Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, СОЦИОЛОГИЯ

ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ С ЗАВИСИМЫМИ РОДИТЕЛЯМИ НА СОЦИАЛЬНО-ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

NLatipova 240 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 44 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.01.2018
Анализ литературных источников позволил выявить, что у детей из неблагополучных семей наблюдаются дефект раннего воспитания, недостаточное интеллектуальное развитие, особенно из семей, где родители злоупотребляют алкоголем. Дети из семей алкоголиков, не получают в семье того запаса знаний, который им нужен в тот период развития центральной нервной системы, а именно коры головного мозга, в этот период происходит формирование сознательной и целенаправленной умственной деятельности. У человека с алкогольной зависимостью резко ограничивают круг интересов, у них изменяется личность, поэтому в таких семьях присутствует недостатки воспитания детей. Таких родителей особо не волнует развитие личности подростка. Эти горе родители не ставят перед собой правильных воспитательных задач, не уделяют должного внимания развитию креативности, любознательности, самостоятельности и независимости.
Введение

В современном мире семья и, особенно неблагополучная, становится предметом исследования зарубежных и отечественных ученых. Сегодня семья находится в кризисном состоянии которое проявляется в падении жизненного уровня, в падении рождаемости, в значительном и резком увеличение количества разводов и семейных конфликтов, а также снижением педагогического потенциала родителей и возможности формирования полноценной личности будущего члена общества. Все эти процессы, происходящие в семье провоцируют активизацию защитной функцию семьи и прежде всего материальной защиты. Однако именно эту функцию становится выполнять все труднее, так как растут потребности семьи. Все эти явления ведут к тому, что на второй план уходит или совсем исчезает главная функция семьи - воспитательная. Дети постепенно перемещаются на одно из последних мест в системе ценностей родителей. Важнейшим аспектом описанной проблемы является процесс структурно - функциональной трансформации семьи как социального института, в результате чего происходит деформация ее влияния на ребенка, воспитывающегося в ней под воздействием неблагоприятной современной общественной ситуации. Любое неблагополучие в семье или конфликты обязательно приводят к психической травме. У ребёнка повышается агрессивность, появляется дисбаланс в сфере общения, ребёнок совершает правонарушения, и в конце концов это ведёт к педагогической запущенности. Перед государством встал вопрос об необходимости защищать права современной семьи, а особенно права детей, в связи с чем, современная доктрина национальной безопасности, которая сосредоточена на защите прав ребенка, на заботе о его жизни, развитии, образовании и воспитании находит своё отражение в следующих нормативно-правовых актах: «Семейный кодекс» и «Конвенция о правах ребенка», в которых ребенок рассматривается не только как объект, требующий специальной защиты, но и как субъект права, которому предоставлен весь спектр прав человека [6, c. 37]. Анализ этих документов показал, что государство и общество обязаны брать на себя воспитание детей через дошкольные учреждения, социальные центры и приюты, детские дома и интернаты. Вопросами семейного воспитания и проблем неблагополучия семей занимались и занимаются многие авторы: Ю.П. Азаров, Т.А. Александрова, Л. Анзорг, А.А. Аркин, A.M. Бардиан, И.В. Гребенников, Е. Григорьева, Т.А. Маркова, В.И. Нефедов, А.С. Спиваковская, Ю.Ю. Щербань и др. Исследования последний 30 лет показали, что алкоголизм родителей в любой его форме не проходит бесследно для детей. Исследователи и медики долгое время изучавшие детей из семей алкоголиков заявляют о том, что вырастая, такие дети не смогут выполнять полностью общественные функции, которые на них возложит общество в будущем. В литературе на сегодняшний день сказано, что здоровый человек - это тот кто обладает гармоничным развитием и хорошо приспособлен к окружающей его физической и социальной среде, он полностью реализует свои физические и умственные способности. Такой человек способен правильно реагировать на изменения окружающей среды, которые не выходят за пределы нормы, он способен вносит посильный, соразмерный с его способностями, вклад в благополучие общества [9,c . 42]. Исходя из этого здоровье подрастающего поколения имеет особую значимость для каждого общества, поэтому необходимо максимально уберечь детей от влияния на них пьяниц-родителей. В связи изложенным можно заключить что оказание помощи детям, воспитывающимся в семье алкоголиков - это задача государственной важности. Семья очень важна для каждого человека, именно в ней формируется личность человека, дети получают основу воспитания, ни детский сад ни школа не заменят его, они лишь придают дополнительные штрихи к основному - семейному воспитанию. От физического и психического здоровья взрослых членов семьи зависит развитие детей и дальнейшее течение алкоголизма родителей. В настоящее время проблема семейного алкоголизма вызывает особую тревогу у учёных, медиков, психологов и педагогов. Как не прискорбно, но от злоупотребления спиртными напитками в первую очередь страдают дети. Особенно страшно зачатие детей в состоянии опьянения, прием алкоголя матерью во время беременности, такая безрассудность родителей приводит серьёзным дефектам развития многих органов и систем организма ребенка, в первую очередь страдает мозг и нервная система. Это усугубляется если оба родителя алкоголики, потому как у их детей наряду с умственной отсталостью нередко возникает тяжелое нарушение внимания, памяти, эмоционально-волевой сферы. Алкоголизм родителей ведёт не только к отклонениям на биологическом уровне, часто формируется комплекс отрицательных макросоциальных влияний на ребенка. Этот факт может быть проиллюстрированным следующим: благополучные родители не отпускают своих детей играть с такими «неблагополучными» детьми, соседи часто обижают таких детей, вешая на них клеймо «неблагополучных правонарушителей», учителя не любят таких детей из-за проблем с учёбой и поведением и этот ряд можно продолжать до бесконечности. Из-за чего даже если созревание организма происходит относительно благополучно, проблема социальной дезадоптации встаёт очень остро у таких детей. Вырастая эти дети не могут строить здоровых отношений, не могут создавать полноценных семей, у них нет увлечений, нет друзей из-за эмоционально-поведенческих и личностных отклонений, которые у них формируются в результате неправильного воспитания, затрудняется социальная адаптация в целом. А сформированная социальная дезодаптация у детей - это мощный неблагоприятный фактор, утяжеляющий личные и поведенческие нарушения, способствующая формированию стойких психопатических состояний, асоциальных форм поведения. Всё описанное подтверждает актуальность и важность своевременной и целенаправленной работы с такими детьми. Однако, как показывает опыт педагоги массовых школ и работники специализированных социальных учреждений недостаточно осведомлены о специфических трудностях воспитания и обучения детей из алкогольных семей. Поэтому существует необходимость детального изучения характерных нарушений психического и личностного развития детей алкоголиков, чтобы появилась возможность дальнейшего использования полученных результатов для улучшения методов коррекции и воспитания таких детей. Тема данной работы: «Социально-психологические особенности детей, воспитывающихся в семьях с зависимыми родителями». Объект исследования: семейное воспитание в зависимых семьях. Предмет исследования: социально-психологические особенности детей, воспитывающихся в семьях с зависимыми родителями. Цель работы: провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы и выявить социально-психологические особенности детей, воспитывающихся в семьях с зависимыми родителями. Задачи работы: 1. Рассмотреть неблагополучную семью как объект социально-педагогической деятельности. 2. Охарактеризовать виды неблагополучных семей в современном обществе. 3.Раскрыть особенности психо-эмоционального формирования личности ребенка. 4. Описать типовые признаки для определения ребенка из семьи алкоголиков по поведению в школе. 5. Проанализировать особенности формирования личностных качеств. Теоретическая значимость работы: в изучении особенностей детей, воспитывающихся в зависимых семьях, обобщение и систематизация накопленного опыта работы с детьми из зависимых семей, изучение основных факторов, формирующих отклонения в развитии таких детей. Структура работы: введение, две главы, заключение и список литературы.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3 ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ВИДЫ И ПРИЗНАКИ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ…………………….. 8 1.1. Неблагополучная семья как объект социально -педагогической деятельности……………………… 8 1.2. Виды неблагополучных семей в современном обществе…………………………………………….. 11 ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ С ЗАВИСИМЫМИ РОДИТЕЛЯМИ НА СОЦИАЛЬНО-ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 25 2.1. Особенности психо-эмоцианального развития ребёнка.…………………............................................. 25 2.2. Особенности формирования личностных качеств.. 36 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………. 40 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………… 43
Список литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология. -М.: Аспект Пресс, 2011. - 384 с. 2. Борисов Е. В., Василевская Л. П. Алкоголь и дети.- М.: Академия, 2011. – 348с. 3. Дробышевская (Москаленко), Г.В. Возрастная специфика и психокоррекция социально-психологического функционирования у лиц из семей с алкогольной зависимостью / Г.В. Дробышевская (Москаленко), Г.И. Шварцман // Журнал «Фундаментальные исследования». - 2012, №10 (2).- С. 36 - 38. 4. Дробышевская (Москаленко), Г.В. Психологические особенности подростков, подвергающихся жестокому обращению в семье / Г.В. Дробышевская (Москаленко) // Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта». -2011, №12 (82).- С. 30 -35. 5. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. - СПб.: Питер, Издательство СОЮЗ, 2010. – 400с. 6. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. - М.: Академия, 2014.-320с. 7. Киселёв А. С., Коптев Б. А. Враг ли ты сыну своему? - М.: Инфра-М, 2010. 8. Лебедев Б. А., Дунаевский В. В. Алкоголь и семья. – СПб.: Медицина, 2010. – 270с. 9. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.:Инфра-М, 2010. 450с. 10. Методика и опыт работы социального педагога / Под. ред. Л.В. Кузнецовой. - М.: Педгогика, 2010.-216 с. 11. Москаленко В.Д. Взрослые дети алкоголиков. //Семья и школа. 2012.- №10-12 с. 26-28. 12. Москаленко В.Д. Жены больных алкоголизмом.//Социально-психологическая и консультационная работа с семьёй/Алкоголизм в семье: Хрестоматия/Сост. Л.Б. Шнейдер: в 2ч.- М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО "МОДЕК", 2014. -Ч.2. -С. 592-605. 13. Москаленко, Г.В. Особенности социально-психологической адаптации лиц с наркотической зависимостью (опийная аддикция) / Г.В. Москаленко, A.M. Калугин, Д.А. Чернов // Материалы международной заочной научно-практической конференции «Актуальные проблемы прикладной социальной психологии» - СПб., СПбУУЭ, 2012.-396с. 14. Москаленко, Г.В. Психологический статус подростков в раннем периоде после психологической травмы, связанной с насилием в семье / Г.В. Москаленко, В.М. Кирьянов // Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта». -2012, №2 (84).- С 12 - 17. 15. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов/Под ред. В.А. Сластенина. -5-е изд., доп.- М.: Издательский центр «Академия», 2005.-200 с. 16. Наумчик В.Н. Социальная педагогика: Проблема «трудных» детей: Теория. Практика. Эксперимент / В.Н. Наумчик, М.А. Паздников. - Мн., 2015. – 361с. 17. Новайтис Г. Муж, жена и…психолог. //Социально-психологическая и консультационная работа с семьёй /Алкоголизм в семье: Хрестоматия/Сост. Л.Б. Шнейдер: в 2ч.- М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО "МОДЕК", 2014. -Ч.2. -С.619-628. 18. Основы психологии семьи и семейного консультирования /Под общей ред. Н.Н. Посысоева. - М.: Юнити, 2014.-245с. 19. Понятие и типы неблагополучных семей// Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2013.-400с. 20. Рабочая книга школьного психолога. /Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 2012.- 450с. 21. Социальная педагогика: Курс лекций/Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М.: Педагогика, 2010.-218 с. 22. Социальная психология / Под ред. проф. А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.-294с. 23. Справочник социального педагога: 5-11кл./Авт.-сост. Т.А. Шишковец.-2-е изд., перераб. и доп.-М.:ВАКО, 2010.-336 с. 24. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов н/Д.: Феникс, 2012. -280с. 25. Сухогузова И.Г. Социально-педагогическое сопровождение неблагополучных и проблемных семей. //Социальный педагог в школе.-Вып. 2/авт.-сост. И.Ю. Фомичёва и др.- Волгоград: Учитель, 2010.-254 с. 26. Ткачева В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений: папа, мама, я - дружная семья. Практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений. - М.: Педагогика, 2010.-165 с. 27. Целуйко В. М. Психология неблагополучной семьи. Владос-Пресс, 2010.-300с. 28. Целуйко В.М. Вы и ваши дети. Психология семьи. Роств-на-Дону: Феникс, 2013. -285с. 29. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособ. для студ. высш. уч. заведений.-2-е изд. стереотип.-М: Издательский центр «Академия», 2012.-272 с. 30. Шелег Л.А. Неблагополучная семья как объект социально-педагогической деятельности // Тезисы второй всероссийской научной конференции психологические проблемы современной российской семьи»/ Под ред. В.К. Шабельникова, А.Г. Лидерса. - М.: СК «СМАРТ-М», 2012. -500с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ВИДЫ И ПРИЗНАКИ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ 1.1. Неблагополучная семья как объект социально-педагогической деятельности Первым воспитательным институтом является семья, взаимосвязь с ней у человека сохраняется в течение всей жизни. Основы нравственности и морали человека зарождаются именно в семье, формируются нормы поведения, появляются индивидуальные качества личности и формируется внутренний мир и [2, c. 47]. В семье происходит первичная социализация ребенка, происходит самоутверждение человека, семья стимулирует его социальную и творческую активность [21, c. 152]. Семья являясь социальным институтом призвана выполнять ряд функций (репродуктивную, экономическую и хозяйственно-бытовую, воспитательную, рекреационную и психотерапевтическую и др. функции), в связи с чем она имеет определенный социальный статус [6, c. 52]. Социальный статус семьи представляет собой сочетание индивидуальных характеристик членов семьи с ее структурными и функциональными параметрами. Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить, что существуют 4 статуса семьи: 1.социально-экономический статус (материальное положение семьи, жилищные условия, имущественная обеспеченность), 2.социально-психологический статус (благоприятный психологический климат), 3.социокультурный статус (общая культура семьи, уровень образования взрослых членов) 4. ситуационно-ролевой статус (отношение к ребенку и его проблемам) [13, c. 94]. Особенности социального статуса конкретной семьи определяют ее воспитательные возможности и характер детско - родительских отношений [5, c. 47]. Семейное воспитание имеет свои достоинства, например, благоприятный эмоциональный и морально-психологический климат, а также атмосфера любви, заботы и поддержки, духовная связь и преемственность между поколениями, близость родительского воздействия, постоянный пример взрослых. В семье присутствует нравственное воспитание личности, через усвоение системы ценностей, семейных традиций, стереотипов поведения и общения и т.д.[25, c. 72] Однако встречаются так называемые неблагополучные семьи, в которых процесс воспитания не позволяет личности развиваться полноценно, он деформирует личностное развитие ребенка. Довольно часто из неблагополучных семей вытекают социальные сироты [3, c. 90]. Проблему социального сиротства описывали многие авторы, например в работах Шипицына Л.М., Смагина Л.И., Чечет В.В., Воднева А.К. в качестве основной причины появления социального сиротства указывают кризис института современной семьи. Существует целый ряд факторов определяющих семейное неблагополучие и влияющих на рост числа детей, лишенных родительской опеки [1, c. 58]: ? безработица и низкие доходы семьи, падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей; ? структурные изменения в семьях, к ним относят разводы, рост количества детей рожденных вне брака матерями-одиночками или несовершеннолетними матерями, в силу чего растет число отказных детей [23, c. 180]; ? педагогическая некомпетентность родителей, высокий уровень конфликтности в отношениях между взрослыми членами семьи и в детско-родительских отношениях, отсутствие или недостаток в семьях эмоционального, доверительного общения, неблагоприятный эмоциональный фон в целом и т.д [22, c. 81]; ? жестокое обращение с детьми, пренебрежение их интересами и потребностями из-за падения нравственных устоев семьи, алкоголизма и наркомании родителей [8, c. 70]. О кризисе семьи свидетельствуют эти и другие признаки дезорганизации семьи на современном этапе и увеличении количества неблагополучных семейных союзов. В неблагополучных, дезорганизованных и неполноценных семьях люди чаще всего получают серьезные психологические травмы, которые очень плохо сказываются на их дальнейшей судьбе [6, c. 102].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg