Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста и методы приема с использованием лепки

irina_krut2019 1300 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 52 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 29.12.2019
Объект исследования: процесс развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Предмет исследования: использование лепки в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Цель исследования: выявить и обосновать эффективность использования лепки в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Гипотеза исследования: Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста и методы приема с использованием лепки будет эффективным, если - формировать у детей навыки лепки из глины, соленого теста, а также из пластилина; -воспитать отзывчивость, желание помочь сказочному герою, вызвать интерес к лепке. Задачи исследования: 1. Изучить психологическую, педагогическую, методическую литературу по исследуемой проблеме. 2. Выявить методы и приемы по использованию лепки в развитии мелкой моторики детей дошкольного возраста. 3. Экспериментируя доказать эффективность лепки в развитии мелкой моторики рук. Методологической основой исследования различных аспектов развития мелкой моторики являются труды таких как, Н.М. Аксарина, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, М.М. Кольцов, Э.Р. Д.Б. Эльконин, А.Р. Лурия, Л.Ф. Фомина, М.М. Кольцова, Н.М. Щелованов, Н.Л. Фигурин, М.П. Денисова, М.Ю. Кистяковская. Методы исследования: - анализ психолого - педагогической и методической литературы с целью изучения состояния проблемы, различных точек зрения, определения собственной позиции по изучаемой проблеме; - изучение опыта методистов, выявление различных педагогических и методических средств развития мелкой моторики рук, методики их использования, а также сопоставления достигнутых результатов с результатом экспериментальной работы; - анкетирование детей дошкольного возраста для выявления развития мелкой моторики рук; - проведение педагогического эксперимента. Теоретическая значимость работы состоит в теоретическом обосновании обновленной структуры и содержания методической компетенции воспитателя; в доказательстве возможности использования данного метода обучения; в определении основных методических принципов работы по предложенному методу. Полученные данные позволяют вести дальнейшие теоретические разработки. Практическая значимость исследования развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста и методы приема с использованием лепки заключается в практическом применении результатов исследования педагогами. Результаты данного исследования могут быть использованы воспитателями детского сада. База исследования: МБДОУ ЦРР №11 «Кыталык», Сунтарского улуса. Цель и задачи определили структуру выпускной квалификационной работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Введение

Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что в настоящее время внимание многих педагогов и психологов привлекает проблема сенсомоторного развития на занятиях лепкой, так как от него очень зависит речь ребенка, мелкая моторика, воображение, память, творческие способности движения ребенка. С введением Федерального государственного образовательного стандарта образование в ДОО рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека. Проблема развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования». Представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования «У ребенка развита мелкая моторика». Проблема развития ручной умелости и мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребенка. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности. Новые образовательные программы для ДОО нацелены, прежде всего, на всестороннее развитие ребёнка на основе особых, специфичных видов деятельности, присущих дошкольникам. То есть, на практике мы получили, более игровой и разносторонний подход, приветствующий максимальную эксплуатацию инновационных и активных методов педагогического взаимодействия, более индивидуализированный и нацеленный на раскрытие собственного потенциала каждого ребёнка. Диктующая педагогика наконец-то полностью изжита и её заменит более современная развитая педагогическая творчество свободы. Большое значение в развитии мелкой моторики у дошкольников имеет лепка. Дети осваивают различные технические способы и приёмы работы с пластическими материалами, у них развивается организованность, целеустремленность, настойчивость и самодисциплина, благотворно влияет на нервную систему в целом. Актуальность данной темы заключается в том, что, несмотря на многочисленные исследования, выявляющие значение развития у детей мелкой моторики, а также многочисленные издания развивающих упражнений для этой цели, на наш взгляд, недостаточно разработано диагностических заданий, позволяющих выявлять уровень и особенности развития у дошкольников тонких движений кистей и пальцев рук. Развитие мелкой моторики рук не заканчивается в младенчестве, а продолжается весь дошкольный возраст.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………..3 ГЛАВА 1. Теоретические основы развития мелкой моторики рук при использовании лепки 1.1. Развитие мелкой моторики рук как психолого- педагогическая проблема………………………………………………………………………….........................6 1.2. Особенности метода и приема использования лепки в работе с детьми дошкольного возраста………………………………………………………...………………………………..10 1.3. Лепка как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………….……………............14 Выводы по l главе ГЛАВА ll. Опытно - экспериментальная работа по развитию мелкой моторики рук с использованием лепки 2.1. Диагностика уровня развития мелкой мотрики рук у детей дошкольного возраста………………………………………………………………………………………….22 2.2. Развитие мелкой моторики рук для детей дошкольного возраста по средством лепки…………………………………………………………………………………………….27 2.3. Анализ и итоги экспериментального исследования……………………..........................34 Выводы по ll главе ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..............................40 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕАТУРЫ…………………………………………43 ПРИЛОЖЕНИЕ
Список литературы

1. Алексахин Н.Н. Учимся лепить и расписывать [Текст] Т.Н. Алексахин // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 9. – с. 23-27. 2. Алексахин Н.Н. Волшебная глина: Методика преподавания лепки в детском кружке [Текст]: Учебное пособие / Н.Н. Алексахин. - М.: Агар, 2012. 47 с. 3. Алексеева НА. Значение предварительной зрительно-осязательной ориентировки в восприятии предметов и в повышении качества изобразительной деятельности (на примере лепки) у детей среднего дошкольного возраста [Текст] / НА. Алексеева, А.Е. Высоцкая // Ученые записки ГГПИ им. М.Горького. - Горький, 2012. - вып. 117. - С. 70-95. 4. Антакова-Фомина. Л. В. «Связь пальцевой моторики и речевой функции» — М.: Издательство «Просвещение», 2013. – 167 с. 5. Афанасьева С. Напитать душу красотой. Лепка [Текст] С. Афанасьева // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 8. – с. 67-72. 6. Батышев С.Я. Профессиональная педагогика [Текст]: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям /С.Я. Батышев. — М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2007. -219 с. 7. Безубцева Г.В. Развиваем руку ребенка, готовимся к рисованию и письму [Текст]: Конспекты занятий с играми и упражнениями по развитию мелкой моторики и графических навыков у детей 6—7 лет / Г.В. Безубцева, Т.Н. Андриевская. — М.: Издательство ГНОМиД, 2003 — 120 с. 8. Белевич Е.К. Обучение детей средней групп лепке [Текст] Т.К. Белевич // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 10. - С.29-ЗЗ. 9. Беляков Н. Д. Кружок «Умелые руки» в школе [Текст] / Н. Д. Беляков, А.И. Покровская, Н.Е. Цейтлин. — М. 2007. — 158 с. 10. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии [Текст] / Н.А. Бернштейн. — М. 1991. — 212 с. 11. Брыкина Е.П. Лепка. Альбом иллюстрированный (раздаточный) для детей старшего дошкольного возраста [Текст] /Е.П. Брыкина. - М.: АСТ 2012. - 24с. 12. Венгер Л. Пластилиновая груша [Текст] [Л. Венгер // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 8. - С.45-49. 13. Волкова А.А. Лепка в детском саду [Текст] /А.А. Волкова // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 11/12. - С. ЗЗ-З7. 14. Волкова А.А. Лепка в подготовительной группе [Текст] / А.А. Волкова // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 8. - С. 15-24. 15. Волкова А.А. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию [Текст] / АЛ. Волкова // Дошкольное воспитание. - 2010. № 7. - с. 18-26. 16. Ворончихина ФМ. Лепка и игры [Текст] /Ф.М. Ворончихина // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 5. - С.ЗО-ЗЗ. 17. Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье [Электронный ресурс]. http:// www.doshvozrast.ru 18. Выготский Л.С. Психология [Текст] /Л.С. Выготский. — М.: Изд-во ЭКСМО - пресс. - 2000 - 1008 с. 19. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова, И.Г. Щербинина С.В. Книга тестов. – М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС». – 2008 – 80 с. 20. Гаврина С. Е., Щербинина С. В. Умные пальчики. Развиваем мелкую моторику. / С. Е. Гаврина, С. В. Щербинина– Спб: Питер, Изд.: АСТ, 2010. - 35с. 21. Горичева ВС. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина: Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / ВС. Горичева, М.И. Нагибина. - Ярославль: Академия развития 2012. - 192с. 22. Гусарова И.Л. Лепка в детском саду: Лекция для студентов заочников дошкольных факультетов педагогических институтов [Текст] / и л. Гусарова. - М.: ЮНИТИ, 2011. - 86 с. 23. Давыдова Л. Первые уроки лепки [Текст] [Л. Давыдова // Семья и школа. - 2011. - N9 4. 24. Диагностика готовности ребенка к школе / Под ред. Н.Е. Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. 25. Долгоаршинных Н. Учимся лепить дымку [Текст], Н. Долгоаршинных // Народное творчество. - 2013. - 4. - С.З 1-32. 26. Ереминко Т.- Вышивка. Техника. Приемы. Изделия. - Москва. Аст - Пресс. 2000. 27. Зимина Н.А. Развитие творческого воображения детей на лепке [Текст] /Н.А. Зимина // Воспитание детей дошкольных учреждений. - 2010. С.49-57. 28. Исаева И. Уроки пластики [Текст] / И. Исаева // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 5. - (2.50-53. 29. Исенина Е. И. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Орел: Изд-во ОГПИ, 2012. - 119 с. 30. Казакова Р. Лепка в ДОУ [Текст] [Р. Казакова // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 4. - С. 15-23. 31. Каюмова Р. Развитие творческого воображения в лепке [Текст], Р. Каюмова // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 3/4. - С. 17-18. 32. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество дошкольников: Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 128 с. 33. Комарова ТС. Учитесь рисовать и лепить [Текст] / ТС. Комарова, Е.В. Лебедева, Т.Г. Казакова, Н К. Халезова. - М.: логос, 2009. - 68 с. 34. Корзакова ЕИ. Овладение формой предмета и ее передача в лепке дошкольников [Текст]: Сенсорное воспитание дошкольников / ЕИ. Корикова; под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. — М.: Логос, 2009. - С. 100-121. 35. Коссаковская ЕЛ. Лепка в детском саду [Текст]: пособие для воспитателей / ЕЛ. Коссаковская. — М.: Академия, 2012. - 71с. 36. Курочкина НА. К вопросу о приемах обучения предметной лепке детей средней группы детского сада (5лет) [Текст] /Н.А. Курочкина // Научно-теоретическая конференция: Краткое содержание докладов. — М.: Академия, 2012. — 256 с. 37. Курочкина НА. Обучение детей (3-7 лет) лепке животных [Текст]: Методическое пособие / Н А. Курочкина. — Челябинск, 2013. — 66 с. 38. Лепилов К.М. Лепка в семье и в школе [Текст]: пособие для воспитателей и преподавателей / К.М. Лепилов. — СПб: Нева, 2012. - 32с. 39. Лыкова И. А. Лепим, фантазируем, играем. – М., 2002г. 40. Лурия А.Р. «Высшие корковые функции и их нарушения при локальных поражениях мозга». -/ А.Р. Лурия - М., Академический проект, 2000 – 81с. 41. Новикова И. В. Обучение вышивке в детском саду: Академия развития, 2010. – 80 с.: ил. – (Детский сад: день за днем. В помощь воспитателям и родителям). 42. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ [Текст]. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред.Н.Е. Вераксы, ТС. Комаровой, М.А. Васильевой. — 3-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 368с. 43. Скопина О.А. Проблема развития детского пластического творчества в лепке в художественно-педагогических трудах НБ. Халезовой [Текст] /О.А. Скопина // Развитие теории дошкольного образования. Психолого-педагогические аспекты: материалы научно-практической конференции. - М.: МПГУ, 2013. - С. 16-119. 44. Ткаченко ТЛ. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков [Текст] / ТЛ. Ткаченко. — М: Издательство «ЭКСМО», 2010. — 129 с. (С.90-94.) 45. Ткаченко ТЛ. Развиваем мелкую моторику [Тексту ТЛ. Ткаченко. М: Издательство «ЭКСМО», 2007. - 99 с., С.45-49. 46. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2018г. №204 «О национальных целях и стратегических задач развития Российской Федерации на период до2024года» h 47. Шацкая В. Пути эстетического воспитания [Текст] В. Шацкая // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 11. - С. 111-113.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. Теоретические основы развития мелкой моторики рук при использовании лепки 1.1. Развитие мелкой моторики рук как психолого - педагогическая проблема Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка (М.М. Кольцова, Н.Н. Новикова, Н.А. Бернштейн, В.Н. Бехтерев, М. В. Антропова, Н.А. Рокотова, Е.К. Бережная) [6; с. 24]. Исследования развития движений рук ребёнка представляют интерес не только для педагогов и психологов, но и для других специалистов (философов, языковедов, историков, биологов), так как руки обладая многообразием функций, являются специфическим человеческим органом. Интересен онтогенез развития действий рук ребёнка. И. М. Сеченов был одним из первых, учёных подвергших критике теорию наследственной предопределённости развития движений ребёнка, как результат созревания определённых нервных структур. Он писал, что, «движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения, как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой» [4; с. 67]. Развитие мелкой моторики у детей у грудного ребенка в начальном периоде жизни моторика является первым и единственным аспектом развития, который доступен объективному наблюдению [9]. Нормальное развитие моторики свидетельствует о нормальном развитии ребенка. Тонкая моторика отражает интеллектуальные способности. Об умениях ребенка в 6 месяцев можно сказать: «Из любого положения ребенок пробует двигаться и устанавливать равновесие между туловищем и конечностями» (часто безуспешно), с тем, чтобы схватывать предметы, находящиеся в непосредственной близости. Его привлекают главным образом ярко раскрашенные предметы. Он схватывает крупные или мелкие предметы, но еще преобладает хватание ладонного типа, которое он выполняет, однако все более координированными движениями. Он протягивает руку, чтобы схватить и предметы, находящиеся вне его радиуса действия. По-видимому, глаза желают большего, чем ребенок в состоянии выполнить с моторной точки зрения». Руки разжаты и пальцы готовы к тонкой деятельности. Схватывание предметов еще напоминает плоскогубцы. Схватив предмет, ребенок разглядывает его (осваивает глазами). Он активно стучит, размахивает, бросает игрушки, перекладывает их из одной руки в другую. Руки соединяются по средней линии. Ребенок играет руками и ногами; он трогает предметы и учится различать приятные материалы и поверхности от неприятных при этом он проявляет удовольствие или неудовольствие [10]. М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы [25; с. 31]. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путём тренировки движений пальцев рук, а это в свою очередь подготовка руки ребёнка к письму. Как показывает практика, многие первоклассники в начальный период обучения сталкиваются с трудностями при овладении навыками письма: детям тяжело писать, появляется боль, дрожь в кистях рук, они плачут, нервничают. Уже на самых первых этапах обучения письму у детей появляется неудовлетворение, а у родителей огорчение. На них обрушиваются бесконечные напоминания: правильно держи ручку, тетрадь, следи за посадкой, наклоном букв. И наступает момент, когда появляется и быстро растёт нелюбовь к письму, то есть, говоря языком науки, исчезает положительная мотивация учения [17]. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Подготовка к письму является одним из самых сложных этапов подготовки ребёнка к систематическому обучению. В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что приводит к формированию неправильной техники письма. Это связано с психолого-физиологическими особенностями 5–6 летнего ребёнка. Согласно данным психологов и физиологов у детей данного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев [39]. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов находятся на разной стадии развития. У детей 5–6 лет недостаточно сформирована способность к оценке пространственных различий, от которых зависит полнота и точность восприятия и воспроизведения форм букв. Кроме того, дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках: правая и левая сторона, верх – низ, ближе – дальше, под – над, около – внутри. У большинства детей пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Многие пятилетние дети держат ложку в кулаке, с трудом правильно берут кисточку, карандаш, ножницы, иногда не могут расстегнуть и застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки. Именно к 6 – 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Важно, чтобы к этому возрасту, ребёнок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков (в том числе и навыка письма), а не вынужден исправлять неправильно сформированные старые. Изменение неправильно сформированного навыка требует много сил и времени как от ребёнка, так и от родителей. Это не только осложняет обучение письму, но и, что особенно нежелательно, создаёт дополнительную нагрузку на центральную нервную систему ребёнка на первом году обучения в школе. Поэтому работа по подготовке ребёнка к обучению письму должна начинаться задолго до поступления в школу [22]. Взрослых должен насторожить такой явный признак недостаточной работы пальцев рук, как активное поворачивание листа бумаги при рисовании и закрашивании. Такие виды изобразительной деятельности, как рисование и закрашивание, вырабатывают пространственную ориентацию на плоскости листа, умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев. Достигая таких же целей при помощи поворачивания листа, ребёнок лишает себя тренировки пальцев и руки, необходимой в дальнейшем для овладения письмом [33]. Специалисты Е.В. Гурьев, А.С. Грибоедов, В.П. Кащенко, Н.В. Чехов и, особенно, А.Н. Граборов, подчеркивая коррекционную ценность рисования, лепки, ручного труда для развития ребенка в целом и его познавательной деятельности в частности, – уделяют внимание эмоциональной стороне и развитию мелкой моторики через лепку [20; c.35]. Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребёнок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Это рисование, аппликация, лепка, выкладывание узоров из мозаики, конструирование из некрупных деталей. Для девочек (возможно и для мальчиков) полезным и увлекательным занятием является рукоделие: шитьё, вышивание, вязание, макраме. Развитие ручной умелости невозможно без своевременного овладения навыками самообслуживания: к старшему дошкольному возрасту у ребёнка не должно быть затруднений в застёгивании пуговиц, завязывании шнурков на обуви, узелков на платке. Важно и посильное участие детей в домашних делах: сервировке стола, уборке помещения. Эти повседневные нагрузки имеют не только высокую нравственную ценность, но и являются хорошей систематической тренировкой для пальцев руки [18]. Кроме того, совершенствование ручной моторики способствует активизации различных зон головного мозга. Развитие мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и пальцев рук в психологии, имеем большое значение и расценивается как один из показателей психического развития ребенка. Изучение проблемы развития мелкой моторики проходит в разных аспектах: психологическом, физиологическом, педагогическом [21; c. 122]. Мелкая моторика - это тонкие движения кистей и пальцев рук человека, она - необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, - выработанных в ходе культурного развития человеческого общества. С развитием мелкой моторики тесно связано развитие речи. Если внимательно посмотреть на снимок головного мозга, то становиться ясно, что двигательная речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь её частью. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная близко от речевой зоны. Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Проведенные М. Кольцовой, Л. Фоминой исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи у детей. Для определения уровня развития речи с детьми первых лет жизни провели такой эксперимент: просили ребенка показать один пальчик, два, три («сделай вот так», - показывали как надо делать). Дети, которым удается повторить изолированные движения пальцами, хорошо говорят. И, наоборот, у плохо говорящих детей пальцы либо напряжены и сгибаются только все вместе, либо, напротив - вялые, ватные и не делают отдельных движений. Таким образом, пока движения пальцев не станут свободными, добиться развития речи у детей не удается [17]. Таким образом, уровень развития моторики - один из важных показателей готовности к школьному обучению. Развитие мелкой моторики руки у человека тесно связано с уровнем развития речевой деятельности, поэтому недостатки в развитии этого навыка влекут за собой недостатки речевой артикуляции, позднее отражаются на уровне овладения письменной речью. Кроме того, совершенствование ручной моторики способствует активизации различных зон головного мозга. Если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться мышление и речь. Работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект. 1.2. Особенности метода и приема использования лепки в работе с детьми дошкольного возраста Лепка в детском саду из пластилина, глины или теста играет немалую роль в образовании и воспитании детей дошкольного возраста, она также является и разновидностью искусства. Лепка для детей является частью изобразительного искусства, при помощи которой они отображают свои эмоции и окружающий их реальный мир. Дети передают свои ощущения мировоззрения. Чаще всего материалами детского творчества является глина, пластилин, тесто для лепки. Они являются наиболее подручными для детей по своим пластичным свойствам. Даже самый простой предмет или фигура для детей является творчеством. Ребёнок в ходе создания своей творческой работы получает огромное удовольствие от пластичных свойств и объёмности форм используемых материалов. Ребёнок, при лепке, развивает свои конструктивные способности, глазомер и точность движения рук. Если воспитатель правильно организует занятие, то лепка для ребёнка станет любимым увлечением. Этот вид развития творческой способности у детей преследует цели не только выработать у детей определённые навыки и умения, но и в приоритете подготавливает ребёнка к школе [1, с. 27]. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В. М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. Занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, активно развиваются мелкие мышцы пальцев, глазомер, пространственное мышление. Когда ребенок лепит, развивается его мелкая моторика, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления, к тому же лепка благотворно влияет на нервную систему в целом. Именно поэтому возбудимым, шумным и активным детям часто рекомендуют заниматься лепкой. Трудно переоценить значение лепки для развития ребенка. Дети видят в детском саду резные фигурки, выполненные богородскими или городецкими мастерами, фарфоровые статуэтки, глиняные скульптуры дымковских искусниц, с интересом рассматривают их со всех сторон, ощущая руками гладкую или шероховатую поверхность. Халезова Н.Б. писала: «Во время работы с глиной ребенок получает эстетическое наслаждение от ее пластичности, объемности, от форм, которые получаются в процессе лепки. Одновременно ребенок осознает различные свойства глины и пластилина, знакомится с объемной формой, строением и пропорциями предметов, у него развивается точность движений рук и глазомер, формируются конструктивные способности. Если этот вид деятельности правильно поставлен, то лепка может стать любимым занятием детей» [22; c. 86]. Воспитатель рассказывает детям об искусных мастерах, художниках, которые создали эти предметы, показывает, какие интересные формы придал скульптор своему произведению, вызывает желание лепить, пытаться передать свои впечатления в работе с пластическими материалами. Лепка — увлекательное занятие. Дети находят большое удовольствие в передаче знакомых фигур из мягких, податливых материалов. Однако долгое время пластилин и глина остаются в руках ребенка материалом для изображения предельно простых предметов «лепешек», «конфеток»— и только [16; c. 33]. Чтобы подойти к лепке более сложных форм, ребенок должен найти какие-то способы, приемы. Задача взрослых — педагогов, воспитателей, родителей — облегчить этот путь изучения нового материала, помочь детям освоить основные приемы работы с ним, с тем, чтобы дети научились лепить, передавать в этом материале предметы окружающего мира, выражать свое отношение к этому миру, к его явлениям. Дошкольникам доступно овладение приемами работы лишь с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки. Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка. Пластичность материала и объемность изображаемой формы позволяют дошкольнику овладеть некоторыми техническими приемами в лепке скорее, чем в рисовании. Например, передача движения в рисунке является сложной задачей, требующей длительного обучения. В лепке решение этой задачи облегчается. Ребенок сначала лепит предмет в статичном положении, а затем сгибает его части в соответствии с замыслом. Передача пространственных соотношений предметов в лепке также упрощается — объекты, как в реальной жизни, расставляются друг за другом, ближе и дальше от центра композиции. Вопросы перспективы в лепке попросту снимаются [13; c. 36]. Основное средство в создании изображения в лепке — передача объемной формы. Цвет используется ограниченно. Обычно раскрашиваются те работы, которые будут впоследствии применяться в детских играх. Лепка дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно-пластичных образах. Каждый ребенок может создать свой собственный маленький пластилиновый или глиняный мир, лепка приобщает малышей к миру прекрасного, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Лепку можно рассматривать не только как один из любимых детьми видов деятельности, но и как инструмент коррекции и развития. Лепка из пластилина учит ребенка быть аккуратным и внимательным, развивает мелкую моторику и координацию пальцев, заставляет работать фантазию и просто развлекает. В системе эстетического воспитания детей лепка, так же, как и рисунок, занимает определенное место и имеет свою специфику [11; c. 24]. На занятиях лепкой перед воспитателями ставятся определенные задачи: развитие детского творчества, вооружение детей изобразительными и техническими умениями, создание интереса к данному виду деятельности. В работе с детьми используются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная. Каждый из этих видов имеет свои особенности и задачи. Предметная лепка. Изображение предметов в лепке для ребенка является более простым, чем в рисовании. Здесь он имеет дело с реальным объемом, где нет надобности, прибегать к условным средствам изображения. Наиболее легко дети овладевают изображением предметов конструктивной и растительной форм и с большими трудностями - изображением фигур человека и животного. Это связано со сложностью строения, пластичностью их форм; ребенку бывает трудно понять сложное анатомическое строение животных. На занятиях дошкольники должны научиться передавать пропорции предметов, овладевать определенными техническими умениями. Эти общие задачи конкретизируются для каждой возрастной группы. Например, для первой младшей группы научить детей лепить простейшие формы (цилиндр, диск, шар). Для средней группы - уточнять представление о форме предметов и их строении. Для старшей группы - видеть сходство и различие предметов, их положение в пространстве, замечать характерные признаки [8; c. 33]. Сюжетная лепка. Изображение сюжета в лепке имеет свою специфику по сравнению с рисованием. В последнем изображение сюжетной композиции часто бывает связано с использованием условных приемов изображения предметов, находящихся на земле и в воздухе. В лепке это не всегда удается сделать. Например, изобразить летящий самолет ребенок не может. Но ребята в некоторых случаях при показе предметов в полете поднимают скульптуры на подставке или палочке-каркасе, но этот условный прием не всегда можно использовать, особенно если в сюжете не один предмет в воздухе, а несколько. Работа над сюжетной лепкой требует от детей большого умственного напряжения, так как для композиции нужно отобрать наиболее выразительные предметы. Сюжетная лепка проводится с детьми старших групп [8; с. 29]. Декоративная лепка. Одним из средств эстетического воспитания является знакомство детей с неродным прикладным искусством, разными его видами, в там числе мелкой декоративной пластикой народных умельцев. Красивые, обобщенные формы птиц, животных с условной яркой росписью ангобом и глазурью, радуют детей и положительно влияют на развитие их художественного вкуса, расширяют кругозор и фантазию. Ребятам нравятся декоративные сосуды, созданные гончарами разных народов. Они охотно рассматривают простые, а порой замысловатые формы солонок, кружек и других изделий, с интересом знакомятся с декоративными пластинками. Дети старшей и подготовительной групп могут сами создать интересные изделия, используя их в играх или как настенные украшения, сувениры для взрослых и своих товарищей [8; с. 33]. Декоративная лепка учит детей работать творчески: предварительно обдумывать тему, создавать заранее эскиз в виде рисунка и в процессе работы следовать ему, решать условно форму предмета и роспись (например, солонка изображается в виде цветка, крылья птицы или жука могут быть расписаны растительным или геометрическим орнаментом). Декоративная лепка учит работать с инструментом, некоторые украшения можно наносить специальными печатками в виде трубочек, квадратов, треугольников и др. В качестве таких печаток можно использовать гвозди, винты со шляпками разной формы. Работа над лепным орнаментом развивает мелкие мышцы кисти руки ребенка, учит работать кончиками пальцев, делает их более гибкими и чувствительными к форме. Так, в старшей группе дети учатся лепить сосуды путем вдавливания или оттягивания и прищипывания краев, а также ленточным способом, когда ко дну сосуда прикрепляется стенка в виде лентообразной формы [37; с. 93]. В подготовительной группе дошкольники должны уметь пользоваться всеми вышеприведенными способами, а также способом кругового налета, который заключается в постепенном примазывании колец ко дну сосуда. В этой же группе детям можно показать способ выбирания глины из целой формы, пользуясь стекой-петлей. Таким образом, занятия лепкой могут комплексно воздействовать на развитие ребенка: • повышать сенсорную чувствительность, то есть способствовать тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики; • развивать воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику; • синхронизировать работу обеих рук; • формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его и при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел. 1.3. Лепка как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Для максимальной реализации образовательного потенциала развивающей предметно-пространственной среды как элемента образовательной среды в рамках требований Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования целесообразно классифицировать предметное содержание на функциональные группы, нацеленные на решение различных воспитательно-образовательных задач. Функциональный модуль — это группа компонентов материалов, оборудования и инвентаря (далее — Перечень) по видам детской деятельности для организации пространства (группы, уличного участка и т. п.) для решения воспитательно-образовательных задач общеобразовательной программы ДОО. Предметное содержание функциональных модулей в соответствии с ФГОС ДО коррелирует с основными направлениями (образовательными областями). Отдельно стоит заметить, что деление образовательных областей на отдельные группы (направления) довольно условно, поскольку при учете взаимодополнения решение конкретных задач в свою очередь содействует и косвенному решению других задач. Направления образовательных областей с учетом взаимодополнения социально коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно эстетическое развитие, физическое развитие [42].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg