Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, СОЦИОЛОГИЯ

Адаптация молодых специалистов на рынке труда

NLatipova 590 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 86 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.01.2018
Изучение личностных факторов психической адаптации привело к гипотезе, получившей многочисленные подтверждения, суть которой заключается в следующем: психическая адаптация человека определяется не абсолютными значениями (выраженностью) тех или иных стабильных характеристик личности, а изменением структуры взаимосвязей между этими характеристиками, что сказывается на общем поведении индивида и его устойчивости к факторам среды.
Введение

Актуальность исследования. Профессиональная деятельность – неотъемлемая часть жизни современного человека. От того, насколько успешно складывается профессиональная карьера, зависит не только удовлетворенность личности своей жизнью, но и ее гармоничное развитие. На профессиональное развитие личности в значительной степени влияют первые годы работы, поскольку именно этот период считается своего рода тем "испытательным сроком", который в дальнейшем определяет позиции специалиста в социальной и профессиональной среде. А также является фундаментом для его будущей профессиональной карьеры, который во многом будет определять ее успешность. Профессиональную адаптацию специалистов можно определить как процесс вхождения в новую трудовую ситуацию, в которой личность и рабочая среда взаимно влияют друг на друга, формируя новую систему взаимодействий и отношений внутри коллектива. Поступая на работу, молодой специалист активно включается в систему профессиональных и социально-психологических отношений внутри организации, усваивает новые нормы и ценности, согласовывает свою индивидуальную позицию с целями и задачами производства. Поэтому для молодого сотрудника важно, чтобы его личностные особенности максимально соответствовали тем организационным условиям, которые для него предлагаются на новом месте работы. Так же не меньшее влияние на успешность профессиональной адаптации специалиста оказывают организационные факторы. В связи с этим руководитель предприятия должен стремиться организовать условия профессионального развития таким образом, чтобы молодой специалист успешно адаптировался в организации и закрепился в ней на долгое время. В то же время специалист должен осознавать, что влияние организационных факторов опосредуется личностными особенностями самого работника и в связи с этим учитывать особенности организации, в которую он устраивается на работу и предвидеть проблемы, которые могут возникнуть в процессе адаптации к новым условиям предприятия. Степень научной разработанности. Изучение вопросов адаптации, нашло отражение в многочисленных исследованиях, как отечественных, так и зарубежных ученых. Обоснование целенаправленности адаптации хорошо отслеживается в трудах классиков социологии. В зарубежной социологии вопросы, связанные с основами адаптации личности, разрабатывались такими учеными как М. Вебер и Р. Мертон. В своей концепции «понимающей социологии» немецкий социолог М. Вебер оперирует такими основными категориями как поведение, действие и социальное действие, считая социальное действие атомом и единственным реальным фактом общественной жизни. Американский социолог Р. Мертон, один из классиков структурного функционализма, выступил продолжателем французского социолога Э.Дюркгейма значительно дополнив его концепцию социальной аномии, согласно которой необходимым условием возникновения аномии в обществе является расхождение между потребностями и интересами части его членов с одной стороны и возможностями их удовлетворения с другой [1]. Отечественные учёные С.Д. Артемов и А.Н. Розенберг были одними из первых современных представителей рассматриваемого направления, изучавших процесс адаптации человека в условиях производства с философских и социологических позиций. С.Д. Артемов рассматривал социальную адаптацию как «…процесс активного усвоения молодой сменой рабочего класса исторически сложившихся материальных и духовных условий деятельности производственных коллективов» [2]. А.М. Розенберг трактовал социальную адаптацию отчасти иначе, определив ее как «сложный и внутренне противоречивый процесс приспособления личности к социальной среде предприятия, к различным структурным элементам производственной среды для выполнения определенных социальных функций в данном производственном коллективе» [3]. А.Л. Журалев и Б.Ф. Ломов (1975) акцентируют внимание на трудовой адаптации, то есть адаптации к условиям конкретного предприятия, особенностям организации труда и дисциплины на нем. С.Л. Арефьев (1978), В.В. Синявский (1973) высказывают мнение о том, что профессиональную адаптацию нельзя рассматривать вне социально-психологической адаптации. С середины XX века начинает оформляться направление в понимании адаптации, представители которого исходят из методологических положений о единстве личности и общества, активном характере этого взаимодействия. Это работы М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбовича, А.А. Налчаджяна, В.И. Ковалева, Н.А. Сырниковой и др., посвященные развитию теоретических и прикладных вопросов, вопросов, связанных с особенностями профессиональной и социально-психологической адаптации в производственной и непроизводственной сферах деятельности человека. Реализованные в концепциях отечественных ученых Л.С.Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, К.А.Абульхановой-Славской, Б.Ф. Ломова, А.В. Петровского, Е.В. Шороховой и других, эти положения позволяют раскрыть сущность процесса адаптации как выражения единства взаимодействующих сторон – человека и социальной среды, где в основе единства лежит активность социальной среды и активность личности, ориентированная на познание окружающего мира и выработку четких принципов и определенных способов взаимодействия, дающих возможность и приспособиться к изменившимся социальным условиям, и преобразовать их по мере необходимости. Такое понимание основных характеристик деятельности личности в процессе ее социально-психологической адаптации акцентирует внимание на субъекте адаптации, в то время как социальная среда, выступающая в качестве объекта адаптации, рассматривается в основном статически, без демонстрации самой взаимосвязи. Основываясь на положениях А.Н. Леонтьева, К.А. Абульхановой-Славской, В.Н. Мясищева, А.В. Петровского и других об активности личности, П.А. Просецкий и В.А. Сластенин рассматривают активность как внутреннее, присущее процессу адаптации, начало. Отметим существование особой позиции в оценке сущности социально-психологической адаптации, под которой понимается взаимный, двухсторонний процесс [4]. Придерживаясь данной точки зрения, М.И. Скубием дана такая характеристика сущности адаптации, которая «состоит в диалектическом взаимодействии противоположных сторон: приспособления индивида к среде и активного изменения им данной среды» [5]. Именно поэтому степень проявления активности используется в качестве основания для классификации типов адаптации или одного из критериев адаптации. В.В. Селивановым были выделены четыре формы социально-психологической адаптации. В.В. Селиванов высказывает мнение о том, что «поведение человека в новых условиях может характеризовать пассивная позиция внешней согласованности своих действий с другими; активная позиция, когда личность стремится понять людей и завоевать доверие окружающих, чтобы затем в соответствии со своими устремлениями, влиять на них; осторожная установка на «изучение» людей и обстановки; простое приспособление, заискивание перед сильными с целью добиться их покровительства» [6]. В этой связи приведем определения адаптации, в которых условно разделяется активность «внутренняя» (активность «для себя») и активность «внешняя» (активность «для других») в качестве двух последовательных этапов единого адаптационного процесса. М.И. Скубий характеризует адаптацию как процесс, в ходе которого у человека происходят качественные изменения в установках, интересах, ориентациях, взглядах, убеждениях, проявляющиеся в изменении поведения человека [7]. Отсюда активность «внутренняя» является предпосылкой активности «внешней» – предпосылкой успешного выполнения человеком тех или иных социальных функций. С.Д. Артемов (1970) акцентирует внимание на том, что только при достижении определенной степени свободы в данной среде можно активно и целенаправленно влиять на эту среду. Кроме того, в работах В.А. Кан-Калика, Н.Д. Никандрова (1990), В.С.Немченко (1969), Э.С. Чугуевой (1985) озвучена точка зрения, исходя из которой лишь творческая активность обеспечивает успешную адаптацию личности. В свою очередь, Р.М.Грановская, Ю.С.Крижанская (1994), П.А. Просецкий (1982) используют в своих работах понятие «активной творческой адаптации». На сегодняшний день в научной литературе сложились различные точки зрения на содержание процесса адаптации, которые можно свести к двум основным подходам: широкому – более обобщенному пониманию адаптации – и узкому – специфическому. В основе широкой трактовки явления адаптации лежит понимание детерминированности всех уровней адаптации человека – биофизиологического, психологического и социального. В таком аспекте социальная адаптация рассматривается как форма взаимодействия личности (или социальной группы) с социальной средой. В ходе этого взаимодействия согласуются требования и ожидания его участников, что включает в себя остальные уровни взаимодействия: биофизиологический и психологический. Как отмечают М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович (1976), в основе такого взаимодействия лежит расширение знаний и сведений, необходимых субъекту для правильной ориентировки, умения управлять своим поведением, психологической готовности к активным действиям. При этом тип нервной системы, неповторимый жизненный опыт, неодинаковая возможность энергетической, психологической и правовой мобилизации человека и усвоения знаний обуславливают индивидуальные особенности процесса адаптации. Объектом исследования является адаптационное поведение. Предметом исследования является адаптационное поведение молодых специалистов на рынке труда. Цель исследования состоит в рассмотрении адаптационных стратегий молодых специалистов на современном рынке труда, выявлении комплекса проблем, связанных с их трудоустройством и последующими карьерными продвижениями Задачи: 1) рассмотреть основные понятия и сущность адаптации 2) проанализировать особенности адаптации молодых специалистов 3) раскрыть факторы адаптации к профессиональной деятельности 4) проанализировать взаимосвязь успешности адаптации к профессиональной деятельности и организационно-психологических условий. Гипотеза исследования заключается в том, что факторами, определяющими успешность адаптации молодого специалиста на предприятии, являются: 1) организационные условия, прежде всего наличие потенциальной возможности карьерного роста; 2) личностные особенности самого молодого специалиста. Теоретическую базу исследования составляют работы, освещающие различные аспекты исследуемой темы. Проблемы адаптации молодежи нашли отражение в работах М. Вебера[55], Р. Мертона[56]. Среди отечественных социологов адаптационным поведением специалистов на рынке труда занимались такие ученые как А.Н. Леонтьев[57], А.Г. Здравомыслов[58], С. Е. Пиняева[40]. Методологическая основа – общие принципы научности, объективности, единства логического и исторического подходов; структурно-функциональный подход, в соответствии с которыми анализ изучаемых феноменов предполагает выявление их внутренней структуры, определения характера взаимосвязей. Методы исследования: метод сравнительного анализа, позволяющий адекватно отразить наиболее специфические черты объекта изучения, ; формально-логический анализ отдельных аспектов исследуемой проблемы, логико-дедуктивный метод, методы дифференциации и интеграции, абстрагирования. При проведении исследования адаптации молодых специалистов в системе образования были использованы следующие методы исследования: анализ документов, опрос (авторский опросник "Оценка адаптации молодого специалиста"). Так же использован вторичный анализ широкого круга данных эмпирических исследований отечественных научных коллективов. Эмпирической базой работы выступили результаты социологического исследования, проведенного в мае 2016 года. В исследовании приняли участие молодые специалисты строительной фирмы ООО «Габион», в возрасте от 18 до 30 лет. Новизна исследования заключается в комплексном изучении проблематики адаптации молодых специалистов на предприятии ООО «Габион» Практическая значимость работы состоит в возможности прикладного использования результатов исследования для более глубокого понимания особенностей адаптационных стратегий дипломированных специалистов на современном рынке труда Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Содержание

Введение……………………………………………………...................…………4 1 Теоретико-методологические основы определения понятия и сущности социальной адаптации молодых специалистов на рынке труда………………………………………………….…………………...……..11 1.1 Понятие и сущность социальной адаптации……….………………………11 1.2 Факторы социально-психологической адаптации к профессиональной деятельности……………………………………………………….…………….28 2. Особенности адаптации молодых специалистов в современной российской организации (на примере ООО «Габион»)………………………………………...………………………………33 2.1 Особенности адаптации молодых специалистов как специфической категории трудовых ресурсов…………………………………………………..33 2.2 Адаптационное поведение молодых специалистов на предприятии ООО «Габион» Заключение……………………………………………………………………..69 Список использованной литературы……………………………...……………72 Приложение А «программа социологического исследования»………………78 Приложение Б «анкета»…………………………………………………..……..82
Список литературы

1. Шапкин С.А. Деятельность в особых условиях: компетентный анализ структуры и стратегии адаптации / С.А. Шапкин, Л.Г. Дикая. // Психологический жернал. №1.2006.С. 19-34. 2. Артемов С.Д. Проблемы социальной адаптации молодого рабочего на социалистическом промышленном предприятии: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. Свердловск, 1970. 24 с. 3. Розенберг А.М. Условия труда и социальная адаптация работника на социалистическом предприятии: Автореф. дис. ...канд. филос. наук. Свердловск, 1970. 22 с. 4. Ермоленко Н.А. Социальная адаптация молодых советских рабочих в социалистическом производственном коллективе: Автореф. дис. …канд. филос. наук. Ростов-н/Д., 1975. 24с. 5. Селиванов В.В. Взаимоотношения в малой группе и волевая активность // Материалы III Всесоюзного съезда Общества психологов СССР: В 5 т. М., 1968. Т. 3. Вып. 1. С. 283-285. 6. Скубий М.И. Социальные проблемы адаптации сельских учителей: Дис. ...канд. филос. наук. Новосибирск, 1975. 198 с. 7. Милославова И.А. Адаптация как социально-психологическое явление // Социальная психология и философия / Под ред. Б.Ф. Парыгина. Л., 1973. Вып.2. С. 111-120. 8. Забродин Ю.М. Введение в общую теорию сенсорной чувствительности (Адаптивные особенности сенсорных процессов в задачах исследования порогов чувствительности) // Психофизические исследования / Под ред. Б.Ф. Ломова, Ю.М. Забродина. М., 1977. С.31-125. 9.Типовое положение предприятия / организации о статусе «Молодой специалист. 10.Адаптация молодых специалистов в структуре кадрового обеспечения российских организаций // Вестник ГУУ. - 2011. - №19. 11.Акимова Н.А. Стресс и рабочее пространство// Психологическая наука и образование.2006 - №2. с.24. 12.Аксенова О.Г. Методика адаптации: быстро и качественно / О.Г. Аксенова // Справочник по управлению персоналом. - №6. - 2004. - С.10-19. 13.Анцыфирова Л.А., Соснин В.А. Идентификации //Российская социологическая энциклопедия. М.: Норма, 2000.- 672 с. 14.Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004. - 672 с. 15.Быкова Л. Модель адаптации / Л.Быкова // Справочник по управлению персоналом. - №4. - 2008. - С.32-36. 16.Вебер М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. - 808с. 17.Вишневский Ю.Р., Дидковская Я.В. Адаптация первокурсников: общие проблемы и тенденции//Университетское управление: практика и анализ. 2001-№4.с.75. 18.Ганихина Д.Ю. Наставничество в системе обучения и адаптации новых новых сотрудников / Д.Ю. Ганихина. // Справочник по управлению персоналом. №5. - 2004. - С.70-79. 19.Ганов К.В. Экспресс - адаптация работников на предприятии// Бизнес без проблем. Персонал - 2001-№11 - стр. 53-58. 20.Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: Учебник для ВУЗов. - М.: ИНФА - М, 2001. - 624с. 21.Егоршин А. П. Управление персоналом: Учебник для вузов. 3-е изд. Н. Новгород, 2001. С. 156. 22.Задиора В. Новый взгляд на адаптацию персонала//Управление персоналом, 2008-№2.
Отрывок из работы

1 Теоретико-методологические основы определения понятия и сущности социальной адаптации молодых специалистов на рынке труда 1.1 Понятие и сущность социальной адаптации О понятии адаптации говорится достаточно много. Каждый по-своему трактует значение этого термина и имеет индивидуальное ее представление. Понятие адаптации принадлежит к одному из наиболее широко употребляемых в самых различных науках. Обратимся к определению этого понятия. Сам термин впервые появился в физиологии и использовался изначально в биологических науках. Он произошел от позднелатинского "adaptatio" (приспособление). В научный оборот он был введен немецким физиологом Г. Аубертом [10]. Адаптация - в широком смысле - приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям [11]. Адаптация - это межпредметная категория. В разных науках она трактуется по-разному. Каждая наука занимается своим специфическим аспектом адаптации и использует свой понятийный аппарат. В биологии адаптация - это процесс приспособления строения и функций организма к условиям среды. В медицине проблема адаптации тесно связана с такими понятиями, как норма и патология, которые отражают определенные состояния человеческого организма - здоровье и болезнь. В соответствии с концепцией общего адаптационного синдрома Г. Селье, под воздействием определенных стрессоров в целостном организме протекают так называемые адаптационные реакции. Адаптационный синдром, по Г. Селье, имеет стадиальный характер (стадия тревоги с мобилизацией защитных сил; стадия сопротивляемости, или стабилизации, - повышенной устойчивости организма к воздействию неблагоприятных воздействий; стадия истощения) [12]. В понимании физиологов, адаптация (позднелатинское adaptatio - прилаживание, приспособление, от латинского adapto - приспособляю), это - процесс приспособления строения и функций организмов (особей, популяций, видов) и их органов к условиям среды [13]. Адаптация в этнографии - это приспособление этносов к условиям среды (ландшафту), происходящее путем выработки измененных стереотипов поведения. В философии понятие адаптации трактуется как процесс приспособления системы к условиям внешней и внутренней среды. Внимание психологов сосредоточено на адаптации индивида. Здесь важным является вопрос о психологическом механизме адаптации. В теории когнитивного развития Ж. Пиаже, определяет адаптацию как равное соотношение этих двух векторов интеллектуальной активности индивида [14]. В педагогике адаптация (от лат. adapto - приспособляю) - это способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды [15]. А.Я. Кибанов дает следующее определение адаптации «это взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенной врабатываемости сотрудника в новых профессиональных, социальных и организационно-экономических условиях труда» [16].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg