Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Формирование культурно-ценностных ориентаций молодежи в культурно-досуговом учреждении

NLatipova 490 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 67 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.01.2018
Таким образом, анализируя в теоретической главе выпускной квалификационной работы современные источники, можно сделать следующие выводы. Ценностные ориентации - это сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, являющийся составной частью системы отношений личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам.
Введение

Актуальность темы Перемены, произошедшие за последние десятилетия в сфере государственного устройства и политической организации российского общества, можно назвать революционными. Важнейшей составляющей происходящей в России трансформации является изменение в мировоззрении населения. Традиционно считается, что массовое сознание – наиболее инерционная сфера по сравнению с политической и социально-экономической. Тем не менее, в периоды резких, революционных преобразований система культурно-ценностных ориентаций также может быть подвержена весьма существенным сдвигам. Можно утверждать, что институциональные преобразования во всех других сферах необратимы только тогда, когда они восприняты обществом и закреплены в новой системе ценностей, на которые это общество ориентируется. И в этом отношении изменения в культурном мировоззрении населения могут служить одним из важнейших индикаторов реальности и эффективности общественной трансформации в целом. Ценности – это обобщенные представления людей о целях и средствах их достижения, о нормах своего поведения, воплощающие исторический опыт и концентрированно выражающие смысл культуры отдельного этноса и всего человечества. Это существующие в сознании каждого человека ориентиры, с которыми индивиды и социальные группы соотносят свои действия. Ценности в современной России действительно противоречат друг другу. Нежелание жить по-старому сочетается с разочарованием в новых идеалах, которые оказались для многих либо недостижимыми, либо фальшивыми. Ностальгия по гигантской стране уживается с разного рода проявлениями ксенофобии и изоляционизма. Привыкание к свободе и частной инициативе сопровождалось нежеланием брать на себя ответственность за последствия собственных же хозяйственных и финансовых решений. Таким образом, актуальность темы обусловлена тем, что кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в психологии, ценностных ориентациях и поступках людей. Особую остроту сегодня приобретает изучение изменений, происходящих в сознании современной молодежи. Неизбежная в условиях ломки сложившихся устоев переоценка ценностей, их кризис более всего проявляются в сознании этой социальной группы. Степень научной разработанности темы Проблеме ценностей вообще в отечественной и зарубежной научной литературе уделялось значительное внимание. В этом направлении можно выделить работы И.Канта, В.Виндельбанда, М.Вебера, Т.Парсонса, В.Томаса и Ф.Знанецкого, К.Клакхона и других. Среди отечественных ученых этим вопросом занимались О.Г.Дробницкий, А.Г.Здравомыслов, М.С. Каган, В.П.Тугаринов и другие. Что касается методологической и теоретической базы по национально-культурным ценностям и ориентациям молодежи, то она не велика. Освещением проблем ценностей молодежи занималась довольно большая группа отечественных и зарубежных философов, социологов, культурологов. Среди них: К.Келли, А.Коэн, М.Мид, Т.Парсонс, Л.Фойер; В.Васильев, С.Н.Иконникова, В.Т.Лисовский, М.М.Топалов, В.Чупров и многие другие. Во всех работах признавалось, что молодежь является особой социальной группой и для нее характерны свои ценностные ориентации, культура («субкультура», «контркультура»). В своем большинстве в работах, посвященных проблемам молодежи, отечественных ученых говорилось об общественно-полезном труде, коммунистическом воспитании молодежи. Очень мало было работ, в которых бы рассматривались культурные проблемы молодежи, ее духовно-нравственные ориентиры, а научных работ о национально-культурном развитии и запросах молодых почти не издавалось. В последние годы вышли работы молодых ученых СВ.Полутина и З.Н.Присягиной, посвященные социально-политическим ориентациям и проявлению индивидуального и коллективного студенческой молодежи. Крах системы традиционных идеологических ценностей резко усилил обращение молодежи к национально-духовным ценностям. Значительное число молодых людей видит в решении национальных вопросов путь к решению социально-политических и культурных проблем в рамках региона. Проведенные исследования свидетельствуют о развитии данной тенденции. Вместе с тем, рост национального самосознания молодежи сопровождается усилением напряженности и конфронтации в сфере межнациональных отношений. Все это не могло не повлиять на характер научных исследований, и в последнее время ученые все больше стараются уделять внимание этим проблемам. Объект исследования – культурно-ценностные ориентации молодого поколения людей. Предмет исследования – формирование культурно-ценностных ориентаций молодежи в современном учреждении культуры МАУК «Бокинский Дом культуры». Цель исследования – выработать предложения по совершенствованию деятельности МАУК «Бокинский Дом культуры» по формированию культурно-ценностных ориентаций молодежи. Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи: - рассмотреть и изучить понятия «ценности» и «ценностные ориентации»; - изучить основные виды ценностных ориентаций и их социальную обусловленность; - проанализировать ценностные ориентации современных молодых людей; - проанализировать деятельность МАУК «Бокинский Дом культуры» по организации досуга людей пожилого возраста; - провести анализ культурно-ценностных ориентаций молодых людей Тамбовского региона; - выработать предложения по формированию культурно-ценностных ориентаций молодежи в МАУК «Бокинский Дом культуры». Методы исследования: системный метод, анализа и синтеза, метод наблюдения, анкетирования, опрос. База исследования – муниципальное автономное учреждение культуры «Бокинский Дом культуры» Тамбовского района. Практическая значимость Положения и выводы проведенного исследования могут быть использованы для совершенствования процесса формирования культурно-ценностных ориентаций молодежи в современных культурно-досуговых учреждениях. Структура работы Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Культурно-ценностные ориентации современных молодых людей: теоретический аспект 7 1.1. Понятие ценностей и ценностных ориентаций 7 1.2. Виды ценностных ориентаций и их социальная обусловленность 17 1.3. Ценностные ориентации современных молодых людей 20 Глава 2. Особенности формирования культурно-ценностных ориентаций молодых людей в МАУК «Бокинский Дом культуры» 29 2.1. Общая характеристика МАУК «Бокинский Дом культуры» 29 2.2. Предложения по формированию культурно-ценностных ориентаций молодых людей на базе МАУК «Бокинский Дом культуры» 44 Заключение 60 Список литературы 65
Список литературы

1. Аванесова, Г.А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика организации [Текст] / Г.А.Аванесова. – М.: Аспект Пресс, 2006. - 236с. 2. Актуальные проблемы социально-культурной деятельности [Текст]. – М.: МГУК, 1995. – 121с. 3. Архипова И.В. Ценностные ориентации старших школьников как детерминанта социального самоопределения. // Социально-экономические явления и процессы. - 2010. - №5. - С. 183-188. 4. Беспалько, В.П. Социально-культурная деятельность: сущность, новые подходы [Текст] / В.П. Беспалько, И.И. Беспалько // Культурологические проблемы развития региона: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Тюмень: Изд-во ТГУ, 1999. – С.10-12. 5. Бирженюк, Г.М. Методическое руководство культурно-просветительной работой [Текст]: учеб. пособие / Г. М. Бирженюк, Н. А.Горбунова, Л. В. Бузене. – М.: Просвещение, 1989. – С. 7–31 6. Бобнева М.И., Дорофеев Е.Д. Ценностное сознание личности в период преобразования общества. - М.: Изд-во ИП РАН, 1997. – 271 с. 7. Будинайте Г.Л. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта / Г.Л. Будинайте, Т.В. Корнилова. // Вопросы психологии. – 1993. – № 5. - С. 99-105. 8. Галажинский Э.В. Проблема уровней самореализации человека: ценностно-смысловой контекст. // Ценностные основания психологической науки и психология ценностей / отв. ред. В.В. Знаков, Г.В. Залевский. – М.: Ин-т психологии РАН, 2008. – С. 52-63. 9. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности. // Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб.: Питер, 2002. – С.136-142. 10. Гончаров, И.П. Социально культурная-деятельность учреждений культуры клубного типа [Текст] / И.П.Гончаров. – М.: «Каретный двор», 2004. – 256 с. 11. Гончарова Т.Н. Ценностные ориентации современных старшеклассников. // Психология, социология и педагогика. - 2012. - №6. – С.41-47. 12. Григорьева, Е. И. Современные технологии социально-культурной деятельности [Текст]: учеб. пособие / отв. ред. Е. И. Григорьева. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2002. – 504 с. 13. Домаренко, Е. В. Возрастные социально-культурные технологи [Текст]: учеб. пособие / Е.В.Домаренко, Е.И. Григорьева. – Тамбов: Першина, 2004. – С. 190-210. 14. Домбровская, А.Ю. Технологии социально-культурной реабилитации [Текст]: учеб.-метод. пособие / А.Ю. Домбровская. – Орел: ОГИКИ, 2010. -96 с. 15. Дуликов, В.З. Социальные аспекты культурно-досуговой деятельности за рубежом [Текст]: учеб. пособие / В.З.Дуликов. - М.: МГУКИ, 1999. – 285 с. 16. Ерошенков, И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия [Текст] / И.Н.Ерошенков. - М.: МГИК, 1994. – 312 с. 17. Жарков, А.Д. Культурно-досуговая деятельность [Текст] / А.Д. Жарков, В.М. Чижиков. – М.: МГИК, 2002. – 513 с. 18. Жарков, А.Д. Культурно-досуговая деятельность: теория, практика и методика научных исследований [Текст]: учеб. пособие / А.Д.Жарков, Л.С.Жаркова. – М.: «Феникс», 2002. – 366 с. 19. Жарков, А.Д. Организация культурно-просветительной работы [Текст] / А.Д.Жарков. – М.: «Просвещеие», 2003. – 332 с. 20. Жарков, А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов культуры и искусств / А.Д.Жарков. - М.: МГУКИ, 2002. – 258 с. 21. Жарков, А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности [Текст]: учеб.-метод. пособие для вузов культуры и искусства / А.Д.Жарков. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: Профиздат, 2012. – 202 с. 22. Журавлев А.Л. Динамика ценностных ориентаций старших школьников в условиях социально-экономических изменений. // Психология человека в современном мире. Том 5. Личность и группа в условиях социальных изменений. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. – С.226-231. 23. Знаков В.В. Ценности как проблема психологии человеческого бытия. // Ценностные основания психологической науки и психология ценностей / отв. ред. В.В. Знаков, Г.В. Залевский. – М.: Ин-т психологии РАН, 2008. – С.82-90. 24. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - СПб.: Питер, 2003 - 366 с. 25. Киселёва, Т.Г. Основы социально-культурной деятельности [Текст]: учеб. пособие /Т.Г.Киселёва, Ю.Д.Красильников. - – М.: Изд-во МГУКИ, 1995. - 136 с. 26. Козлов А.А., Гришина Е.А., Ильинский И.М. Ценностные ориентации молодежи. // Молодежь России: тенденции, перспективы. - М.: Молодая гвардия, 1993. – С.72-79. 27. Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Издательство «Просвещение», 1989. – 352 с. 28. Красильников, Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности [Текст] / Ю.Д.Красильников, Т.Г.Киселёв. – М.: «Юрайт», 2006. – 312 с. 29. Криводонова Ю.Е., Нугаева О.Г. Психологическая сущность и соотнесение понятий «ценности» и «ценностные ориентации». // Специальное образование. – 2012. - №2. – С.122-128. 30. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. - М.: «Смысл», 1992. - 17 с. 31. Леонтьев Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени. // Психологическое обозрение. - 1998. - №1. – С.31-37. 32. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции. // Вопросы философии. - 1996. - №5. - С. 25-29. 33. Максютин, Н.Ф. Культурно-досуговая деятельность [Текст] / Н.Ф.Максюин. – Казань: Медицина, 1995. – 330 с. 34. Непомнящая Н.И. Ценностность как личностное основание: типы. Диагностика. Формирование. – НПО МОДЭК, 2000. – 236 с. 35. Непомнящая Н.И. Ценность как центральный компонент психологической структуры личности. // Вопросы психологии. – 2006. – №1. – С. 22-30. 36. Организация досуговых мероприятий [Текст]: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. Б. В. Куприянова. — М.: Изд. центр «Академия», 2014. - 288 с. 37. Смирнов Л. М. Уровень ценности в структуре личности. // Мир психологии. – 2007. – №4. - С. 220–229. 38. Собкин В.С. Динамика ценностных ориентаций в старшем школьном возрасте: Автореф. докт. дис. - М., 1997. – 31 с. 39. Социально-культурная деятельность: достижение, поиски, проблемы [Текст]: сб. ст. / науч. ред. Т.Г. Киселева, Ю.А. Стрельцов. – М.: МГУК, 1996. – 145 с. 40. Трегубов, Б.А. Свободное время молодежи: сущности, типология, управление [Текст] / Б.А.Трегубов. – СПб: Изд-во СПб. ун-та, 1991. – 159 с. 41. Чижиков, В.М. Методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности [Текст] / В.М. Чижиков. - М.: МГУКИ, 2009. – 312 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Культурно-ценностные ориентации современных молодых людей: теоретический аспект 1.1. Понятие ценностей и ценностных ориентаций При изучении личностных ценностей с наибольшей частотой используются следующие понятия: ценности, личностные ценности, ценностные ориентации. Самое широкое из вышеперечисленных – это понятие «ценности», поскольку может обозначать ценности общественные (объективные) и личностные (субъективные). Для большинства справочных изданий, предназначенных для толкования понятий, характерно трактовать ценности как объекты, явления, их свойства, абстрактные идеи, воплощающие в себе общественные идеалы и выступающие как эталоны должного, качество или свойство предмета, которое делает его полезным, желательным или ценимым, а также важность, значение. Признавая объективный и трансцендентный характер ценности по отношению к индивидуальному сознанию и деятельности, марксистская философия рассматривала ценность как продукт жизнедеятельности социальных групп и общностей, человечества в целом, которые выступают в качестве единого совокупного субъекта [22, c.123]. В работах Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейна показана доминирующая роль базовых ценностей в организации активности человека. При раскрытии ядерной составляющей структуры личности они выделяли ценности, разделяемые людьми, особенно при описании высшего уровня мотивационно-смысловой регуляции. Б.Г. Ананьев отмечал, что психологическое исследование мотивации поведения личности невозможно без социолого-философского (аксиологического) и социально-психологического изучения самих ценностей. А.А. Бодалев подчеркивал, что человек как личность в своем целеполагании и в своем повседневном поведении всегда выступает как выразитель общечеловеческих ценностей. Л.И. Божович утверждала, что устойчивость личностное качество приобретает в том случае, когда стремление к его обладанию включается в систему ценностей субъекта, т. е. опосредуется самыми высокими формами его мотивации. С.Л. Рубинштейн рассматривал ценность как значимость для человека чего-то в мире и считал, что только признаваемая ценность способна выполнять важнейшую ценностную функцию – функцию ориентира поведения. Среди многообразия дефиниций понятия «ценность» условно можно выделить несколько групп. К первой группе относятся понятия, авторы которых рассматривают ценности как мнение, представление или убеждение. Представителем данного направления можно назвать М. Рокича, который рассматривает ценности как устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения. Ко второй группе определений относятся те из дефиниций, авторы которых определяют ценности (или ценностные ориентации) как разновидность или подобие социальных установок (отношений) или интересов (М. Вебер, А.Г. Здравомыслов, Д.Н. Узнадзе). Д.Н. Узнадзе трактовал установку как фиксированную в социальном опыте личности (группы) предрасположенность воспринимать и оценивать социально значимые объекты, а также готовность личности (группы) к определенным действиям, ориентированным на социально значимые объекты. По мнению А.Г. Здравомыслова, ценностные ориентации есть установки личности на ценности материальной и духовной культуры. М. Вебер трактовал ценность как установку той или иной исторической эпохи, как свойственное эпохе направление интереса [22, c.124].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg