Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Развитие коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализации

taras_eg 750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 80 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 29.12.2019
На основе анализа психолого-педагогической литературы даны определения понятиям «коммуникация» и «общение», «коммуникативные умения». Общение есть процесс взаимодействия людей, направленный на объединение и согласование их усилий с целью налаживания отношений. Коммуникативные умения – умения выстраивать процесс общения, непосредственной и опосредованной межличностной коммуникации, умения грамотно, правильно, доходчиво высказывать свои мысли и адекватно оценивать информацию от участников общения.
Введение

Сформированные коммуникативные навыки – один из основных показателей готовности ребёнка к взаимодействию с окружающим миром. Они позволяют детям справиться с трудностями, способствуют преодолению робости, смущения, влияют на формирование доброжелательных отношений с окружающими, обеспечивают успешность совместной деятельности. Актуальность формирования коммуникативных умений дошкольников на педагогическом уровне определяется социальным заказом общества – формированием социально развитой личности ребенка. Достаточный уровень сформированности коммуникативных навыков, являясь одной из необходимых составляющих готовности ребенка к обучению, обеспечивает ему возможность успешного освоения школьной программы. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста является одним из пяти приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения (в соответствии с ФГОС ДО), направленное на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых. Одной из важных исследовательских задач остается разработка психолого-педагогических условий формирования коммуникативных навыков, что связано с разработкой и внедрением эффективных технологий, при которых ребенок способен познать мир в тех формах деятельности, которые ему близки, доступны и способствуют продвижению в развитии. Причем решающее значение должно придаваться деятельности, в которой ребенок сможет полно раскрыть свои возможности и наиболее эффективно усвоить социально-культурный опыт. Эффективным средством развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста являются средства театрализации. Известный детский психолог А.В. Запорожец утверждал, что самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать участие детей в театрализации. Театрализованная деятельность характеризуется широкими воспитательными возможностями. Участвуя в различных видах театрализации, дети становятся участниками разных событий из жизни героев театрализованных постановок, что дает им возможность глубже познать окружающий мир, формирует уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» – все это удивляет и привлекает. Современная педагогическая практика опирается на психолого-педагогические исследования, теоретически обосновывающие сущность и значение формирования коммуникативных навыков в развитии ребенка дошкольного возраста. В основе многочисленных публикаций лежит концепция деятельности, разработанная А.Н. Леонтьевым, В.В. Давыдовым, Д.Б. Элькониным, А.В. Запорожцем и др. Основываясь на ней, М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Т.А. Репина рассматривали общение как коммуникативную деятельность. В ряде исследований отмечается, что коммуникативные навыки способствуют психическому развитию дошкольника (А.В. Запорожец, М.И. Лисина, А.Г. Рузская), влияют на общий уровень его деятельности (З.М. Богуславская, Д.Б. Эльконин). Вопросы, связанные с организацией и методикой проведения театрализованных игр, широко представлены в работах отечественных педагогов, ученых, методистов Н. Карпинской, А. Николаичевой, Л. Фурминой, Л. Ворошниной, Р. Сигуткиной, И. Реуцкой, Л. Бочкаревой, И. Медведевой, Т. Шишовой и др. Цель исследования – выявить и экспериментально проверить особенности развития коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализации. Объект исследования – процесс развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста. Предмет исследования – развитие коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализации. Задачи исследования: 1. Рассмотреть сущность общения и коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста. 2. Представить характеристику и классификацию средств театрализации. 3. Раскрыть особенности использования средств театрализации в развитии коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста. 4. Представить результаты экспериментальной работы по развитию коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализации. Гипотеза исследования: развитие коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста будет протекать успешно, если в образовательном процессе будут активно использоваться средства театрализации. Методы исследования: 1. Теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической литературы); 2. Эмпирические (эксперимент); 3. Методы математической обработки данных. Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть применены в разработке методологического материала, используемого для повышения уровня развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях. База исследования: МДОУ «ДС № 6 «Колобок» комбинированного вида города Стрежевого. Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...……...3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ..........................................................................7 1.1 Сущность общения и коммуникативных навыков…………………..…….……..7 1.2 Особенности развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста………………………………………………………………………………...13 1.3 Характеристика и классификация средств театрализации……………….….....20 1.4 Особенности использования средств театрализации в развитии коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста……………...26 Вывод…………………...………………………………………………………..…….35 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ………………………………..37 2.1 Результаты диагностики уровня развития коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста…………………………………………………….37 2.2 Формирующий этап эксперимента…………………….……………….………..46 2.3 Контрольный этап эксперимента…………………….………………….……….55 Вывод………………….. …………………………………………………..………….63 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………….…………………………...……………..65 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………...………...…………………67 ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………...……….……….72
Список литературы

1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2002. – 416 с. 2. Арушанова, А. Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы / А. Арушанова// Дошкольное воспитание. – 2008. – № 6. – С. 86-89. 3. Афонькина, Ю.А. Практикум по детской психологии/ Ю.А. Афонькина, Г.А. Урунтаева. – М.,1995. – 274 с. 4. Акулова, О. Театрализованные игры / О. Акулова// Дошкольное воспитание. – 2005. – №4. – С. 24. 5. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников/ Л.В. Артемова. – М.: Просвещение, 1991. – 163 с. 6. Антипина, Е.П. Театрализованные игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста/ Е.П. Антипина. – М.: Творческий центр «Сфера», 2006. – 168 с. 7. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С.М. Вишнякова. – М.: НМЦ СПО, 1999. – 538 с. 8. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – М.: Эксмо, 2003. – 512 с. 9. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский/ под ред. М.С. Ярошевского. – М.: Педагогика, 1987. – 344 с. 10. Вечканова, И.Г. Театрализованные игры в абилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / И.Г. Вечканова. – СПб.: КАРО, 2006. 11. Детская практическая психология: Учебник / Под ред.проф. Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2000. – 255 с. 12. Дзюба, О.В. Коммуникативная компетентность дошкольников: теоретический аспект / О.В. Дзюба// Проблемы педагогического образования: сб. научн. статей /Под ред. В.А. Сластенина, Е.А. Левановой. – Выпуск 32. – М.:МПГУ, 2009. – С. 74-77. 13. Дубина, Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений / Л.А. Дубина. – М.: Книголюб, 2006. – 64с. 14. Еникеев, М.И. Психологический энциклопедический словарь / М.И. Еникеев. – М.: Проспект, 2010. – 560 с. 15. Зверева, О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 80с. 16. Замлянухина, Т.М. Диагностики и коррекция познавательной и коммуникативной деятельности ребенка при подготовке его к обучению в школе / Т.М. Землянухина// Вуз - школе. – Борисоглебск: ГОУ ВПО БГПИ. – 2003. – Вып.1 – С. 29. 17. Зинченко, В.П. Психологические основы педагогики. – М.: Гардарики, 2002. – 431 с. 18. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2013. – 576 с. 19. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Академия, 2005. – 176 с. 20. Козлова, А.В. Работа ДОУ с семьёй: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг / А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 112 с. 21. Клюева, Н.В. Общение. Дети 5-7 лет / Н.В. Клюева, Ю.В. Филиппова. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001. – 160с. 22. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. – М.: МГУ, 1981. – 584 с. 23. Леонтьев, А.А. Теория речевой деятельности/ А.А. Леонтьев. – М.: Высшая школа, 2001. – 294 с. 24. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. – СПб.: Питер, 2009. – 320 с. 25. Лисина, М.И. Проблема онтогенеза общения/ М.И. Лисина. – М.: Педагогика, 1986. – 144 с. 26. Маврина, И.В. Развитие взаимодействия и общения дошкольников со сверстниками/ И.В. Маврина // Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / Под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. – М.: Гном-Пресс, 1999. – С. 106 –118. 27. Маркина, М.Г. Формирование коммуникативной готовности детей к обучению в школе: дис. … канд. пед. наук / М.Г. Маркина. – Одесса, 1991. – 179 с. 28. Марцинковская, Т.Д. Детская практическая психология/ Т.Д. Марцинковская. – М.: Гардарики, 2000. – 56 с. 29. Мудрик, А.В. Социализация человека/ А.В. Мудрик. – М.: Академия, 2004. – 304 с. 30. Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду : пособие для работников дошкольных учр-ий / М.Д. Маханева. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. 31. Новейший психолого-педагогический словарь / Под ред. А.П. Астахова. – Минск: Современная школа, 2010. – 928 с. 32. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники). Сост. Е.В. Доценко. – Волгоград, 2007. – 173 с. 33. Петрова, Т.И. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями / Т.И. Петрова, Е.Л. Сергеева, Е.С. Петрова. - М.: Школьная Пресса, 2003. – 128 с. 34. Реуцкая, Н.А. Театрализованные игры дошкольников / Н.А. Реуцкая// Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. – М., 1989. 35. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. – М.: Владос, 2005. – 158 с. 36. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е.О. Смирнова. – М.: Академия, 2000. – 160 с. 37. Солодянкина, О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй: Практическое пособие / О.В. Солодянкина. – М.: АРКТИ, 2006. – 80 с. 38. Сомкова, О.Н. Программа «Успех». Образовательная область «Коммуникация» / О.Н. Сомкова // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 9. – С. 22-33. 39. Урунтаева, Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада/ Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. 40. Флоренская, Т.А. Диалог в практической психологии/ Т.А. Флоренская. – М., 2001. 41. Хрипкова, А.Г. Мир детства: дошкольник/ А.Г. Хрипкова. – М.: Педагогика, 1982. – 217 с. 42. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем.: В 4-х томах. Т. 1/ К. Фопель. – М.: Генезис, 1998. – 160 с. 43. Чернецкая, Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений / Л.В. Чернецкая. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 256 с. 44. Чернецкая, Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений / Л.В. Чернецкая. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 256 с. 45. Чернявская, В.С. Опыт исследования сюжетно-ролевой игры у дошкольников / В.С. Чернявская, О.В. Ахмадуллина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 1 (январь). – С. 11-15. 46. Щербакова, Е.И. Формирование взаимоотношений детей 3-5 лет в игре/ Е.И. Щербакова. – М.: Просвещение, 2012. – 80 c. 47. Эльконин, Д.Б. Психология игры в дошкольном возрасте / Д.Б. Эльконин// Психология личности и деятельности дошкольника. – М.: Педагогика, 2005. – 428 с. 48. Эльконин, Д.Б. Психология игры/ Д.Б. Эльконин. – М., 1999. 49. Эльконин, Д.Б. Детская психология/ Д.Б. Эльконин.– М.: ИЦ «Академия», 2004. – 384 с. 50. Юрчук, В.В. Современный словарь по психологии/ В.В. Юрчук. – Минск, 2000. – 694 с. 51. Якобсон, С.Г. Психологические проблемы этического развития детей/ С.Г. Якобсон. – М.: Педагогика, 1984. – 143 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ 1.1 Сущность общения и коммуникативных навыков В настоящее время в образование, одна из ключевых проблем является, формирование у дошкольников коммуникативных навыков. Ее актуальность заключается в том, что от освоения первичного навыка, по цепочки формируются и остальные важные компоненты, которые способствуют успешному развитию дошкольника. В педагогических источниках существуют два метода по решению проблем, связанных с коммуникацией. В Современном словаре по психологии общение (коммуникация) определяется как многоаспектные процессы конвергенции, установления и развития контактов, связей между субъектами, порождаемых дифференциальными потребностями либо в процессе совместной деятельности, либо в обмене информацией, а также для совместного определения плана действий [42, с. 519]. А.В. Петровский называет общение многоплановым процессом установления контактов между людьми, возникающими в следствии необходимости осуществления совместной деятельности [16, с. 73]. По мнению А.А. Леонтьева, общение есть не интериндивидуальный, а как социальный феномен, в котором субъект рассматривается не изолированно. В то же время он подходит к общению как к условию «любой деятельности человека» [23, с. 93]. В соответствии с психолого-педагогическим словарем А.П. Астахова коммуникация близка по своему значению к понятию «общение», но рассматривается она более широко. Коммуникация есть связь, которая обеспечивает информационный обмен между системами в живой и неживой природе и обществе [31, с. 319]. По мнению Г.М. Коджаспировой, общение есть процесс взаимодействия, в котором принимают участие двое или более людей, между которыми происходит обмен познавательной и аффективно-оценочной информацией [19, с. 97]. Исходя из данного определения «коммуникация» рассматривается как смысловой аспект социального взаимодействия. С.М. Вишнякова рассматривает коммуникацию как «…процесс межличностного общения, способствующий развитию таких качеств как соучастие, сопереживание, сочувствие и взаимопонимание между участниками процесса общения…» [7, с. 130], то есть «…общение есть не только процесс речевого обмена информацией, который происходит осознанно, рационально оформленно, но и процесс непосредственного эмоционального контакта между людьми…» [29, с. 28].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 92 страницы
990 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg