Глава 1. Психолого-педагогические основы проблемы развития эмоциональной сферы младшего школьника
§1. Сущность понятия эмоция, эмоциональная сфера, эмоциональные переживания
Формирование эмоций человека - важнейшее условие развития его как личности.
Эмоция (от фр. еmotion – чувство) – психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребностной значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности для жизнедеятельности индивида.
Эмоции возникли как приспособительный «продукт» эволюции, биологически обобщенные способы поведения организмов в типичных ситуациях.
Анохин П. К. считает, что «… именно благодаря эмоциям организм оказывается чрезвычайно выгодно приспособлен к окружающим условиям, поскольку он, даже не определяя форму, тип, механизм и другие параметры воздействия, может со спасительной быстротой отреагировать на него определенным эмоциональным состоянием, то есть определить, полезно или вредно для него данное конкретное воздействие» [2, 11].
Эмоции двувалентны – они или положительны, или отрицательны - объекты или удовлетворяют, или не удовлетворяют соответствующие потребности. Отдельные жизненно важные свойства предметов и ситуаций, вызывая эмоции, настраивают организм на соответствующее поведение.
Эмоции – механизм непосредственной экстренной оценки уровня благополучности взаимодействия организмов со средой. Уже элементарный эмоциональный тон ощущения, приятные или малоприятные простейшие химические или физические воздействия придают соответствующее своеобразие жизнедеятельности организма. Но и в самые трудные, роковые мгновения нашей жизни, в критических обстоятельствах эмоции выступают как основная поведенческая сила. Будучи непосредственно связанными с эндокринно-вегетативной системой, эмоции экстренно включают энергетические механизмы поведения.
«Эмоции, - пишет Э. Шостром, - это средства, с помощью которых мы осуществляем контакт друг с другом. В стрессовой ситуации, в процессе адаптации к новым условиям жизни и деятельности эмоции проявляются в виде гнева, страха, обиды – когда процесс адаптации встречает сопротивление. Адаптированная личность чаще выражает свои чувства в виде доверия и любви» [33, 89].
Эмоции принято определять, как реакции человека на воздействия внутренних и внешних раздражителей. По мнению А. Н. Леонтьева: «Эмоции исполняют роль внутренних сигналов, в том смысле, что несут информацию о событиях нашей жизни. Эмоции есть производное от характера (степени, глубины, модальности) взаимодействия (контакта) человека с другими людьми в процессе общения. В результате контакта возникают пять основных эмоций: гнев, страх, обида, доверие, любовь» [12, 24].
Эмоции являются внутренним организатором процессов, которые регулируют внешнее поведение индивида в напряженных ситуациях.
Итак, эмоция страха, которая появляется в крайне опасной ситуации, обеспечивает преодоление опасности путем включения ориентировочного рефлекса, торможения всех побочных текущих деятельностей, напряжения необходимых для борьбы мышц, учащения сердцебиения идыхания, изменения состава крови, повышения ее свертываемости на случай ранений, мобилизации резервов внутренних органов.
По механизму происхождения эмоции связаны с инстинктами. В состоянии гнева у человека появляются реакции его отдаленных предков –движение скул, оскал зубов, ритмические сокращения мышцлица всего тела,сужение век, сжимание кулаков, готовых для удара, прилив крови к лицу, принятие угрожающих поз.
Незначительное сглаживание эмоций у социализированного человека происходит за счет возрастания роли волевой регуляции. В критических же ситуациях эмоции неизменно вступают в свои права и нередко берут управление «в свои руки», осуществляя власть над разумным поведением человека.
Эмоциональные проявления связаны с деятельностью человека. Психическое отражение есть сигнальное отражение, чувствительность к тому, что так или иначе ориентирует организм в окружающей среде. Это отражение заинтересованное,пристрастное, потребностное направленное, деятельностно-ориентированное.
Каждый психический образ дает информацию о возможности взаимодействия с объектом отражения. Из множества вариантов поведения человека выбирает тот, к которому у него «лежит душа». Все живое изначально расположено к тому, что соответствует его потребностям, и к тому, посредством чего эти потребности могут быть удовлетворены. Человек действует только тогда, когда действия имеют смысл. Эмоции и являются врожденно сформированными, спонтанными сигнализаторами этих смыслов. Еникеев М. И. говорил о том, что «… познавательные процессы формируют психический образ, эмоциональные процессы направляют избирательность поведения» [11, 176].