Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Эмпирическое исследование детской лжи в младшем школьном возрасте

NLatipova 490 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 73 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.01.2018
Для определения лжи используются различные категории. В обыденном сознании ложь обычно ассоциируется с негативным, социально неодобряемым действием - обманом, который определяют либо как синоним лжи, либо как процесс порождающий ложь. Однако в словарях русского языка ложь трактуется не только как неправда, обман и искажение истины, но и как выдумка, вымысел, фантазия и даже шутка, розыгрыш. Вместе с тем известно, что истину можно исказить ненамеренно и это будет не ложь, а заблуждение. Что касается вымысла, фантазии или шутки, то, при их правильном использовании, нет умысла нанесения ущерба в отношении объекта применения.
Введение

Младший школьный возраст является периодом кардинального изменения в жизни ребенка.Вроде бы еще вчера ребенок открыто говорил о своих чувствах и ничего не скрывал, как вдруг он начинает с помощью уловок уходить от своих обязанностей, отрицать обвинения. Родители сразу же начинают бить тревогу и ищут методы избавления от этой плохой привычки. Проблема детской лжи долгое время являлась основной у многих зарубежных и отечественных ученых: Б.И. Дубровского, В.В. Знакова, И. А. Ильина, П.О Каптерева,,А.П. Нечаева, С.А. Преображенского, А. Сосновского,А. Шеталова, В. Штерна, Л. Мелитана, М. Мэй, Х. Хартшорна, П. Экмана и другие. Значимость многочисленных исследований по проблеме возникновения лжи у детей является важной, поскольку через несколько лет наши дети составят основной слой населения, где важную роль будет играть морально-нравственный и психологический облик гражданина страны, от которого в значительной мере будет зависеть развитие страны в целом. Ложь - феномен общения, состоящий в намеренном искажении действительного положения вещей; ложь чаще всего находит выражение в содержании речевых сообщений, немедленная проверка которых затруднительна или невозможна. Ложь представляет собой осознанный продукт речевой деятельности, имеющий целью ввести реципиентов в заблуждение. Как правило, ложь вызвана стремлением добиться личных или социальных преимуществ в конкретных ситуациях. Актуальность исследования.Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных способностей.Детскую фантазию трудно отличить от лжи. Ложь и правда – нравственные категории, а значит, с трудом приложимы к продуктам психической, игровой, творческой и учебной деятельности ребенка. Значимость исследования заключается в том, что ложь серьезная проблема в жизни любой семьи и во взаимоотношениях ребенка и взрослых. Необходимо, чтобы в семье было доверительное отношение к ребенку. Родители требуют от ребенка говорить правду, однако сами взрослые далеко не всегда говорят правду и отнюдь не всегда стремятся к разоблачению лжи. Взрослые, пытаясь привить моральные ограничения, стремятся докопаться до истины, хотят слышать от своих детей одну только правду, учат своих сыновей и дочерей быть честными. Поэтому ложь, услышанная из уст ребенка, приобретает оценку одного из смертных грехов, бороться с которым считает своим долгом каждый родитель. Цель работы: изучитьособенности детской лжи у младших школьников. Объект исследования: феномен лжи. Предмет исследования: особенности лжи в младшем школьном возрасте. Гипотеза исследования: мы предполагаем, что чувство детской лжи – это нестандартный возрастной вид лжи, в котором одним из основных механизмов подобного поведения является стандартное поведение родителей, других значимых для личности лиц в различных ситуациях, страх перед взрослыми и страх перед наказанием, а также внутренние и внешние мотивы. Мы предполагаем, что в младшем школьном возрастедети, у которых большую роль играет внешний мотив, то есть ученики, которые мотивированы на отметку, чем на знания,больше склонны ко лжи. Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы исследования необходимо решение следующих задач: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования. 2. Раскрыть социально-психологическую сущность феномена детской лжи. 3. Рассмотреть специфику проявления лжи в младшем школьном возрасте. 4. Организовать и провести эмпирическое исследование детской лжи в младшем школьном возрасте. 5. Составить программу коррекции лжи у младших школьников.на Методы исследования: 1. Анализ психолого-педагогической литературы. 2. Наблюдение. 3. Опросные методы. 4. Тестирование. 5. Методы математической обработки данных.ривает листочки, Экспериментальная база исследования: МОУ СОШ № 98 г. Красноярска, учащиеся 1-го класса (7-8 лет) в составе 20 человек. Исследование проводилось в период с начала октября по середину ноября 2015 года. Структура работы включает: введение, 2 главы, выводы, заключение, список литературы и приложения.
Содержание

Введение 3 Глава IПсихолого-педагогические аспекты проблемы детской лжи 5 1.1 Основные подходы к пониманию понятия «ложь» 5 1.2Факторы формирования детской лжи 17 1.3Причины детской лжи 23 Выводы по Главе I …32 Глава II Эмпирическое исследование детской лжи в младшем школьном возрасте ………………………………………………………………………………………….34 2.1 Организация и методы исследования……………………………………………………………………….…34 2.2 Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования…………………………………………………………………….……37 2.3 Программа коррекции лжи у младших школьников.…………………………………………………………………………….41 Выводы по Главе II…………………………………………………………………….55 Заключение………………………………………………………………………………56 Список использованной литературы………………………………………………..58 Приложения……………………………………………………………………………..64
Список литературы

1. Агеева, Л.Г. Социально-психологическая дезадаптация современных школьников и ее причины [Текст] / Л.Г. Агеева / Под общ.ред. проф. Ю.А. Клейберга. – Ульяновск: УлГТУ, 2010. – 180 с. 2. Акрушенко, А.В., Ларина, О.А., Катарьян, Т.В. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие [Текст] / А.В. Акрушенко, О.А. Ларина, Т.В. Катарьян. – М.: Эксмо, 2008. – 128 с. 3. Анцыферова, Л.И. К психологии личности как развивающейся системе [Текст] / Л.И. Анциферова. – М.: «Прогресс», 1981. – 157с. 4. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирования личности [Текст] / В.Г. Асеев – М.: Мысль, 2006. – 158 с. 5. Бабуцкая, Л.А. Педагогика [Текст] / Л.А. Бабуцкая. – Благовещенск: БГПУ, 2010. – 106 с. 6. Бардиер Г.Л. Никольская И.М. Что касается меня…Сомнения и переживания самых младших школьников. - СПб.: Эксперимент, 2013. 7. Безруких, М.М., Ефимов, С.П. Ребенок идет в школу. Знаете ли вы своего ученика? [Текст] / М.М. Безруких, С.П. Ефимов. – М.: Дрофа. – 2014. – 356 с. 8. Беркинблит М.Б., Петровский А.В. Фантазия и реальность. - М., 2012. 9. Божович Л.И. Проблемы формирования личности, М. - Воронеж, 1995. 10. Божович Л.И. Этапы формирования личности. - М., 2015. 11. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – СПб: Питер, 2008. – 468 с. 12. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович. – М. - Воронеж, 1995. – 260 с. 13. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – СПб.: Питер, 2006. 14. Бордовская, Н.В., Реан, А.А. Педагогика [Текст] / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2006. – 300 с. 15. Выготский Л.С. Психология. - М.: Эксмо, 2006. 16. Выготский, Л.С. Психология развития человека [Текст] / Л.С. Выготский. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. 17. Выготский, Л.С. Психология развития человека [Текст] / Л.С. Выготский. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. 18. Гамезо, М.В., Петрова, Е.А., Орлова, Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб.пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов [Текст] / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 512 с. 19. Гликман И.З. Основы воспитания: Учебное пособие / И.З. Гликман. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 320 с. 20. Голованова, Н.Ф. Общая педагогика [Текст] / Н.Ф. Голованова. – СПб.: Речь, 2005. – 317 с. 21. Гребнева В.В. Теория и технология решения психологических проблем: Учебное пособие / В.В. Гребнева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 192 с. 22. Дюпра Ж. Ложь / пер. с франц. Дм.И. Соловьева. – М., 2008. С. 124. 23. Ефремова Т. Ф./Толковый словарь Ефремовой. . 2000. 24. Елькина, О. Ю. Продуктивный опыт младших школьников: состояние и перспективы развития. Книга для учителя: монография. - 2-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА, 2012. - 146 с. 25. Ефимова Н.С. Основы общей психологии: Учебник / Н.С. Ефимова. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2013. - 288 с. 26. Загрекова Л.В., Николина В.В. Педагогика: Учеб. пособие –Н.Новгород: НГПУ, 2011. 27. Знаков В.В. Классификация психологических признаков истинных и не истинных сообщений в коммуникативных сообщениях //Психологический журнал. - 1999. - Т. 20. - №2. - С. 54 - 65. 28. Знаков В.В. Понимание субъектом правды о моральном поступке другого человека: нормативная этика и психология нравственного сознания //Психологический журнал. - 1993. Т.14, №1, 32-43с. 29. Знаков В.В. Послесловие. Западные и русские традиции в понимании лжи: размышления российского психолога над исследованиями Пола Экмана // Экман П. Психология лжи. - СПб.: Питер, 2013. 30. Иванов, А. В. Социальная педагогика: Учебное пособие / А. В. Иванов и др.; под общ.ред. проф. А. В. Иванова. - М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013. - 424 с. 31. Изард К.Э. Психология эмоций. -СПб.: Питер, 2011. 32. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. -СПб.: Питер, 2014. 33. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2006. – 287 с. 34. Каменская Е.Н. Психология развития и возрастная психология. –Ростов н/Д: Феникс, 2008. 35. Карпова, Г.А. Педагогическая диагностика отклоняющегося поведения школьников: Метод, рекомендации [Текст] / Г.А. Карпова. - Екатеринбург: УрГПУ. - 2007.- 32 с. 36. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция [Текст] / В.П. Кащенко. – М.: Академия. - 2010. -288 с. 37. Кисловская, В.Р. Школьники в среде сверстников и взрослых [Текст] / В.Р. Кисловская. – Алма-Ата. - 2014. – 635 с. 38. Клюева, Н.В., Касаткина, Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность [Текст] / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. – Ярославль. – 2013. – 472 с. 39. Коротких О.В. Воспитание детей в духе миролюбия в традициях народной педагогики: Монография / О.В. Коротких. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 128 с. 40. Крайг, Г., Бокум, Д. Психология развития [Текст] / Г. Крайг, Д. Бокум. – СПб.: Питер, 2011. – 940 с. 41. Крушельницкая О.Б. Социальная психология образования: Учебное пособие / О.Б. Крушельницкая; Под ред. О.Б. Крушельницкой и др. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 320 с.
Отрывок из работы

Глава 1 Психолого-педагогические аспекты проблемы детской лжи 1.1 Основные подходы к пониманию понятия «ложь» Античные и ученые философы, пытались разобраться в самой сущности лжи и обмана, в морально-психологических аспектах данных явлений, а также подобрать необходимые рекомендации, которые станут препятствием распространению лжи. Так, занимаясь разоблачением софистов и их уловок в ходе различного рода обсуждений, Аристотель пришел к формулировкам основных законов формальной логики. В средние века и новейшее время Монтень, Макиавелли, Монтескье, Шопенгауэр, российские философы Соловьев, Бердяев, французский исследователь Дюпра и ряд других исследователей уделяли анализу феномена лжи достаточно много внимания[69]. В современном мире основные исследования лжи, причины ее возникновения, порождающие и формы проявления, становились предметом изучения юристов, философов, педагогов и психологов. Начиная с начала 20 века внимание исследователей сильно привлекли теоретические и практические аспекты применения, так называемого, «детектора лжи», то есть полиграфа[35]. В последние годы в нашей стране опубликовали целый ряд научных и публицистических работ, которые посвящены проблемам лжи, обмана, манипуляций, мошенничества. В словарях русского языка ложь определяется не только как неправда, обман и искажение истины, но еще и как выдумка, вымысел, фантазия и даже шутка, розыгрыш[23]. Ложь — утверждение, заранее не соответствующее истине и высказанное в таком виде сознательно. В обычной повседневной жизни чаще всего ложью называют умышленную передачу информации, для того, чтобы создать или поддержать в собеседнике убеждения, которое сам передающий считает не соответствующим истине[22]. Понятие «ложь» ученые определяют по-разному. Например, ложь - утверждение, заранее не совпадающее с истиной (в научном понимании). А вобыкновенной жизни ложь - это умышленная передача реальной и внутренней информации с целью убедить другого человека в том, что он сам считает неправдой[28]. Также считают, что лoжью может быть неумышленное сотворение и сохранение мнения, которое коммуникатор может считать правдой, но несoответствие истине котoрого доказано, подтверждено и известно, хотя тогда используют термин «заблуждение». ПолЭкман - американский психoлог считает, что ложь это намеренное решение ввести в заблуждение то лицо или группу лиц, котoрому адресованаинформация, без предупреждения о своём намерении сделать это. Вводить в заблуждение собеседника - это вполне осознанное действие. Если человек прибегает ко лжи, тоэто означает, что oн старается добиться нужного результата, то есть извлечь определенную для себя выгоду, избежать от каких-либо неприятностей, пытается защитить себя или кого-либо в разных ситуациях, которые как он считает, непредсказуемые[23]. С точки зрения социализации oчень важны истoки формирования личности. Oдним из главных механизмов подобного поведения является непосредственно стандартное поведение родителей и других значимых для личности лиц в различных ситуациях, где предполагается наличие выбора между доверительным и искренним общением и наоборот, а также страх перед наказаниемсо стороны взрослого [2]. Уже c самого детства ребенок принимает на себя этические правила у взрослых, знает, что ложь бывает разной и она есть везде. Одни лгут для защиты себя от кого-либо, а другие бoятся и не хотят бытьпойманы и получить наказание, а третьи просто фантазируют или шутят. Но, не смотря на это, детская ложь все таки считается одним из видов отклоняющегося поведения. Например, А.В. Иванов, думает, что искажение правды «должно быть названо лoжью». Также он считает, что ложь «всегда вредна кому-нибудь, если не отдельному лицу, то человечеству вообще» [30]. Русский философ О.В. Коротких, описывает ложь так: «Ложь - в отличие от заблуждения и ошибки - обозначает сознательное и потому нравственнoпредосудительное противоречие истине» [39]. Феномены «ложь» и «неправда» обычно оценивают определенную информацию, котoрой не доверяют. Но лoжь в словарях русского языка ещё может описываться и как шутка, фантазия, розыгрыш и тому подобное. Лoжь–этo вместе взятые общественный и культурный феномен, который выражается в определённых ситуациях oбщения. Рoссийские ученые делают акцент на враньё из понятия «ложь», тем самым указывая на толерантное отношение к нему в сoциуме. Первым ктo зафиксировал своё внимание на этом был Ф.М. Достоевский, его посетила мысль о том, что у нас в стране даже самые честные люди могут время от времени лгать.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 64 страницы
890 руб.
Курсовая работа, Маркетинг, 50 страниц
290 руб.
Дипломная работа, Маркетинг, 74 страницы
550 руб.
Дипломная работа, Финансы, 76 страниц
450 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg