Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Проект «Литературный калейдоскоп» на уроках литературного чтения как средство формирования умений учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста

taras_eg 990 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 96 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 30.12.2019
На основании всего выше изложенного можно сделать следующие выводы. Нами были определены цели, задачи, средства, формы и методы , а так же содержание формирования умений учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста.
Введение

Актуальность исследования. На сегодняшний день главная задача школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, развитие индивидуальности. Современный этап развития нашего общества ориентирует процесс обучения на формирование готовности личности к постоянному сотрудничеству между людьми. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) определяет такие универсальные учебные действия как коммуникативные, которые обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёра по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. [Конышева 2009: 20]. Подчеркиваются и требования, предъявляемые к выпускнику начальной школы: «выпускник начальной школы должен доброжелательно относиться к окружающим, должен уметь слушать и слышать собеседника, аргументировать свою точку зрения, высказывать свое мнение» [51]. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения обучающимися социального опыта. В Законе «Об образовании» говорится, что в школе должны использоваться разнообразные организационные формы, с взрослыми и сверстниками в познавательной деятельности». Ребенок, пришедший в школу, еще не владеет учебным сотрудничеством, оно может сложиться при определенной организации обучения. Для этого важно подобрать определенные методы работы со школьниками во время обучения. Современная система школьного образования с каждым годом совершенствуется и предлагает учителям большое разнообразие новых развивающих технологий и методов. Одним из таких методов является проектная деятельность Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) среди требований к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования выделяет «организацию проектно-исследовательской деятельности» школьника. Проектная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, социальных навыков взаимодействия с людьми и способствует развитию логического мышления, творческих способностей, так как дети во время проектной деятельности проявляют себя, открывают в себе таланты и примеряют на себя различные роли. Обучающиеся, начиная с первого класса, работая над различными проектами, учатся взаимодействовать в парах и группах, общаться между собой, договариваться, распределять роли, задания, одним словом сотрудничать, так как все это необходимо для достижения оптимального результата. Уроки литературного чтения имеют больший потенциал для реализации проектной деятельности. Используя метод проектов возможно творчески подойти к изучению разного рода и жанра литературы. В соответствии ФГОС литературное чтение как дисциплина обучения учащихся младшего школьного возраста, при которой создаются условия для учебного сотрудничества, коллективно- распределенной деятельности, развития потребности познавать мир литературы, книги, литературного произведения, знакомиться с отношением автора к тому, что он изображает. На начальной ступени общего образования на уроках литературного чтения существует множество заданий, направленных на развитие умений учебного сотрудничества. В исследовании мы будем рассматривать организацию уроков внеклассного чтения, так как именно здесь обучающиеся в непринужденной обстановке могут более полно раскрыть себя и свои способности. Совместная деятельность на уроке внеклассного чтения помогает выполнить все поставленные перед участниками учебно-воспитательного процесса условия. Изучением вопросов о формировании у младших школьников умений учебного сотрудничества занимались такие известные педагоги и психологи, как: Ш.А. Амонашвили, И.А Зимняя, Г.А. Цукерман, А.С. Выготский, В.А Сластенин, Л.И. Божович, А.С. Белкин, Е.В. Бондаревская, А.А.Вербицкий, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, так и практики: И.П. Волков, Е.Н.Ильин, С.Н.Лысенкова , В.А.Сухомлинский, С.Т. Шацкий, В.Ф. Шаталов и др. Метод проектов описан в трудах таких авторов, как: Дж.Дьюи, У.Х. Килпатрик, С.Т. Шацкого, В.Н. Сороке-Росинского, А.С. Макаренко, С.Г. Щербакова, Н.В. Мятяш, Е.С. Полат, В.П. Пахомова и др. Несмотря на внимание ученых к сфере данного вопроса, проблема особенностей использования проектной деятельности в процессе формирования умений учебного сотрудничества детей младшего школьного возраста, по-прежнему, актуальна. Проанализировав психолого-педагогическую литературу были выделены реальные противоречия между необходимостью формировать умения учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста посредством использования проектной деятельности и недостаточностью исследований по данной проблеме. Следуя из этого, можно сформулировать проблему исследования: «Какова методика применения проектной деятельности в процессе формирования умений учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста?» Актуальность изучаемого вопроса и выявленное противоречие определяет цель данного исследования. Цель: теоретическое обоснование методики разработки проекта «Литературный калейдоскоп» на уроках внеклассного чтения, как средство формирования умения учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста и разработка методических рекомендация для его реализации в начальной школе. Объект: процесс развития навыков учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста. Предмет: методика разработки проекта «Литературный калейдоскоп» на уроках внеклассного чтения, как средство формирования умения учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста Задачи: 1. Определить сущностные характеристики понятия «умения учебного сотрудничества» по отношению к детям младшего школьного возраста 2. Определить потенциал уроков внеклассного чтения для развития умений учебного сотрудничество у детей младшего школьного возраста 3. Охарактеризовать методику реализации проектной деятельности на уроках внеклассного чтения как условия формирования умений учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста. 4. Провести диагностику уровня сформированности умений учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста 5. Разработать методические рекомендации для учителей начальной школы по реализации проекта «Литературный калейдоскоп» на уроках внеклассного чтения, как средство формирования умения учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста. Методы исследования: - анализ литературы по исследуемой проблеме; - изучение и анализ передового педагогического опыта; - метод проектов; - метод наблюдения; - качественный и количественный анализ результатов диагностической части исследования. Теоретическая значимость данной работы заключается в содержании анализа и систематизации научного опыта по данной теме исследования, а как же определены способы формирования умений учебного сотрудничества в проектной деятельности. Практическая значимость данной работы заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы для улучшения педагогической работы по формированию и развитию навыка учебного сотрудничества на уроках внеурочного чтения. Опытно-экспериментальная база исследования Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение начальная школа «Перспектива» Структура работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, теоретическую часть, практическую часть, заключение, список литературы, приложения.
Содержание

Введение Глава 1. Теоретико-методические аспекты формирования умений учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста на уроках внеклассного чтения 1.1. Сущностные характеристки понятия «умения учебного сотрудничества» детей младшего школьного возраста 1.2. Потенциал уроков внеклассного чтения для формирования умений учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста 1.3 Методика реализации проектной деятельности на уроках внеклассного чтения как условия сформирования умений учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста Глава 2. Опытно-исследовательская работа по развитию умений учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста по средством использования проекта на уроках внеклассного чтения 2.1. Выявление исходного уровня развития умений учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста. 2.2.Содержание «Проекта «Литературный калейдоскоп» как средства формирования умений учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста на уроках внеклассного чтения Заключение Список литературы Приложение
Список литературы

1. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://enc-dic.com/enc_big/JEtika-70956.html 2. Господникова, М.К. Проектная деятельность в начальной школе [Текст] / авт.-сост. М.К. Господникова и др. – 2-е изд. – Волгоград : Учитель, 2013. – 131 с. 3. Данилюк, А. Ю. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: пособие [Текст] / А. Ю. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М. : Просвещение, 2009.- 29 с. 4. Диндебер, С.В. Методологические вопросы в практике организации проектной и исследовательской деятельности [Текст] / С.В. Диндебер // Исследовательская работа школьников. – 2017. - №1. – 33 с. 5. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений [Электронный ресурс] / Г.М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров // Режим доступа: https://studfiles.net/preview/5576321/page:8/, свободный. - Загл. с экрана. 6. Коджаспирова, Г.М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Г.М. Коджаспирова. – М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 224 с. 7. Комарова, И.В. Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС [Электронный ресурс] / И.В. Комарова // Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=462122, свободный. – Загл. с экрана. 8. Кукушин, B.C Теория и методика воспитательной работы: Учебное пособие [Текст] / B.C. Кукушин. – Ростов н/Д. : Феникс, 2005. - 474 с. 9. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет [Текст] / И.Ю. Кулагина. - М. : Изд-во УРАО, 2004. – 175 с. 10. Матяш, Н.В. инновационные педагогические технологии. Проектное обучение : учеб. пособие для студ. Учреждений высш. проф. образования [Текст] / Н.В. Матяш. - М. : Издательский центр «Академия», 2011. – 144 с. 11. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - 4-е изд., доп. - М. : Азбуковник, 2000 - 940 с. 12. Осколкова Н.В. Проектная и исследовательская деятельность в условиях реализации ФГОС: сборник материалов конференции [Текст] / Н.В. Осколкова // Агентство образоват. инициатив, приклад. исслед. и консалтинга «Перспективы». – Северодвинск, 2016. - 112 с. 13. Поздеева, С.И. Позиция педагога в организации проектной деятельности младших школьников [Текст] / С.И. Поздеева, Т.В. Кузнецова. – Томск. - Вестник ТГПУ, 2010. - №2 (92). - 65-68 с. 14. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / Е. С. Савинов. - 4­е изд., перераб.- М.: Просвещение, 2013 - 223 с. 15. Сарсембенова, Г.Д. Особенности организации внеурочной работы в начальной школе [Текст] / Г.Д. Сарсембенова, А.Д. Абилхаева // Молодой ученый. - 2016. - №21. - 916-919 с. 16. Семенова, Н.А. Вопросы организации проектной деятельности в начальной школе [Текст] / Н.А. Семенова. – Томск. - Вестник ТГПУ, 2012. - №11 (126). - 209-211 с. 17. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В. А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с. 18. Трифонова, С. Д. Психолого-педагогический аспект проектной деятельности [Текст] / С. Д. Трифонова, В. В. Тимофеева, М. Г. Черняева // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. - 2010. - № 2. - С.74-79. 19. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения [Текст] / К.Д. Ушинский ; сост. С.Ф. Егоров. - М. : Педагогика, 2006. – 368 с. 20. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru 21. Щербакова, С.Г. Организация проектной деятельности в школе: система работы [Текст] / авт.-сост. С.Г. Щербакова, Л.А. Выткалова и др. – Волгоград : Учитель, 2009. - 189 с. Национальная психологическая энциклопедия https://vocabulary.ru/termin/metodika.html 23. Алябушева Г.В. Развитие познавательных интересов младших школьников в проектной деятельности [Текст]: дис. … канд. пед. наук / Г.В. Алябушева. – М., 2011. – 182 с. 24. Матяш Н. В., Симоненко В. Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителей начальных классов. – М., 2002. 25. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. Пособие для студентов пед. вузов / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева и др. / Под ред. Е. С. Полат. – М., 2002. 26. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов пед. вузов. – М., 2003. 27. Пахомова Н. Ю. Обучение проектной деятельности в начальных классах // Управление начальной школой. – 2009. - № 1. 28. Полат Е. С. Метод проектов: История и теория вопроса // Школьные технологии. – 2006.- № 6. 29. Рябинина И. Г. О некоторых аспектах использования метода проектов в работе с младшими школьниками // Одарённый ребёнок. – 2004. - № 3. 30. Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований обучающихся начальной школы. // Практика административной работы в школе. – 2003. - № 5. 31. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность обучающихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М., 2004. 32. Сиденко А. С. Метод проектов: История и практика применения // Завуч. – 2003. - № 6. 33. Федоскина О. В. Воспитательные возможности технологии проектно-исследовательской деятельности // Начальная школа: плюс – минус. – 2004. - № 5. 34. Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. – Томск, 1993. 35. Цукерман Г. А. Оценка и самооценка обучении, построенном на теории учебной деятельности // Начальная школа: плюс – минус. – 2001. - № 1. 36. Щербакова С. Г. Выткалова Л. А., Кобченко Н. В. Организация проектной деятельности в школе: Система работы. – Волгоград, 2008. 37. Толковый словарь Ожегова онлайн [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://slovarozhegova.ru/ (дата обращения 28.02.2018) 38. Герасимова, О.В. Групповая работа на уроке истории как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий школьников / О.В. Герасимова // Начальная школа плюс до и после.– 2011.– №5.– С.75– 78 39. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров / Под ред. Е. С. Полат. — М.: ЭКСМО 2012. — 272 с. 40. Шибаева С.Н. Реализация учебного сотрудничества в рамках компетентностного подхода//Муниципальное образование: инновации и эксперимента. - №2, 2011. – с.32-34 41. Цукерман, Г.А. Как младшие школьники учатся учиться / Г.А. Цукерман. – М., ЭКСМО, 2010. – 224–228 с. 42. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина, – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 567с. 43. Дзагоев Н.М. Психолого-педагогическая характеристика учебного сотрудничества в рамках гуманизации образования//Вестник ТГПУ, 2009. – Выпуск 2(80). – с. 57-60 44. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы: Кн. для учителя(мастерство учителя: идеи, советы, предложения). / В.К. Дьяченко – М.: Просвещение, 1991– 420 с. 45. Журавлев, А.Л. Совместная деятельность как объект социально– психологического исследования / В.К. Дьяченко // Совместная деятельность: Методология, теория, практика. М.: Наука, 1988. С. 19–36 46. Коротаева, Е. В. Развитие отношений сотрудничества у учащихся начальной школы / Е. В. Коротаева, О. В. Домрачева // Педагогическое образование в России. – 2012. – №4. – С. 169–172 47. Цукерман Г. А., Суховерина, Ю. И. Урок как инструмент психолого– педагогической диагностики /Г. А. Цукерман //Начальная школа плюс до и после. – 2005. – №2. – С.12–20. 48. Бухвалов, В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества / В.А.Бухвалов. – М.: Центр Педагогический поиск, 2000. – 144с 49. Дьяченко,В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы. — М.: Просвещение, 2003с. — 192 с. 50. Посталюк, Н. Ю. Педагогика сотрудничества: путь к успеху / Н. Ю. Посталюк. – Казань, 1992. – 104 с. 42. Психология и педагогика // Сост. А.А. Радугин. — М.: Центр, 2005. — 256 с 51. Ксензова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно– методическое пособие для преподавателей / Г.Ю.Ксензова. М.: ЭКСМО, 2011–173с 52. Панюшкин, В. П. Функции и формы сотрудничества учителя и учащихся в учебной деятельности: автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. психол. наук / В. П. Панюшкин. – М.: Просвещение, 1984. – 59 с. 53. Фопель, К.Как научить детей сотрудничать? / К.Фопель М., Генезис, 2001. – 182 с. 54. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. / И. А. Зимняя. – М.: Университетская книга, Логос, 2008. – 384 с. 55. Самошкина, Е. Ю. организация учебного сотрудничества – среда формирования коммуникативных учебных действий младших школьников / Е. Ю. Самошкина // Педагогическое образование в России. – 2012. – №3. – С. 281–285. 56. Учебное пособие для студентов пед. вузов и системы повыш. квалифик. пед. кадров/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 272 с. 57. Полат, Е.С. Обучение в сотрудничестве //Профессиональное образование. – 2004. – №4. – С.10–11. 39 58. Полат, Е.С. О технологии обучения в сотрудничестве. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: httр://frаllа.nethоuse.ru/аrtiсles/20150 59. Герасимова, О.В. Групповая работа на уроке истории как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий школьников / О.В. Герасимова // Начальная школа плюс до и после.– 2011.– №5.– С.75– 78 60. Загорский, В. М. Эффективный урок / В. М. Загорский //Педагогическая техника. – 2009. – №2. – С.88–92 61. Коротаева, Е. В. Развитие отношений сотрудничества у учащихся начальной школы / Е. В. Коротаева, О. В. Домрачева // Педагогическое образование в России. – 2012. – №4. – С. 169–172. 62. Климанова, Г.Н. Технология сотрудничества [Электронный ресурс]: банк педагогической информации. – / Г.Н. Климанова. – Тамбов, 2010. – 340с 63. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров / Под ред. Е. С. Полат. — М.: ЭКСМО 2012. — 272 с. 64. Самошкина, Е. Ю. организация учебного сотрудничества – среда формирования коммуникативных учебных действий младших школьников / Е. Ю. Самошкина // Педагогическое образование в России. – 2012. – №3. – С. 281–285. 65. Божович, Л. М. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. М. Божович. – СПб.: Питер, 2009. – 398 с. 66. Гузеев, В.В. Групповая учебная деятельность в образовательном процессе / В.В. Гузеев // Педагогические технологии. 2009. №6. С.3–32. 67. Джонсон, Д. Методы обучения. Обучение в сотрудничестве / Д. Джонсон, Р. Джонсон, Э. Холубек. – СПб. : Экономическая школа, 2001. – 256 с. 68. Волков, Н. И. Организация учебной деятельности в малых группах / Н. И. Волков // Педагогическая психология: хрестоматия / В. Н. Карандышев, Н. В. Носова, О. Н. Щепелина. – СПб.: Питер, 2006. – 412 с. 69. Александрова, Г.В. Основные трудности организации проектного метода в начальной школе [Текст] / Г.В. Александрова // Начальная школа: плюс до и после. – 2014. - №2. – 79 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретико - методические аспекты формирования умений сотрудничества у младших классов на уроках внеклассного чтения 1.1 Сущностные характеристики понятия «умения учебного сотрудничества» у детей младшего школьного возраста Сотрудничество, как одно из приоритетных направлений развития Отечественной школы, всегда вызывало большой исследовательский интерес. Разработкой проблемы сотрудничества занимались как отечественные теоретики психолого-педагогической науки: Ш.А. Амонашвили, И.А Зимняя, Г.А. Цукерман, А.С. Выготский, В.А Сластенин, Л.И. Божович, А.С. Белкин, Е.В. Бондаревская, А.А.Вербицкий, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, так и практики: И.П. Волков, Е.Н.Ильин, С.Н.Лысенкова, В.А.Сухомлинский, С.Т. Шацкий, В.Ф. Шаталов и др. Современная концепция образования России предполагает, что учебное сотрудничество – идея гуманистической направленности, которая заключается в совместной деятельности обучающихся, анализируя ход и результат деятельности, а также достижении взаимопонимания. Необходимо определить сущность понятия, которым является основополагающим. Согласно словарю Ожегова, сотрудничество трактует следующим образом: «Сотрудничество – значит действовать вместе, принимать участие в общем деле» [1] По мнению В.Е. Кемерова сотрудничество определяет как одно из проявлений взаимодействия, понимаемого как процесс взаимного влияния друг на друга, как всеобщее и универсальное свойство процесса познания мира [80]. По словам И. А. Зимней, сотрудничество – это гуманистическая идея развивающей совместной деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, взаимодействием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным коллективным анализом хода и результатов этой деятельности [20].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg