Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ФИНАНСЫ

Долговая политика Российской Федерации и проблемы ее реализации

NLatipova 700 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 105 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.01.2018
Реализация долговой политики Российской Федерации в 2016 гг. будет осуществляться в соответствии со следующими целями: - поддержание умеренной долговой нагрузки как важнейшего конкурентного преимущества России; - превращение национального рынка капитала в стабильный источник удовлетворения потребностей бюджета; - поддержание высокого уровня кредитных рейтингов России инвестиционной категории, создание предпосылок для повышения рейтингов до категории «А»; - обеспечение постоянного доступа Российской Федерации и национальных корпоративных заемщиков к внутреннему и внешнему источникам заемного капитала на приемлемых условиях, минимизация стоимости заимствований;
Введение

Всовременных условиях наличие внешних и внутренних заимствований государстваявляется едва ли не обязательным условием развития экономики страны и грамотное управление этими долгами является одной из наиболее актуальных и важных задач, стоящих перед органами власти. Все страны в разной степени используют заемные денежные средства для преодоления ограниченности налоговых поступлений и поддержания бюджетных расходов со всеми вытекающими отрицательными экономическими и политическими последствиями. Негативные последствия обусловлены, прежде всего, тем, что любой долг требует значительных расходов на его обслуживание, что соответственно отражается на экономике страны в целом. Задачей государства в этих условиях является постоянныйконтроль за процессом выпуска государственных ценных бумаг, выдачей государственных кредитов и гарантий. Для того чтобы верно оценить ситуацию на рынке внешнего и внутреннего долга необходимо в полной мере изучить накопленный опыт по его формированию и развитию. Государственный долг формируется, когда государство прибегает к внешним и внутренним привлеченным денежным средствам с целью финансирования бюджетного дефицита. Рост долга является следствием капитализации процентов по нему, не профинансированным в установленный срок. Проблемой государственного долга занимаются органы государственного регулирования, и эффективность их решений непосредственно отражается на экономическом росте страны. Управление внешними и внутренними заимствованиями является одним из важнейших направлений бюджетной политики государства.В условиях рыночной экономики основным фактором, влияющим на рынок государственных долговых обязательств, является доверие кредиторов к экономической политике государства. Россия, перейдя к рыночной экономике, также вынуждена приспосабливаться к сложившейся мировой ситуации и пересматривать основные принципы финансирования расходов бюджета, прибегая кбезинфляционным методам покрытия его дефицита. На сегодняшний день основными источниками денежных поступлений в бюджет, помимо налогов и сборов, являются внешние и внутренние государственные займы, объемы которых с каждым годом растут. Посредством государственных заимствований органы власти получают дополнительные финансовые ресурсы, необходимые для финансирования общегосударственных потребностей. Государство становится полноправным участником рынка капиталов, его долговые обязательства погашаются за счет бюджетных средств (доходов), золотовалютных резервов страны, финансовых ресурсов, полученных от продажи государственной собственности, а также новых заимствований. Актуальность исследования состоит в том, что долговая политика играет существенную роль в макроэкономике любого государства, влияя на экономический рост, денежное обращение, уровень инфляции, ставки рефинансирования, объемы инвестиций в экономику страны в целом и реальный сектор экономики. Рано или поздно заимствования выходят за рамки возможностей государства, что вызывает необходимость сокращения расходов на социальные, инвестиционные и другие цели, не связанные с погашением и обслуживанием долга. Поэтому необходим серьезный анализ структуры долга, возможностей по его погашению, срочности и целесообразности ведения переговоров по его реструктуризации. Проблема государственного долга – одна из самых серьезных в экономике России. В экономической литературе тема государственного долга России является дискуссионной. Единой методики оценки долгового бремени и его влияния на экономику Российской Федерации не существует; предложения по оптимизации величины внешней и внутренней задолженности также различны. В последнее десятилетие проблемам долговой политике уделялось пристальное внимание. Зарождение теоретических воззрений на проблему роли государственного долга и причин обращения к нему рассматривали в своих работах такие классики экономической мысли, как А. Вагнер, А. Гельд, Г. Дитцель, Дж. Кейнс, К. Маркс, Ф. Небениус, Дж. фон Нейман, Д. Рикардо, А. Смит и др. Среди отечественных исследователей огромный вклад в изучение теории государственного долга внесли такие российские ученые, как М.И. Боголепов, Д.М. Львов, А.А. Никитский, И.Х. Озеров, М.Ф. Орлов и др., труды которых актуальны и в настоящее время. В современных условиях вопросы изучения теории государственного долга раскрываются в работах Г.Б. Поляка, Б.И. Алехина, Р. Барро, А.В. Вавилова. С.В. Гарькавого, Ю.А. Данилова, А.Ю. Жигаева, Ю.А. Крохиной, А.В.Мартьянова, Е.В. Покачаловой, Л.И. Ушвицкого и М.М. Ульянецкого, которые посвящены анализу состава и структуры государственного долга РФ, оценке методов управления им. Объектом исследования выступает государственный долг Российской Федерации. Предметом исследования выступают долговая политика РФ, динамика, состав и структура государственного долга Российской Федерации, а также его влияние на социально-экономическое развитие государства. Научная новизна проведенного исследования в целом заключается в постановке, теоретическом обосновании и решении комплекса вопросов, связанных с разработкой методологических подходов и научно-практических рекомендаций по малоисследованной в российской науке проблеме долговой политики и ее влияние на социально-экономическое развитие государства. Уточнено, что негативные аспекты влияния государственного долга на социально-экономические процессы проявляются прежде всего в том, что при чрезмерном развитии рынка государственного долга правительство ограничивает инвестиционные возможности в национальном хозяйстве. Это происходит потому, что, привлекая заемные средства, государство снимает с рынка часть финансовых ресурсов, которые могли бы быть направлены па инвестиции в реальный сектор экономики.Степеньнегативного влияния государственного долга усиливается при чрезмерно высокой доходности государственных бумаг. Доказано,что наличие избыточного внешнего государственного долга тормозит экономический рост. Он делает невозможным проведение экономической политики, которая бы учитывала национальные интересы, истощает бюджет и экономику государства осуществлением крупных выплат иностранным кредиторам. Доказано,что одним из существенных факторов наличия (возрастания) государственного долга является бюджетный дефицит. Возрастание государственного долга, в своюочередь, является определяющим фактором возрастания бюджетного дефицита за счет обслуживания и погашения взятых долгов. То есть, государственный дефицит и государственный долг взаимообусловлены, что следует учитывать при моделировании данных показателей (первый показатель является фактором для второго, а второй одновременно - для первого). Дл?яуре?гу?л?иро?в?а?н?и?яво?прос?агосу?д?арст?ве?н?но?годо?л?г?апредлагаетсясоз?д?а?н?иеособо?гоа?ге?нтст?в?а по у?пр?а?в?ле?н?и?югосу?д?арст?ве?н?н?ы?мдо?л?го?м. Эт?ифу?н?к?ц?и?и не мо?гутв?ы?по?л?н?ят?ьн?иЦе?нтр?а?л?ь?н?ы?йБ?а?н?к, н?иМ?и?н?истерст?воФ?и?н?а?нсо?в, у котор?ы?хс?во?ипр?иор?итет?ы - по?д?дер?ж?а?н?иекурс?аруб?л?я, в?ы?по?л?не?н?иеб?ю?д?жет?н?ы?хн?аз?н?аче?н?и?й. Цель работы состоит в изучении сущности государственного долга, основных показателей структуры и динамики долга и его влияния на экономику России, определение методов оптимизации внешней и внутренней задолженности Российской Федерации. Для реализации поставленной цели необходимо было решить следующие задачи: 1. Охарактеризовать сущность, функции и механизм функционирования государственного долга; 2. Выявить факторы, влияющие на состояние государственного внутреннего и внешнего долга; 3. Рассмотреть источники финансирования государственного внутреннего и внешнего долга; 4. Проанализировать и оценить динамику состава и структуры государственного внутреннего и внешнего долга за 2013-2015 гг.; 5. Проанализировать и оценить обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации за 2013-2015 гг. Теоретическую основу выпускной работы составили положения и выводы, сформулированные в научных трудах, посвященных вопросам государственного регулирования долговых обязательств, изучению направлений улучшения долговой политики государства на современном этапе, а также в материалах научных конференций, публикациях в периодической печати. Информационная база работы представлена материалами Министерства финансов Российской Федерации, Центрального Банка Российской Федерации, информацией, полученной из различных литературных источников. Теоретическая и практическая значимость исследования: Содержащиеся в работе теоретические положения могутиспользоваться при чтении учебных курсов «Макроэкономика», «Экономическая теория», «Финансы и кредит», и др. Значимость данного исследования диктуется реальной необходимостью совершенствования концептуальных подходов к формированию системы долговой политике государства, регулирования государственными долговыми обязательствами в условиях повышения эффективности функционирования экономики. При исследовании проблемы использовались следующие методы: анализ, исторический, аналитический, статистический, монографический. В рамках исследования были опубликованы сведущие статьи:«Некоторые аспекты регулирования государственного долга», «Проблема внешнего долга Российской Федерации», «Анализ динамики государственного внешнего долга Российской Федерации за 2013-2015 годы». Поставленная цель и задачи предопределяют структуру работы, которая включает введение, три главы, заключение, список использованных источников.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1 Теоретические аспекты государственного долга Российской Федерации 9 1.1 Экономическое содержание государственного долга, его цели и задачи 9 1.2 Особенности и отличия внутреннего и внешнего государственного долга 15 1.3 Влияние государственного долга Российской Федерации на социально-экономическое развитие государства 22 1.4 Причины образования государственного долга и методы его регулирования 28 Глава 2 Анализ динамики государственного долга Российской Федерации за 2013-2015 годы 36 2.1 Анализ динамики государственного внешнего долга Российской Федерации за 2013-2015 годы 36 2.3 Анализ факторов и направления долговой политики Российской Федерации на 2013-2015 годы 57 2.4 Особенности практики регулирования государственного долга Российской Федерации 66 Глава 3 Управление государственным долгом Российской Федерации на современном этапе 71 3.1 Основные проблемные вопросы эффективного управления государственным долгом Российской Федерации 71 3.2 Регулирование государственного долга в зарубежных странах: опыт лучшей практики 79 3.3 Основные направления повышения эффективности государственного долга Российской Федерации 85 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 95 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 102
Список литературы

1 Конституция Российской Федерации – принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ) URL: http//consultant.ru/documents/cons_doc_LAW_28399 (дата обр.: 01.03.2016) 2 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N51-03 (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 23.05.2016)URL: http//consultant.ru/documents/cons_doc_LAW_19825 (дата обр.: 24.05.2016) 3 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N-14ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 23.05.2016) URL: http//consultant.ru/documents/cons_doc_LAW_19828 (дата обр.: 24.05.2016) 4 Бюджетный кодекс Российской Федерации – от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 23.05.2016)URL: http//consultant.ru/documents/cons_doc_LAW_19702 (дата обр.: 24.05.2016) 5 Андрюшин С., Кузнецова В. К оценке антикризисной политики Центрального банка России // Экономист. 2014 - № 5 - С. 40-46. 6 Алехин Б.И. Государственный долг: Учебное пособие для студентов вузов – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - С. 335. 7 Архипов А.И., Погосов И.А., Караваева И.В. Финансы: учеб. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2013г. – C. 334 8 Антипина, О.Н. Макроэкономика: Учебник / О.Н. Антипина, Н.А. Миклашевская. - М.: ДиС, 2014. - С. 496. 9 Брагинска Л. С "Государственный долг: анализ системы управления и оценка ее эффективности" Изд. Университетская книга, 2013. - С. 128 . 10 Бродский, Б.Е. Макроэкономика: Продвинутый уровень: Курс лекций / Б.Е. Бродский. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2013. -С.336. 11 Боголепов М.И. Рост государственных бюджетов // Современный Мир, 2014. Апрель. - С.25. 12 Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы и кредит: Учебник. М.: Дашков и К?, 2014. 13 Вавилов А. Государственный долг: уроки кризиса и принципы управления. 2-е изд., перераб. и доп. М.: «Городец - издат.», 2013.- С. 226. 14 Винокурова В.П. Государственный и муниципальный долг: Учеб.пособие. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2013. - С. 252. 15 Воронин Ю., Кабашкин В. Управление государственным долгом // Экономист. - 2015г. - №1. 16 Гасанов Э.Р. Управление государственным долгом // Управление рисками. - 2015г. - №3. 17 Глазьев С. Перспективы социально-экономического развития России // Экономист. 2014 - № 1.С. – 49-51. 18 Годин А.М., Горегляд В.П., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации: учебник, М., «Дашков и К», 2013 г. 19 Горюнов А.П. Мировой финансово-экономический кризис и его российские проявления // Пространственная экономика. 2015 - № 2 -С. 32-46. 20 Губанов С. Политика нового этапа: цель и средства // Экономист. 2014 -№11 -С. 3-16. 21 Данилов Ю.А. Рынки государственного долга: Мировые тенденции, и российская практика. М: ГУ ВШЭ, 2014 и другие издания. 22 Дасковский О.М. Внешний и внутренний долг России // Инвестиции в России. - 2014г. - №6. 23 Денежно-кредитная и валютная политика: научные основы и практика / Научный альманах- фундаментальных и прикладных исследований. Под ред. Л.Н.Красавиной: -М.: Финансы и статистика, 2013. -С.296. 24 Дмитриев В.А. Внешние заимствования государств: теоретический, практический и региональный аспекты // Деньги и кредит. - 2014г. - №10. 25 Ковалишин Е.А. Государственный долг: Некоторые вопросы методологии // Финансовый контроль. - 2015г. - №2. 26 Краев А.О. и др. Рынок долговых ценных бумаг: Учеб. пособ. для вузов. -М.: Экзамен, 2013.- С. – 496. 27 Крупин A.JI. Проблемы совершенствования финансовой политики государственных корпораций Финансы и кредит. 2014 - № 48 (432) С. 55-58. 28 Кудрин А. Государственный долг России. Перемена декораций // Рынок ценных бумаг. - 2014г. - №3. 29 Кучуков Р., Савка А. Проблемы конкурентоспособности народного хозяйства // Экономист. 2014 - № 8 - С. 3-12. 30 Леденева М.В. Валютный курс как фактор неэквивалентного обмена // Финансы и кредит. 2014.№ 47(431) - С. 42-52. 31 Львов Д. Россия и мир // Международная экономика. - 2014г. - №7. 32 Мартьянов А.В. Изменения в правовом регулировании государственного долга РФ // Финансы и кредит. - 2014г. - №33. 33 Мицек С.А., Мицек Е.Б. Среднесрочный прогноз динамики,инвестиций в основной капитал в Российской Федерации с помощью эконометрической модели // Финансы и кредит. 2014 - № 40(424) - С. 16-22. 34 Мисько О.Н. Внутренний государственный долг, сущность, формы, способы управления и основные тенденции в дореволюционной России. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2014.- С. 252. 35 Никифорова В.Л., Островская В.Ю. Государственные и муниципальные ценные бумаги. СПб: Питер, 2014.- С. 412. 36 Панкин Д.В. Основные направления долговой политики Российской Федерации на 2015-2017годы // Финансы. 2014 - № 10 - С. 3-8. 37 Поляк Г.Б.Поляк Г.Б. Территориальные финансы. Уч. пособие. - М.: Вузовский учебник, 2013. - 479 с. 38 Попкова Н.А. Управление государственным долгом: проблемы и возможности // Финансы. - 2015г. - №1. 39 Радыгин А., Энтов Р. В поисках институциональных характеристик экономического роста (новые подходы на рубеже X Х-ХХ1 вв.) Вопросы экономики. 2014 - № 8 - С.4-27. 40 Рамазанов С.А. Структурный анализ активных операций центральных банков // Финансы и кредит. 2014 - № 47 (431) - С. 36-41. 41 Расков Н. Долговременные тенденции развития экономики // Экономист 2014 - № 5 - С. 27-39. 42 Ростовский Е.И. Экономическая политика // Экономист. - 2014г. - № 12. 43 Рогова О.Л. Денежно-кредитная система воспроизводства экономики России. М.: Ин-т экономики РАН. 2014. 302 с. 44 Рогова О. Эффективность заимствования системная проблема // Экономист. -2014-№ 4-С. 79-83. 45 Селезнев А. О бюджетной политике в свете стратегии национальной безопасности // Экономист. 2014 - № 10 - 2012; С. 6-18. 46 Селезнев А. Совокупный государственный долг, его регулирование // Экономист 2014 - № 8 - С. 13-26.
Отрывок из работы

Глава 1 Теоретические аспекты государственного долга Российской Федерации 1.1 Экономическое содержание государственного долга, его цели и задачи Для достижения полного суверенитета государства, оно должно быть полностью экономически независимо. Именно поэтому актуальность проблемы государственного долга, в основном перед иностранными государствами носит бесспорный характер. Проблема государственного долга, в первую очередь перед иностранными кредиторами, всегда была актуальна, в силу того, что полная реализация суверенитета государства возможна лишь при его определенной экономической независимости. По мнению отечественных ученных занимающихся проблемами государственного долга, долговая зависимость государства есть общий дефицит федерального бюджета за минусом общего профицита бюджета (положительного сальдо). На практике, госдолгом считаются долговые обязательства России перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ. В экономически развивающихся державах долговая зависимость государства называют объем непогашенных государственных облигаций. В реальности, дефицит государственных финансов сохраняется практически во всех странах мира, следовательно, при увеличении дефицитаувеличивается и объем государственного долга. Таким образом, государственный долг еще можно определить, как денежные обязательства,которые накапливаются у правительства, при одолжении денег для финансового обеспечения бюджетных дефицитов предыдущих периодов. В ситуации, когда расходы государства превышают его доходы, бюджетный дефицит становится непрерывным явлением, а покрытие недостатка бюджета происходит не эмиссионными методами, а при помощи госзаймов возникает государственный долг, при этом государственные займы и проценты по ним ликвидируются с помощью сферы бюджета. Можно выделить несколько явных причин образования государственного долга. Во-первых,формирование государственного долга обеспечивают государственные и муниципальные заимствования, которые покрывают дефицит бюджета. Во-вторых, кредитные соглашения и договоры, которые заключаются от имени государства заемщика в пользу кредиторов с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями. В-третьих, государственный долг образуется, если государство выступает не как заемщик, а предоставляет государственные гарантии и поручительства, за третьих лиц, является гарантом погашения обязательств вместо других заемщиков, при невыполнении ими условий договора займа, следовательно, факты, принятия государством или муниципалитетом обязательств третьих лиц имеют место быть, и образуют государственный долг.В-четвертых, если государство заключает договор или соглашение о продлении и реструктуризации долга государства или субъекта.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Банковское дело, 68 страниц
490 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 80 страниц
590 руб.
Курсовая работа, Таможенное дело, 44 страницы
270 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 46 страниц
240 руб.
Курсовая работа, Экономика, 33 страницы
260 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg