Основным источником доходной части бюджетной системы государства являются налоговые поступления - более 90% от общей сумм доходов бюджета. Величина налоговых поступлений напрямую определяет не только исполнение социальных программ государства и «качество жизни» различных слоёв населения, но является залогом успешной экономической, политической и прочих видов деятельности государства, обеспечивает суверенитет и финансовую независимость страны.
Президентом Российской Федерации в ежегодных посланиях федеральному собранию установлено, что государственная налоговая политика должна формироваться исходя из необходимости стимулирования положительных структурных изменений в экономике, снижения совокупного влияния налоговой нагрузки, качественного улучшения налогового администрирования.
Государство в последние годы занимается облегчением налогового бремени, снижая налоговые ставки, отменяя отдельные налоги и снимая неоправданные ограничений, что создает оптимальные условия для ведения бизнеса и исполнения налоговых обязательств.
Качественное налоговое администрирование является одним из условий эффективного функционирования налоговой системы и экономики государства.
Положительное развитие основных составляющих налоговой политики государства, которыми являются снижение совокупной налоговой нагрузки и улучшение налогового администрирования, неразрывно связано с налоговым контролем, целью которого является обеспечение своевременного и полного поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет, в том числе за счет достижения высокого уровня налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков.
Налоги также являются одним из множества экономических инструментов, с помощью которых государство действует на рыночную экономику. Налоговая система является одним из главнейших финансовых регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного инструмента воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным рычагом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля над соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.
Главными задачами налоговых органов являются контроль над правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджеты всех уровней налогов и других обязательных платежей, внесение предложений по развитию налогового законодательства, профилактика налоговых нарушений, а также воспитание законопослушного налогоплательщика.
Налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) служит главным источником доходной части бюджета всех государств. В Российской Федерации, как и в других государствах мира, существует разветвленная система налогов, взимаемых с собственных граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан, именуемых в российском законодательстве обобщенным термином – физические лица.
Налог на доходы физических лиц - это самый массовый налог из всех известных в мировой практике, ведь от его собираемости зависит не только федеральный, но региональные и местные бюджеты, а значит налоговое администрирование данного вида налога постоянно является актуальным.
Налоговая система Российской Федерации с момента ее образования по сегодняшний момент претерпела огромные изменения.
За последние годы многое сделано для существенного улучшения налоговых отношений в российской экономике. Приняты серьезные поправки в части Налогового кодекса Российской Федерации, которые направлены на улучшение налогового администрирования и совершенствование правил контрольной работы налоговых органов. Проведены глобальные мероприятия по упрощению налоговой системы РФ, с помощью установления закрытого перечня налогов, сокращения количества налогов, унификации налоговых баз, правил и порядка уплаты конкретных налогов.
Мировая практика свидетельствует, что результаты деятельности налоговой системы любого государства зависят от качества проведения налогового контроля. При его низкой эффективности налогоплательщики будут искать методы уклонения от уплаты налогов и сборов в полном объеме, что будет вести к резкому снижению поступления налогов в бюджетную систему РФ, невыполнению государством социальных программ, нагнетанию напряженности в социальной сфере среди населения.
Для проведения текущего налогового контроля используются различные методики и инструменты, позволяющие не только выполнить необходимые мероприятия налогового контроля, но и повысить эффективность их проведения, обеспечить качественную проверку правильности исчисления налоговых платежей и полноту сбора налоговых поступлений, а значит, и повысить наполняемость бюджета страны.
В то же время, применяемые в настоящий момент методики налогового контроля на различных его этапах, имеют определенные недостатки. В связи с этим вопросы, связанные с усовершенствованием методов налогового контроля представляются актуальными.
Определив актуальность темы, можно сформулировать основную цель данной работы и определить задачи.
Цель: рассмотреть теоретические и практические аспекты налогового администрирования налога на доходы физических лиц, возможности его совершенствования.
Задачи:
1. Раскрыть сущность и методы администрирования налога на доходы физических лиц, методы его исчисления.
2. Произвести анализ налогового администрирования НДФЛ на примере Межрайонной ИФНС России №1 по Курганской области.
3. Выявить проблемы налогового администрирования НДФЛ и пути совершенствования.
Предмет исследования: налоговое администрирование доходов физических лиц.
Объект исследования: Межрайонная ИФНС России №1 по Курганской области.
Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что результаты исследования налогового администрирования НДФЛ способствуют расширению его теоретической базы, необходимой для обеспечения эффективного функционирования налога на доходы физических лиц в РФ.
Практическая значимость данного исследования состоит в том, что отдельные результаты работы могут быть использованы для целей реформирования действующей системы налогообложения доходов физических лиц и адресованы органам законодательной власти при разработке норм налогового законодательства.
Для решения поставленной цели и задач использован комплекс методов исследования: теоретические (изучение состояния исследуемого вопроса по литературным источникам, анализ и синтез) и эмпирические (изучение результатов и продуктов деятельности налоговой организации).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников (28 источников), приложений (4).