Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Опытно-экспериментальная работа по развитию навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи

NLatipova 350 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 51 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.01.2018
В настоящее время в современных литературных источниках подчеркивается значительная роль усвоения процессов словообразования для нормального развития устной речи дошкольников. Исследователями отмечено, что полноценное овладение ребенком словообразованием способствует развитию лексической системы языка, развитию языковой компетенции дошкольника и его речевой коммуникации в целом.
Введение

В настоящее время в современных литературных источниках подчеркивается значительная роль усвоения процессов словообразования для нормального развития устной речи дошкольников. Исследователями отмечено, что полноценное овладение ребенком словообразованием способствует развитию лексической системы языка, развитию языковой компетенции дошкольника и его речевой коммуникации в целом. Словообразование у детей проявляется в словотворчестве, что свидетельствует о формировании у них навыка образования новых слов. Дети с отклонениями от нормы в речевом развитии овладевают этими правилами весьма сложно, поскольку не проявляют склонности к словотворчеству и, следовательно, не усваивают основные принципы словообразования. Между тем, приобретение достаточно большого словарного запаса, умение правильно строить и грамматически оформлять фразу, владение связной речью, правильное произнесение всех звуков требуют систематических логопедических занятий. Практически все исследователи, изучавшие проблему общего недоразвития речи, так или иначе, отмечали недостаточные возможности этих детей в образовании новых форм слов (Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Н. С. Жукова, Р. И. Лалаева, А. В. Ястребова, Г. А. Каше и др.). Эти исследования констатировали отдельные трудности, которые испытывали дошкольники с общим недоразвитием речи в процессе самостоятельного продуцирования производных наименований. На основании этих исследований были определены ряд направлений и отдельных приемов по развитию словообразовательных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи. Большой вклад в работу с детьми с общим недоразвитием речи внесли такие ученые-логопеды, как А. В. Ястребова и ее работы по коррекции речи; Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, продемонстрировавшие практический опыт работы с детьми с общим недоразвитием речи; Р. И. Лалаева и др. Кроме того, учеными-психолингвистами (Л. И. Айдаровой, А. А. Леонтьевым, М. М. Поповой, Ф. А. Сохиным, Л. Г. Тамбовцевой, Г. А. Черемухиной, А. М. Шахнарович, И. М. Юрьевой и др.) доказано, что овладение словообразованием дошкольниками в процессе онтогенетического развития определяется степенью усвоения предметных отношений и их связей с языковыми явлениями. Пик этого овладения приходится на дошкольный возраст. Сознательное же усвоение информации о словообразовательном составе слова и способах его образования становится возможным только в процессе направленного обучения ребенка грамматике родного языка, т. е. в школьном возрасте. В процессе речевого развития ребенок знакомится с языком как системой (А. А. Леонтьев, А. М. Шахнарович). На каждом этапе развития ребенка язык представляет собой систему, которая отличается от языковой системы взрослых. Процесс развития речи ребенка сопровождается расширением языковой системы, усложнением на основе усвоения все большего количества правил, закономерностей языка, что в свою очередь, относится к формированию систем лексической и словообразовательной. Словообразовательный уровень языка выступает обобщенным отражением способов образования новых слов на основе определенных правил комбинации морфем в структуре производного слова. Процесс овладения словообразованием происходит на основе мыслительных операций анализа, сравнения, синтеза, обобщения и предусматривает достаточно высокий уровень интеллектуального и речевого развития. Следовательно, для формирования словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи необходимо использовать специальную методику для работы с такими детьми. Актуальность и недостаточная разработанность проблемы изучения состояния и развития словообразования у детей с общим недоразвитием речи, влияния словообразования на развитие устной и письменной речи детей, разработки научно обоснованных методов формирования навыков словообразования у данной категории детей, определили выбор темы исследования: «Особенности логопедической работы по развитию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи». Объект исследования: проблема развития словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Предмет исследования: процесс развития словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Целью исследования является теоретическое обоснование и практическая реализация системы логопедической работы по развитию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи. Задачи исследования: 1. Дать психолого-педагогическую характеристику дошкольникам с общим недоразвитием речи; 2. Определить особенности логопедической работы по развитию навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи; 3. Выявить уровни сформированности навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня; 4. Апробировать систему логопедической работы по развитию навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи; Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что процесс развития навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи будет осуществляться более эффективно при условии реализации системы логопедической работы, включающей: • научно обоснованные диагностические методики, направленные на исследование процесса развития словообразования; • педагогические условия, обеспечивающие оптимизацию данного процесса. Методы исследования: - теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы; - эмпирические: беседа, наблюдение, эксперимент, изучение медико-педагогической документации; - статистические: математическая и статистическая обработка полученных в ходе исследования данных и их интерпретация. Практическая значимость исследования заключается в разработке системы логопедической работы по развитию навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи, которая может применяться специалистами дошкольных образовательных учреждений в своей профессиональной деятельности. Этапы исследования: Первый этап (сентябрь-октябрь) - теоретическое исследование проблемы: изучение и анализ специальной литературы, постановка цели, задач, формулирование гипотезы. Второй этап (ноябрь-декабрь) - подбор методик экспериментального изучения, выявление уровней развития навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи, проведение констатирующего эксперимента. Третий этап (январь-апрель) - проведение формирующего эксперимента, анализ эффективности экспериментальной работы, формулирование выводов, оформление работы. База исследования: ГБОУ «Школа № 668» дошкольное отделение № 656 г. Москвы. Структура дипломной работы. Работа общим объемом 57 страниц состоит из введения (4 с.), двух глав (17 с., 18 с.), заключения (4 с.), списка литературы (49 наименований), приложений (3). Работа иллюстрирована 3 таблицами, 2 графиками.
Содержание

Введение 3 ГЛАВА 1. Научно-теоретические основы проблемы развития словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи 7 1.1. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи 7 1.2. Особенности логопедической работы по развитию словообразования у детей с общим недоразвитием речи 15 Выводы по первой главе……..………………………………………. 23 ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи 24 2.1. Экспериментальное исследование сформированности навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 24 2.2. Организация логопедической работы по развитию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи 33 Выводы по второй главе 41 Заключение 42 Список литературы 45 Приложения 49
Список литературы

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2009 - 400 с. 2. Антипова Ж. Что? Где? Когда?: О работе по формированию словарного запаса у детей с ОНР // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 9. - С. 36-38. 3. Апресян Ю. Д. Лексическая семантика: Синонимические средства языка. М.: Наука, 2006. – 367 с. 4. Арефьева Л. Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. Методическое пособие - М.: ТЦ СФЕРА. 2008. – 302 с. 5. Баранников И. В., Варковицкая Л. А. Русский язык в картинках. 2-е изд-е. М.: Просвещение. 2007. – 198 с. 6. Баранова Е. Б. Алгоритм работы учителя-логопеда по формированию словообразовательных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в подготовительной к школе группе // Логопед в дет. саду. 2005. - № 5. - С. 112-114. 7. Белянин В. П. Психолингвистика: Учебник. / В. П. Белянин 3-е изд. испр. - М.: Флинта: Московский псих.-соц. ин-т, 2007. - 232 с. 8. Бойкова С. В. Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР // Логопед в детском саду. - 2006. - № 3. - С. 42-48. 9. Болконская Т. Н. Иллюстрированная методика логопедического обследования (детей старшего дошкольного возраста): уч.-метод. пособие / Т. Н. Волковская; под общ. ред. Т. Н. Волковской. — М.: Коррекционная педагогика, 2005. – 97 с. 10. Волосовец Т. В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников - М.:ТЦ СФЕРА. 2007. - 166 с. 11. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. СПб.: Детство-Пресс, 2007. – 209 с. 12. Дворядкина Е. В. Особенности лексической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня // Логопедия сегодня. - 2008. - № 4. - С. 64-66. 13. .Деревянко Н. П. Формирование словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи / Н. П. Деревянко, Е. А. Лапп // Практ. психология и логопедия. - 2006. - № 4. - С. 57-60. 14. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М., 2005. – 188 с. 15. Журова Л. Е. Обучение грамоте в детском саду. М., 2006.- 220 с. 16. Иванова А. И. Становление функций речи в онтогенезе // Логопед. 2008. - № 3. - С. 23-31. 17. Исаева Т. И. Особенности формирования словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня на логопедических занятиях // Школьный логопед. - 2010. - № 4. - С. 17-30. 18. Коновалова С. Н. Особенности овладения предикативной лексикой дошкольниками с общим недоразвитием речи различного генеза // Дефектология. 2006. - № 3. - С. 59 - 66. 19. Лаврентьева А. И. Этапы становления лексико-семантической системы в онтогенезе // Усвоение ребенком родного (русского) языка. СПб.: Образование, 2005. - С. 57-60. 20. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. - Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2004. – 207 с. 21. Левина P. E. Нарушения речи и письма у детей: Избранные труды. / P. E. Левина. М.: Аркти. 2005. – 176 с. 22. Леханова О. А. Цветообозначение в работе по развитию семантической стороны речи и обогащению эмоционального словаря детей с ОНР // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 1. - С. 97-104. 23. Моторина Н. Н. Формирование предметного словаря у детей с общим недоразвитием речи.- М., 2005. – 194 с. 24. Новотворцева Н. В. Развитие речи детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Гринго, 2006. – 209 с. 25. .Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу / Под ред. Т. С. Комаровой. - Ярославль: Академия развития, 2006.- 166 с. 26. Савушкина Е. Н. Словообразовательные игры на логопедических занятиях // Логопед. 2012. - № 2. - С. 44-47. 27. Сахарный Л. В. Психолингвистические аспекты теории словообразования: Уч. пособие. - Л., 1985. – 97 с. 28. Семантика в речевой деятельности (на материале онтогенеза) / Под ред. А. М. Шахнаровича. М.: Наука, 2002. - 142 с. 29. Селивёрстов В. И. Специальная (коррекционная) дошкольная педагогика. Введение в специальность: учеб. пособие для студ. средн. и высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. И. Селивёрстова. М.: ВЛАДОС, 2007. – 207 с. 30. Смирнова Н. А. К вопросу изучения особенностей формирования словаря у дошкольников с церебральным параличом // Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых. СПб.: Изд-во СПб. гос. пед. ин-та им. А. И. Герцена, 2007. - С. 29-32. 31. Спирова Л. Ф., Ястребова А. В. Обследование лексического запаса и грамматического строя речи // Методы обследования нарушения речи у детей / Под ред. Власовой Т. А. и др. - М., 2008. – 144 с. 32. Стрельцова М. И. Образование прилагательных в детской речи // Детская речь как предмет лингвистического изучения - СПб: Изд-во СПб. гос. пед. ин-та им. А. И. Герцена, 2007. С. 41-49. 33. Ткаченко Т. А. В первый класс — без дефектов речи: Метод. пособие. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 187 с. 34. Уварова Т. Б. Обучение словообразованию дошкольников с ОНР // Логопед. 2009. - № 5. - С.49-56.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 1.1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Под общим недоразвитием речи понимают различные сложные речевые расстройства, вызывающие у детей нарушение формирования всех компонентов речевой системы, которые относятся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Такое определение было сформулировано Р. Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии (Н. А. Никашиной, Л. Ф. Спировой, Г. Ф. Жаренковой) по результатам многочисленных исследований различных видов речевых нарушений у дошкольников и школьников [Левина, 2005]. Впервые попытался обобщить результаты многолетних исследований речевых нарушений у детей и взрослых, описал эти нарушения и классифицировал М. Е. Хватцев. В его исследованиях нашел отражение дифференцированный подход при изучении сложных речевых дефектов с учетом различных видов нарушений развития и оказания коррекционной помощи лицам различного возраста. Под нарушениями речи М. Е. Хватцев понимал «всевозможные отклонения от нормы, стандарта речи, т.е. общепринятого в данном языке типизированного проявления восприятия ее, начиная с нарушений отдельных компонентов и заканчивая полным отсутствием словесного общения» [Хватцев, 1998, с. 5], и отмечал различные проявления речевых нарушений, представленные нарушением отдельных языковых компонентов или касающиеся всей структуры языка. В работах С. С. Ляпидевского речевые нарушения рассматриваются с точки зрения клинического подхода. Описывая нарушения речи, исследователь отмечает, что они «не представляют собой какую-то единую аморфную группу» [Ляпидевский, 1993, с. 31]. По мнению С. С. Ляпидевского, в группе речевых расстройств имеются различные формы, которые характеризуются разнообразными проявлениями клинической симптоматики и неоднородными проявлениями структуры нарушения [http://bibliofond.ru/view.aspx]. По мнению автора, в логопедии существуют подходы к оценке речевых нарушений, направленные на дифференциацию клинических и педагогических симптомов, что часто приводит к рассогласованию действий в процессе организации коррекционного воздействия, по причине того, что одни специалисты пользуются педагогической терминологией в определении речевого дефекта, другие пользуются клинической терминологией. Признавая наличие клинической и педагогической классификаций речевых нарушений, С. С. Ляпидевский указывал, что в клинической акцент сделан на том, какой из речевых анализаторов нарушен, в каком отделе и в какой степени проявляются эти нарушения.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg