Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

NLatipova 690 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 96 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.01.2018
Внимание – очень важный психический процесс, который является условием успешного осуществления любой деятельности детей как внешней, так и внутренней, а его продуктом – ее качественное выполнение. Проблемой изучения внимания в течение многих десятков лет занимались и занимаются известные зарубежные психологи и педагоги: Э. Титченер, Дж. Миль, И. Гербарт, Т. Рибо. Основными особенностями изменения внимания у детей в дошкольном и младшем школьном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживать его, используя для этого некоторые средства.
Введение

Внимание ? очень важный психологический процесс, который является условием успешного осуществления любой деятельности детей. Внимание среди познавательных процессов занимает особенное место, поскольку оно не имеет собственного содержания, а обслуживает другие психологические процессы. Внимание во многом определяет успешность их функционирования. Актуальность работы обусловлена тем, что внимание – это психологическое состояние человека, от характеристики которого зависит успешность учебной деятельности дошкольника. Основной особенностью дошкольника является то, что его произвольное внимание достаточно неустойчиво. Ребенок легко отвлекается на посторонние раздражители. Его внимание чрезмерно эмоционально, ? он еще плохо владеет своими чувствами. При этом непроизвольное внимание достаточно устойчиво, длительно и сосредоточено. Постепенно путем упражнений и волевых усилий у ребенка формируется способность управлять своим вниманием. У него формируется усидчивость, способность контролировать свое поведение. При развитии произвольного внимания формируются новые внутренние действия, начинающие управлять вниманием изнутри, удерживают его на предметах, которые могут быть не интересны для человека в данный момент, еле заметны по силе своего раздражения. Такое внимание начинает формироваться в конце дошкольного возраста, а наиболее благоприятный для этого период – младший школьный возраст. Проблемой изучения внимания в течение многих десятков лет занимались и занимаются известные зарубежные психологи и педагоги: Э. Титченер, Дж. Миль, И. Гербарт, Т. Рибо. Вышеизложенное определило на выбор темы квалификационной работы «Формирование свойств внимания у старших дошкольников». Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально выполнить формирование свойств внимания у старших дошкольников. Объект исследования: свойства внимания старших дошкольников. Предмет исследования: формирование свойств внимания у старших дошкольников. Гипотеза исследования: уровень свойств внимания у старших дошкольников изменится при реализации модели формирования свойств внимания. Задачи: 1. Проанализировать проблему свойств внимания у старших дошкольников в психолого-педагогических исследованиях. 2. Изучить особенности свойств внимания у старших дошкольников. 3. Разработать и реализовать модель формирования свойств внимания у старших дошкольников. 4. Описать этапы, методы, методики исследования. 5. Охарактеризовать выборку и проанализировать результаты исследования. 6. Разработать и реализовать программу формирования свойств внимания у старших дошкольников. 7. Проанализировать результаты опытно-экспериментального исследования формирования свойств внимания у старших дошкольников. 8. Составить рекомендации по свойствам внимания у старших дошкольников. Методы исследования: 1. Теоретические: анализ и обобщение психолого – педагогической литературы, моделирование. 2. Эмпирические: эксперимент (формирующий и констатирующий), тестирование по методике: методика «Перепутанные линии», методика «Корректурная проба», методика «Красно-черная таблица», тесту Тулуз-Пьерона, методика «Кратковременная зрительная память» 3. Математико – статистический: Т-критерий Вилкоксона. База исследования: дети 6-7 лет подготовительной группы Детский сад №453, «Дельфиненок» г. Челябинска в количестве 20 человек.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Теоретические предпосылки исследования формирования свойств внимания у старших дошкольников 6 1.1 Проблема формирования свойств внимания у старших дошкольников… 6 1.2 Особенности свойств внимания у старших дошкольников 14 1.3 Модель формирования свойств внимания у старших дошкольников…. 22 Глава 2. Исследование свойств внимания у старших дошкольников 30 2.1 Этапы, методы, методики исследования 30 2.2 Характеристика выборки и анализ результатов исследования 36 Глава 3. Опытно – экспериментальное исследование формирования свойств внимания у старших дошкольников 42 3.1 Программа формирования свойств внимания у старших дошкольников 42 3.2 Анализ результатов опытно-экспериментального исследования формирования свойств внимания у старших дошкольников 49 3.3 Рекомендации родителям и педагогам по формированию свойств внимания у старших дошкольников 53 Заключение 69 Библиографический список 72 Приложение 79
Список литературы

1. Акрушенко А.В. Психология развития и возрастная психология [Электронный ресурс]: учебное пособие. — Электрон. текстовые данные.— Саратов: Научная книга, 2012.— 127 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/6328.— ЭБС «IPRbooks», по паролю 2. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – 4-е изд., стер. – М.: Ось, 2006. –272 с. 3. Баскакова И.Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение внимания школьников. – М., 2013. – 64 с. 4. Батюта М.Б. Возрастная психология [Электронный ресурс]: учебное пособие. — Электрон. текстовые данные.— М.: Логос, 2011.— 304 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/9057.— ЭБС «IPRbooks», по паролю 5. Башаева Т.В. Готовим ребенка к школе: развиваем познавательные способности. Внимание, восприятие, память, мышление, речь, воображение. Диагностика, тесты, упражнения для детей 4-7 лет. – Ярославль: Академия развития, 2009. – 208с. 6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст]. – СПб.: Питер, серия «Мастера психологии», 2008. – 276с. 7. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка: изучение мотивации поведения детей и подростков [Текст] – М.: Академия, 2005. – 289 с. 8. Большой психологический словарь [Текст] / под редакцией Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – М.: Прайм-Еврознак, 2003. – 672 с. 9. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду: пособие для воспитателей детского сада. – М., 2014. – 98 с. 10. Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников: популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 2014 г. –120 с. 11. Вергелес Г.И. Младший школьник: помоги ему учиться: Книга для учителей и родителей. – СПб.: Изд-во Рос. Гос. пед. ун-та, 2000. –158 с. 12. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: учеб. пособие для вузов / авт.: Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др. – М.: Академия, 2007. – 476 с. 13. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия для пед. Вузов / сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2007. – 368с. 14. Волков Б.С. Возрастная психология: в 2 ч.: учеб. пособие для вузов. – М.: Владос, 2005. – 366с. 15. Габай Т.В. Педагогическая психология: учебное пособие для вузов. – М.: Академия, 2010. – 240 с. 16. Герасимова А.С. Тесты для подготовки к школе: словарный запас, грамотная речь, память, внимание. – 3-е изд., – М.: Айрис-пресс, 2010. – 160 с. 17. Гуревич П.С. Психология: учебник для бакалавров. — М.: Юрайт, 2013 — 608 с. 18. Грюнвальд Бернис Б. Консультирование семьи [Электронный ресурс]: учебное пособие.— Электрон. текстовые данные.— М.: Когито-Центр, 2008.— 415c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/3829.— ЭБС «IPRbooks», по паролю 19. Долгова В.И. Особенности взаимосвязей психологической культуры родителей дошкольников и стиля детско-родительских отношений. В сборнике: FUNCTIONS OF UPBRINGING AND EDUCATION IN CONDITIONS OF THE ACCELERATED SOCIALIZATION OF THE PERSONALITY IN THE MODERN SOCIETY Peer-reviewed materials digest (collective monograph) published following the results of the CIII International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in Psychology and Educational sciences. 2015. С. 98-100. 20. Долгова В.И., Журбенко С.С. Пантомимическая активность как детерминанта телесно-психического здоровья дошкольников//Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2012. № 4 (24). С. 60-62. 21. Долгова, В.И., Иванова, Л.В. Методические рекомендации по подготовке квалификационной работы на факультете психологии ЧГПУ / В.И. Долгова. – Челябинск: ЧГПУ, 2008. – 64 с. 22. Долгова В.И., Овчарова Р.В. Психологические детерминанты нравственного развития дошкольника//Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. № 6. С. 40-48. 23. Долгова В.И., Шумакова О.А. Инновационные технологии взаимодействия педагога-психолога с дошкольниками: монография. – Челябинск: АТОКСО, 2010. – 115 с. 24. Дубровина, И.В., Данилова, Е.Е., Прихожан, А.М. Психология .– М.: Академия, 2006.– 464с. 25. Жеребкина, В.Ф. Педагогическая психология: учебно-методическое пособие. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2012. – 252 с. 26. Князева Т.Н. Психологический курс развивающих занятий для младших школьников [Электронный ресурс]: учебное пособие. - Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2013.— 166 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/12815.— ЭБС «IPRbooks», по паролю 27. Колюцкий В.Н., Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека [Текст]. — М.: Академический проект, 2013. - 420 с. 28. Кондратьев М.Ю. Социальная психология в образовании [Электронный ресурс]: учебное пособие. — Электрон. текстовые данные.— М.: Пер Сэ, 2008.— 383 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7440.— ЭБС «IPRbooks», по паролю 29. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст]. – М.: ТЦ Сфера. – 2001. – 464 с. 30. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения [Текст]. – М.: Педагогика. – 2005– 144 с. 31. Лысенко Е.М. Возрастная психология: краткий курс лекций для вузов. – М.: Владос Пресс, 2006. – 173 с. 32. Малютина С.В. Психологическая готовность дошкольников к школьному обучению [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 63-65. 33. Мещеряков Б.Г. Психология: тематич. Словарь. – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2007. – (Психология – лучшее). – 439с. 34. Михайлюк Р. Воспитание родителей. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 213 с. 35. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития: учеб. для вузов. – 11-е изд., перераб. И доп. – М.: Академия, 2007. – 638 с. 36. Мухина В.С. Детская психология. – М.: Академия, 2005. – 272 с. 37. Немов Р.С. Психология. Книга 2. Психология образования [Электронный ресурс]: учебник. - Электрон. текстовые данные.— М.: Владос, 2007.— 606 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/14188.— ЭБС «IPRbooks», по паролю 38. Общие основы дошкольной педагогики: учебно-методическое пособие [Текст] / Л. Р. Салаватулина. – Челябинск : Цицеро, 2011 — 138 с. 39. Овчарова, Р.В. Психология родительства. – М.: Академия,2005. – 363 с. 40. Орлов Р.Б. Методы современной возрастной и педагогической психологии. – М.: юпитер, 2005. – 263 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические предпосылки исследования формирования свойств внимания у старших дошкольников 1.1 . Проблема формирования свойств внимания у старших дошкольников Внимание представляет собой психологический феномен в отношении, которого до настоящего времени среди психологов нет единого мнения. С одной стороны, в психологической литературе рассматривается вопрос о существовании внимания как самостоятельного психического явления. Некоторые авторы утверждают, что внимание не может рассматриваться как самостоятельное явление, поскольку оно в той или иной мере присутствует в любом другом психическом процессе. Другие наоборот, отстаивают самостоятельность внимания как психического процесса [12, с. 250]. Внимание – очень важный психический процесс, который является условием успешного осуществления любой деятельности детей как внешней, так и внутренней, а его продуктом – ее качественное выполнение [10, с. 250]. Проблемой изучения внимания в течение многих десятков лет занимались и занимаются известные зарубежные психологи и педагоги: Э. Титченер, Дж. Миль, И. Гербарт, Т. Рибо. Рибо Т. считал, что внимание независимо от того является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими, т.е. между эмоциями и произвольным вниманием он усматривал особенно тесную зависимость [32, с. 25]. Титченер считает, что ясность ощущения обусловливается нервным предрасположением, тогда как качество ощущения обусловливается нервной дифференциацией. Хотя определение Титченера и является на первый взгляд прямой противоположностью вундовской теории, но в них есть общие черты. Титченер подчеркивает биологический характер внимания, он как будто отрицает активность личности вместо особого принципа апперцепции, введенного Вундтом, он пишет о ясности как о простом свойстве ощущения. Но это свойство выражает преобладание ощущения в сознании, т.е. не внешнее, а внутреннее его качество, зависящее от субъекта, от «предрасположения» его нервной системы. Подчеркивание нервного момента в ясности, т.е. во внимании, является, конечно, ценным. Но объяснения этому «предположению» Титченер не дает. Он скорее описывает, чем объясняет явление. К тому же личность и ее активность как бы совсем исчезают. Поэтому описание Титченера имеет в значительной степени механический характер [53, с. 38]. Среди отечественных ученых: С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Добрынин, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Л.Н. Леонтьев, Р.С. Немов, Г.А. Урунтаева, Н.Н. Ланге, Ю.В. Гиппенрейтер и многие другие. В своих трудах отечественный психолог Н.Ф. Добрынин подчеркивает, что внимание – есть особый вид психической деятельности, выражающейся в выборе и поддержании тех или иных процессов этой деятельности [11, с. 125]. По мнению Рубинштейна С.Л., внимание – это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность. [31, с. 52]. Выготский Л.С. и Леонтьев Л.Н. указывали на существенное значение речи для внимания, т.к. при посредстве слова происходит указание предмета, на котором надо сосредоточиться. Выготский Л.С. пытался проследить историю развития внимания. Он писал, что история внимания есть история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не внутри, а вне личности ребенка [5, с. 147].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Психология, 32 страницы
210 руб.
Дипломная работа, Психология, 83 страницы
690 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg