Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

МОНОГОРОД КАК ТЕРРИТОРИЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

taras_eg 650 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 70 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 29.12.2019
Проблема развития моногородов, экономика которых зависит от предприятий, испытывающих проблемы или просто ставших неконкурентоспособными, является чрезвычайно острой не только в социально-политическом плане. Она важна и в плане осмысления теоретических моделей и технологий регионального развития.
Введение

Актуальность темы исследования. На протяжении XI веков исторической эволюции в России сложилась сеть городских поселений, пространственное расположение и функции которых формировались под влиянием комплекса уникальных по своему сочетанию и интенсивности воздействия факторов, среди которых особо выделяются суровые природно-климатические условия, сверхвысокая роль государства, длительный политический изоляционизм. Среди этого многообразия поселений особое место принадлежит такому уникальному типу как монофункциональные города. Монопрофильные города на протяжении десятилетий являются основой российской экономики. На их долю приходится порядка 40 % суммарного ВВП Российской Федерации. Возникновение в структуре российской экономики моногородов является определенной закономерностью, которая как таковая не может быть однозначно оценена положительно или отрицательно. Это специфичный для России способ адаптации размещения производительных сил к особым климатическим и географическим условиям страны. При этом ряд предпосылок такого устройства хозяйственной деятельности сохраняется и даже усиливается в настоящее время в силу повышения экономических барьеров, препятствующих миграции населения из региона в регион. Монопрофильные населенные пункты расположены практически повсеместно: в Европейской и Восточной частях России, на севере и на юге, вблизи крупных городов и в удалённых районах. В 460 населённых пунктах концентрируют 25% населения страны. Актуальность темы обусловлена остротой и масштабностью проблем монопрофильных городов. Если в городах с развитой многоотраслевой экономической базой падение объемов производства и сокращение рабочих мест на ряде предприятий в период кризиса вызывает переток занятых в другие отрасли промышленности и сферу услуг, то в монопрофильных поселениях остановка градообразующего предприятия способна парализовать всю жизнедеятельность города. Узкая сфера занятости, ограниченные возможности маневра для потерявших работу, высокая и застойная безработица, снижение уровня жизни всего населения, свертывание социальной инфраструктуры, ухудшение морально-психологического климата, а также сокращение налогооблагаемой базы местных бюджетов и невозможность нормального функционирования городского хозяйства, все это - нарастающие как снежный ком проблемы монопрофильных поселений, затронутых кризисом. Степень разработанности проблемы. В научной литературе, в частности в работах Г.Д. Антонова, О.П. Ивановой, В.В. Кафидова, В. П. Орешина, А.Н. Ряховской, В.И. Терехина и др., накоплен значительный опыт исследования особенностей развития моногородов в России. Целью данной работы является изучение моногорода в статусе территории опережающего социально-экономического развития. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - изучить понятие моногорода и нормативно-правовую базу его функционирования; - рассмотреть территорию опережающего социально-экономического развития как инструмент управления развитием моногорода; - ознакомиться с особенностями управления моногородом в России как территорией опережающего социально-экономического развития; - провести анализ социально-экономического развития моногорода Набережные Челны; - изучить моногород Набережные Челны как территорию опережающего социально-экономического развития; - произвести оценку эффективности режима ТОСЭР для моногорода Набережные Челны; - разработать рекомендации по совершенствованию управления моногородом Набережные Челны. Объектом исследования является моногород Набережные Челны. Предметом исследования является монопрофильный город Набережные Челны в статусе территории опережающего социально-экономического развития. Эмпирическую базу исследования составили официальные данные статистики, аналитические статьи, доклады и отчёты, опубликованные в источниках общего доступа сети Интернет. Нормативную базу работы составляют нормы действующего законодательства и подзаконные нормативные акты Российской Федерации, законодательство Республики Татарстан и локальные акты муниципального образования г. Набережные Челны. При подготовке работы были использованы общенаучные методы познания: анализ и синтез, диалектический, формально-логический, системный и т.д. В работе была использована статистическая информация, а также был проведен анализ имеющихся данных в периодических печатных изданиях и сети Интернет по состоянию изучаемой сферы на сегодняшний день. Структура работы. В соответствии с целью и задачами исследования данная работа состоит из введения, трех разделов, включающих в себя восемь подразделов, заключения, списка использованной литературы и приложений. Во введении обоснована актуальность исследования, охарактеризована степень ее разработанности, определены объект и предмет исследования, сформулированы цель и задачи исследования. В первом разделе был приведен теоретический анализ моногорода, как территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Во втором разделе был проведен анализ системы управления моногородом Набережные Челны в статусе территории опережающего социально-экономического развития. В третьем разделе отражены рекомендации по совершенствованию управления ТОСЭР «Набережные Челны». В заключение подведены итоги исследования и сформулированы основные выводы.
Содержание

Введение 3 1 Теоретический анализ моногорода как территория социально- экономического развития 7 1.1 Моногород: понятие и нормативно-правовая база 7 1.2 Территория опережающего социально-экономического развития как инструмент управления развитием моногорода 14 1.3 Особенности управления моногородом в России как территорией опережающего социально-экономического развития 27 2 Анализ системы управления моногородом Набережные Челны в статусе территории опережающего социально-экономического развития 36 2.1 Анализ социально-экономического развития моногорода Набережные Челны 36 2.2 Моногород Набережные Челны как территория опережающего социально-экономического развития 44 2.3 Оценка эффективности режима ТОСЭР для моногорода Набережные Челны 49 3 Рекомендации по совершенствованию управления моногородом Набережные Челны 53 3.1. Мероприятия по совершенствованию управления социально-экономическим развитием моногорода Набережные Челны в статусе ТОСЭР 53 3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий 59 Заключение 63 Список использованных источников 65 Приложения 68
Список литературы

I. Нормативно-правовые акты: 1. О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2014 № 473-ФЗ (ред. от 27.12.2018)// Российская газета. - 2014. - 31 декабря. - № 299. 2. Об особенностях создания территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 22.06.2015 № 614 (ред. от 26.04.2017) // Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_181759 (Дата обращения 29.04.2019 г.). 3. О создании территории опережающего социально-экономического развития "Набережные Челны" [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 28.01.2016 № 44 // Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_193236 (Дата обращения 29.04.2019 г.). 4. Об утверждении порядка заключения соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития, создаваемой на территории монопрофильного муниципального образования (моногорода) Республики Татарстан (с изменениями на: 30.12.2017) [Электронный ресурс]: постановление Кабинета министров РТ от 04.02.2016 г. №61 // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/432885981 (Дата обращения 29.04.2019 г.) II.Специальная литература: 5. Абашкин В.Л. Методические материалы по созданию промышленных кластеров / В.Л. Абашкин, С.В. Артемов, Е.А. Исланкина и др. М.: НИУ ВШЭ, 2017. 80 с. 6. Антонов Г.Д. Управление конкурентоспособностью организаций и территорий: Учебное пособие/ Г.Д. Антонов, О.П. Иванова, В.М. Тумин. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. 348 с. 7. Белицкая А.В. Комментарий к Федеральному закону от 29.12.14 № 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в РФ" / А.В. Белицкая. М.: Юстицинформ, 2016. 156 с. 8. Борисова О.А. Устойчивое социально-экономическое развитие регионов на основе конкурентоспособности: отраслевой аспект: коллективная монография/ РАНХиГС; под. ред. О.А. Борисовой, И.Б. Выпряжкиной. Москва: Научный консультант, 2016. 230 с. 9. Гохберга Л.М. Пилотные инновационные территориальные кластеры в Российской Федерации: направления реализации программ развития / под. ред. Л.М. Гохберга, А.Е. Шадрина. М.: НИУВШЭ, 2015. 92 с. 10. Иванова О.П. Развитие моногородов и управление инвестиционной привлекательностью: Монография/ О.П. Иванова, И.С. Антонова, Г.Д. Антонов. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. 260 с. 11. Кафидов В.В. Современные методологические подходы к стратегическому управлению и развитию городов различных типов: Монография / В.В. Кафидов. М.: Дело АНХ, 2015. 246 с. 12. Корнейко О.В., Пестерева А.В. Кластерный подход в организации свободных экономических зон II АНИ// Экономика и управление. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 80-83. 13. Орешин В. П. Система государственного и муниципального управления: Учебное пособие / В. П. Орешин. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. 320 с. 14. Орешин В.П. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие/ В.П. Орешин. 2-е изд. М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. 178 с. 15. Ряховская А.Н. Роль государственных программ в развитии моногородов: Монография / А.Н. Ряховская, С.Е. Кован, О.Г. Крюкова; Под ред. А.Н. Ряховской. М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2014. 272 с. 16. Терехин В.И. Эффективность управления социально-экономическим развитием административно-территориальных образований: монография / под ред. д-ра экон. наук, проф. В.И. Терехина. М.: ИНФРА-М, 2018. 315 с. 17. Чиркин В.Е. Основы государственного и муниципального управления: Учебное пособие / О.Б. Угурчиев, Р.О. Угурчиева. М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. 378 с. 18. Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления: Учебник / В.Е. Чиркин. 5-e изд., пересмотр. М.: Норма, 2018. 432 с. III. Источники удаленного доступа: 19. Электронная библиотечная система «Знаниум» [Электронный ресурс] URL: https://znanium.com (Дата обращения 29.04.2019 г.). 20. Деловая электронная газета Татарстана [Электронный ресурс] URL: https://www.business-gazeta.ru (Дата обращения 29.04.2019 г.). 21. Официальный сайт города Набережные Челны [Электронный ресурс] URL: http://nabchelny.ru (Дата обращения 29.04.2019 г.). 22. Официальный сайт ТОСЭР «Набережные Челны» [Электронный ресурс] URL: http://adt-chelny.ru (Дата обращения 29.04.2019 г.). 23. Официальный сайт Федерльной службы охраны РФ [Электронный ресурс] URL: http://www.fso.gov.ru (Дата обращения 29.04.2019 г.). 24. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] URL: http://www.gks.ru (Дата обращения 29.04.2019 г.). 25. Официальный сайт Фонда развития моногородов [Электронный ресурс] URL: http://xn--80afd4affbbat.xn--p1ai (Дата обращения 29.04.2019 г.).
Отрывок из работы

1 Теоретический анализ моногорода как территории опережающего социально-экономического развития 1.1 Моногород: понятие и нормативно-правовая база Моногорода появились в странах Европы и Америки в конце XIX века в эпоху индустриализации и освоения ранее незаселенных территорий. Основой для таких поселений стали предприятия добывающей промышленности. В зарубежной литературе это явление получило название «company town», которое было переведено на русский язык, как «город-завод». Однако, наиболее точно сущность данного явления раскрывает его дословный перевод «компания-город», в рамках которого подчеркивается основополагающая роль предприятия, которое буквально основало город, построив как промышленные объекты, так и объекты социальной инфраструктуры. В России «компании-города» возникли еще во времена Петра I в Подмосковье и на Урале, где организовывались новые суконные мануфактуры и железодетальные заводы. Во времена СССР основополагающими отраслями для формирования моногородов были добывающая, атомная и оборонная промышленность [8, c. 46]. В процессе становления рыночной экономики в современной России стали использоваться новые подходы к размещению производительных сил, в связи с чем обострилась проблема обеспечения должного уровня и качества жизни населения монопрофильных муниципальных образований (моногородов). По данным Службы спецсвязи и информации Федеральной службы охраны России, в соответствии с результатами опроса, проведенного в декабре 2015 года среди населения половины российских моногородов, более 40% опрошенных оценили социально-экономическое положение населения, как «нетерпимое» [23]. С учетом того факта, что более 10% населения страны постоянно проживают в моногородах, указанная проблема является актуальной и требует принятия активных мер по ее решению [24]. По мнению большинства специалистов, основная часть проблем социально-экономического развития моногородов является следствием деятельности градообразующих предприятий. В этой связи важно выявить взаимосвязь и взаимозависимость между двумя категориями: «градообразующее предприятие» и «монопрофильное муниципальное образование».
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 53 страницы
1325 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 72 страницы
850 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 63 страницы
750 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg