Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование гражданских и патриотических качеств у младших школьников посредством внеурочной деятельности

NLatipova 240 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 41 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.01.2018
На основе анализа психологии и педагогической литературы, мы пришли к выводу, что гражданское воспитание - отдельное чувство принадлежности сообществу граждан государства. Структура гражданской идентичности включает следующие компоненты: познавательный (знание принадлежности этому социальному сообществу), ценный и семантический (положительное, отрицательное или двойственное отношение), эмоциональный (принятие или отклонение), деятельность (принимающий реализацию гражданского понимания в коммуникации и деятельности, и также гражданской деятельности, участии в общественной деятельности, имеющей общественную важность). Главные цели гражданского образования: духовное и моральное ценное и семантическое воспитание, историческое, политическое и юридическое, патриотическое, трудовое и экологическое воспитание.
Введение

Актуальность исследования. Вопрос формирования гражданской личности младших учеников школы признается в одном из проблемных направлений современной действительности. Формирование гражданской идентичности нельзя рассмотреть без связи с национальной педагогикой в настоящее время. Это реализуют песни, стихи, пословицы, высказывания, в традиции русских. Все они дают из поколения в поколение главные моральные ценности: взаимную помощь, усердие, патриотизм, храбрость, преданность, доброту. Это направление способствует формированию и развитию ребенка. Вызывает положительные эмоции в детях, усиливает легкое, веселое восприятие мира. Помогает развивать любовь в Родину, людям. И теоретики – учителя, и эксперты неоднократно подчеркивали высокие педагогические качества, адресованные детям, формируя гражданскую идентичность: глубокое проникновение в менталитет ребенка, тонкий учет особенностей детского восприятия. Уместность вызвана потребностью формирования гражданской идентичности - как национальная педагогика, поскольку национальная педагогика возникла как практика как образовательное искусство, она более древняя, чем педагогическая наука. Уместность этого предмета подтверждена пристальным вниманием к формированию этого направления: этнографии, психологии, этнопедагогики, этнографии, истории и самое важное педагогикой. Много внимания в действиях, образовательные и культурные программы посвящают гражданскому воспитанию. Большая работа по исследованию явления гражданственности была сделана в антропологической школе (Ф. Ариес, Р. Бенедикт, R. Босс, А. Кардинер, К. Леви-Стросс) и историческая (Ф. Бродель, А. Тойнби, О. Шпенглер), социально-антропологические и этнометодологические школы (Г. Гарфинкель, Кс. Сакс). Особое внимание теории гражданственности было обращено в пределах иностранной и внутренней социальной феноменологии (Э. Гассерл, А. Щютс, М. Шелер, Н. Лумен, П. Бергер). Еще одна группа источников на проблеме гражданственности представлена современными работами над социальной философией и методологией общественных наук, это - в первую очередь, работы Кс. Абелс, Д. Беккер, П. Бурдье, Р. Бхэскэр, О. В. Артемьева, О. Г. Дробницкий, доктор медицины Мартынова, А.Б. Прокофьева, А.Б. Разина, А.П. Скрипник, и другие. Проблемы формирования гражданского сознания, гражданских качеств индивидуальности в различных аспектах рассматривают в работах как Э.В. Бондэревску, Х.А. Борытко, О. Ай. Донетскоя, А.А. Козлова, И.В. Суколенова, и т.д. На основе вышеупомянутого мы сформулировали цель, задачи, объект, предмет и методы исследования. Цель исследования – изучение особенностей формировании гражданской личности детей младшего школьного возраста. Задачи: • На основе анализа психологической и педагогической литературы, определить теоретическое значение понятия "гражданская идентичность". • Проанализировать психологические свойства детей младшего школьного возраста в контексте развития гражданских качеств индивидуальности. • Рассматривать формирование гражданских и патриотических качеств детей младшего школьного возраста как основания гражданской идентичности. • Показать общие рекомендации о формировании гражданской личности детей младшего школьного возраста. Для решения проблем нашего исследования мы использовали следующие методы: - изучение литературы; - анализ; - систематизация; - обобщение. Объект исследования: ознакомление с формированием гражданской личности детей младшего школьного возраста. Предмет исследования: гражданская идентичность в формировании личности детей младшего школьного возраста. Научная новизна исследования состоит в том, что: - Содержание многих фундаментальных понятий - "патриотизм", "гражданское сознание" определено. - Дана развитая особенность гражданской идентичности, главные качества гражданина размечены; - Описаны общие рекомендации об увеличении эффективности гражданской идентичности. Теоретическая важность исследования состоит в том, что в нем теоретические идеи моральных ценностей относительно основания формирования гражданской личности младших учеников школы, сущности и содержания этого процесса доказаны, обобщены и расширены. На основе доступных условий и анализа научного существенного литературного определения гражданской идентичности, сформулирована определенная педагогическая стабильность обеспечения процесса развития социополитических отношений младшего школьного возраста. Практическое значение исследования состоит, что его результаты дают шанс использовать положительные педагогические тенденции в развитии структурных элементов педагогических действий для формирования гражданской идентичности; показанные рекомендации об улучшении образования младших учеников школы будут способствовать распределению личных сосредоточенных подходов к образованию учеников начальной школы. Методологические и теоретические основания исследования были сделаны: понятие социального развития (Г. В. Ф. Гегель, К. Маркс, Ф. Энгельс); педагогическая теория системы и личный и деятельность приближается к процессу обучения и образования; общие научные инструкции на межусловности и целостности понятия патриотизма и гражданского сознания, на роли общества и государства в формировании гражданской личности младших учеников школы; документы, литературные работы, теоретические материалы, исследования диссертации, материалы резюме на различных аспектах продуманной проблемы, и также теоретически обобщенный собственный опыт исследований использовались. Работа состоит из: введения, двух главы, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2 Глава I. Теоретические основы формирования гражданственности…………..6 1.1. Понятие гражданственности в ФГОС НОО……………………………...6 1.2.Методы формирования личности в школе…………………….…………...10 Выводы по первой главе.......................................................................................16 Глава II. Особенности работы школы по формированию гражданственности учащихся начальных классов…………………………………………………...17 2.1. Формирование гражданских и патриотических качеств младших школьников как основы гражданского воспитания …………………..………17 2.2. Общие рекомендации по формированию гражданской идентичности младших школьников во внеклассной воспитательной работе………………24 Выводы по второй главе.......................................................................................39 Заключение……………………………………………………………………….33 Список использованной литературы…………………………………...………36 Приложение............................................................................................................41
Список литературы

1. Азбука для несовершеннолетних: Сборник (Сост. А.Алексеева, А. Стреляный; худ. Б. Жутовский. – Изд. перера.б. и доп. – М.: Мол гвардия, 1985. – 461 с. 2. Агапова, И.А. Патриотическое воспитание в школе/ И.А. Агапова, М.А. Давыдова. – М.: Айрис-Пресс, 2002. – 214 с. 3. Алиева, С. А. Психолого-педагогические предпосылки воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста / С. А. Алиева // Начальная школа. - 2007. - № 9. - С. 17 - 20. 4. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества// Вопросы образования. - 2008. - № 1. - С.65-86. 5. Бачевский, В. И. Система военно-патриотического воспитания несовершеннолетних граждан: Учебно-методическое пособие по разделу «Основы военной службы». – М.: ООО «Редакция журнала «Военные знания», 2001. – 186 с. 6. Беспятова, Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации / Н. К.Беспятова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 192 с. 7. Болдина, К. С. Как воспитывать патриотизм у школьников? / К. С. Болдина // Воспитание школьников. – 2000. – № 3. – С. 23–25. 8. Безюлева Г.В., Шеламова Г.М. Толерантность: взгляд, поиск, решение. – М.: Вербум-М, 2003. – 168 с. 9. Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах/ О.С. Богданова, В.И. Петрова. — М.: Просвещение, 1980. — 207 с. 10. Вульфов В.З. Воспитание толерантности: сущность и средства // Внешкольник. – 2002. - №6. – С. 12-16. 11. Винникова, С. А. Воспитание гражданственности у младших школьников / С. А. Винникова // Воспитание школьников. – 2008. – № 5. – С. 14–15. 12. Гаврилычева, Г. Ф. Воспитать гражданина. Как? / Г. Ф. Гаврилычева // Начальная школа – 2006. – № 12. – С. 10 – 16. 13. Данилюк, А. Я. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М.: Просвещение, 2009. – 23 с. - (Стандарты второго поколения). 14. Зеленский, К. Духовно - нравственное воспитание в школе: возможности и ограничения / К. Зеленский // Народное образование. - 2008. - № 1. - С. 213 - 219. 15. Заостровных М.В. Воспитание гражданственности у детей младшего школьного возраста (из опыта работы классного руководителя). // Интернет-журнал "Эйдос». - 2012. - №1. 16. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / под ред. А.Я. Данилюка, А.М. Кондакова, В.А.Тишкова. – М.: Просвещение, 2010. 17. Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т. А.Касимова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 64 с. 18. Каршинова, Л. В. Духовное и нравственное развитие и воспитание личности в образовательном пространстве / Л. В. Каршинова // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - № 6. – 52 с. 19. Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – 224 с. 20. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб.для студ. пед.вузов / Под ред. В.А. Сластенина. – 5-е изд., доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 200 с. 21. Основы военно-патриотического воспитания: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2115 “Преподаватель нач. воен. Обучения и физ. воспитания” /Л.А. Бублик, Ю.С. Васютин, А.Н. Вырщиков и др., под ред. Г.В. Средина. – М.: Просвещение, 1988. – 192 с. 22. Макаренко А.С. Воспитание гражданина [сборник] – М.: Просвещение, 1988. – 301 с. 23. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника/ И.С. Марьенко. — М.: Педагогика, 1985. — 368 с. 24. Максакова, В. И. Организация воспитания младших школьников: пособие для учителя / В. И. Максакова. – М.: Просвещение, 2005. – 254 с. 25. Петрова Л.А. Формирование патриотизма//Психология, социология и педагогика. – Март 2012. - № 3 26. Пирогов В.И., Гавриков А.И. Идейно-политическое воспитание мл. школьников во внеклассной работе: пос. для учителя – М.: Просвещение, 1987. – 173 с. 27. Приказ Минобрнауки России № 19707 от 04 февраля 2011 г. «О внесении изменений в ФГОС начального общего образования» 28. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2010. 29. Педагогика: ред./ Л.П. Крившенко [и д.р.], под ред. Л.П. Крившенко. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 432 с. 30. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/ Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин, Н.А. Сорокин и др.; Под ред. Ю.К. Бабанского. – 2-е изд., доп. и перераб. – М., Просвещение, 1988. – 479 с. 31. Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности личности. Под редакцией Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2003. – 112 с. Авторы-составители: Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Прокофьева Т.Ю., Кравцова О.А. 32. Рапацевич Е.С. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С. Рапацевич – Мн.: «Современное слово», 2005. – 720 с. 33. Селиванова, О. Формирование ценностных ориентаций, обучающихся /О. Селиванова // Воспитание школьников. - 2008. - № 10. – 23 с. 34. Собкин В.С. Старшеклассник в мире политики. Эмпирическое исследование - М.: ЦСО РАО, 1997. - 320 с. 35. Собкин В.С., Ваганова М.В. Политические ориентации подростков и проблема толерантности // Проблемы толерантности в подростковой субкультуре. Труды по социологии образования. Том VIII. Выпуск XIII. - М: Центр социологии образования РАО, 2003 - С.9–38. 36. Солодкова А.Ф. Воспитание коллективизма у младших школьников: Кн. для учителя. – Мн.: Нар. асвета, 1990. – 127 с. 37. Социология: Основы общей теории: Учебное пособие / Под общ. ред. А.Ю. Мягкова. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2003. – 256 с. 38. Степаненко Н.К. Педагогика: Учеб. пособие. – Мн.: изд. Сакун В.М., 1998. – 448 с. 39. Толкачева Т.М. Гражданское воспитание младших школьников в учебном процессе. Методические указания/ Т.М. Толкачева. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2003. –14 с. 40. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. 41. Чепикова Л.В. О преемственности в воспитании нравственной культуры у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Л.В. Чепикова // Воспитание школьников. – 2007. – № 8. – С. 37-38.
Отрывок из работы

Глава I. Теоретические основы формирования гражданственности 1.1. Понятие гражданственности в ФГОС НОО Гражданская идентичность — это индивидуальное чувство принадлежности к общности граждан конкретного государства, позволяющее гражданской общности действовать в качестве коллективного субъекта. В ФГОС НОО программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна предусматривать [40]: • обученный к культурным ценностям этнической или социокультурной группы, основным национальным ценностям российского общества, универсальным ценностям в контексте формирования в них в гражданской идентичности и обеспечить ознакомление с ними; • создание системы образования разрешили обучать и на практике использовать полученное знание; • формирование полной образовательной среды включая фиксированные, внеучебные и внешкольные действия и рассмотрение исторических и культурных, этнических и региональных специфических особенностей; • использование в обучении активных методов. Структура гражданской идентичности включает следующие компоненты: - познавательный (знание принадлежности этому социальному сообществу), - ценный и семантический (положительное или отрицательное отношение) - эмоциональный (принятие или отклонение), - деятельность – реализация гражданской позиции в коммуникации и деятельности; гражданская деятельность, участие в общественной деятельности, имеющей общественную важность. Главные цели воспитания гражданской личности учеников: 1. Духовное и моральное ценное и семантическое воспитание учеников – формирование приоритетных ценностей гуманности и морали, чувства собственного достоинства; общественная деятельность, ответственность, стремление следовать в поведении к нормам, нетерпимости к их нарушению. 2. Историческое образовательное знание главных событий истории Отечества и ее героического прошлого, место России во всемирной истории; знание главных событий, истории, людей России, формирования исторической памяти и гордости и участия к событиям героического прошлого, знанию главных событий истории края, республики, области, в которой живет ученик; участие в изучении истории семьи, знакомство с историей Отечества, формированием гордости за свою семью, город (деревню). 3. Политическое и правовое воспитание – направлено к формированию понятия у учеников государственной политической системы России; государственной символики, основные права и обязанности гражданина; права и обязанности ученика; политические события в стране и в мире; юридическая компетентность. 4. Патриотическое воспитание – направлено к формированию чувства любви к стране и гордости принадлежности к ней, уважению национальных символов и святынь, знания национальных праздников и участия в них, готовности к участию в общественных действиях. Основной механизм гражданского воспитания - патриотизм как чувство обязательства гражданского сообщества, признания его значительной ценности. 5. Трудовое воспитание формирования картины мира культуры как поколения трудовой подчиненной и преобразующей деятельности человека; знакомство с миром профессий, их социальной значимости и содержания; формирование добросовестного и ответственного отношения к работе, уважение работы людей и осторожного отношения к объектам духовной культуры, созданной работой человека. 6. Экологическое образование. Связь проблемы экологического образования учеников с формированием гражданской идентичности индивидуальности определена, во-первых, тем, что природа - эмоциональное и чувственное основание формирования изображения Отечества и любви ему. Во-вторых, взаимодействие ребенка с природой действует как независимая деятельность, в которой он выражает в активной форме личное отношение относительно страны и ее собственности. Проблемы экологического образования могут быть определены как формирование высокой ценности жизни, потребности учеников держать и улучшить окружающую окружающую среду, обучение в экологически соответствующем поведении.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg