Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Социологические теории профессионально-статусных притязаний молодежи на рынке труда.

irina_krut2019 2000 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 80 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 29.12.2019
Объектом исследования является молодежь в структуре политики занятости региона. Предмет исследования – профессионально-статусных притязаний молодежи на рынке труда региона. Теоретической основой исследования явились труды известных экономистов и представителей экономических теорий, таких как: Т.Мальтуса, У.Петти, Т.Буагильбера, А.Смит, Д.Рикардо, К.Маркс, Д.Кейнс и другие. Именно эти исследователи заложили базисные основы теоретических подходов к институту рынка труда. Степень научной разработанности темы исследования. Касаясь изученности проблемы рынка труда в РФ в научной литературе, следует отметить, что проблема достаточно изучена. Однако появление новых проблем в сфере обеспечения занятости приводит к новым исследованиям. В целом, теоретические подходы к рынку труда в социологии сформированы такими исследователями как: Е.М.Бабосова, П.Бурдье, Э.Дюркгейм, Э.Ф.Зеер, Р. Мертон. В структуре исследований стоит выделить труды, которые изучают профессионально-статусные притязания молодежи, что отражено в следующих работах, использованных в данном исследовании: Ю.А.Афонькиной, которая рассмотрела понятие профессиональной направленности у человека , С.Т.Джанерьян, А.Э. Ким которые изучили личностные притязаний молодежи , А.А.Зинин уделивший внимание профессиональным притязаниям молодежи , В.Н.Кормакова, рассмотревшая жизненные стратегии молодежи в системе профессионального самоопределения . Кроме этого, некоторые исследователи уделяют внимание непосредственно проблемам рынка труда молодежи, что отражено в работах: И.А.Айдаровой , Н.Л.Антипиной , И.А.Корчагиной , Ю.В.Челюбеевой и других . Методами исследования явились метод сравнения, метод комплексного подхода к изучению проблем рынка труда, метод статистического анализа, наблюдения, анкетирования. Целью эмпирического исследования является выявление особенностей рынка труда на примере конкретной территории. Основными задачами эмпирического исследования, являются следующие: выявить экономически профессионально-статусные притязания молодежи на рынке труда региона; определить уровень занятости; оценить уровень безработицы молодежи и количество безработных; провести опрос экономически активного населения и выявить проблемы рынка труда. Материал для эмпирического исследования основан на анализе статических данных, а также обработанных данных опроса населения. Структура работы. Работа имеет введение, три главы, заключение и список литературы.
Введение

Актуальность темы исследования. В современных условиях социально-экономического развития России одной из важных проблем является диспропорция регионов в области занятости, что во многом обуславливается разным экономическим потенциалом, особенностями развития. Важным экономическим фактором развития того или иного региона является рынок труда. В современных условиях развития негативные тенденции в экономике, кризисные явления провоцируют высокий уровень безработицы. Молодежь является наиболее уязвимой группой населения в проблеме занятости. Актуальность обращения к рынку труда конкретного региона обуславливается негативной ситуацией в экономике, кризисными явлениями, которые провоцируют высокий уровень безработицы. Изучение проблемы профессионально-статусных притязаний молодежи на рынке труда позволяет сформулировать ряд организационных и экономических условий для решения существующих проблем в рамках конкретной территории. Сюда входят условия для социального и профессионального самоопределения молодежи, возможности спроса и предложения рабочей силы (молодежи), динамики основных показателей, а также существующих проблем. Анализ рынка труда субъекта РФ позволяет определить место региона в структуре развития, как в целом рынка труда, так и возможности решить проблемы занятости молодежи в рамках территории. Эффективная модель занятости молодежи предполагает создание эффективного взаимодействия различных структур и прежде всего, институциональных образований региона. Задача формирования эффективной модели занятости предполагает создание таких институциональных структур, которые бы позволили эффективно взаимодействовать региональным и муниципальным системам в области трудоустройства молодежи. Цель выпускной квалификационной работы – исследовать особенности профессионально-статусных притязаний молодежи на рынке труда региона и выработать рекомендации для эффективного управления трудовыми ресурсами и занятостью молодежи. Основные задачи работы: ? изучить основные социологические подходы к рынку труда; ? определить особенности статуса молодежи как субъект трудовых отношений; ? уточнить понятие и сущность профессионально-статусных притязаний; ? дать общую характеристику рынка труда региона; ? проанализировать занятость молодежи ? оценить существующие проблемы; ? сформировать программу социологического исследования; ? проанализировать полученные результаты; ? разработать меры совершенствования политики занятости молодежи в регионе.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Социологические теории профессионально-статусных притязаний молодежи на рынке труда 7 1.1. Социологические подходы к рынку труда 7 1.2. Молодежь как субъект трудовых отношений 14 1.3. Понятие и сущность профессионально-статусных притязаний 22 Глава 2. Анализ професссионально-статусных притязаний молодежи на рынке труда региона 33 2.1. Общая характеристика рынка труда региона 33 2.2. Анализ занятости молодежи 41 2.3. Оценка существующих проблем 48 Глава 3. Оценка профессионально-статусных притязаний молодежи на основе социологического исследования и меры по совершенствованию политики занятости 56 3.1. Программа социологического исследования 56 3.2. Анализ полученных результатов 59 3.3. Разработка мер совершенствования политики занятости молодежи в регионе 65 Заключение 72 Список использованной литературы 76
Список литературы

1. Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года // СПС Консультант плюс 2019 2. Агаркова Д.А., Комарова М.С., Матвеева Е.В. Государственное регулирование занятости и трудоустройства молодёжи в российской федерации // Среднерусский вестник общественных наук. 2016. Т. 11. №1. С. 84-91. 3. Айдарова И.А. Проблемы трудоустройства молодежи на рынке труда // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 6 С.17-20. 4. Анализ занятости населения в районах и городах Республики Башкортостан на 1 мая 2019 г.// Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан – Уфа, 2019. 5. Антипина Н.Л. Проблемы молодежи в России как отражение молодежной политики // Академический вестник. 2013. № 2 (24). С. 119-121. 6. Асмолов, А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека / А. Г. Асмолов. – М. : Смысл. 2007. 7. Афонькина, Ю. А. Становление профессиональной направленности в развитии человека / Ю.А. Афонькина. – Мурманск : МГПИ 2001. 8. Бабосов Е.М. Социология: Энциклопедический словарь. М., 2009. 9. Байкина А.В. Сравнительный анализ результатов исследований занятости среди молодёжи // Актуальные вопросы экологии человека: социальные. Уфа: АНО Исследовательский центр информационно-правовых технологий, 2017. С. 23-26. 10. Бурдье П. Формы капитала / П. Бурдье // Экономическая социология. Том 6. - М., 2005. 11. Верёвкин Л.П., Бердыклычева Н.М. Занятость молодёжи // Энергия: экономика, техника, экология. 2017. №11. С. 72-80. 12. Греков И.М. Трудовая миграция с позиций экономического подхода // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2014. Т. 2. № 8. С. 37-39. 13. Джанерьян С.Т., Ким А.Э. Содержание личностных притязаний в связи с жизненными стратегиями молодых людей. Психология и Психотехника. 2018. №3. С. 1 – 12. 14. Дюркгейм Э. Социология. Е? предмет, метод, предназначение. М., Канон, 1995. 15. Елишев С.О. Молодежная политика в процессе формирования ценностных ориентаций современной российской молодежи // Пространство и Время. 2012. № 2. С. 123-125. 16. Зацаринина А.А Влияние институтов на развитие и функционирование рынка труда // [Электронный ресурс]: https://ideas.repec.org/a/scn/009938/14597479.html 17. Зеер, Э. Ф. Профориентология: теория и пратика – М. : Академический проект, 2004.. 18. Зинин А.А. Социальные притязания молодежи //Гуманитарий: актуальные проблемы науки и образования 2012. № 4. С. 89-92. 19. Зинин А.А. Социальные притязания современной молодежи в региональном социуме: автореф. дис …канд. соц. наук: 22.00.04 / А.А. Зинин – Саранск. 2012. 20. Змановская Е.В., Карташова Т.Е. Структура и содержание брачно-семейных установок современной молодежи. Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2011. № 12 (114). С.222 – 226. 21. Ковалева, А. И. Социализация и социальная идентичность российской молодежи // Молодежь России: воспитание жизнеспособных поколений : науч. сессия Ин-та молодежи, 28 февр. 1996 г. / Ин-т молодежи. М. 1996. 22. Конт О. Дух позитивной философии. СПб., 1910. 23. Концевая Н.В., Орлова И.В. О системном анализе безработицы молодежи: общие задачи и частные модели рыночных показателей // Статистика и математические методы в экономике. ?2016. ?№2. С. 72?77. 24. Координационный комитет по содействию занятости населения Республики Башкортостан // [Электронный ресурс]: координационные комитеты по содействию занятости населения 25. Кормакова В.Н. Жизненные стратегии в системе профессионального самоопределения личности. Наука. Искусство. Культура. 2016; 1 (9): 154 – 161. 26. Корчагина И. А. Проблемы функционирования молодежного рынка труда в России // Интернет-журнал Науковедение. 2016. Том 8. № 5. С. 1 – 12. 27. Красова Е.Ю. Потребительские практики студентов (социологическая зарисовка) // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: История. Политология. Социология. 2012. № 2. С. 36-44. 28. Кузуб Е. Рынок труда для выпускников вуза // Ректор ВУЗА. 2017. №4. С. 64?67. 29. Кузьмичева А.В. Молодежный рынок Оренбургской области в условиях кризиса // Международный научный журнал Символ науки. 2016. № 12. С.136?140. 30. Купченко В.Е., Плехова Н.И. Особенности жизненной стратегии личностей с различным социальным статусом в средней зрелости. ОмГУ. 2013; 1: 27 – 33. 31. Луков В., Лукова Е. О теории социализации Франклина Гиддингса // [Электронный ресурс]: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2014/3/Lukovs_Theory-Socialization-Giddings/ 32. Ляхова М.А. Особенности ценностных компонентов жизненных стратегий студентов ВУЗа, воспитывающихся вне родительской семьи. Вестник КемГУ. 2012; Т. 1; № 4 (52): 167 – 174. 33. Магун B.C., Энговатов М.В. Структура и межпоколенная динамика жизненных притязаний молодежи и стратегий их ресурсного обеспечения: // Вестник общественного мнения. 2004. № 4. С. 70 – 82. 34. Магун В.С, Энговатов М. Динамика притязаний и изменение ресурсных стратегий молодежи: 1985-2005 годы / В.С. Магун, М. Энговатов // Отечественные записки. – 2000г. http://www.strana-oz.ru/2006/3/dinamika-prityazaniy-i-izmenenie-resursnyh-strategiymolodezhi-1985-2005-gody 35. Маркс К., Энгельс Ф. Избр. соч.: В 9 т. Т. 2. М, 1985. С. 37–38. 36. Мастерова Ю.И. Политическая активность российской молодежи в условиях распространения информационных технологий // автореферат на соискание ученой степени к.п.н. – М., 2009. 37. Мерлин, В. С. Психология индивидуальности / В. С. Мерлин. – М. : МПСИ, 2005. 38. Мертон Р. Социальная структура и аномия // [Электронный ресурс] : http://www.society.polbu.ru/sociology_hrestomatia/ ch33_i.html 39. Мудрик А. В. Социализация человека: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2011. 40. Муниципальные районы Республики Башкортостан // [Электронный ресурс]: http://gsrb.ru/ru/symbols/remain/ 41. Нурышев Г.Н., Бразевич Д.С. Социология: Учеб. пособие. СПб.: СПбГУНиПТ, 2010. 42. Огородник Е.Г. Характеристика трудовой занятости российской молодёжи // Образование и культурный капитал / Гл. ред. С.В. Пишун. 2016. С. 88-93. 43. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношение // Американская социологическая мысль:Сб. М., 1996. 44. Просвирина Н.А., Крамаренко Т.А. Анализ тенденций занятости молодёжи в финансовой сфере // Информационное общество: современное состояние и перспективы развития. 2017. С. 47-49. 45. Пфетцер С.А., Зеленин А.А., Яницкий М.С. Политическое участие и политические ценности молодежи российской провинции. Новосибирск: Издательство Сибирского отделения РАН, 2014. 46. Распределение населения Республики Башкортостан по возрастным группам // Башкортостанстат [Электронный ресурс]: http://bashstat.gks.ru 47. Созонтов А.Е. Основные жизненные стратегии современных российских студентов. Диссертация кандидата психологических наук. Москва, 2013. 48. Состояние регистрируемого рынка труда Республики Башкортостан в январе-декабре 2018 года// [Электронный ресурс]: http://www.bashzan.ru/posts/111954 49. Состояние регистрируемого рынка труда Республики Башкортостан в январе-декабре 2017 года// [Электронный ресурс]: http://www.bashzan.ru/posts/84467 50. Сотникова А.В. Студенческая молодежь: теоретические и методологические проблемы исследования в социологической науке //Теория и практика общественного развития. 2011. № 3. С. 84-87. 51. Социология молодежи. Энциклопедический словарь / отв. ред. Ю.А. Зубок и В.И. Чупров. М., 2008. 52. Супрунов А.К. Рынок труда в современной России // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2013. № 2. С. 152-156. 53. Фадеева А.А., Янченко Е.В. Молодежь на российском рынке труда: проблема трудоустройства // Современные проблемы экономики и менеджмента. Материалы международной научно-практической конференции. Москва 2018. С. 232-236. 54. Филиппов В.М. Рынок труда, государственная политика на рынке труда и возможности профессионального образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2018. № 2 (30). С. 48-56. 55. Цёхла С.Ю., Симченко Н.А., Полищук Е.А., Романюк Е.В., Подсмашная И.Н. Социальные институты регулирования рынка труда молодежи - Симферополь, 2017. 56. Челюбеева Ю.В. Дисбаланс экономических отношений молодежного рынка труда: причины и проявления // Вестник ТГУ. 2009. Выпуск 11 (79). С. 59?64. 57. Челюбеева Ю.В. Молодежный рынок труда как объект теоретико-методологического исследования // Вестник ТГУ. 2008. Выпуск 12 (68). ? С. 479 ?483. 58. Численность постоянного населения Республики Башкортостан // Башкортостанстат [Электронный ресурс]: http://bashstat.gks.ru
Отрывок из работы

Глава 1. Социологические теории профессионально-статусных притязаний молодежи на рынке труда 1.1. Социологические подходы к рынку труда Теоретические подходы к рынку труда заключаются в основных концептуальных взглядах, которые сложились в рамках всех элементов данного института. Формирование теоретических основ рынка труда заложено еще классиками экономической науки . Экономическая социология особенно внимательна к отношениям между экономической деятельностью, обществом и изменениями в институтах, которые контекстуализируют и обусловливают экономическую и финансовую деятельность. Хотя традиционный экономический анализ принимает атомистическую индивидуальность в качестве отправной точки, экономическая социология обычно начинается с групп или целых обществ, которые она рассматривает как существующие независимо и представляют собой частичные составляющие человека. Когда экономические социологи сосредотачиваются на отдельных лицах, зачастую, необходимо исследовать, как их интересы, убеждения и побуждения к действию взаимообуславливаются в результате взаимодействия между ними. Социология при изучении рынка труда, рассматривает не только строго заданные экономические категории, но делает непосредственный акцент на субъекты, каким – либо образом реализующие свои определенные финансово-экономические интересы в контексте рынка труда, факторов, условий и ситуаций влияющих на данный рынок. В социологии предмет внимания ученых обуславливается моделями социального поведения, при которых реализуются принципы максимизации полученных результатов и минимизации произведенных затрат. В предметное поле также попадают социокультурные институты с сопутствующими социальными стимуляторами или же ограничителями, дающие возможность рационально использовать различные экономические ресурсы (личностные, технологические, финансовые, информационные и другие). Структура социальных институтов в сфере регулирования рынка труда до конца не сформирована учеными, хотя было сделано много попыток обосновать и выделить отдельные классификационные признаки и виды социальных институтов. На современном этапе развития ученые не пришли к единому мнению, поэтому отсутствует единое понимание сущности социального института в сфере регулирования рынка труда и существует множество его трактовок. Сегодня определения и классификации социальных институтов применительно к рынку труда вызывают большой интерес в изучении. В связи с этим исследование социальных институтов государственного регулирования рынка труда является актуальным и своевременным. Рынок труда представляет собой систему социально-экономических и трудовых отношений, связанных с социальной защитой и страхованием, выплатой заработной платы и удовлетворением потребностей наемных работников в получении достатка, трудоустройством, наймом безработных граждан, поиском подходящей работы и рабочего места. Рынок труда многогранен и включает много аспектов, поэтому нуждается в компетентном регулировании и контроле. Вопросами развития социальных институтов занимались многие зарубежные ученые, среди которых можно отметить представителей институционализма, таких как: Веблен Т., Гамильтон У. , Дуглас Н., Парсонс Т., Дж. Хоманс, а также современных российских ученых. Социальные институты самым непосредственным образом влияют на развитие экономики. На экономический рост воздействуют не только инвестиции в основной капитал или рост занятости, но и инфраструктура рынка труда, качество образования, здравоохранения, а также эффективность социальных институтов, прежде всего деятельность государства. Видами социальных институтов на рынке труда являются следующие ( рис.1.1.) Рис.1.1. Виды социальных институтов на рынке труда Рынок труда – социальный механизм распределения и перераспределения рабочей силы по отраслям экономики . Особый интерес в исследовании вызывают социальные институты регулирования рынка труда. Зацаринина А.А. подчеркивает, что институты государственного регулирования рынка труда включают в себя органы государственного контроля, систему страхования рисков безработицы, государственные службы занятости населения. По мнению ученой, государство законодательно регулирует условия найма, режим работы, организацию оплаты труда, порядок заключения коллективных договоров, привлечение иностранной рабочей силы для работы на российских предприятиях . Социальные институты рынка труда подразделяются на: институты регулирования рынка труда; институты прав собственности на услуги труда; институты поиска работы; институты заключения контрактов; институты защиты прав наемных работников; институт социального капитала; институты государственно-частного партнерства. Социальный институт регулирования рынка труда представляет собой совокупность установленных норм, правил, механизмов, направленных на регулирование и контролирование социально-экономических, трудовых отношений между субъектами рынка труда. Социальные институты регулирования рынка труда функционируют в зависимости от происходящих преобразований и изменений, например, в заработной плате наемного работника, трудовом законодательстве, отраслевой структуре рынка труда, потребностях и предпочтениях потенциальных работодателей в кадрах, а также в видоизменениях стереотипов общественного сознания. На рынке труда работодатели предоставляют наемным работникам вакантные рабочие места с определенной оплатой и условиями труда. Трудовые отношения между наемными работниками и работодателями юридически оформляются с помощью трудового контракта или договора, где указываются взаимные права и обязанности сторон. Работодатели обязаны выплачивать наемным работникам заработную плату, обеспечивать необходимыми условиями труда, не нарушать при этом законодательство о труде и занятости, а также заключенный между ними трудовой договор. В связи с этим и возникает государственное регулирование и контроль взаимоотношений между субъектами рынка труда – работодателями и наемными работниками. Вместе с этим, наемные работники продают свой труд на определенное время. Они вкладывают труд в развитие финансово-экономической деятельности не только на государственных предприятиях, но и в частных. Деятельность работника базируется на праве свободного выбора работы и на праве собственности средств производств для выполнения поставленных задач работодателя. Наемный работник обязан выполнять все условия трудового договора: работать по установленной профессии, квалификации, на определенном рабочем месте и соблюдать режим труда. С помощью социальных институтов рынка труда регулируются не только социально-трудовые отношения между наемными работниками и работодателями, а также между работодателями и безработными, между службой занятостью и безработными. Оказавшись без работы, гражданин приходит в службу занятости, оформляет все необходимые документы и становиться на учет, получив при этом статус «безработный». Специалисты службы занятости помогают подыскать безработному подходящую работу, чтобы снова вовлечь в общественно-необходимую деятельность. Соблюдение норм и правил трудового законодательства является неотъемлемой задачей институтов государственного регулирования рынка труда. Деятельность институтов регулирования рынка труда заключается в регулировании, в посредничестве, в профессиональном обучении и переобучении занятых и незанятых граждан, в создании новых и сохранении действующих рабочих мест, в информационном обеспечении граждан, работодателей, в контроле, а также в социальной защите и поддержке граждан . Институты регулирования рынка труда выполняют меры, направленные на формирование, прогнозирование, оценку, планирование, организацию и контроль трудового поведения и действий основных субъектов на рынке труда. Достижение соответствие между предложением и спросом на труд является актуальной задачей институтов. Институты регулирования рынка труда включают в себя следующие основные виды: институты-структуры, институты в виде законодательства; институты социальной защиты безработных; институты оплаты труда. К институтам регулирования рынка труда относят государство в первую очередь в лице службы занятости, на которую возложена реализация государственной политики занятости населения, профессиональная ориентация, подготовка и переподготовка кадров, трудоустройство и социальная поддержка безработных граждан. К институтам-структурам также относятся координационные комитеты по содействию занятости населения ; территориальные органы Федеральной службы по труду и занятости, осуществляющие государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территориях субъектов Российской Федерации. Кроме этого, выделим организацию, которая регулирует рынок труда – это органы миграционного учета, которые в настоящее время относятся к МВД России, которая является специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти, на который возложены задачи регулирования миграционных процессов в Российской Федерации, предотвращающие нелегальную трудовую миграцию граждан. Итак, институты-структуры являются официальными посредниками между работодателями, наемными работниками и безработными, они регулируют спрос и предложение на рынке труда, а также снижают трансакционные издержки. Кроме вышеперечисленных государственных организаций, к институтам-структурам можно также отнести профессиональные союзы, которые представляют и защищают интересы наемных работников, а также союзы предпринимателей, защищающие интересы работодателей. Без сомнений, что на рынке труда важную роль занимают общественные организации, в состав которых входят объединения профсоюзов и работодателей, согласовывающих вопросы в социально-трудовой сфере. К основным факторам, влияющим на рынок труда, следует отнести следующие факторы: - демографические, - технико-экономические, - экономические, - организационно-экономические. Рассмотрим влияние каждого фактора в отдельности. Демографические факторы. Данный фактор оказывает существенное влияние на рынок труда, поскольку экономически активное население зависит от показателей рождаемости и смертности, а также от старения населения в целом. Технико-экономические факторы также оказывают существенное влияние на рынок труда. А именно данные факторы связаны с темпами и направлениями научно-технического прогресса. Экономические факторы также существенным образом влияют на рынок труда, а именно состояние национального производства, инвестиционной активности, финансово-кредитной системы; уровень цен и инфляции. Организационно-экономические факторы также оказывают воздействие, а именно изменение организационно-правовых форм предприятий, происходящее в ходе приватизации государственной собственности, акционирование предприятий, структурной перестройкой. Таким образом, рынок труда в социологии представляет собой социальный институт, представляющий собой систему социально-трудовых отношений, касающихся вопросов найма, использования, обмена рабочей силы. С социологической точки зрения, рынок труда, прежде всего, представляет взаимодействие различных субъектов трудовых ресурсов или экономически активного населения, которое представлено гражданами, занятыми в экономике и безработными. Социологический подход к рынку труда исходит из необходимости учета профессиональной востребованности и реализации способностей. Стратегию поведения человека на рынке труда гипотетически можно рассматривать в качестве аксиологической детерминанты статуса человека на рынке труда, который в системе социальных координат выступает как базовый социальный и экономический параметр. 1.2. Молодежь как субъект трудовых отношений Прежде всего, надо отметить, что в отечественной социологии на данный момент фиксируется всплеск работ, посвященных изучению молодежи как на теоретическом, так и практическом уровне. Исходя из основных социологических подходов, поведение молодежи связано с системой ценностных установок, процессами социализации личности. В современной социологии процесс социализации рассматривается как двусторонний – это непрерывная передача обществом и освоение индивидом на протяжении всей жизни социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения. Благодаря социализации человек способен функционировать в обществе. Основоположник социологической науки О. Конт главенствующую роль в процессе социализации отводил семье. Он считал, что человек социализируется именно в семье, где приобретает необходимые качества для успешного служения человечеству . К. Маркс одним из первых подошёл к интерпретации понятия социализации в рамках социологического подхода. Его суть состояла в том, что индивид изменяется в той мере, в какой развивается и изменяется общество, он меняется в ходе активного взаимодействия с общественными и естественными условиями. К. Маркс придавал большое значение социализации как важнейшему условию для последующего свободного и культурного творчества человека . Большое количество концепций социализаций можно условно разделить на два подхода на основе понимания роли и участия самого человека в процессе социализации. Сторонники первого подхода считают, что человек играет пассивную роль по отношению к общественному воздействию в процессе социализации. Социализация означает процесс адаптации индивида к определенному обществу, которое формирует каждого члена в контексте нормативно-ценностных оснований свойственной ему культуры. Поэтому данный подход называется субъект-объектным, где общество выступает в роли субъекта, а человек в качестве объекта воздействия. Его основоположником является Э. Дюркгейм, идеи которого получили продолжение в рамках структурно-функциональной теории Т. Парсонса. Сторонники второго подхода основываются на том, что человек сам активно участвует в процессе социализации, не только адаптируясь к обществу, но и оказывая влияние на себя самого и свои жизненные обстоятельства. Они учли, что человек может проявлять активность, изменять нормы среды и свои взаимоотношения с ней. Исходя из этого подход носит название субъект-субъектного. Основоположниками данного подхода принято считать американских учёных Дж. Мида, Ч. Кули, У. Томаса и Ф. Знанецкого . В работах Э. Дюркгейма социализация рассматривалась в рамках принципа социологизма. В ходе своего развития индивид принимает все созданные обществом продукты общественной практики. Процесс социализации протекает в виде воспитания, целью которого является формирование в индивиде тех качеств, которые необходимы обществу. То есть общество конструирует своих членов согласно своим потребностям. Главная функция социализации – это приобщение индивидов к идее «коллективного сознания», которая подразумевает однородность и целостность общества . Также посредством социализации предполагается приобретение ребенком навыков самоконтроля и дисциплины, готовности следовать общественным предписаниям и осознания принадлежности к какой-либо социальной группе. Если социализация оказывается неудачной, возникает угроза для общества оказаться в состоянии аномии. По мнению Э. Дюркгейма, решающую роль в процессе социализации личности играет государство. Но если государство начинает подавлять волю отдельного индивида, большое значение играют промежуточные социальные группы, в числе которых – семейные, профессиональные и религиозные . В современной научной литературе очень много внимания уделяется в целом проблемам молодежи на современном этапе. Например, Н,Л.Антипина, связывает проблемы молодежи с молодежной политикой государства, отмечая, что на сегодняшний день, еще предстоит совершенствовать молодежную политику в рамках решения существующих проблем. Социализация, по Т.Парсонсу, ? «это единый процесс, посредством которого личности становятся членами социального сообщества и поддерживают этот статус» . Общество, в свою очередь, должно удовлетворять интересы своих членов, если оно желает воспроизводиться. Успешный результат социализации требует, чтобы социальное и культурное обучение были строго мотивированы. З. Фрейд в рамках теории психоанализа рассматривал проблему формирования и развития человека, его социализацию, которая ограничивается лишь периодом детства. Он описывал человека в качестве системы нужд, а общество считал системой запретов или табу . Модель личности состоит, по Фрейду, из трёх компонентов: «Оно» в сфере подсознания, «Я» в сфере сознания и «Сверх - Я» в сфере сверхсознания. Первый подсознательный уровень состоит из биологических потребностей, которые представляются бессознательными импульсами, «родовыми воспоминаниями». Эти импульсы служат источником развития личности, для реализации которых человек постоянно сопоставляет их с общественно приемлемой формой воплощения в жизнь. На уровне сознания индивид руководствуется принципом реальности и рациональности, который означает действовать по воле разума и логики, извлекая пользу для себя, но и учитывая обстоятельства и мнения других людей, сдерживая свои безудержные биологические потребности. И, наконец, третий уровень сверхсознания – это внутренняя совесть, воплощающая нормы, ценности, установки и требования общества. З. Фрейд считал, что общество должно регулировать поведение своих членов путем запретов, иначе случится хаос, но вместе с тем вытеснение природных инстинктивных влечений приводит к развитию неврозов у индивидов. В целях устранения угрозы дезорганизации общество признает необходимость социализации и социального контроля. В центре теории Г. Тарда лежит принцип подражания, именно подражание составляет основу социализации, опираясь как на естественные потребности и вытекающие из них желания людей, так и на социальные факторы, например, практическая выгода, повиновение, престиж. Одним из первых исследователь пытался описать процесс интернализации норм через социальное взаимодействие . Ф. Гиддингс рассматривал процесс социализации как один из четырех основных процессов, на которых строится социальная жизнь. Для Ф. Гиддингса социализация является процессом выстраивания индивидом своего социального окружения согласно собственным целям и интересам . Термин «молодежный специалист» не имеет однозначной трактовки. Изучение данной категории усложняется рядом обстоятельств : - наличием разнообразия трактовок в законодательных документах; - к данной категории относятся индивиды, которые не являются, по сути, еще специалистами. К последним относятся лица, которые обладают совокупностью знаний, умений и навыков и успешно их используют в своей профессиональной деятельности. В научных работах, посвященных изучению молодежи, молодежь рассматривается как неоднородная социально- возрастная группа, в которой различают три подгруппы: (1) лица в возрасте 15 ?19 лет (учащиеся средних школ и учреждения НПО); (2) лица в возрасте 20 – 24 года (студенты и молодые люди, проходящие или завершившие процесс обучения по программам профессионального обучения); (3) лица в возрасте 25 – 29 лет (молодые люди с определенным уровнем квалификации и опыт трудовой деятельности) . Стратегией развития молодежи РФ на период до 2025 г. молодежь определяется как граждане в возрасте 14?30 лет . Согласно точке зрения Ю.И.Мастеровой положение молодежи в современной России характеризуется следующими группами проблем: - проблемами демографического характера; - проблемами, связанными со здоровьем, - проблемами, связанными с трудоустройством, с профессиональной самореализацией молодежи. Молодежь в широком смысле, как отмечается в современном энциклопедическом словаре «Социология молодежи», представляет собой обширную совокупность групповых общностей, образующихся на основе возрастных признаков и связанных с ними основных видов деятельности» . В более узком, социологическом, смысле молодежь рассматривается как социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей . В социологическом словаре Е.М. Бабосова молодежь рассматривается как социально-демографическая группа, находящаяся в процессе становления и развития социальной, психофизиологической, социокультурной и гражданской зрелости, приспособленная к исполнению социальных статусов и ролей, свойственных взрослым людям . Согласно определению российских исследователей, молодежь представляет собой особую социальную общность, отличающуюся своими возрастными характеристиками, находящуюся в стадии становления, формирования структуры ценностной системы, выбора профессионального и жизненного пути и не имеющую реального положения на социальной лестнице. Выделяя студенческую молодежь как вид социальной группы. Так, по мнению А.В.Сотниковой «студенческая молодежь является частью молодежи как социально-демографической группы и, соответственно, характеризуется определенными признаками, присущими ей, при всем том, что сама студенческая молодежь также имеет ряд признаков, отличающих ее от молодежи в целом». Современные исследователи отмечают, что в настоящее время интересы и ценности студенческой молодежи поменялись, в основе лежит развлекательная направленность , чему способствует активно телевидение и интернет. Кроме того, в числе ценностей современной студенческой молодежи лежит потребительская составляющая, современные молодые люди нацелены в большей степени потреблять, нежели развиваться духовно. Таким образом, современная студенческая молодежь живет в мире потребления. «Жизнедеятельность российских студентов XXI в. проходит в сформировавшемся обществе потребления, а, следовательно, изменяются статус и роль культуры потребления в социальных отношениях в целом.» Типология потребительских практик студенческой молодежи как результат обобщения, имеющихся в научной литературе схем может выглядеть следующим образом. 1. Экономная модель предполагает планируемое распределение доходов, удовлетворение базовых потребностей, ориентацию на избегание нужды и ограничение потребностей. Среди ценностей превалирует бытовая обустроенность. Делая покупки, представители данного типа больше заботятся о своих насущных потребностях, нежели о желаниях. Предпочтение отдается товарам низкой стоимости. 2. Рациональная модель характеризуется плановым распределением доходов, учетом собственных денежных средств. Основными ценностями являются семейное благополучие, здоровье, информированность, общение с друзьями. Решение о покупке принимается независимо от других людей или социальных групп на основе оптимального соотношения цены и качества, имеется паритет потребления и деятельности. 3. Статусная (демонстративная) модель ориентирует на высокий уровень дохода, карьеру. Вещи ценятся не по их непосредственной функции, а как инструменты социального положения, имеющие целью производить впечатление на окружающих. Они выражают принадлежность к престижным группам и дистанцирование от менее обеспеченных групп. Потребитель ориентируется на известные бренды как образец для подражания, старается следить за модными тенденциями. 4. Стихийная модель предполагает хаотичное распределение дохода, его расход на развлечения и увлечения, которые составляют главный смысл жизнедеятельности. Покупки делаются спонтанно, увлекает сам процесс приобретения. 5. Компенсаторная модель связана с ограниченными возможностями самореализации в учебной или профессиональной деятельности, карьерном росте или личной жизни. Шопинг становится своеобразной компенсацией, закрывающей незаполненную ценностную нишу. Таким образом, рассматривая молодежь как субъекта трудовых отношений с социологической точки зрения важное значение имеют ценностные установки, а также социализация личности. На основании различных точек зрения, стоит указать, что в процессе социализации у молодого человека происходит формирование собственного «я». В формировании личности и ее установок, большое влияние оказывают сфера межличностных отношений, это небольшой круг людей, поддерживающих устойчивые тесные отношения, например, семья, компания друзей. Поэтому молодые люди как субъекты трудовых отношений это субъекты, которые еще формируют собственные принципы, профессионально-статусные притязания.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 58 страниц
3000 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 47 страниц
1175 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 68 страниц
1700 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 65 страниц
750 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg