Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

ОСОБЕННОСТИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ В РОССИИ

NLatipova 490 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 63 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.01.2018
Инфраструктурные предприятия являются сложно организованными экономическими институтами, деятельность которых должна органически сочетаться в достижении собственных целей и интересов народнохозяйст-венного комплекса и общества в целом. В настоящее время рано говорить о решении проблем, позволяющих организовать «здоровую» модель конкурентных рынков энергии. Не решен ряд важнейших проблем связанных со сбалансированностью развития экономики в целом. Введенные системы управления рынков сопровождаются незаконченной противоречивой нормативно-правовой базой, сокращением инвестиций, отсутствием соответствующей политики в области регулирования, что в совокупности может оказать отрицательное воздействие на надежность работы предприятия или отрасли в целом. Экономическая деятельность инфраструктурных предприятий существенно отличается от характера деятельности обычных коммерческих предприятий и не может оцениваться только по прибыльности производства. Институциональный анализ целей и функций инфраструктурных предприятий показывает системную взаимосвязь микроэкономических и макроэкономических целей-функций.
Введение

Актуальность темы исследования определяется тем, что рыночное реформирование электроэнергетики, происходившее без должного учета ее специфики как естественной монополии, привело к возникновению в этой важнейшей для всей экономики страны отрасли сложных и острых научно-технических, финансово-экономических, организационных и политических проблем. Распад СССР, приватизация и акционирование, разрыв горизонтальных и вертикальных связей между структурными звеньями единой энергосистемы снизили ее эффективность и надежность. Сегодня на Россию надвигается энергетический кризис, который делает угрозу экономической и национальной безопасности страны вполне реальной. В связи с тем, что в течение всего пореформенного периода электроэнергетика не развивалась, а лишь выживала, минимизируя инвестиции. Ее производственные мощности, которые вводились в 60-70-х годах, физически и морально устарели. И для их обновления требуются огромные средства. Собственных же ресурсов отрасли и выделяемых средств государственного бюджета для этого недостаточно. Дефицит инвестиций ставит проблему технологической и организационно-экономической модернизации электроэнергетики в разряд трудноразрешимых. Сложная ситуация в электроэнергетике объясняется не только дефицитом инвестиций, но и резким ослаблением государственного регулирования естественных энергомонополий . Мировой опыт показывает, что либерализация, акционирование и приватизация ни в коей мере не означают ухода государства из экономики. Происходит лишь изменение методов управления и форм его участия в хозяйственной деятельности. Особенно это касается инфраструктурных отраслей общественного пользования, являющихся в силу своей специфики естественными монополиями. Естественная монополия существует, когда эффект масштаба, концен-трации производства настолько велик, что ее разделение неизбежно приводит к утрате преимуществ в виде низких издержек производства. Другая важная особенность естественной монополии состоит в том, что, будучи чистым монополистом, она обладает сильной рыночной властью, которая позволяет ей максимизировать прибыль путем повышения цен и сокращения объема продаж, ущемляя тем самым интересы потребителей и государства. В силу этих принципиальных особенностей естественных монополий к их регулированию не может и не должно быть чисто рыночного подхода. Нарастание кризисных явлений в электроэнергетической отрасли требует совершенствования методов государственного регулирования естественных энергомонополий и со-вершенствования механизма функционирования энергорынка. Тем не менее, эти вопросы еще не стали предметом глубокого осмысления и изучения. Недостаточно внимания им уделяется и в ходе практической реализации рыночных реформ в электроэнергетике. В литературе и в официальных материалах затрагиваются только отдельные аспекты, связанные с реструктуризацией естественных монополий, в том числе электроэнергетики. Целью данной работы является выявление особенностей монополизма и институтов антимонопольного регулирования рынка электроэнергии в современной экономике России. В соответствии с этой целью поставлены следующие задачи, опреде-ляющие логику и внутреннюю структуру исследования: - раскрыть понятие конкуренции и антимонопольного регулирования электроэнергии в соответствии с законодательством об антимонопольном регулировании Российской Федерации; - охарактеризовать контрольно-надзорные функции Федеральной ан-тимонопольной службы; - выявить цели антимонопольного регулирования электроэнергетики в России; - охарактеризовать способы антимонопольного регулирования электроэнергетики в России; - выявить перспективы развития антимонопольного регулирования электроэнергетики в России. Объектом исследования служат общественные отношения, склады-вающиеся в сфере российской электроэнергетике и механизм согласования мер государственного и рыночного регулирования энергомонополий. Предметом исследования являются социально-экономические отношения в процессе совершенствования рыночного механизма и государственного регулирования естественной монополии в сфере электроэнергетики. Теоретической основой данной работы служат концепции и теории регулирования естественных монополий, а также фундаментальные исследования в области теории и практики организации электроэнергетической отрасли в условиях приватизации, акционирования и либерализации. Методологической основой служат принципы ситуационного и сис-темного анализа российской практики рыночного реформирования электроэнергетики.
Содержание

ВВЕДЕ-НИЕ………………………………………………………………………..5 1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ АНТИМОНПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРА-ЦИИ……………………………...……...8 1.1 Понятие конкуренции и антимонопольного регулирова-ния………………8 1.2 Законодательство об антимонопольном регулировании Российской Феде-рации……………………………………………………………...…………...17 1.3 Контрольно-надзорные функции Федеральной антимонопольной служ-бы…………………………………………………………………….………..26 2 ОСОБЕННОСТИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭЛЕК-ТРОЭНЕРГЕТИКИ В РОС-СИИ………………………………………………...31 2.1 Цели антимонопольного регулирования электроэнергетики в России…..31 2.2 Методы антимонопольного регулирования электроэнергетики в Рос-сии…………………………………………………………………...…………....35 2.3 Проблемы практики правоприменения законодательства и антимоно-польного регулирования электроэнергетики в Российской Федера-ции…………………………………………………………………………….…..40 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….52 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….58
Список литературы

1 Нормативно–правовые акты 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6–ФКЗ, от 30.12.2008 № 7–ФКЗ, от 05.02.2014 № 2–ФКЗ, от 21.07.2014 № 11–ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. №31. Ст. 4398. 2. Водный Кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 74 –ФЗ (ред. от 31.12.2014) // Собрание законодательства РФ. 2006. № 2381. 3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51–ФЗ (ред. от 23.05.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2015) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301. 4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14–ФЗ (ред. от 06.04.2015, с изм. от 07.04.2015) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410. 5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 № 146–ФЗ (ред. от 05.05.2014) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 49. Ст. 4552. 6. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 1. Ст. 14. 7. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136–ФЗ (ред. от 08.03.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2015) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 44. Ст. 4147. 8. Кодекс Российской Федерации об административных правона-рушениях от 03.04.2014 № 195-ФЗ (ред. от 02.12.2013) // Российская газета. 9. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200–ФЗ (ред. от 21.07.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2015) // Собрание законодательства РФ. 2006. № 50. Ст. 5278. 10. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 28.12.2013) //Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3824. 11. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // Собрание законодательства РФ. 2000. № 32. Ст. 3340. 12. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) (ред. от 16.04.2010) // Собрание Законодательства Российской Федерации. 2010. № 50. Ст. 6615. 13. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 03.02.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954. 14. О защите конкуренции: Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 05.10. 2015) // Собрание законодательства РФ. 2006 № 31. Ст. 3434. 15. Об электроэнергетике Федеральный закон от 26.03.2003 №35-Ф3 (ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства РФ. 2003. № 13. Ст. 1177. 16.О внесении изменения и дополнения в статью 18 Закона РСФСР О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках: Федеральный закон от 2.01.2000 года №3-ФЗ //Российская газета. № 197. 04.09.1992. 17. О судебной системе Российской Федерации: Федеральный консти-туционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 1. Ст. 1. 18. Классификатор отраслей народного хозяйства: Постановление Госстандарта №22/2000 от 15.02.2000. // Собрание законодательства РФ. 2000. № 13. Ст. 1878. 19. О принятии и введении в действие ОКВЭД: Постановление Гос-стандарта России №454 от 06.11.2001. // Собрание законодательства РФ. 2001. № 17. Ст. 1558. 20. О случаях допустимости соглашений между страховщиками, рабо-тающими на одном и том же товарном рынке, об осуществлении совместной страховой или перестраховочной деятельности: Постановление Правительства РФ № 504 от 5. 07. 2010. // Собрание законодательства РФ. 2010. № 28. Ст. 3710. 21. Об утверждении Положения о предварительном согласовании особенностей формирования стартовой цены на продукцию при ее продаже на товарной бирже: Постановление Правительства РФ № 208 от 1. 04. 2010. // Собрание законодательства РФ. 2010. № 14. Ст. 1672. 22. О соглашениях между исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и хозяйствующими субъектами о снижении и поддержании цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости: Постановление Правительства РФ № 769 от 25. 11.2007. // Собрание законодательства РФ. 2007. № 15. Ст. 2578. 23. Об утверждении Условий признания доминирующим положения кредитной организации и Правил установления доминирующего положения кредитной организации: Постановление Правительства РФ № 409 от 26. 06. 2007. // Собрание законодательства РФ. 2007. № 27. Ст. 3296. 24. Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке: Приказ ФАС России № 220 от 28 04 2010. // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 34. 23.08.2010. 25. Об утверждении административного регламента Федеральной ан-тимонопольной службы по исполнению государственной функции по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства: Приказ ФАС России № 89 от 24 02 2010. // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти № 19. 10.05.2010 (утратил силу). 26. Об утверждении формы представления антимонопольному органу сведений при обращении с ходатайствами и уведомлениями, предусмотренными ст. 27-31 Федерального закона О защите конкуренции: Приказ ФАС России № 129 от 17 04 2008. // Российская газета.2008.№ 101. 27. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года, (утвер-ждена Распоряжением Правительства РФ от 28.08.2003г. № 1234-р). // Собрание законодательства РФ. 2003. № 36. Ст. 3531. (утратил силу). 2 Судебная практика 28. О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства: Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июня 2008 года № 30 //Вестник ВАС РФ.2008 № 8. 29. Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ: Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 16 марта 2010 года № 51 // Вестник ВАС РФ. 2010. №5. 30. Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ: Постановление президиума Высшего Арбитражного Суда от 18 мая 2011 года №16008/10 // Вестник ВАС РФ. 2011. №8. 3 Научная и учебная литература 31. АвясовМ.Р. К вопросу о доработке законопроектов о реформировании электроэнергетики // Экономика и финансы электроэнергетики. 2008. №1. С. 165-171. 32. Адашев С. Модернизация антимонопольной политики в России // Экономист. 2005. №5. С. 116. 33. Андреева Л.В. Альтернативная энергетика // Промышленная энергетика. 2008. №8. 56 с. 34. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия // Пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2007. 416 с. 35. Баев С. Особенности реорганизации акционерных обществ в про-цессе реформирования электроэнергетики // ЭнергоРынок. 2004. № 3. С. 48-51. 36. Байтов А., Терехин Д. Основы формирования стратегических целей региональных сетевых компаний // ЭнергоРынок. 2004. №3. С.52-57. 37. Балацкий Е. Недостатки антимонопольного регулирования // Экономист. 2003. №5. С. 48-55. 38. Баринов В.А. Особенности управления электроэнергетикой стран мира в рыночных условиях // Энергетик. 2010. №6. 58с. 39. Беляев Л.C., Подковальников С.В. Рынок в электроэнергетике: Проблемы развития генерирующих мощностей. Монография. Новосибирск: Наука, 2004. 220 с. 40. Васьковская Т.А. Показатели разницы узловых цен на оптовом рынке электроэнергии // Электричество. 2007. №2. С. 23-26. 41. Волик В., Знаменский А. Реформа энергетики: проблемы управления // ЭнергоРынок. 2004. №4. С. 12-16. 42. Горемыкин В.А. Экономическая стратегия предприятия. М.: Альфа-Пресс, 2007. 544 с. 43. Груздев А.И. Основные тенденции и направления развития авто-номной электроэнергетики // Электричество. 2008. №6. С. 2-11. 44. Дементьев А. Сопряженность реформ естественных монополий. М.: Институт открытой экономики, 2004. 15с. 45. Зуев Э.Н. Электроэнергетика как подсистема топливно-энергетического комплекса.-М.: Издательство МЭИ, 2010. 52 с. 46. Игнатьев A.M. Рынок и стратегия развития предприятия. СПб.: СПбУЭиФ, 2006. 166с. 47. Игнатьев A.M., Крутик А.Б. Предприятие в условиях рынка: стратегия развития, новые формы хозяйствования. СПб.: СпбУЭиФ, 2007. 186с. 48. Каутский, К. Национальное государство, империалистическое государство, союз государств / К. Каутский М.: Прогресс, 2001. 311с. 49. Колибаба В.И. Совершенствование системы показателей финансовой устойчивости международных электроэнергетических компаний. // Экономика и финансы электроэнергетики. 2011. №2. С. 145-154. 50. Концепция Стратегии ОАО РАО ЕЭС России на 2003-2008гг. 5+5 // Экономика и финансы электроэнергетики. 2012. № 7. с. 11-59. 51. Кудряшова Е.Н. Институциональные соглашения в условиях естественной монополии. М.; ИНФРА-М, 2014. 112 с. 52. Кумаритова A.M. Повышение энергоэффективности промышленного предприятия // Экономика и финансы электроэнергетики. 2012. с. 165-172. 53. Курбатов B.JI. Стратегическое управление инновационным развитием корпоративной системы энергоснабжения. М.: Машиностроение 1, 2015. 200 с. 54. Ленин В.И. Империализм, как высшая стадия капитализма. Полное собрание сочинений. Издание пятое. Том 27. М., 1962. С. 317. 55. Любимова Н.Г. Государственное регулирование электроэнергетики в условиях реформирования: Монография. М.: ИУЭ ГУ У, ВИПКэнерго, ИПКгосслужбы, 2014. 228с.
Отрывок из работы

1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1.1 Понятие конкуренции и антимонопольного регулирования Антимонопольная политика, безусловно, очень важна для экономики государства. Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом . Еще в прошлом веке во многих странах монополизм был квалифицирован как экономическое преступление против общества. Соответственно были приняты, принимаются и регулируются специальные законы, направленные на предотвращение или ослабление отрицательных последствий монополизации рынков. Пытаясь компенсировать несовершенства рынка, государство, прибегая к различным способам и методам, выбирает наиболее адекватные той или иной задаче. Важнейшая из этих задач – устранение последствий, порождаемых несовершенствами рынка. Система государственного регулирования экономики, сформировавшаяся во всех индустриально развитых странах, в качестве обязательного элемента предусматривает создание благоприятных условий для развития конкурирующей среды на рынке товаров и услуг . Антимонопольное регулирование - важнейшая составная часть экономической политики государства во всех странах с развитой рыночной экономикой. Антимонопольное регулирование - это целенаправленная государственная деятельность, осуществляемая на основании и в пределах, допускаемых действующим законодательством, по установлению и реализации правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений. Антимонопольное регулирование в сочетании с поддержкой отечест-венного предпринимательства и организацией защиты прав потребителей служат одним из существенных условий успешного социально-экономического развития. Регулирующее воздействие государства на конкурентные процессы в сфере внешнеэкономической деятельности, выступающее при этом в качестве элемента ее конкурентной среды, производится в трех направлениях: - предотвращение монополизации экономики; - противодействие недобросовестной конкуренции; - создание и/или участие в создании источников конкурентных пре-имуществ предприятий — субъектов внешнеэкономической деятельности. Антимонопольное регулирование – это комплекс экономических, ад-министративных и экономических мер, осуществляемых государством для обеспечения условий формирования конкурентной среды и защиты конку-ренции, поскольку именно ее наличие и состояние определяют эффектив-ность функционирования рыночного механизма как регулятора экономики . Важнейшими формами антимонопольного регулирования в современных условиях являются нормативное и организационное воздействие. Нормативное регулирование - это установление в нормативно-правовых актах правил ведения хозяйственной деятельности, а также контроль за ее осуществлением. Организационное регулирование состоит в создании государством и наделении соответствующим объемом полномочий различных организационных структур, прежде всего антимонопольных органов, способных оказывать реальное и положительное воздействие на экономические отношения и обеспе-чивающих их эффективность. Механизмы, обеспечивающие междуна-родное антимонопольное регулирование, действуют на трех уровнях: национальном, региональном и собственно международном (мировом). Анализ особенностей их действия позволил прийти к выводу о том, что наиболее отработанными и эффективными являются механизмы регионального уровня, и прежде всего относящиеся к деятельности Европейского Союза. Механизмы собственно международного уровня находятся в процессе формирования, который сопровождается большим числом проблем. Одна из наиболее значимых — организационная. Наиболее успешным ее решение будет в рамках Всемирной торговой организации (ВТО), которая в силу своей роли и места в мировой торговле может превратиться в эффективно функционирующий центр противодействия не только монополизации мировых рынков, но и недобросовестной конкуренции.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Бухгалтерский учет и аудит, 85 страниц
520 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 88 страниц
550 руб.
Дипломная работа, Финансы, 80 страниц
590 руб.
Курсовая работа, Ценообразование и оценка бизнеса, 35 страниц
210 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 80 страниц
590 руб.
Курсовая работа, Бухгалтерский учет и аудит, 43 страницы
210 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg