интересные сведения. Их интересы выходят далеко за рамки очерченных программами познавательных тем. Такие рассказы и беседы надолго остаются у детей в памяти, переосмысляются в игре и выводят их на новый творческий уровень общения с книгой. Современные детские энциклопедические издания содержат множество мини-сообщений, описательных рассказов, ярких иллюстраций и фотографий. Игровой элемент делает процесс познания увлекательным. Однако без участия заинтересованного взрослого познавательный потенциал научно-популярных изданий остается нереализованным.Использование традиционной технологии общения с книгой (рассматривание иллюстраций, эпизодическое чтение ребенку текстов, обучение грамоте) здесь неприемлемо. Нужны иные подходы к ознакомлению ребенка с информационной книгой. Необходимо обучать педагогов и родителей технологиям общения с ней. Общей особенностью всех энциклопедий для детей является то, что они, в отличие от «взрослых» изданий этого вида, в значительно большей степени реализуют познавательную функцию, приближаясь к научно-популярной книге для чтения [26]. Так, если «взрослая» энциклопедия рассчитана на эпизодические, кратковременные к ней обращения, то детская энциклопедия предполагает последовательное чтение. В связи с этим возрастает необходимость в подаче информации доступно юному читателю, заинтересовать его не только точными сведениями, но и познавательными фактами, сделать повествование более красочным. Изучение работ названных авторов показало, что при довольно широком спектре исследований, посвященных вопросам формирования познавательного интереса к спорту у детей дошкольного возраста роль детской энциклопедической литературы в данном процессе мало учитывается. Недостаточно разработано методическое сопровождениеиспользования детской энциклопедической литературы в образовательный процесс ДОО с целью формирования у дошкольников познавательного интереса к спорту. В связи с этим, вытекает противоречие между необходимостью формирования у детей дошкольного возраста познавательного интереса к спорту и недостаточной разработанностью вопросов формирования познавательного интереса к спорту у детей старшего дошкольного возраста посредством детской энциклопедической литературы на теоретическом и практическом уровнях. В наше исследование введеноограничение: среди разных видов спорта нами выбран футбол, поскольку его элементы входят в содержательный раздел физического развития детей старшего дошкольного возраста. Выявленное противоречие обозначило проблему исследования: каковы возможности использования детской энциклопедической литературы в процессе формирования познавательного интереса к футболу у детей старшего дошкольного возраста? Цель исследования:теоретическое обоснование поставленной проблемы и разработка методических рекомендации по реализации проекта, направленного на формирование представлений о футболе у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с детской энциклопедической литературой. Объект исследования: процесс формирования представлений о спорте у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: детская энциклопедическая литература как средство формирования познавательного интереса к футболу у детей 6-7 лет. Задачи исследования: 1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования. 2. Конкретизировать понятие «познавательный интерес к спорту у детей старшего дошкольного возраста». 3. Определить возможности детской энциклопедической литературыв формировании познавательного интереса к футболу у детей старшего дошкольного возраста. 4. Выявить уровни сформированности представлений о футболе у детей старшего дошкольного возраста. 5. Разработать методические рекомендации по реализации проекта, направленного на формирование представлений о футболе у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с детской энциклопедической литературой. Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, педагогический эксперимент, беседа, анкетирование, наблюдение. Теоретическая основа исследования: теории и концепции познавательного развития детей дошкольного возраста (Б.Г. Ананьев, В.А. Крутецкий, Н.С. Лукин, С.Л. Соловейчик, А.Г. Волостиникова, Г.И. Щукина и др.). Теоретическая значимость заключается в обобщении и систематизации исследований по изучению роли детской энциклопедической литературы в формировании познавательного интереса к спорту у детей старшего дошкольного возраста. Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать материалы выпускной квалификационной работы в практике работы ДОО по формированию познавательного интереса к спорту у детей старшего дошкольного возраста. База исследования: МБДОУ детский сад №28 «Калинка». Структура работы: работа состоит из введения, двух глав,заключения, списка используемой литературы и приложений
Содержание

Введение 3 Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования познавательного интереса к спорту у детей старшего дошкольного возраста при использовании детской энциклопедической литературы 8 1.1.Сущность и содержание понятия «познавательный интерес к спорту детей старшего дошкольного возраста» 8 1.2.Особенности формирования познавательного интереса к спорту у детей 6-7 лет 18 1.3 Возможности детской энциклопедической литературы в формировании познавательного интереса к футболу у детей старшего дошкольного возраста 29 Выводы по первой главе 46 Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по формированию познавательного интереса к спорту у детей старшего дошкольного возраста при использовании детской энциклопедической литературы 47 2.1. Выявление уровней сформированности познавательного интереса к футболу у детей 6-7 лет, компетентности педагогов и осведомленности родителей в данном направлении образовательной деятельности 47 2.2.Методические рекомендации по реализации проекта, направленного на формирование познавательного интереса к спорту у детей старшего дошкольного возраста при использовании детской энциклопедической литературы 60 Выводы по второй главе 68 Заключение 69 Список используемой литературы 73 Приложения 79
Список литературы

1. Аблитарова, А. Р., Ревинская Н. А. Развитие и формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста как психологопедагогическая проблема [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IX Mеждунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016). – М.: Издательский дом «Буки-Веди», 2016. - С.107-110. 2. Абрамова, Г. С. Возрастная психология[Текст]. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2015. - 672 с. 3. Айдашева, Г.А., Пичугина Н.О., Ассаулова С.В. Дошкольная педагогика[Текст]. - М.: Феникс, 2004. - 384 с. 4. Ананьев, Б.Г. Познавательные потребности и интерес. /О проблемах современного человекознания[Текст]. - СПб.: Питер, 2001. - 272с. 5. Ананьев, Б.Г. Познавательные потребности и интересы [Текст] // Ученые записки ЛГУ. Психология. 1959. Вып. 16. № 265. - С. 41-60. 6. Баранова, Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников[Текст]. - СПб.: Речь, 2005. - 128 с. 7. Баранова, Э.А. Психологическая система изучения и формирования познавательного интереса в структуре общей способности к учению в дошкольном и младшем школьном возрасте: Автореф. дисс. ...д-ра псих. наук[Текст]. - Н.Новгород, 2006. - 46 с. 8. Березина, Ю.Ю. Критерии развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста [Текст] // Теория и практика общественного развития. - 2013. - №6. - С.192-195. 10. Березина, Ю.Ю. Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста: автореф.дисс. ...канд. пед. Наук[Текст]. – М., 2014. - 24 с. 11. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте[Текст]. - СПб.: Питер, 2008. - 398 с. 12. Бунеева, Е.В., Чиндилова О.В. Технология продуктивного чтения: ее сущность и особенности использования в образовании детей дошкольного и школьного возраста[Текст]. - М.: Баласс, 2014. - 43 с. 13. Венгер, А.Л. Психическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности [Текст] // Вопросы психологии. - 2001. - № 3. - С. 17-26. 14. Волков, Б.С. Возрастная психология: от рождения до школы[Текст]. - СПб.: Питер, 2009. - 240 с. 15. Волостникова, А.Г. Познавательные интересы и ихроль в формировании личности[Текст]. - М.: Просвещение, 1994. - 75 с. 16. Выготский, Л.С. Психология развития человека[Текст]. - М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. - 1136 с. 17. Выготский, Л.С.Психология развития ребенка[Текст]. - М.: Эксмо, 2006. - 512 с. 18. Гербова, В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет[Текст]. М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 125 с. 19. Гогоберидзе, А. Г., Солнцева О. В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения[Текст]. - СПб.: Питер, 2013. - 464с. 20. Годовикова , Д.Б. Общение и познавательная активность у дошкольников [Текст] // Вопросы психологии. - 1984. - №1. - С.34-40. 21. Гончарова, Е. Л. Ранние этапы читательского развития. К теории вопроса [Текст] // Дефектология. - 2007. - № 1. - С. 4–11. 22. Гриценко, З. А. Своеобразие читательского становления [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 2. - С. 15–20. 23. Гриценко, З. А. Читательское развитие ребенка дошкольного возраста [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 8. - С. 19-27. 24. ГОСТ 7.60–2003 Издания. Основные виды. Термины и определения. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gostrf.com/Basesdoc/42/42116/index.htm 25. Дейкина, А.Ю. Медиаобразование и развитие познавательного интереса дошкольника[Текст]. - Бийск: Изд-во НИЦ Бийского педагог. гос. ун-та им.В.М.Шукшина, 2002. - 163с. 26. Детская литература [Текст] / Под ред. Е.Е. Зубаревой. М.: Высшая школа, 2004. - 551с. 27. Дмитриенко, В.А., Меньшикова Е.А. О психолого-педагогической природе познавательного интереса //Современные проблемы и инновационный опыт развития образования в Сибири. / Под ред. В.А. Дмитриенко[Текст]. - Томск: Том. гос. ун-т, 2012. - С. 217 - 273. 28. Додонов, Б.И. О сущности интересов и подход к их исследованию [Текст] //Советская педагогика. - 1971. - № 9. - С. 72-82. 29. Донская, М.В. Чтение художественной литературы дошкольниками: Подходы к пониманию и формы реализации [Текст] // Педагогика и современность. - 2014. - № 3. - С.42-44. 30. Дунаева, Н.А. О значении художественной литературы В формировании личности ребенка[Текст] //Дошкольное образование. - 2007. - №6. - С.35-39 31. Зотов, Ю.Б. Организация современного урока./ Под ред. П.И.Пидкасистого[Текст]. - М.: Просвещение, 1987. - 144 с. 32. Казанцева, И.Н. Урок в школе[Текст]. - М.: Просвещение, 1956. - 106 с. 33. Кирьянов, В.Ю. Статья в энциклопедии для детей [Текст] // Дет. Лит. 1983. - № 4, - С. 16-17. 34. Красильникова, Е.А. Познавательный интерес как психолого-педагогический феномен [Текст] //Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2013. - № 2. - С.66-72. 35. Кудинов, С.И. Психология любознательности: теоретические и прикладные аспекты[Текст]. - Бийск: Изд-во НИЦ БиГПИ, 1999. - 270 с. 36. Куликовских, Н. Увлечь книгой [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 5. - С.33-40. 37. Левитов, Н.Д. О психических состояниях человека.[Текст]. - М.: Просвещение, 1964. - 343 с. 38. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность[Текст]. - М.: Смысл, Академия, 2005. - 352 с. 39. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка[Текст]. - М.: МОДЭК, МПСИ, 2001. - 384 с. 40. Люблинская, А. А. Детская психология[Текст]. - М.: Просвещение, 1971. 41с. 41. Марцинковская, Т. Д. Психология развития[Текст]. - М.: Издательский центр Академия, 2005. - 528 с. 42. Метельский, И.В. Как поставить перед учащимися учебную задачу[Текст]. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 57 с. 43. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе[Текст]. - М.: Просвещение, 1997. - 95 с. 44. Морозова, Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей[Текст]. - М., Просвещение, 1969. - 280 с. 45. Мухина, В.С. Детская психология[Текст]. - М.: Печать по требованию, 2012. - 272 с. 47. Ожегов, С.И. Словарь современного русского языка[Текст]. - М.: Оникс, 2008. - 1200с. 48. ОСТ 29 132-99 Энциклопедии. Основные виды. Требования к основному тексту, аппарату издания и издательско-полиграфическому оформлению [Электронный ресурс]:http://docs.cntd.ru 50. Педагогический энциклопедический словарь./ М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова [и др.]. [Текст]. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528 с. 51. Пичаевская, Я.Л., Удина Е.Н, Методика формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в опытноэкспериментальной деятельности [Текст] // Молодой ученый. - 2016. - №8 (112). - С.1011 - 1016. 52. Пологрудова, И. С. Теоретические подходы к изучению «познавательного интереса» в психолого-педагогической литературе [Текст] // Молодой ученый. - 2012. - № 4. - С. 366-367. 53. Потому.ру: Энциклопедия для детей и родителей. [Электронный ресурс] / 2007 – 2011. – Режим доступа : http://potomy.ru/school/ 54. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»[Электронный ресурс]. 55. Рамонова, К.М. О психологических особенностях любознательности детей дошкольного возраста[Текст]. - М.: Просвещение, 1961. - 85 с. 56. Соколовская, И.Н., Кивилёва А.А. К определению сущности понятия «познавательный интерес» в педагогике. //XIX Царскосельские чтения. Материалы международной научной конференции. По общей ред. В.Н.Скворцова, Л.М.Кобрина. [Текст]. -СПб.:Изд-во Ленинградского государственного университета им.А.С.Пушкина, 2015. - С.89-92 57. Стандарты по издательскому делу / сост. Джиго А. А., Калинин С. Ю. [Текст] – М.: Юристъ, 1998. – 378 с. 58. Урунтаева, Г.А. Детская психология[Текст]. - М.: Издательский центр Академия, 2015. - 336 с. 59. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т.2. [Текст] - М.: Просвещение, 1974. 440 с. 60. Фишер, В.Я., Кухар М.А. Литературное развитие детей дошкольного возраста в условиях обновленного образования [Текст] // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2014. - № 11(152). - С. 147-152. 61. Харламов, И.Ф. Педагогика[Текст]. - М.: Гардарики, 2007. - 520с. 62. Чиндилова, О.В. Чтение художественной литературы дошкольниками: подходы к пониманию и формы реализации [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2011. - №1. - С. 59-62. 63. Чиндилова, О.В., Бунеева Е.В. Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа [Текст] // Начальная школа плюс до после. - 2012. - №8. - С.3-9. 64. Что такое. Кто такой: энциклопедия. / под ред. А. Г. Алексина, С. П. Алексеева, В. Г. Больянского, Ю.В. Васильева и пр. [Текст]. – М. : Педагогика , 1990 . – 384 с. 65. Шонин, М.Ю. О познавательном интересе в процессе обучения [Текст] // Горизонты гуманитарного знания. - 2017. - № 1. - С.27-31. 66. Щетинина, А.М. Социализация и индивидуализация в детском возрасте [Текст]. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2004. - 132 с. 67. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся [Текст]. - М.: Просвещение, 2005. - 160с. 68. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике [Текст]. - М.: Педагогика, 1971. - 352 с. 69. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст]. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 384 с. 70. https://tlum.ru/news/11-detskih-knig-o-futbole/
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования познавательного интереса к спорту у детей старшего дошкольного возраста при использовании детской энциклопедической литературы 1.1.Сущность и содержание понятия «познавательный интерес к спорту детей старшего дошкольного возраста» Чтобы обучение и воспитание способствовало становлению личности, необходимо «разбудить» в ребенке исходное, ключевое звено его разумной деятельности – познавательную потребность, которая является источником его познавательной активности и лежит в основе развития познавательного интереса человека. Г.И. Щукина считает, что в действительности интерес выступает перед нами: – как избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира; – как тенденция, стремление, потребность личности заниматься именно данной областью явлений, данной деятельностью, которая приносит удовлетворение; – как мощный побудитель активности личности; – как особое избирательное отношение к окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам [31, с. 90].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg