Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

ОСОБЕННОСТИ ОБИДЫ КАК ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

NLatipova 520 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 76 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.01.2018
Эмоции занимают одно из важнейших мест в психологической жизни человека, и по праву считаются той основой, на которой базируется интеллектуальная и духовно-личностная сфера. В содержание эмоциональной сферывходят как конкретные эмоциональные состояния, переживаемые в виде эмоций, аффектов, настроений, так и устойчивые личностные образования в виде интеллектуальных, эстетических, нравственных и других чувств, которые, закрепляясь и обособляясь, становятся чертами характера. В самом широком плане выделяют позитивные переживания: восхищения, ликования, радость и т.д.; и негативные – зависть, грусть, отчаяние, ревность и т.д. Они либо стимулируют активность, либо наоборот, подавляют и разрушают ее. В них выражается оценка индивидом своего взаимодействия со средой.
Введение

Тема «Особенностиобиды как эмоционального переживания младших школьников»является актуальной. Понятие обиды, обидчивости освещено у таких авторов как: Ю.М. Орлов, Д.В. Ольшанский, Е.П. Ильин, М.С. Неймарк, З.А. Агеева, М.С. Гриценко, О.А. Апуневич, К. Хорни, А.Г. Шмелев, А.Н. Шапкина, Э. Шостром, В.В. Столин. В нашей работе мы опираемся на основные положения ФГОС НОО «Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей». Младший школьный возраст (7-8 лет) приходится на один из кризисных периодов детства,в течение происходит становление эмоциональной сферы ребенка, формируется его потребности,воля, мотивы, деятельность, закрепляются основные способы реагирования на воздействие окружающей среды. Начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка можно назвать наиболее важной чертой кризиса 7-8 лет. Для младшего школьного возраста характерно внеситуативно-личностное общение. Ребенок учится строить более тесные, глубокие и длительные отношения со сверстниками. Построение таких отношений осложняется тем, что чувства детей еще не произвольны. Признаками слабой адаптации ребенка к окружающему миру, причинами серьезных эмоционально-личностных проблем в будущем являются нарушения в сфере общения, конфликтность, обособленность. Младшие школьники по-другому воспринимают реалии современной жизни, их отношение к ней не всегда понятно для взрослых, не всегда является для них значимым. В результате этого создаются предпосылки для возникновения большого числа детских обид, которые адекватно не отражаются взрослыми людьми, контактирующими с ребенком. Обида - это характерное эмоциональное переживание младшего школьника. Круг людей, значимых в жизни ребенка, постепенно растет. Если для дошкольника наиболее значимыми отношения с родителями, то для 7-летнего ребенка - отношения с учителями и сверстниками. Дети учатся отстаивать свои позиции, свое мнение, свое право на автономность, право быть равноправными в общении с другими людьми. Происходит столкновение разных культур речевого и эмоционального общения. Все это не может не повлечь за собой напряжения отношений, вплоть до открытых конфликтов. Уровень развития мышления ребенка таков, что у него доминирует контрастная черно-белая логика. В связи с этим, отношения детей порой полярные и безапелляционные. Характерные черты отношений младших школьников - возникающая упрощенность и прямолинейность оценочных суждений. В психологической структуре Ю. М. Орлов выделил три элемента: ожидания, реальность и оценку [21]. 1.Ожидания. В ситуации общения мы невольно строим ожидания относительно поведения другого человека, ориентированного на нас. Это должно обеспечить согласованность и эффективность наших действий. 2.Реальность. Акт восприятия поведения другого. Его поведение может соответствовать модели или неблагоприятно отклоняться от нее. 3.Оценка. Поведение другого должно совпадать с моделью ожидаемого поведения. В случае обнаруженного несоответствия возникает рассогласованность. Именно эта "рассогласованность" и причиняет страдание, именуемое обидой. Можно сформулировать общую закономерность: любое рассогласование ожиданий и реальности, действия и результата, то есть любая дезинтеграция целого, вызывает неприятное чувство. Организм человека реагирует на воспринятое нарушение либо автоматическими адаптивными ответными реакциями, либо адаптивными действиями, целенаправленными и потенциально осознаваемыми. В первом случае речь идет о неосознанных поведенческих реакциях или психологических защитных механизмах. Во втором случае имеет место осознанное поведение совладания. Само слово "совладание" происходит от старорусского "лад", "сладить" и обозначает "справиться", "привести в порядок", "подчинить себе обстоятельства". Для обозначения сознательных усилий личности, предпринимаемых в ситуации психологической угрозы (а обида, несомненно, относится к таким ситуациям), используется понятие копинг-поведение, как осознанные стратегии совладания со стрессом и с другими порождающими тревогу событиями. Цель работы - изучение психологических особенностей обиды и обидчивости у младших школьников и разработка программы «Психолого-педагогическая помощь младшим школьникам в проживании чувства обиды». Объект исследования - переживание обиды и обидчивость в младшем школьном возрасте. Предмет исследования - психологические особенности переживания обиды и обидчивости в младшем школьном возрасте. Задачи работы: 1. Рассмотреть теоретические основы обиды как отрицательного эмоционального состояния и обидчивости как свойства личности. 2. Изучить проявления обиды и обидчивости у младших школьников. 3. Рассмотреть причины и способы переживания обиды и обидчивости у младших школьников. 4. Провести экспериментальное исследование особенностей проявления обиды младших школьников. 5. Составить программу психолого-педагогической помощи младшим школьникам в проживании чувства обиды. Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что: 1) чувство обиды включает в себя три компонента: когнитивный (наличие знаний о данном чувстве, способах борьбы с обидой, анализа обидной ситуации), эмоциональный (реакция на ситуацию обиды), ценностно- смысловой (само действие; осознанное и неосознанное поведение); 2) в младшем школьном возрасте закрепляются установки и стереотипы в переживании чувства обиды, что может стать причиной нарушений во взаимоотношениях с другими; Методы исследования: 1. Анализ психолого-педагогической литературы. 2. Наблюдение. 3. Опросные методы. 4. Тестирование. 5. Проективное сочинение. 6. Методы математической обработки данных. Экспериментальная база исследования:исследование проводилось на базе 4А класса МБОУ Агинская СОШ № 1. В нем приняло участие 22 ребенка, из них 11 мальчиков и 11 девочек. Структура работы:работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, двух выводов по главам, заключения, списка литературы и трех приложений.
Содержание

Введение……………………………………………………………….………….3 Глава 1. Психолого-педагогические основы проблемы развития эмоциональной сферы младшего школьника…………………………….…....7 §1. Сущность понятия эмоция, эмоциональная сфера, эмоциональные переживания….…………………………………………………………………...7 §2. Особенности переживания обиды в младшем школьном возрасте …………………………………………………………………………………….23 §3 Возможности кружка «Мы общаемся без обид» в развитии эмоциональной сферы младших школьников ………………………………...29 Выводы по Главе 1………………………………………………………………35 Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей проявления обиды младших школьников.…………………………………………………………..37 §1. Методическая организация исследования……………………………...37 §2. Анализ результатов эксперимента……….….…………………………..41 §3. Программа психолого-педагогической помощи младшим школьникам в проживании чувства обиды……………………………………………………..47 Выводы по Главе 2……………………………………………………………… Заключение……………………………………………………………………… Список литературы……………….……………………………………..……… Приложение………………………………………………………………………
Список литературы

1. Агеева З.А., Гриценко М.С. Социально-психологическая природа и феноменология обидчивости // Вестник Ивановского государственного университета. 2009. № 1. с. 19-23. 2. Анохин П. К. Эмоции и эмоциональные расстройства. – М.: Москва, 1966. – 420 с. 3. Ануашвили А. Н. Обида. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://anuashvili.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=73:2011-04-02-08-25-43&catid=1:latest-news. 4. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия: Перевод с англ. – СПб.: Изд-во «Братство», 1992. – 224 с. 5. Блонский П.П. Психология младшего школьника. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «Модэк». 1997. 575 с. 6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «Модэк». 1997. 350 с. 7. Бурлан Ю. Обида – деструктивное чувство. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.yburlan.ru/biblioteka/obida-destruktivnoe-chuvstvo 8. Гассин Э. А. Психология прощения // Вопросы психологии. - 1999. - №4. - С. 93 - 102. 9. Герасимов С. В. Психология зла. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://goodtests.ru/books/psixologiya_zla/8_5_obid4ivost_i_obida/ 10. Гребенюк О. С. Основы педагогики индивидуальности. Калининград, 1997. - 228 с. 11. Голованова Н. Ф. Педагогические основы социализации младших школьников: Автореф. дисс. докт. пед. наук. - Екатеринбрг, 1996. -78 с. 12. Джеймс М., Джонгванрд Д. Рожденный выигрывать. Трансакционный анализ с гештальтупражнениями: Пер. с англ. / Общ. ред. и послесл. Л. А. Петровской. – М.: Издательская группа «Прогресс», «Прогресс-Универс», 1993. – 336 с. 13. Еникеев М. И. Общая психология: учебник для вузов. – М.: Приор, 2000 – 400 с. 14. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. – М.:, 1971, - 130 с. 15. Леонгард К. Акцентуированные личности. Пер. с нем. Ростов н/Д.: Феникс. 1997. 544с. 16. Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. –СПб.: Питер, 2008. – 583 с. 17. Мэй Р. Экзистенциальные основы психотерапии // Экзистенциальная психология. М: Апрель-пресс, 2001. - С. 65-84. 18. Набатова М.А. Социально-педагогическая помощь младшим школьникам в преодолении обид: дис. … канд. пед. наук. Кострома. 2005. - 165 с. 19. Николаева Е.И. Детская обида: ее причины и последствия. // Народное образование. 2013. № 2. с. 247-251 20. Новикова О.Д. Феноменология переживания обиды и стратегии прощения у младших школьников. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.psi.lib.ru/detsad/sbor/fobida.htm 21. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Педагогическое общество России. 2000. - 448 с. 22. Ольшанский Д. В. Обида. // Диалог. 1991. № 17. с. 11-13. 23. Ольшанский Д. В. Новая педагогическая психология. – СПб.: Изд-во: Академический проект 2002. – 528 с. 24. Орлов Ю. М. Обида. Вина / сост. А. В. Ребенок. - М.: Слайдинг, 2004. - 96 с. 25. Орлов Ю. М. Саногенное размышление обиды. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lib.exdat.com/docs/5516/index-15812-12.html 26. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтера. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. – 288 с. 27. Психологический словарь. А.Я. Психология [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://azps.ru/handbook/ 28. Психологические состояния / Сост. и общ. ред. Л. В. Куликова. – СПб: «Питер» , 2001. - 512 с. 29. Психология человека от рождения до смерти. Под редакцией А.А. Реана. Спб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК. 2002. 656 с. 30. Поздняков Н.И. обидчивость как форма проявления гордости. Покровские образовательно-просветительские листки. Вып.29, СПб.:НЕСТОР, 2008. – 26 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Психолого-педагогические основы проблемы развития эмоциональной сферы младшего школьника §1. Сущность понятия эмоция, эмоциональная сфера, эмоциональные переживания Формирование эмоций человека - важнейшее условие развития его как личности. Эмоция (от фр. еmotion – чувство) – психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребностной значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности для жизнедеятельности индивида. Эмоции возникли как приспособительный «продукт» эволюции, биологически обобщенные способы поведения организмов в типичных ситуациях. Анохин П. К. считает, что «… именно благодаря эмоциям организм оказывается чрезвычайно выгодно приспособлен к окружающим условиям, поскольку он, даже не определяя форму, тип, механизм и другие параметры воздействия, может со спасительной быстротой отреагировать на него определенным эмоциональным состоянием, то есть определить, полезно или вредно для него данное конкретное воздействие» [2, 11]. Эмоции двувалентны – они или положительны, или отрицательны - объекты или удовлетворяют, или не удовлетворяют соответствующие потребности. Отдельные жизненно важные свойства предметов и ситуаций, вызывая эмоции, настраивают организм на соответствующее поведение. Эмоции – механизм непосредственной экстренной оценки уровня благополучности взаимодействия организмов со средой. Уже элементарный эмоциональный тон ощущения, приятные или малоприятные простейшие химические или физические воздействия придают соответствующее своеобразие жизнедеятельности организма. Но и в самые трудные, роковые мгновения нашей жизни, в критических обстоятельствах эмоции выступают как основная поведенческая сила. Будучи непосредственно связанными с эндокринно-вегетативной системой, эмоции экстренно включают энергетические механизмы поведения. «Эмоции, - пишет Э. Шостром, - это средства, с помощью которых мы осуществляем контакт друг с другом. В стрессовой ситуации, в процессе адаптации к новым условиям жизни и деятельности эмоции проявляются в виде гнева, страха, обиды – когда процесс адаптации встречает сопротивление. Адаптированная личность чаще выражает свои чувства в виде доверия и любви» [33, 89]. Эмоции принято определять, как реакции человека на воздействия внутренних и внешних раздражителей. По мнению А. Н. Леонтьева: «Эмоции исполняют роль внутренних сигналов, в том смысле, что несут информацию о событиях нашей жизни. Эмоции есть производное от характера (степени, глубины, модальности) взаимодействия (контакта) человека с другими людьми в процессе общения. В результате контакта возникают пять основных эмоций: гнев, страх, обида, доверие, любовь» [12, 24]. Эмоции являются внутренним организатором процессов, которые регулируют внешнее поведение индивида в напряженных ситуациях. Итак, эмоция страха, которая появляется в крайне опасной ситуации, обеспечивает преодоление опасности путем включения ориентировочного рефлекса, торможения всех побочных текущих деятельностей, напряжения необходимых для борьбы мышц, учащения сердцебиения идыхания, изменения состава крови, повышения ее свертываемости на случай ранений, мобилизации резервов внутренних органов. По механизму происхождения эмоции связаны с инстинктами. В состоянии гнева у человека появляются реакции его отдаленных предков –движение скул, оскал зубов, ритмические сокращения мышцлица всего тела,сужение век, сжимание кулаков, готовых для удара, прилив крови к лицу, принятие угрожающих поз. Незначительное сглаживание эмоций у социализированного человека происходит за счет возрастания роли волевой регуляции. В критических же ситуациях эмоции неизменно вступают в свои права и нередко берут управление «в свои руки», осуществляя власть над разумным поведением человека. Эмоциональные проявления связаны с деятельностью человека. Психическое отражение есть сигнальное отражение, чувствительность к тому, что так или иначе ориентирует организм в окружающей среде. Это отражение заинтересованное,пристрастное, потребностное направленное, деятельностно-ориентированное. Каждый психический образ дает информацию о возможности взаимодействия с объектом отражения. Из множества вариантов поведения человека выбирает тот, к которому у него «лежит душа». Все живое изначально расположено к тому, что соответствует его потребностям, и к тому, посредством чего эти потребности могут быть удовлетворены. Человек действует только тогда, когда действия имеют смысл. Эмоции и являются врожденно сформированными, спонтанными сигнализаторами этих смыслов. Еникеев М. И. говорил о том, что «… познавательные процессы формируют психический образ, эмоциональные процессы направляют избирательность поведения» [11, 176].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 77 страниц
500 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 62 страницы
490 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg