Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Теоретические и правовые основы прокурорского надзора за производством дознания федеральной службой судебных приставов

irina_krut2019 1700 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 68 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 29.12.2019
Объектом исследования являются общественные отношения, складываю-щиеся в процессе реализации прокурором полномочий по организации и осу-ществлению надзора за производством дознания органами Федеральной службы судебных приставов. Предметом исследования является деятельность органов прокуратуры по надзору за производством дознания органами Федеральной службы судебных приставов, закономерности данной деятельности, и проблемы, с которыми сталкиваются прокуроры в процессе её осуществления, а также особенности нормативно-правового регулирования работы прокуроров и судебных приста-вов. Цель исследования состоит в том, чтобы на основе изучения деятельности органов дознания ФССП России, анализа положений действующего законодательства, практики его применения, теории и практики прокурорского надзора, проанализировать деятельность органов прокуратуры Российской Федерации за производством дознания органами Федеральной службы судебных приставов. Для достижения поставленной цели определены следующие задачи: - рассмотреть понятие и правовые основы прокурорского надзора за про-цессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия; - проанализировать предмет, пределы, цели и задачи прокурорского надзора за производством дознания Федеральной службой судебных приставов; - рассмотреть организацию прокурорского надзора при принятии и рас-смотрении сообщений о преступлениях органами Федеральной службой судебных приставов; - исследовать особенности прокурорского надзора за органами Федераль-ной службой судебных приставов на стадии возбуждения уголовного дела; - проанализировать специфику прокурорского надзора за органами Феде-ральной службой судебных приставов при производстве следственных дей-ствий. Теоретико-методологические основы исследования составили общенауч-ные, частнонаучные и эмпирические методы. В качестве общенаучных методов использовались: диалектический, анализ и синтез, системный, абстрагирование. Частнонаучными методами являлись: формально-юридический и статистический. Применялся также ряд методов получения эмпирических данных: изуче-ние исполнительных производств, уголовных дел, мер прокурорского реагирования, наблюдение. Научная новизна исследования может состоять в том, что в работе дается анализ состояния законности в деятельности органов дознания службы судеб-ных приставов; выявлены наиболее типичные и распространенные нарушения закона со стороны названных органов. Высказан ряд предложений по совер-шенствованию действующего законодательства, направленных на укрепление законности в деятельности органов дознания ФССП России. Теоретическая значимость проведённого исследования состоит в том, что содержащиеся в нём выводы могут способствовать дальнейшей разработке теории прокурорского надзора. Практическая значимость исследования определяется возможностью ис-пользования содержащихся в нём выводов и предложений в правотворческой деятельности по совершенствованию законодательства о прокуратуре и процессуальной деятельности судебных приставов. Положения, выносимые на защиту. 1. Установлено отсутствие единообразия в определении прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия в ст. 37 УПК РФ и Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации». Определение данной отрасли прокурорского надзора, предусмотренное в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации», более широкое и включает в себя надзор за оперативно-розыскной деятельностью. 2. Предлагается внести изменения в п. 2 ст.1 и в название главы III Феде-рального закона «О прокуратуре Российской Федерации», путем отграничения надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия от прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью. 3. Определены особенности объекта и предмета прокурорского надзора за производством дознания органами Федеральной службы судебных приставов. 4. На основе анализа правоприменительной практики выявлена проблема несвоевременности получения прокурором из поднадзорных органов копий важных процессуальных документов (постановления о возбуждении уголовного дела, постановления об отказе в возбуждении уголовного дела), что отрицательно влияет на оперативность проверки законности их вынесения. 5. Для решения вышеуказанной проблемы предлагается изменить ч.4 ст. 146 и ч.4 ст. 148, ч.2 ст. 208, ч.1 ст. 213 УПК РФ, заменив слова «направляется прокурору» словами «предоставляется прокурору», при этом дополнить обязанностью органа дознания и следствия предоставлять соответствующие материалы уголовного дела (материалы проверки) прокурору. Структура работы включает в себя введение, две главы (пять параграфов), заключение и библиографический список.
Введение

Актуальность темы бакалаврской работы в значительной мере обусловлена необходимостью совершенствования работы органов прокуратуры по поддержанию должного состояния законности в деятельности органов дознания Федеральной службы судебных приставов и важностью роли прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия. Вопрос о потребности в осуществлении прокурорского надзора за деятельностью судебных приставов возник с момента вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах», в пункте 4 ст. 19 которого закреплено, что «надзор за исполнением законов при осуще¬ствлении судебными приставами своих функций в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» осуществляют Гене¬ральный прокурор Российской Федерации и подчинённые ему прокуроры». Еще большую важность в данной сфере надзорная деятельность прокура-туры получила после вступления в силу с 01 июля 2002 года Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее УПК РФ), когда на Федеральную службу судебных приставов были возложены полномочия органов дознания. В настоящее время органы дознания ФССП России являются полноценными участниками уголовного процесса, в производстве которых находится существенная часть от общего числа ежегодно расследуемых в России уголовных дел. Так согласно данным официальной статистической отчетности в 2018 году органами дознания ФССП России было рассмотрено 88325 сообщений о преступлениях и возбуждено 53913 уголовных дела. В тоже время качество проводимого расследования дознавателями ФССП России не является высоким. В 2018 году органами прокуратуры отменено 174 постановления о возбуждении уголовного дела, вынесенного дознавателями ФССП России и 7830 постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела. Судами вынесено 10 оправдательных приговоров по уголовным делам, находившимся в производстве дознавателей ФССП России, а по 6 уголовным делам производство судами было прекращено по реабилитирующим основаниям . Указанные проблемы свидетельствует о том, что прокурорами пока еще не выработаны достаточно эффективные средства организации прокурорского надзора за производством дознания органами Федеральной службы судебных приставов. Это направление по сей день остается важнейшей задачей органов прокуратуры, что говорит о необходимости проведения серьезных научных исследований с целью совершенствования прокурорского надзора в данной сфере. Степень научной разработанности проблемы. Отдельные вопросы проку-рорского надзора за производством дознания судебными приставами анализи-ровали в своих работах ученые, специализирующиеся в сфере прокурорского надзора и уголовного процесса: А.В. Агутин, А.Н. Артамонов, С.В. Бажанов, В.И. Басков, А.Ю. Винокуров, Ю.Е. Винокуров, В.В. Гаврилов, В.Г. Даев, Е.Р. Ергашев, Н.В. Жогин, О.А. Зайцев, А.Х. Казарина, В.Н. Калинин, Ф.М. Кобзарев, Б.В. Коробейников, С.Г. Новиков, О.В. Химичева, А.А. Чувилев, А.Ю. Шумилов, B.Б. Ястребов, и другие.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………......3 1. теоретические и правовые основы прокурорского надзора за производством дознания федеральной службой судебных приставов..............8 1.1 Понятие и правовые основы прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия..........................8 1.2 Предмет, пределы, цели и задачи прокурорского надзора за производством дознания Федеральной службой судебных приста-вов.................13 2. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРОРА ПО НАДЗОРУ ЗА ПРОИЗВОДСТВОМ ДОЗНАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ......................................................................................25 2.1 Прокурорский надзор при принятии и рассмотрении сообщений о преступлениях органами Федеральной службы судебных приставов................25 2.2 Прокурорский надзор за органами Федеральной службы судебных приставов на стадии возбуждения уголовного де-ла...............................................34 2.3 Прокурорский надзор за органами Федеральной службы судебных приставов при производстве следственных дей-ствий............................................44 ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................53 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК......................................................................56 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Постановление о возбуждении уголовного де-ла.....................61 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Постановление о возвращении уголовного дела для производства дополнительного дознания...............................................................62 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Постановление об отказе в возбуждении уголовного де-ла....63 ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Постановление об отменен постановления органа дознания (дознавателя) об отказе в возбуждении уголовного де-ла.......................65 ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Постановление об отменен постановления органа дознания (дознавателя) об отказе в возбуждении уголовного де-ла.......................66
Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // СПС КонсультантПлюс. 2019 (дата обращения: 14.05.2019). 2. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 27.12.2018) «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019) // СПС КонсультантПлюс. 2019 (дата обращения 26.05.2019). 3. Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О судебных приставах» // СПС КонсультантПлюс. 2019 (дата обращения 10.05.2019). 4. Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ (ред. от 06.03.2019) «Об исполнительном производстве» // СПС КонсультантПлюс. 2019 (дата обраще-ния 03.06.2019). 5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. 01.04.2019) // СПС КонсультантПлюс. 2019 (дата обращения: 10.05.2019). 6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 23.04.2019) // СПС КонсультантПлюс. 2019 (дата обращения: 10.05.2019). 7. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019) // СПС КонсультантПлюс. 2019 (дата обращения 26.05.2019). 8. Федеральный закон от 14.03.2009 № 38-ФЗ «О внесении изменений в статьи 40 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс. 2019 (дата обращения 26.05.2019). 9. Указ Президента РФ от 15.05.2018 № 215 (ред. от 26.02.2019) «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // СПС КонсультантПлюс. 2019 (дата обращения 26.05.2019). 10. Указ Президента РФ от 13.10.2004 № 1316 (ред. от 13.05.2019) «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» // СПС КонсультантПлюс. 2019 (дата обращения 26.05.2019). 11. Приказ Минюста РФ от 02.05.2006 № 139 «Об утверждении Инструк-ции о едином порядке организации приема, регистрации и проверки в Феде-ральной службе судебных приставов сообщений о преступлениях» // СПС КонсультантПлюс. 2019 (дата обращения 26.05.2019). 12. Приказ ФССП России от 20.04.2018 № 158 «Об утверждении Положения об Управлении организации дознания Федеральной службы судебных приставов» // СПС КонсультантПлюс. 2019 (дата обращения 26.05.2019). 13. Приказ ФССП России от 06.12.2010 № 677 (ред. от 30.08.2012) «О совершенствовании деятельности Федеральной службы судебных приставов по производству предварительного расследования в форме дознания» // СПС КонсультантПлюс. 2019 (дата обращения 26.05.2019). 14. Приказ Генпрокуратуры России № 39, МВД России № 1070, МЧС России № 1021, Минюста России № 253, ФСБ России № 780, Минэкономразвития России № 353, ФСКН России № 399 от 29.12.2005 (ред. от 20.02.2014) «О едином учете преступлений» (вместе с Типовым положением о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, Положением о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений, Инструкцией о порядке заполнения и представления учетных документов) // СПС КонсультантПлюс. 2019 (дата обращения 26.05.2019). 15. Приказ Генпрокуратуры России от 26.01.2017 № 33 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания». // СПС КонсультантПлюс. 2019 (дата обращения 26.05.2019). 16. Приказ Генпрокуратуры России от 02.11.2018 № 723 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в сфере оборонно-промышленного комплекса» // СПС КонсультантПлюс. 2019 (дата обращения 26.05.2019). 17. Приказ Генпрокуратуры России от 07.05.2008 № 84 (ред. от 23.04.2019) «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» // СПС КонсультантПлюс. 2019 (дата обращения 26.05.2019). 18. Приказ Генпрокуратуры России от 05.09.2011 № 277 (ред. от 05.12.2016) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия» // СПС КонсультантПлюс. 2019 (дата обращения 26.05.2019). 19. Абдулин Р.С. Прокурорский надзор в Российской Федерации Учебное пособие. Курган: КГУ, 2016. 220 с. 20. Артамонов А.Н. Полномочия прокурора при надзоре за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия // Законодательство и практика. 2016. № 1. С. 73 - 80. 21. Басков В.И., Коробейников Б.В. Курс прокурорского надзора. М.: Зерцало, 2001. 512 с. 22. Бажанов С.В. Правовой режим стадии возбуждения уголовного дела и его влияние на эффективность прокурорского надзора // Законы России: опыт, анализ, практика. 2017. № 4. С. 71 - 73. 23. Галустьян О.А., Ендольцева А.В., Сыдорук И.И.(ред.) Прокурорский надзор Учебник. 7-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012. 511 с. 24. Исаенко В.Н. Акты прокурорского надзора за исполнением законов при производстве следственных действий // Законность. 2012. № 12. С. 3 - 5. 25. Исаенко В. Прокурорский надзор за исполнением законов при произ-водстве следственных действий // Законность. 2010. № 4. С. 10 - 14. 26. Исмаилов Ч.М. Оптимизация полномочий прокурора в стадии возбуждения уголовного дела // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 3. С. 168 - 174. 27. Капинус О.С. Прокурорский надзор. Учебник. М.: Юрайт, 2012. 639 с. 28. Одношевин И.А. Организация прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и пределы его осуществления // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 4. С. 191 - 198. 29. Прокурорский надзор/ Винокуров Ю.Е. и др.; Под общ. ред Ю.Е.Винокурова. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Высшее образование, 2005. 460 с. 30. Рыжаков А.П. Элемент надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие // Законность. 2018. № 9. С. 52 - 55. 31. Ситник В.В. Теоретические аспекты прокурорского надзора за испол-нением законов органами, осуществляющими дознание // Актуальные пробле-мы российского права. 2018. № 4. С. 185 - 194. 32. Таболина К.А. О недостаточности полномочий прокурора для обеспе-чения эффективного надзора в стадии возбуждения уголовного дела // Актуальные проблемы российского права. 2014. № 6. С. 1208 - 1214. 33. Тарабан Н.А. Актуальные проблемы приема, регистрации и рассмотрения сообщений о преступлениях // Российский следователь. 2015. № 21. С. 43 - 47. 34. Тетерина О.А. Основы методики проверки исполнения законов при учете преступлений // Законность. 2014. № 7. С. 13 - 17. 35. Шаталов Д.В. Стадия возбуждения уголовного дела: «Pro et contra» // Российская юстиция. 2018. № 4. С. 56 - 60. 36. Шебалин В.А. Прокурор и разумность сроков уголовного судопроиз-водства // Законность. 2012. № 8. С. 38 - 39. 37. Обзор деятельности органов дознания ФССП России URL: http://fssprus.ru/2029019/ (дата обращения: 26.05.2019). 38. Обзор по итогам работы территориальных органов ФССП России по осуществлению дознания в 2014 году URL: http://fssprus.ru/2122875/ (дата об-ращения: 26.05.2019). 39. Письмо ФССП России от 27.02.2019 № 00043/19/64433-ВВ «Обзор деятельности территориальных органов ФССП России по применению мер уголовно-правового воздействия и организации дознания в 2018 году» URL: http://fssprus.ru/2612238 // (дата обращения: 26.05.2019). 40. Информация о состоявшемся 1 декабря 2015 года в Генеральной про-куратуре Российской Федерации межведомственном совещании руководителей правоохранительных органов Российской Федерации URL: http://fssprus.ru/2250001/ // (дата обращения: 26.05.2019). 41. Ведомственная статистическая отчётность, утверждённая приказом ФСПП России от 26.10.2015 № 506. Форма №4-2 «Сведения по организации дознания в ФССП России» за январь-декабрь 2018 года. 42. Ведомственная статистическая отчётность, утверждённая приказом ФСПП России от 26.10.2015 № 506. Форма №4-2 «Сведения по организации дознания в УФССП по Нижегородской области» за январь-декабрь 2018 года. 43. Постановление о возвращении уголовного дела для производства до-полнительного дознания от 03.04.2017 г. // Материалы уголовного дела № 11708220026000005Архив Выксунского МРО УФСПП России по Нижегородской области. 44. Постановление об отменен постановления органа дознания (дознавателя) об отказе в возбуждении уголовного дела от 26.02.2018 г. // Архив Выксунского МРО УФСПП России по Нижегородской области. 45. Постановление об отменен постановления органа дознания (дознавателя) об отказе в возбуждении уголовного дела от 16.03.2018 г. // Архив Выксунского МРО УФСПП России по Нижегородской области. 46. Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от 08.10.2018. // Архив Выксунского МРО УФСПП России по Нижегородской области.
Отрывок из работы

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ПРОИЗВОДСТВОМ ДОЗНАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ 1.1 Понятие и правовые основы прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия На основании части 1 ст. 37 Уголовно-процессуального кодекса Россий-ской Федерации прокурор в уголовном судопроизводстве осуществляет две функции: во-первых, уголовное преследование и во-вторых, надзор за процес-суальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия. В качестве прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия рассматривается осуществляемая от имени государства деятельность органов прокуратуры с момента получения сообщения о преступлении и до направления прокурором уголовного дела в суд для рассмотрения его по существу, состоящая в проверке: 1) точности соблюдения Конституции Российской Федерации и исполнения уголовно-процессуального законодательства в части соблюдения прав и свобод человека и гражданина и законности их ограничения; 2) определенного порядка рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях (проверка исполнения законав при приеме, регистрации, разрешении сообщений о преступлениях); 3) соблюдения предусмотренного законом порядка предварительного расследования; 4) законности решений, принимаемых в ходе расследования преступлений . Эффективная организация прокурорского надзора за процессуальной дея-тельностью органов дознания и органов предварительного следствия является одним из общих условий, без которых достижение назначения уголовного процесса является проблематичным. Прокурорский надзор за производством дознания ФССП России, выступая видом деятельности прокурора на досудебных стадиях уголовного процесса, на основании содержания приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 26.01.2017 № 33 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания», преследует две цели: 1) обеспечение единого подхода к осуществлению прокурорского надзора за процессуальной деятельностью ФССП России, 2) оперативное реагирование на выявленные нарушения закона, совершенные в процессе расследования преступлений. Исходя из сказанного, цель организации прокурорского надзора – создание (достижение) оптимальных условий для осуществления эффективного (результативного) прокурорского надзора. В свою очередь, цель прокурорского надзора – обеспечение законности процессуальной деятельности органов дознания, а задачи – выработка единообразного подхода к выполнению норм законов, а также – предупреждение, пресечение, выявление нарушений законов (прав участников) в процессуальной деятельности указанных органов, выявление фактов нарушений, лиц, виновных в этих нарушениях, принятие мер по привлечению их к ответственности, по восстановлению нарушенных прав и (или) минимизации последствий нарушений. Основу нормативно-правовой базы надзорной деятельности на стадиях досудебного производства составляют Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре) и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - УПК РФ). ст. 1 Закона о прокуратуре гласит, что для обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура реализует наряду с другими полномочиями и полномочия по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Таким же образом применительно к данной отрасли прокурорского надзора называется в этом законе и глава 3 раздела III. Аналогичным образом называется данная отрасль прокурорского надзора в учебной литературе по прокурорскому надзору . В свою очередь, в ст. 37 УПК РФ закреплено, что прокурор уполномочен осуществлять «надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия». В информационно-аналитических документах Генерального прокурора России и методических рекомендациях надзорная деятельность прокуратуры по отношению к органам дознания нередко именуется: «Прокурорский надзор за исполнением законов при производстве дознания» . Такое различие в названиях при характеристике содержания указанной отрасли и самой отрасли прокурорского надзора, по нашему мнению, вызывает сложности и неопределенности, в частности, при определении предмета и пределов надзора. Из положений Закона о прокуратуре следует, что выделение данной отрасли надзора обусловлено в первую очередь с разновидностью государственных органов, и только во вторую – отмечается характер и особенности одного из видов правоохранительной деятельности (дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскная деятельность), осуществляемых данными органами. Исходя из содержания названных положений, можно сделать различные выводы о предмете и пределах надзорной деятельности прокуратуры, к примеру, по отношению к деятельности Федеральной службы судебных приставов. Во-первых, служба судебных приставов - это орган, в сферу деятельности которого входит реализация функции дознания и поэтому он является объектом отдельной отрасли прокурорского надзора - надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание (по Закону о прокуратуре). Соответственно, у этой отрасли имеется и свой собственный предмет надзора. Во-вторых, служба судебных приставов, как федеральный орган исполнительной власти, – это и объект таких самостоятельных отраслей прокурорского надзора, как надзор за исполнением законов и надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, у каждой из которых есть свой собственный предмет надзора (куда входит не только соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов данным органом, но и соответствие законам издаваемых им правовых актов). Помимо этого, в-третьих, служба судебных приставов согласно пункту 2 ст.1 Закона о прокуратуре относится к объектам прокурорского надзора за ис-полнением законов судебными приставами, а согласно части 1 ст. 16 Уголовно-исполнительного кодекса РФ в связи с возложением на судебных приставов-исполнителей исполнения наказания в виде штрафа – является и объектом надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание. По этой причине, считаем, что более правильной является формулировка, закрепленная в части 1 ст. 37 УПК РФ, в которой говорится о надзоре только за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. Основываясь на вышеизложенном, в качестве прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия следует понимать осуществляемую от имени Российской Федерации деятельность органов прокуратуры с момента получения сообщения о преступлении до направления прокурором уголовного дела в суд для рассмотрения его по существу, заключающуюся в проверке: 1) точности соблюдения Конституции Российской Федерации и исполнения уголовно-процессуального законодательства в части соблюдения прав и свобод человека и гражданина и законности их ограничения; 2) определенного порядка рассмотрения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях (проверка исполнения законов при приеме, регистрации, разрешении сообщений о преступлениях); 3) соблюдения предусмотренного законом порядка предварительного расследования; 4) законности решений, принимаемых в ходе досудебного производства. На основании изложенного можно сказать, что содержание прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия, определенного в ч.1 ст. 37 УПК РФ, является более узким и более точным по отношению к понятию названного направления надзора, содержащемуся в Законе о прокуратуре. В связи с этим полагаем необходимым внести изменения в пункт 2 статьи 1 и в наименование главы III Закона о прокуратуре с целью ограничения пределов прокурорского надзора сферой процессуальной деятельности органов дознания и органов предварительного следствия. Подобная конкретизация формулировки названных положений закона в определенной степени относится и к надзору, связанному с оперативно-розыскной деятельностью. Как и предлагают отдельные ученые, правильнее названную отрасль прокурорского надзора назвать надзором за исполнением законов «в оперативно-розыскной деятельности» . Таким образом, прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия по причине отличий от других направлений надзора по предмету и пределам этой деятельности, специфики объектов, требует применения единообразных понятий, как в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации», так и в УПК РФ. Поскольку понятие «надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия», содержащееся в части 1 ст. 37 УПК РФ, является более узким по отношению к термину «надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие», содержащейся в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» и более точно отражающим его содержание, предлагаем внести изменения в пункт 2 статьи 1 и в название главы III Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», с целью отграничения прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия от других отраслей надзора, прежде всего прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью. 1.2 Предмет, пределы, цели и задачи прокурорского надзора за производством дознания Федеральной службой судебных приставов Определение предмета и пределов прокурорского надзора являются понятиями, которые вязаны со спецификой каждой отрасли прокурорского надзора, дают возможность определить задачи каждой отрасли, и кроме того полномочия, методы и формы деятельности прокуроров в рамках каждой отрасли прокурорского надзора . Общепризнанным в теории прокурорского надзора является определение предмета прокурорского надзора как совокупности общественных отношений, на регулирование которых направлена деятельность прокурора, представляю-щая собой соответствие закону действий (бездействия) поднадзорных органов и лиц, а также издаваемых ими правовых актов . Понятия предмета и объекта прокурорского надзора определяются по-разному, объект прокурорского надзора показывает, на что он (прокурорский надзор) распространяется, где осуществляется». Исходя из приведенных рас-суждений, а также анализа руководящих документов Генеральной прокуратуры России, в которых упоминается понятие объекта прокурорского надзора , можно сделать вывод о том, что объектом надзора является орган, организация, учреждение, в котором проводится проверка исполнения законов. ФССП России является федеральным органом исполнительной власти. В соответствии со Структурой федеральных органов исполнительной власти, утверждённой Указом Президента России от 15.05.2018 № 215 , служба судебных приставов подведомственна Министерству юстиции России, которое в свою очередь входит в группу федеральных министерств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации. В соответствии с Положением о Федеральной службе судебных приставов, утверждённом указом Президента России от 13.10.2004 № 1316 , ФССП России осуществляет функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности. Когда был принят УПК РФ, в соответствии с пунктом 2 части .1 ст. 40 в качестве органа дознания были определены Главный судебный пристав Рос-сийской Федерации, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта Российской Федерации, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные при-ставы Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Рос-сийской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. В настоящее время на основании Федерального закона от 14.03.2009 № 38-ФЗ , изменившим положения ст. 40 УПК РФ, в число органов дознания входят органы ФССП России. На основании пункта 2 ст. 1 Закона О прокуратуре в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Часть 1 ст. 37 УПК РФ предоставляет прокурору полномочием осуществ-лять в рамках компетенции, определенной УПК РФ, надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. Статья 29 Закона О прокуратуре устанавливает, что предметом прокурор-ского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие является: 1) соблюдение прав и свобод человека и гражданина, 2) установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, 3) осуществление ОРМ и проведение расследования, 4) законность решений органов, выполняющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Следовательно, закон устанавливает, что предметом надзора за органами, осуществляющими дознание, являются две составляющих: во-первых, деятельность названных органов и их должностных лиц и, во-вторых, законность решений этих органов и их должностных лиц. УПК РФ в ст. 5 характеризует дознание как форму предварительного рас-следования, осуществляемого дознавателем по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно. Руководствуясь Положением об «Управлении организации дознания Фе-деральной службы судебных приставов», утвержденным приказом Федераль-ной службы судебных приставов от 20.04.2018 № 158 , задачами службы су-дебных приставов как органа дознания являются: осуществление уголовного преследования лиц, совершивших преступления против правосудия, принятие мер к раскрытию, расследованию уголовных дел, отнесенных УПК РФ к компетенции ФССП России. Помимо этого, пункт 2.1.4 названного нормативного акта называет в качестве полномочия ФССП России выполнение неотложных следственных действий. Изложенное даёт возможность отнести к предмету прокурорского надзора за процессуальной деятельностью ФССП России ещё и осуществление неотложных следственных действий. Согласно ч.3 ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ следует, что дознание по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 157 и 177, ч.1 ст. 294, ст. 297, ч.1 ст. 311, ст.ст. 312 и 315 УК РФ осуществляется дознавателями органов ФССП. Таким образом, дознаватель службы судебных приставов является долж-ностным лицом, соблюдение законности в действиях и решениях которого выступают предметом рассматриваемой отрасли прокурорского надзора. Говоря иначе, прокурор в своей деятельности, направленной на проверку исполнения законов ФССП России как органа дознания, сталкивается как раз с процессуальными актами дознавателя, соответственно дознаватель в своей деятельности является представителем ФССП как органа дознания и органа государственной власти вообще, правовой статус ФССП непосредственно в тех или иных уголовно-процессуальных отношениях делегируется дознавателю. Сказанное позволяет прийти к выводу о том, что дознаватель службы судебных приставов не является самостоятельным объектом прокурорского надзора за процессуальной деятельностью ФССП России, но законность действий и решений данного должностного лица, однозначно, составляет предмет прокурорского надзора . Таким образом, ФССП России в качестве объекта прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание, является федеральным органом исполнительной власти, наделенным полномочиями по принудительному исполнению судебных актов, исполнению уголовного наказания в виде штрафа, являющийся органом дознания, включающим в себя должностных лиц – дознавателей, уполномоченных законом осуществлять уголовное преследование по уголовным делам публичного обвинения о преступлениях, отнесенных к подследственности дознавателей п.4 ч.3 ст. 151 УПК РФ. На основании вышесказанного, руководствуясь нормами ст. 29 Федераль-ного закона «О прокуратуре Российской Федерации», структура предмета про-курорского надзора за процессуальной деятельностью Федеральной службой судебных приставов может быть представлена в следующем виде: 1) соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении дознания, 2) соблюдение дознавателем установленного порядка разрешения заявле-ний и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, 3) соблюдение дознавателем установленного порядка проведения рассле-дования в форме дознания, 4) законность решений, принимаемых органами ФССП и её дознавателями. Пунктом 2 приказа Генпрокуратуры России от 26.01.2017 № 33 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания» прокурорам поручено считать важнейшей обязанностью защиту прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства, а также иных лиц, чьи права и законные интересы были нарушены, принимать все возможные меры к восстановлению нарушенных прав, возмещению причиненного ущерба. Необходимо сказать, что в предмет прокурорского надзора входит не только соблюдение в ходе дознания конституционных прав и свобод человека и гражданина, но и соблюдение иных прав, установленных законом. Следующим элементом предмета прокурорского надзора за процессуаль-ной деятельностью ФССП России является установленный порядок разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях. Согласно пункту 1 части 2 ст. 37 Уголовно-процессуального кодекса Рос-сийской Федерации при осуществлении досудебного производства по уголов-ным делам прокурор наделен полномочиями проверять соблюдение положений федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. Среди названных в приведенной формулировке действий законом уста-новлен только порядок разрешения сообщений о преступлениях. Часть 1 ст. 144 УПК РФ, устанавливающая процедуру рассмотрения сообщения о преступлении, говорит только об обязанности дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа принять сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении, проверить его и принять по нему одно из четырех решений, предусмотренных ст. 145 УПК РФ. Выполнение органами дознания определенного порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях как составная часть прокурорского надзора имеет непосредственную связь с первым его элементом (соблюдение прав и свобод человека и гражданина), это объясняется тем, что нарушение законности в данной сфере создает препятствия эффективной защите прав и законных интересов лиц, пострадавших от преступлений, а также доступу пострадавших от преступлений к правосудию. Следующим (третьим) элементом предмета прокурорского надзора за производством дознания ФССП России выступает соблюдение дознавателем определенного порядка осуществления расследования в форме дознания. Прокурорский надзор за соблюдением определенного в законе порядка производства дознания является одной из гарантий обеспечения прав и закон-ных интересов участников уголовного процесса, защиты лиц, общества, госу-дарства от преступных посягательств, неотвратимости ответственности за со-вершенное преступление. «Соблюдение установленных законом правил расследования содействует обеспечению достижения истины, объективности оценки полученной информации, соблюдению конституционного принципа презумпции невиновности»
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 35 страниц
420 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 63 страницы
6000 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 77 страниц
2000 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 81 страница
2500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg