В настоящее время в современных литературных источниках подчеркивается значительная роль усвоения процессов словообразования для нормального развития устной речи дошкольников. Исследователями отмечено, что полноценное овладение ребенком словообразованием способствует развитию лексической системы языка, развитию языковой компетенции дошкольника и его речевой коммуникации в целом.
Словообразование у детей проявляется в словотворчестве, что свидетельствует о формировании у них навыка образования новых слов. Дети с отклонениями от нормы в речевом развитии овладевают этими правилами весьма сложно, поскольку не проявляют склонности к словотворчеству и, следовательно, не усваивают основные принципы словообразования. Между тем, приобретение достаточно большого словарного запаса, умение правильно строить и грамматически оформлять фразу, владение связной речью, правильное произнесение всех звуков требуют систематических логопедических занятий.
Практически все исследователи, изучавшие проблему общего недоразвития речи, так или иначе, отмечали недостаточные возможности этих детей в образовании новых форм слов (Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Н. С. Жукова, Р. И. Лалаева, А. В. Ястребова, Г. А. Каше и др.). Эти исследования констатировали отдельные трудности, которые испытывали дошкольники с общим недоразвитием речи в процессе самостоятельного продуцирования производных наименований. На основании этих исследований были определены ряд направлений и отдельных приемов по развитию словообразовательных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Большой вклад в работу с детьми с общим недоразвитием речи внесли такие ученые-логопеды, как А. В. Ястребова и ее работы по коррекции речи; Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, продемонстрировавшие практический опыт работы с детьми с общим недоразвитием речи; Р. И. Лалаева и др.
Кроме того, учеными-психолингвистами (Л. И. Айдаровой, А. А. Леонтьевым, М. М. Поповой, Ф. А. Сохиным, Л. Г. Тамбовцевой, Г. А. Черемухиной, А. М. Шахнарович, И. М. Юрьевой и др.) доказано, что овладение словообразованием дошкольниками в процессе онтогенетического развития определяется степенью усвоения предметных отношений и их связей с языковыми явлениями. Пик этого овладения приходится на дошкольный возраст. Сознательное же усвоение информации о словообразовательном составе слова и способах его образования становится возможным только в процессе направленного обучения ребенка грамматике родного языка, т. е. в школьном возрасте.
В процессе речевого развития ребенок знакомится с языком как системой (А. А. Леонтьев, А. М. Шахнарович). На каждом этапе развития ребенка язык представляет собой систему, которая отличается от языковой системы взрослых. Процесс развития речи ребенка сопровождается расширением языковой системы, усложнением на основе усвоения все большего количества правил, закономерностей языка, что в свою очередь, относится к формированию систем лексической и словообразовательной. Словообразовательный уровень языка выступает обобщенным отражением способов образования новых слов на основе определенных правил комбинации морфем в структуре производного слова.
Процесс овладения словообразованием происходит на основе мыслительных операций анализа, сравнения, синтеза, обобщения и предусматривает достаточно высокий уровень интеллектуального и речевого развития. Следовательно, для формирования словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи необходимо использовать специальную методику для работы с такими детьми.
Актуальность и недостаточная разработанность проблемы изучения состояния и развития словообразования у детей с общим недоразвитием речи, влияния словообразования на развитие устной и письменной речи детей, разработки научно обоснованных методов формирования навыков словообразования у данной категории детей, определили выбор темы исследования: «Особенности логопедической работы по развитию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи».
Объект исследования: проблема развития словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: процесс развития словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Целью исследования является теоретическое обоснование и практическая реализация системы логопедической работы по развитию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1. Дать психолого-педагогическую характеристику дошкольникам с общим недоразвитием речи;
2. Определить особенности логопедической работы по развитию навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи;
3. Выявить уровни сформированности навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня;
4. Апробировать систему логопедической работы по развитию навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи;
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что процесс развития навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи будет осуществляться более эффективно при условии реализации системы логопедической работы, включающей:
• научно обоснованные диагностические методики, направленные на исследование процесса развития словообразования;
• педагогические условия, обеспечивающие оптимизацию данного процесса.
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы;
- эмпирические: беседа, наблюдение, эксперимент, изучение медико-педагогической документации;
- статистические: математическая и статистическая обработка полученных в ходе исследования данных и их интерпретация.
Практическая значимость исследования заключается в разработке системы логопедической работы по развитию навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи, которая может применяться специалистами дошкольных образовательных учреждений в своей профессиональной деятельности.
Этапы исследования:
Первый этап (сентябрь-октябрь) - теоретическое исследование проблемы: изучение и анализ специальной литературы, постановка цели, задач, формулирование гипотезы.
Второй этап (ноябрь-декабрь) - подбор методик экспериментального изучения, выявление уровней развития навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи, проведение констатирующего эксперимента.
Третий этап (январь-апрель) - проведение формирующего эксперимента, анализ эффективности экспериментальной работы, формулирование выводов, оформление работы.
База исследования: ГБОУ «Школа № 668» дошкольное отделение № 656 г. Москвы.
Структура дипломной работы. Работа общим объемом 57 страниц состоит из введения (4 с.), двух глав (17 с., 18 с.), заключения (4 с.), списка литературы (49 наименований), приложений (3). Работа иллюстрирована 3 таблицами, 2 графиками.