Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

NLatipova 690 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 98 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.01.2018
В теоретической части исследования рассмотрено формирование толерантности младших школьников в аспекте федерального государственного образовательного стандарта. Раскрыто сущностное содержание понятия «педагогические условия» как одного из компонентов педагогической системы, отражающих совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, воздействующих на личностный аспекты данной системы и обеспечивающих её эффективное функционирование и развитие. Установлены классификационные группы педагогических условий, встречающиеся в теории и практике педагогики: организационно-педагогические, психолого-педагогические, дидактические условия. Выявлено определение понятия «формирование» как процесса целенаправленного и организованного овладения социальными субъектами целостными, устойчивыми чертами и качествами, необходимыми им для успешной жизнедеятельности и развитие как процесс начальных изменений человека.
Введение

Важнейшим условием, обеспечивающим своеобразие взаимосвязей в педагогическом процессе, является характер отношений, который складывается между всеми его участниками: педагогами, детьми, администрацией, родителями. Эти отношения многообразны, каждое из них имеет мотивационно - ценностный, когнитивный и эмоциональный компоненты. Среди всего многообразия отношений особое место занимает терпимое отношение. Не случайно терпение, терпимость в народной педагогике возводят в ранг одних из ведущих качеств личности: «Терпение и труд всё перетрут», «Умный смиряется, глупый надувается», «Терпя, в люди выходят», «Нетерпение сродни опрометчивости» и др. Поэтому, важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения. В процессе взаимодействия с окружающими, на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Важно, чтобы из стен школы вышли воспитанники не только с определённым багажом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие толерантностью как основой своей жизненной позиции. Актуальностью воспитания толерантности обусловлена теми процессами, которые тревожат мировую общественность, так и российское общество. Прежде всего, это рост различного вида экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов и конфликтных ситуаций. Эти социальные явления особо затрагивают молодёжь, которой в силу возрастных особенностей свойственен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем. Школа как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Эти возможности могут быть реализованы как в процессе учебной, так и во внеучебной деятельности. Именно в школьном сообществе у ребёнка могут быть сформированны гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению. Требования федерального государственного образовательного стандарта направлены на формирование у младших школьников уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, природе и жизни страны, осознание ценности элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей. Проблема исследования: каковы эффективные условия формирования толерантности у младших школьников? Объект исследования: формирование толерантности у младших школьников. Предмет исследования: процесс формирования толерантности младших школьников. Цель исследования: выявить и экспериментально доказать эффективность условий формирования толерантности у младших школьников. Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что формирование толерантности у младших школьников будет эффективно при следующих условиях: 1) будут учитываться психологические особенности младших школьников; 2) будет разработана и внедрена в работу общеобразовательной школы программа, в основу которой войдут активные формы организации и проведения учебно-воспитательного процесса: коллективные творческие дела, организация мастер-классов, праздников, тренинги. Задачи исследования: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования. 2. Раскрыть сущность и содержание толерантности и толерантного поведения. 3. Выявить показатели и уровни сформированности у младших школьников толерантности. 4. Проверить и обосновать психолого - педагогические условия, способствующие формированию толерантности у младших подростков. 5. Разработать программу по формированию толерантности у младших подростков и реализовать ее на базе общеобразовательной школы. Теоретической основой исследования являются идеи психологов, педагогов, социологов в области изучения толерантности: Авидоном С.В., Безюлевой Г.В., Гриншпуном И.Б, Кукушкиным В.С., Левченко Е.Г., Г.П. Рожковым М.И. и др.; по педагогике и психологии в образовательном процессе Ситаровым В.А., Левченко Е.Г., Коджаспировой Г.М., Губиной Т.Н., Арнольдовым А.С. Методологической основой исследования является системный и деятельностный подходы в обучении. Методы исследования: 1) теоретические – анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; 2) эмпирические – тестирование, анкетирование, беседа, методы математической обработки результатов исследования. Практическая значимость работы состоит в том, что разработанная программа по формированию толерантности у младших школьников может быть использована педагогами-психологами, социальными педагогами в условиях общеобразовательных учреждений. Опытно-экспериментальная база исследования: МОУ Шилекшинская основная общеобразовательная школа Кинешемского района села Шилекша, учащиеся экспериментального 1 «А» класса (в количестве 25 человек) и контрольного 1 «Б» класса (в количестве 25 человек). Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7 1.1. Понятие и виды толерантности 7 1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста 16 1.3. Формирование толерантности у младших школьников 23 Рисунок 1. Методы воспитания толерантности 43 Выводы по первой главе 47 ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ 48 2.1. Констатирующий эксперимент по изучению уровня сформированности толерантности у младших подростков 48 2.2. Программа формирования толерантности у детей младшего школьного возраста 57 2.3 Анализ и интерпретация полученных результатов исследован 61 Выводы по второй главе 66 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67 Список использованных источников 70 ПРИЛОЖЕНИЕ А 75 ПРИЛОЖЕНИЕ Б 85 ПРИЛОЖЕНИЕ В 88
Список литературы

1 Авидон С.В. Воспитание толерантности у младших школьников в ОУ / С.В. Авидон. – Екатеринбург, 2012. 2 Арнольдов А.С. Живой мир социальной педагогики / А.С. Арнольдов. – М., 2012. 3 Асмолов А.Г. Декларация принципов толерантности // Век толерантности / А.Г.Асмолов. – М., 2011. 4 Асмолов А.Г. Толерантность как культура XXI века / А.Г. Асмолов. – М., 2010. 5 Бардиер Г.Л. Социальная психология толерантности / Г.Л. Бардиер. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2012. 6 Батрак А.Я. Психологическое сопровождение экспериментального исследования // Формирование навыков толерантного поведения младших школьников / А.Я Батрак. – М.: ДРОФА, 2010. 7 Безруких М.М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): учебное пособие для студентов высших учебных заведений / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, А.Д. Фабер. – М. Издательский центр «Академия», 2002. – 416 с. 8 Безюлева Г.В. Толерантность: взгляд, поиск, решение / Г.В. Безюлева. – М.: Вербум-М, 2013. 9 Бобинова С.В. Приемы воспитания толерантности / С.В. Бобинова. – М., 2014. 10 Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир. Методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс / А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан. – М.: Просвещение, 2010. 11 Век толерантности // Научно-публицистический вестник. – М.: МГУ, 2005. 12 Веровой Н.А. Толерантность: [Электронный ресурс] URL: http://www.tolerance.ru/. 13 Гасанов Н.Н. О культуре межнационального общения / Социально-политический журнал // Особенности формирования культуры межнационального общения в многонациональном регионе / Н.Н. Гасанов. – М., 2009. 14 Горячев М.Д. Социальная педагогика: Хрестоматия / М.Д. Горячев. – Самара, 1996. 15 Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения: учеб. для студ. высш. учебн. Заведений / О.С. Гребенюк. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2013. 16 Гриншпун И.Б. Понятие и содержательные характеристики // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): сб. науч.-метод, ст. / Моск. психол.-социал. ин-т; под ред. С.К. Бондыревой. – М.; Воронеж, 2012. 17 Губина Т.Н. Педагогические условия и конструкторские компетенции учителя в процессе разработки мультимедиа урока / Т.Н. Губина. – М., 2012. 18 Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М.: Педагогика, 2006. - 240 с. 19 Данилюк А.Я, Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного воспитания гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М., 2009. 20 Декларация принципов терпимости: [утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО 16 ноября 1995 года] // Культура мира: Документы. Библиография. М., 1999. 21 Кикоин Е.И. Младший школьник: возможности изучения и развития внимания/ Е.И. Кикоин. - М.: Педагогика, 1993. - 284 с. 22 Кириллова И.Г. Гражданское воспитание у младших школьников в условиях стандартов нового поколения / И.Г. Кириллова. – М., 2013. 23 Коджаспирова Г.М. Педагогика: Практикум и методические материалы / Г.М. Коджаспирова. – М., 2013. 24 Колобов О.А. Социальная педагогика как профессия / О.А. Колобов. – Нижний Новгород, 2006. 25 Кукушкин В.С. Воспитание толерантной личности в поликультурном социуме / В.С. Кукушкин. – Ростов-на-Дону, 2002. 26 Левченко Е.Г. Психологические условия развития толерантного поведения учителя / Е.Г. Левченко. – Красноярск, 2015. 27 Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику / А.В. Мудрик. – М., 2001. 28 Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. – 4-е изд. стереотип / В.С. Мухина. – М. Издательский центр «Академия», 2012. – 656 с. 29 Наумов Е.И. Понятие толерантности, виды, приемы воспитания [Электронный ресурс] URL: http://ru.wikipedia.org 30 Немов Р.С. Психодиагностика / Р.С. Немов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. 31 Немов Р. С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В трех кн. Кн. 1. Общие основы психологии. - 2 - е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2010. - 465 с. 32 Обучение толерантности. Методическое пособие / под ред. Г.Л. Бардиер. – СПб.: Норма, 2014. 33 Основы конструктивного общения. Практикум. Составители: Т.Г. Григорьева, Т.П. Усольцева. – Новосибирск; М., 1997. 34 Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии / под ред. С.А. Смирнова. – М., 2001. 35 Педагогика: большая соврем. энцикл. / сост. Е.С. Рапацевич. - Минск: Соврем. слово, 2005. 36 Плешакова А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир // Методическое пособие с поурочными разработками, 1 класс / А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкая. – М.: Просвещение, 2012.
Отрывок из работы

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 1.1. Понятие и виды толерантности Понятие «толерантность», в которое вкладываются такие смыслы, как уважение, милосердие, великодушие, терпимость, в системе нравственных ценностей занимает главенствующую позицию, являя собой качество совершенного человека [20]. Толерантность (от лат. tolerantia – терпение) социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в представлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением. В то же время толерантность не должна предоставлять другим права быть не толерантными. И.Ф. Харламов рассматривает толерантность как уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Под толерантностью не подразумевается уступка, снисхождение или потворство. Проявление толерантности также не означает терпимости к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим убеждениям, а также навязывания своих убеждений другим людям [49]. В.И. Самохвалова видит толерантность – обозначение типа отношения, которое не предполагает взаимодействия и основано на сохранении и признании идентичности обеих сторон [31]. В социологическом энциклопедическом словаре Г.В. Осипова толерантность (от лат. tolerantia – терпение) - социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям [19] И.Ф. Харламов рассматривал следующие виды толерантности [49]. Моральная толерантность станет доступна человеку только тогда, когда он войдет в зрелый возраст. В данном случае толерантность будет проявляться в качестве терпимости, а выражаться он будет в сдерживании своих эмоций и порывов, какой бы расклад в жизни не произошел. Этот вид толерантности является распространенным во всем мире и встречается на каждом шагу. Ведь мы легко относимся к тому, что мы любим абрикосы, а друг любит персики, кто-то предпочитает баскетбол, а кто-то – футбол. Именно этот принцип лежит в основе большинство семей, и молодежь именно в таких ситуация чаще всего проявляется свой бунтарский дух: она не желает проявлять терпимость и понимание тех моральных ценностей, которыми владеет старшее поколение. Если применять термин толерантность к личности, то можно выделить несколько ее видов. Естественная, или натуральная, толерантность представляет собой отношение, которое изначально закладывается в ребенка на этапе его начального развития. Так как процесс формирования его личности только запустился, он еще не в состоянии сделать отличие собственного Я от иных ощущений. Ребенок еще не способен выделять конкретное поведение, переживания, мотивации, не может различать социальный опыт и индивидуальный. Поэтому, находясь на данном этапе развития, ребенок способен воспринимать свое ближайшее окружение и своих родителей в любом виде. Уже позже он начнет хорошо понимать, что вокруг есть плохое и хорошее, то, что заложено в него уже в самом раннем детстве, а это окажет большое влияние на становление его личности. Нравственная толерантность призвана объединить в себе два этих понятия: она ассоциируется с внутренним Я, которое заключено в человеческой личности, стремится к доверию и пониманию.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 47 страниц
260 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg