Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

taras_eg 750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 87 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 30.12.2019
Исследование проводилось на базе детского сада г. Красноярска. В нем участвовали дети среднего дошкольного возраста в количестве 20 человек, которые были представлены двумя группами (контрольная и экспериментальная) по 10 человек в каждой.
Введение

Специфика развивающего образования в дошкольном возрасте определяется признанием самоценности этого периода в жизни ребенка (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, В.В. Давыдов, В.А. Летровский и др.). Первостепенное значение приобретает процесс развития таких качеств ребенка, которые обеспечивают становление базиса его личностной культуры. В свете этого, особую значимость приобретает проблема формирования у дошкольников интеллектуального развития, под влиянием которого он активно стремится к познанию, новым объектам, новым догадкам и предположениям, новым результатам, не укладывающимся в рамки прежних практических или познавательных схем (Д.Б .Богоявленская, Л.И. Божович, Я.Л. Венгер, М.И. Лисина, Н.Г. Морозова, НЛ. Поддьяков, С.Л. Рубинштейн, Г.И. Щукина и др.) [8]. По прогнозам ученых, 3-е тысячелетие, на пороге которого стоит человечество, будет ознаменовано информационной революцией, когда знающие и образованные люди станут цениться как истинное национальное богатство. Необходимость компетентно ориентироваться в возрастающем объеме знаний предъявляет иные, чем были 30–40 лет назад, требования к умственному воспитанию подрастающего поколения. На первый план выдвигается задача формирования способности к активной умственной деятельности [10]. Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н.П. Поддъяков справедливо подчеркивал, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания. Между тем во многих странах мира во всех звеньях системы просвещения – от дошкольных до университетов – отмечаются, с одной стороны, рост информированности, с другой стороны – снижение в целом качества знаний, интеллектуального развития обучающихся. В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определяется как период, оптимальный для умственного развития. Так считали педагоги, создавшие первые системы дошкольного воспитания, Ф. Фребель, М. Монтессори, но в исследованиях А.П. Усовой, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, Н.Н. Поддъякова выявлено, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем считалось ранее [6]. В связи с недостаточной изученностью данной проблемы в дошкольных образовательных учреждениях не проводится целенаправленная работа по формированию у детей интереса к математике, не уделяется внимание формированию логических структур мышления, развитию креативных способностей, связи математического образования с духовной жизнью детей и практическим опытом, что не соответствует социальному заказу современной школы. Явно недооцениваются на практике такие вопросы интеллектуального развития, как формирование у дошкольников пытливости, любознательности, самостоятельности, т.е. тех качеств, которые необходимы ребенку для радостного восприятия окружающего мира и предстоящей учебной деятельности. [3, с. 10-12]. Всё вышесказанное определило выбор темы исследования: педагогические условия интеллектуального развития детей среднего дошкольного возраста. Цель исследования: выявить и теоретически обосновать педагогические условия интеллектуального развития детей среднего дошкольного возраста. Объект исследования: интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста. Предмет: педагогические условия интеллектуального развития детей среднего дошкольного возраста. Гипотеза исследования. Интеллектуальному развитию детей среднего дошкольного возраста будет способствовать создание следующих педагогических условия: - отбор содержания непосредственной образовательной деятельности по математическому развитию, направленного на формирование мыслительных процессов; - создание развивающей предметно-пространственной среды группы детского сада, направленной на формирование мыслительных процессов; В соответствии с проблемой, предметом, объектом и целью исследования поставлены следующие задачи: 1. изучить современное состояние проблемы интеллектуального развития детей среднего дошкольного возраста; 2. выделить педагогические условия интеллектуального развития детей среднего дошкольного возраста; 3. выявить уровень сформированности интеллектуального развития детей среднего дошкольного возраста; 4. экспериментально проверить эффективность педагогических условий интеллектуального развития детей среднего дошкольного возраста и проанализировать полученные результаты. Для решения поставленных задач использовались дополняющие друг друга методы исследования: - теоретический анализ психологической и педагогической литературы; - задание с карточками на оценку внимания «Проставь значки» (Р.С. Немов); - задание с карточками на оценку восприятия «Какие предметы спрятаны в рисунках?» (Р.С. Немов); - задание с карточками на оценку образно-логического мышления «Что здесь лишнее?» (Р.С. Немов). База исследования: частная дошкольная образовательная организация г. Красноярска. Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7 1.1. Понятие «интеллектуальное развитие» в психолого-педагогической литературе 7 1.2. Сущность интеллектуального развития детей среднего дошкольного возраста 13 1.3. Теоретическое обоснование педагогических условий интеллектуального развития детей среднего дошкольного возраста 18 Выводы по главе 1 24 ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА НАПРАВЛЕННАЯ НА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 26 2.1. Диагностика уровня сформированности интеллектуального развития у детей среднего дошкольного возраста 26 2.2. Реализация педагогических условий интеллектуального развития детей среднего дошкольного возраста 34 2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 38 Выводы по главе 2 42 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 47 ПРИЛОЖЕНИЯ 50
Список литературы

1. Белошистая А.В. Занятия по математике: развиваем логическое мышление // Дошкольное воспитание. М.: Просвещение. 2014. № 9. 2. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. М.: Просвещение. 2003. 400 с. 3. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика. М.: Академия. 2008. 240 с. 4. Бурмистрова Е.В. Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста: проблемы и перспективы решения // Вопросы психологии. 2015. № 1. С. 5–19. 5. Венгер Л.А. Развитие. Основные положения. М.: Мозаика Синтез. 1993. 256 с. 6. Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте // Психология развития ребенка. 2014. № 7. С. 89–94. 7. Гудкович И. Методическое пособие по организации и проведению развивающих занятий с дошкольниками. Ульяновск. 1996. 380 с. 8. Дозморова Ю.М. Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста // WomanAdvice. 2016. №3. С. 12–17. 9. Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Организация методической работы в ДОУ. М.: Новая школа. 2014. С. 109. 10. Киселева Э.Р. Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста // Проблемы науки. 2017. № 1. С. 7–18. 11. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия. 2004. 416 с. 12. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М. 1977. 240 с. 13. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М.: Просвещение. 1990. 98 с. 14. Мухина В.С. Детская психология: для студ. высш. пед. учеб. М.: Просвещение. 1985. 272 с. 15. Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка, диагностика и коррекция. М.: Логос. 2014. 216 с. 16. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Просвещение. 1996. 144 с. 17. Пласкина Л.И. Математика в детском саду: мет. пособие для детей. М. 1994. 68 с. 18. Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием. М.: Академия. 2016. 531 с. 19. Стеркина Р.Б. Дошкольное образование в России. М.: АСТ. 2014. 336 с. 20. Тихомирова Л.Ф. Формирование и интеллектуальных способностей ребенка. М.: Рольф. 2017. 142 с. 21. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/ (дата обращения 09.04.2019) 22. Фидлер М. Математика уже в детском саду. М.: Просвещение. 1991. 23. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение // Психологические основы развивающего обучения. 2015. № 3. С. 11–19. 24. Шаталова Е.В. Педагогическая практика по теории и методике развития математических представлений у детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. Белгород: ИПЦ ПОЛИТЕРРА. 2005. 75 с. 25. Шевелев К.В. Развивающие игры для дошкольников. М.: Изд-во института психотерапии. 2011. 100 с. 26. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду. М.: Академия. 2004. 150 с. 27. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Академия. 2004. 362 с. 28. Яфаева В.Г. Развитие интеллектуальных способностей ребенка // Молодой ученый. 2017. № 1. С. 8–13. 29. Hoobs S. (Eds.). Child Labor: A World History. Companion Newbury Park, CA: Sage, 1999. Hedegaard M. Analyzing children’s learning and development in everyday settings from a cultural-historical wholeness approach. Mind, Culture, and Activity, 1999.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1. Понятие «интеллектуальное развитие» в психолого-педагогической литературе По определению энциклопедического словаря: интеллект (лат. – разумение, понимание, постижение) – разум, способность мыслить, проницательность совокупность тех умственных функций (сравнения, образования понятий, суждения, заключения и т.д.), которые превращают восприятие в знания или критически пересматривают и анализируют уже имеющиеся знания [23, с. 111–112]. В ряде психологических концепций интеллект отождествляется с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующего познавательной активности, с когнитивным стилем. В современной западной психологии наиболее распространенной является прагматическая трактовка интеллекта как способности справляться с соответствующими знаниями, эффективно включаться в социальную жизнь, успешно приспособляться. Отечественная психология исходит из принципа единства интеллекта, его связи с личностью. Содержательное определение самого интеллекта зависит от характера соответствующей общественно значимой активности сферы индивида (учение, производство, политика и др.) [23]. Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя. Оно предполагает: • развитие силы воли, памяти и мышления как основных условий познавательного и образовательного процессов; • формирование культуры учебного и интеллектуального труда; • стимулирование интереса к работе с книгой и новыми информационными технологиями; • развитие личностных качеств – самостоятельности, широты кругозора, способности к творчеству. Задачи умственного воспитания решаются средствами обучения и образования, специальными психологическими тренингами и упражнениями, беседами об учебных, государственных деятелях разных стран, викторинами, олимпиадами, вовлечением в процесс творческого поиска, исследования и эксперимента [11].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg