Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

СЛОВОТВОРЧЕСТВО В СОВРЕМЕННОЙ ЖЕНСКОЙ ПОЭЗИИ И ЕГО ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОСВОЕНИЕ

taras_eg 750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 83 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 28.12.2019
Лингвистический анализ поэтических произведений современных поэтесс неизбежно приводит к мысли о реальном авторстве конкретного непривычного слова или необычной формы слова, потому что многие из слов воспринимаются как уже слышанные ранее. Именно поэтому методика выборки лексического материала носила многоступенчатый характер и включала в себя интуитивный, лексикографический, сопоставительный и историко-словообразовательный подходы: слова, интуитивно воспринятые как окказиональные, сопоставлялись с материалами толковых, этимологических и словообразовательных словарей.
Введение

В конце XX – начале XI века наблюдается стремительное обновление лексической системы русского языка, которое является отражением процессов, происходящих в российском обществе. Перемены, произошедшие в общественной и политической жизни страны, повлекли за собой изменения в языке средств массовой информации, рекламы, разговорной речи и художественной литературы, что выразилось, в частности, усилением общей экспрессивности высказываний. Так, в современных художественных текстах учеными отмечается всплеск узуального и неузуального словообразований как яркого экспрессивного средства. Активизация деривационных процессов привела к появлению многочисленных окказионализмов, нуждающихся в изучении. Системно новые слова исследуются в отечественном языкознании начиная с 60-х годов XX века, о чем свидетельствуют монографии, диссертационные исследования, многочисленные статьи, в которых новообразования рассматриваются в различных аспектах: словообразовательном, лексикологическом, социолингвистическом, когнитивном (работы О.А. Александровой, Н.Г. Бабенко, Г.О. Винокура, Е.А. Земской, А.Г. Лыкова и других). Однако стоит отметить, что, несмотря на большое количество работ, посвященных окказиональной лексике, единой, общепризнанной теории окказиональности до сих пор не существует. Между тем необходимо отметить, что окказиональное словообразование – это естественное явление любого живого функционирующего языка; более того – это письменная и устная речь, наполненная многочисленными окказиональными единицами, созданными по языковым моделям и потому понятными всем носителям языка, особенно в определенной языковой ситуации. Главными, выделяемыми большинством исследователей чертами окказионализмов являются принадлежность к речи и одномоментность существования. Другими словами, окказиональное слово создается говорящим с целью его одноразового употребления в речи. Таким образом, новообразование остается за границей языковой системы. В то же время окказионализм «проявляет и развивает семантические, словообразовательные и грамматические возможности этой системы, прорицает тенденции ее развития» [Бабенко 1997: 4]. В нашей работе мы будем придерживаться определения окказионализма, данного в словаре О.С.Ахмановой: «Окказиональное (слово, значение, словосочетание, звукосочетание, синтаксическое образование) – «не узуальное», не соответствующее общепринятому употреблению, характеризующееся индивидуальным вкусом, обусловленное специфическим контекстом употребления» [Ахманова 1969: 284]. Исследователи особо подчеркивают роль окказиональной лексики в художественном произведении, указывая на то, что окказионализмы являются важным текстообразующим средством, отличаясь исключительной семантической емкостью. Среди причин, побуждающих писателей заниматься словотворчеством, выделяют следующие: 1) необходимость точно выразить мысль, т.к. узуальных слов для этого может быть недостаточно; 2) стремление к краткости, т.к. новообразование может заменить словосочетание и даже предложение; 3) функция характеристики, оценки; 4) стремление необычным обликом слова обратить внимание на его семантику, «деавтоматизация» восприятия; 5) потребность избежать тавтологии; 6) необходимость поддержать ритм, рифму в поэтической речи. В художественном тексте окказиональные слова реализуют возможности, данные языком слову, а также становятся носителями центральных художественных смыслов. Создание окказионализмов исследователи считают частным случаем языковой игры, которую определяют как «отступление от норм употребления языка, преднамеренное образование и введение в текст единиц, отличающихся своей необычностью, которая обусловлена природой ненормативного характера» [Санников 1999: 13]. Следовательно, для изучения окказиональной лексики необходимо иметь четкое представление о языковой норме, которую и нарушают авторские инновации. Важно отметить такой факт в развитии современного русского языка, как его демократизация. По мнению лингвистов, происходит некоторое расшатывание языковых норм, которое объясняется расширением круга носителей литературного языка, вследствие чего в русский язык вливается поток жаргонной и просторечной лексики. Некоторые исследователи оценивают этот процесс положительно. В частности, В.Г. Костомаров отмечает, что приемы демократизации языка «несут свежую струю ярких, истинно народных, насыщенных экспрессией элементов, разнообразящих речь» [Костомаров 1994: 73]. Кроме того, ученые указывают на то, что в практике речевого общения одновременно с нарушениями нормы творится новая норма, причем оба явления подчинены определенным закономерностям и связаны с определенными условиями. Однако на данный момент практически отсутствуют работы, в которых бы уделялось должное внимание современной поэзии в аспекте окказиональности. В первую очередь это касается женской поэзии уже известных, но малоизученных поэтесс Веры Полозковой, Ирины Астаховой и Солы Моновой, чье творчество особенно отличается обилием окказиональных образований, без дешифровки которых невозможно проникнуть в смысл их текстов. Следовательно, рассмотрение окказионализмов в сборнике стихов современных молодых, но уже очень популярных личностей Веры Полозковой, Ирины Астаховой и Солы Моновой поможет глубже понять идейный вектор творчества поэтесс, определить особенности их авторской манеры и специфику мировоззрения, что обусловливает актуальность предпринятого нами исследования. Материалом исследования послужил корпус окказионализмов, полученный методом сплошной выборки из поэтических сборников «Непоэмание» Веры Полозковой [2013], «Мужская и женская лирика» Ирины Астаховой [2016] и «Розовая книга» Солы Моновой [2016]. Цель исследования – определить специфику словотворчества, характерную для идиостиля Веры Полозковой, Ирины Астаховой и Солы Моновой и использовать материалы исследования на уроках русского языка как средство развития речи школьников. Достижению цели способствовало решение следующих задач: • определить дифференциальные признаки окказионального и узуального слова; • охарактеризовать основные способы образования окказионализмов в современных поэтических текстах; • выявить значимость словотворчества в формировании идиостиля поэтесс; • определить словообразовательные модели и способы создания окказиональных слов в поэзии Веры Полозковой, Солы Моновой и Ирины Астаховой; • выявить структурно-семантические особенности авторских инноваций; • создать методические рекомендации по изучению окказиональных слов в средней общеобразовательной школе с привлечением материалов исследования; • сформировать систему упражнений по развитию речи школьников с использованием окказиональных слов авторов нашего времени. Объектом исследования являются индивидуально-авторские новообразования, функционирующие в поэтической лексике Веры Полозковой, Ирины Астаховой и Солы Моновой. Предмет исследования – словотворчество в поэзии Веры Полозковой, Солы Моновой и Ирины Астаховой. Научная новизна нашей работы определяется тем, что окказиональные образования современных поэтесс впервые подвергаются комплексному лингвистическому анализу с точки зрения их семантических и деривационных характеристик. Результатом исследования стала классификация словообразовательных моделей и семантическая типология индивидуально-авторских инноваций писателя. Теоретической базой исследования явились работы В.В.Виноградова, Г.О.Винокура, Е.А.Земской, В.В.Лопатина, А.Г.Лыкова, Г.А.Николаева, В.А. Пищальниковой, Н.И.Фельдмана, Н.В.Шанского. Деривационный аспект окказионализмов изучен в трудах Е.А.Земской, М.У. Калниязова, Р.Ю.Намитоковой, Т.В.Поповой, О.Г.Ревзиной, Э.И.Ханпира, Н.А.Янко-Триницкой и др. В работе используются следующие методы исследования: метод лингвистического описания, метод словообразовательного анализа, метод функционально-стилистического анализа текста, метод компонентного анализа. Практическая значимость выпускной квалификационной работы определяется тем, что материалы исследования могут быть использованы в вузе на занятиях по словообразованию, стилистике, филологическому анализу текста, а также в практике преподавания русского языка в школе. Апробация исследования. Основные положения работы докладывались на конференциях «Русский язык и славянский мир» (г. Казань, 2016 г.) и «Итоговая научно-образовательная конференция студентов КФУ» (г. Казань, 2018 г.). Структура исследования обусловлена поставленными целями и задачами. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав с выводами, заключения, литературы, источников и словарей.
Содержание

Введение………………………………………………………………………. 4 Глава 1. Словотворчество как языковой процесс………………………. 9 1.1. Понятие окказионального слова………………………………………… 9 1.2. Типология индивидуально-авторских новообразований……………… 18 1.3 Словотворчество. Языковая личность. Идиостиль автора……………... 22 Выводы по Главе 1…………………………………………………………… 33 Глава 2. Индивидуально-авторские новообразования в современной женской поэзии………………………………………………………………. 35 2.1. Узуальные новообразования в современной женской поэзии………. 35 2.1.1. Новообразования, созданные суффиксальным способом.......... 35 2.1.2. Новообразования, созданные префиксальным способом…....... 38 2.1.3. Новообразования, созданные способом сложения……….......... 41 2.1.4. Новообразования с использованием иноязычных слов………… 41 2.2. Неузуальные новообразования в современной женской поэзии……. 42 2.2.1. Новообразования, созданные способом графической деривации………………………………………………………………… 42 2.2.2. Новообразования, созданные чересступенчатым способом…… 45 2.2.3. Новообразования, созданные способом контаминация………… 46 Выводы по Главе 2……………………………………………………………. 49 Глава 3. Изучение окказионализмов в школе…………………………… 51 3.1. Раздел «Словообразование» в школьном курсе русского языка……… 51 3.2. Методика изучения словообразования на среднем этапе обучения…... 56 3.3. Технологическая карта урока по изучению индивидуально-авторских новообразований в 9 классе (с привлечением материалов исследования)... 63 Выводы по Главе 3…………………………………………………………… 73 Заключение…………………………………………………………………… 75 Литература……………………………………………………………………. 78 Словари………………………………………………………………………… 83 Источники……………………………………………………………………... 83
Список литературы

1. Александрова О.И. Поэтическое словотворчество в эстетической организации лексики / О.И. Александрова // Функционально-семантический и стилистический аспекты изучения лексики: Межвуз. сб-к науч. тр. / Отв. ред. Тихонова Р.И. – Куйбышев: Изд-во Куйбышевского пед. ин-та, 1989. – С. 112 – 122. 2. Бабенко Н.Г. Окказиональное в художественном тексте. Структурно-семантический анализ: уч. пособие / Н.Г. Бабенко. – Калининград: Калинингр. ун-т, 1997. – 84с. 3. Белова Б.А. О номинативных свойствах окказионализмов художественной речи. Номинативные единицы языка и их функционирование / Б.А. Белова // Межвузовский сборник научных трудов Кемеровского гос. университета. – Кемерово: Изд-во КемГУ, 1987. – 247 с. 4. Виноградов В.В. Толковые словари русского языка / В.В. Виноградов // Избранные труды: Лексикология и лексикография. – Москва: Наука, 1977. – С. 218. 5. Виноградова В.Н. Стилистический аспект русского словообразования / В.Н. Виноградова. – Москва: Наука, 1984. – С. 156 – 183. 6. Винокур Г.О. О языке художественной литературы: учеб. пособие для филол. спец. вузов / сост. Т.Г. Винокур. Москва: Высшая школа, 1991. – 448с. 7. Винокур Г.О. Форма слова и части речи в русском языке // Избранные работы по русскому языку / Г.О. Винокур. – Москва: Учпедгиз, 1959. – С. 111 – 238. 8. Воркачёв С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании / С.Г. Воркачёв // Филологические науки.¬– Москва: Наука, 2001. – № 1. – С. 64 – 72. 9. Габинская O.A. Стилистическая характеристика лексических новообразований / О.А. Габинская // Языковые и речевые единицы в лексике и фразеологии русского языка. – Курск: Изд-во КурПИ, 1986. – С. 44 – 51. 10. Голуб И. Б. Стилистика современного русского языка / И. Б. Голуб. – Москва: Высшая школа, 1986. – 336 с. 11. Григорьев В.П. Словотворчество и смежные проблемы поэта / В.П. Григорьев. – Москва: Наука, 1986. – 256 с. 12. Григорьева Т.М. Параграфемные явления в современном русском языке / Т.М. Григорьева // Язык, культура, коммуникация: аспекта взаимодействия. Научно-методический бюллетень / Под ред. И.В. Пекарской. Вып. 1. – Абакан, 2003. – С. 68 – 77. 13. Елисеева В.В. К уточнению термина «окказионализм» / В.В.Елисеева // Термины в языке и речи: Межвуз. сб-к науч. тр. – Горький: изд-во ГГУ им. Н.И. Лобачевского, 1984. – С. 5-28. 14. Залевская A.A. Специфика единиц и механизмов индивидуального лексикона / А.А. Залевская // Психолингвистические исследования значения слова и понимания текста. – Калинин: гос.ун-т, 1988. – С. 5 – 15. 15. Земская Е.А. Окказиональные и потенциальные слова в русском словообразовании / Е.А. Земская // Актуальные проблемы русского словообразования. – Самарканд, 1972. – С. 19 – 28. 16. Земская Е.А. Словообразование. Учебное пособие / Е.А. Земская. –Москва: Просвещение, 1973. – 307 с. 17. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование: учеб. Пособие/ Е.А. Земская. – 5-е изд. - М.: Флинта: Наука, –2008. 18. Земская Е.А.Словообразование как деятельность./Институт русского языка РАН. – Москва: Наука, –1992. 19. Золян С.Т. К проблеме описания поэтического идиолекта / С.Т. Золян // Известия АН СССР. Серия литературы и языка, т. 45. – Москва: 1986, № 2. – С. 47 – 50. 20. Калниязов М.У. Окказиональные существительные, созданные с нарушением законов словообразования / М.У. Калниязов // Актуальные проблемы русского словообразования: Ученые записки Ташкентского педагогического института. – Ташкент, –1975, вып. 143, т.1. – С. 285 – 292. 21. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Ю.Н. Караулов. – Москва: Наука, 1987. – 321 с. 22. Караулов Ю.Н. Состояние русского языка современности / Ю.Н. Караулов – Москва: Академия, 1991. – 427 с. 23. Косова В. А. Окказиональное слово как средство реализации художественного замысла писателя / В. А. Косова // Исследования по русскому языку: сб. ст. к 70-летию проф. Э. А. Балалыкиной / под ред. В. М. Маркова. – Казань: Казанский государственный университет, 2007. – С. 109-123. 24. Котелова Н.З. Первый опыт лексикографического описания русских неологизмов / Н.З. Котелова // Новые слова и словари новых слов. – Л.: Наука, 1978. – С. 113 – 120. 25. Кохтев H.H. В поисках эмоционального слова / Н.Н. Кохтев // Русская речь. 1981. – №4. – С. 44 – 51. 26. Лаврова Н.А. О соотношении понятий контаминант, окказиональное слово, неологизм / Н. А. Лаврова // Учёные записки Казанского университета. 2010. – Т. 152, кн. 6. – С. 151-160. 27. Лопатин B.B. Рождение слова: Неологизмы и окказиональные образования. / В.В. Лопатин. – Москва: Наука, 1973. – 152 с. 28. Лыков А. Г. Русское окказиональное слово в аспекте теории и методики // Лексикология. Тезисы 2-й межвузовской конференции. – Москва, 1990. С. 76-80. 29. Лыков А.Г. Окказиональное слово как лексическая единица речи / А.Г. Лыков // Филологические науки. – Москва, 1971. – №5. – С. 70 – 81. 30. Лыков А.Г. Русское окказиональное слово в аспекте теории и методики / А.Г. Лыков // Лексикология: тезисы II-й межвузовской конференции. – Москва: – 1990. – С. 76 – 80. 31. Лыков А.Г. Современная русская лексикология: русское окказиональное слово / А.Г.Лыков. – Москва: Высшая школа, – 1976. – 120с. 32. Москвин В.П. Стилистика русского языка. Теоретический курс / В.П. Москвин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 630 с. 33. Намитокова Р.Ю. Авторские неологизмы: словообразовательный аспект. / Р.Ю. Намитокова. – Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. ун-та, 1986. – 154 с. 34. Николаев Г.А. Лекции по руccкому cловообразованию: учеб. поcобие / Г.А.Николаев. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2009. – 188 c. 35. Николина Н.А. Словообразование современного русского языка / Н.А. Николина, Е.А. Фролова, М.М. Литвинова. – Москва: Академия, 2005. – 159 с. 36. Николина Н.А. Языковая игра в структуре современного прозаического текста / Н.А. Николина, Е.А. Агеева // Русский язык сегодня: Сб. статей. – Вып. 1. – Москва, 2000. – С. 45 – 53 37. Нуркамытова А.Б. О различных подходах к проблеме классификации неологизмов // Вестник КазНУ. Серия филологическая. -№2 (92). –Алматы, 2006. – С. 50-53. 38. Пищальникова В.А. Проблема идиостиля. Психолингвистический аспект / В.А. Пищальникова. – Барнаул: Изд-во Алтайск. ун-та, 1992. – 73 с. 39. Попова Т.В. Неология и неография современного русского языка / Т. В. Попова, Л. В. Рацибурская, Д. В. Гугунава. – Москва: Наука, 2005.—165 с. 40. Рацибурcкая Л.В. Cловообразовательные инновации как отражение cоциальных изменений в cовременной Роccии / Л.В.Рацибурcкая // Новые явления в cлавянcком cловообразовании: cиcтема и функционирование. – Москва: Изд-во Моc. ун- та, 2010. – C. 287-300. 41. Ревзина О.Г. Поэтика окказионального слова / О.Г. Ревзина // Язык как творчество. К 70-летию В.П. Григорьева. – Москва: 1996. – С. 303 – 308. 42. Сергеева Е. В. Окказиональная семантика слова как отражение индивидуально-авторской образности в языке переводов эссе С. Цвейга на русский язык / Е. В. Сергеева // Исследования по русскому языку: сб. ст. к 70-летию проф. Э. А. Балалыкиной / под ред. В. М. Маркова. – Казань: Казанский государственный университет, 2007. – С. 195-204. 43. Скворцов Л. И. Современные отечественные и зарубежные исследования в области культуры речи // Культура русской речи и эффективность общения. М.: Наука, 1996. – С. 40 – 65. 44. Улуханов И. С. Узуальные и окказиональные единицы словообразовательной системы / И. С. Улуханов // Вопросы языкознания. – 1984. – № 1. – С. 42-46. 45. Фельдман Н.И. Окказиональные слова и лексикография / Н.И. Фельдман // Вопросы языкознания. 1957. – № 4. – С. 64 – 73. 46. Ханпира Э.И. Об окказиональном слове и окказиональном словообразовании / Э.И. Ханпира // под ред. Е.А.Земской, Д.Н.Шмелева. Москва: 1966. – С. 153 – 166. 47. Ханпира Э.И. Окказиональные элементы в современной речи / Э.И. Ханпира // Стилистические исследования: на материале современного русского языка. – Москва: 1972. – С. 245 – 273. 48. Шанский Н.В. Очерки по русскому словообразованию / Н.В.Шанский. – Москва: Изд-во Моск-го ун-та, 1968. – 312 с. 49. Янко-Триницкая Н.А. Междусловное наложение / Н.А. Янко-Триницкая // Развитие современного русского языка. – Москва: Наука, 1972. – С. 254-255. 50. Янко-Триницкая Н.А. Продуктивные способы и образцы окказионального словообразования / Н.А. Янко-Триницкая// Актуальные проблемы русского словообразования. – Ташкент, 1975. – С. 413-418. 51. Янко-Триницкая Н.А. Словообразование в современном русском языке. / Н.А. Янко-Триницкая. – М.: Индрик, 2001. – 504 С. Земская Е.А. Активные процессы словопроизводства.//Русский язык конца ?? столетия (1985-1995).- 2-е изд. – М.: «Языки русской культуры», 2000. Словари 1. Ахманова О.C. Cловарь лингвиcтичеcких терминов / О.C. Ахманова. – Москва: Изд-во УРCC, 2004. – 571 c. 2. Розенталь Д.Э. и др. Словарь лингвистических терминов. - Режим доступа:http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/DicTermin/s_1.php (дата обращения 19.03.2019) 3. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка в 2 т.: около 145000 слов Т 1/А.Н. Тихонов. – Москва: АСТ, 2008. – 864 с. 4. Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов / РАН. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. Отв. ред. Н.Ю. Шведова. – Москва: Издательский центр «Азбуковник», 2007. – 1175 с. Источники 1. Вера Полозкова. Непоэмание. – М.: Livebook, 2013. – 224 с. 2. Ирина Астахова. Мужская и женская лирика. – М.: Эксмо, 2016 – 312 с. 3. Соло Монова. Розовая книга. – М.: Нобель Пресс, 2016. – 118 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1 СЛОВОТВОРЧЕСТВО КАК ЯЗЫКОВОЙ ПРОЦЕСС 1.1 Понятие окказионального слова Конец XX – начало XXI века характеризуется значительной активизацией деривационных процессов, появлением большого количества разнообразных новообразований, отражающих назревшие потребности общества. Лексика языка находится в состоянии непрерывного изменения в соответствии с языковыми законами. С развитием общества появляются новые предметы, явления, которые запечатляются в новых словах и новых значениях. Активность процессов возникновения новых слов обусловила большой интерес к проблемам неологии. Системно новые слова исследуются в отечественном языкознании начиная с 60-х годов 20 века, о чем свидетельствуют монографии, диссертационные исследования, многочисленные статьи, в которых новообразования рассматриваются в различных аспектах: словообразовательном, лексикологическом, социолингвистическом, когнитивном (работы О. А. Александровой, Н. Г. Бабенко, М. А. Бакиной, Г. О. Винокура, Е. А. Земской, В. В. Лопатина, А. Г. Лыкова, Р. Ю. Намитоковой, Т. В. Поповой, О. Г. Ревзиной, И. С. Улуханова, Э. И. Ханпиры и других). Стоит отметить, что, несмотря на большое количество работ, посвященных окказиональной лексике, единой, общепризнанной теории окказиональности не существует до сих пор. Термин «окказионализм» часто используется в лингвистической литературе, однако различными исследователями даются различные определения этого понятия. Более того, в научной литературе встречаются различные названия индивидуально-авторских слов: писательские новообразования, художественные неологизмы, стилистические неологизмы, индивидуальные неологизмы, слова-самоделки, слова-метеоры, эгологизмы, индивидуально-авторские новообразования, эфемерные инновации и др. Как видно из приведенного ряда, при создании термина одни ученые обращают внимание на то, что окказионализмы – авторские слова (эгологизмы, слова-самоделки), другие подчеркивают кратковременность их существования в речи (слова-метеоры), третьи добавляют к термину «неологизм» характерные определения (художественные, творческие, индивидуальные, стилистические).
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg