Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

Особенности межличностных отношений младших школьников из полных и неполных семей

NLatipova 590 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 85 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.01.2018
Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка. В семье формируется отношение ребёнка к самому себе и окружающим его людям. В ней происходит первичная социализация личности, осваиваются первые социальные роли, закладываются основные ценности жизни, Родители естественным образом оказывают влияние на своих детей через механизмы подражания образцов родительского поведения. Воспитательный потенциал семьи — это ее способность реализовывать функцию воспитания, развития и социализации ребёнка.
Введение

Актуальность исследования. В последние годы в нашей стране наблюдается усиление интереса к вопросам формирования у подрастающего поколения культуры межличностного общения. Такого рода заинтересованность вызвано как научным, так и прикладным значением этой проблемы, актуальность которой обусловлена увеличением и расширением внутри коллективных и меж коллективных отношений. Вопросы становления детского коллектива, характерные особенности школьного класса и межличностных отношений в нем, влияние младшей школьной группы на формирование личности отдельных детей – все это представляет исключительный интерес. Межличностные отношения - субъективно переживаемые взаимосвязи между школьниками, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний детей в ходе совместной деятельности. Это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и прочих диспозиций, через которые дети воспринимают и оценивают друг друга. Поэтому, рассматривая ребёнка в ансамбле межличностных отношений, необходимо обратить внимание на решение вопросов, связанных с развитием ребёнка в семье и в условиях образовательного учреждения, где источником развития выступает взрослый, которому ребёнок пытается подражать, старается быть на него похожим. Межличностные отношения формируются в процессе совместной деятельности и общении в семье и в группе сверстников. Но, семья для ребёнка младшего школьного возраста - есть ближайший круг общения, в котором формируются его психика и отношения с внешним миром. Социально-психологический климат в семье оказывает решительное влияние на развитие и детей, и взрослых. По мнению специалистов (А.Б. Синельникова, А.Г. Волкова и др.), современная семья переживает трудности, и в настоящее время институт семьи находится в состоянии кризиса. В этих условиях сегодняшняя семья изменяется, значит, меняются структура, функции, отношение к семье как к институту. По оценке социологов, демографов, сегодня распадается каждый второй брак. Меняются и отношения внутри семьи, а также и статус выполняемых семейных ролей. Семейно-брачные отношения - одна из наиболее значимых сфер в функционировании общества. Семья издавна является объектом социологического изучения. В психологии накоплен большой опыт по исследованию семьи и брака. В 70-х годах 20 в. особое внимание уделялось таким проблемам, как социально-психологический аспект общения в семье и его роль в процессе формирования личности (А.Р. Лурия, Б.П. Парыгин, А.Г. Харчев), исследуются эмоциональные отношения в семье (З.И. Файнбург), их влияние на стабилизацию внутрисемейных отношений, условия устойчивости семьи (Ю.Г. Юркевич), причины напряженности в отношениях между членами семьи (К.Н. Волков, В.Б. Голофаст, В.И Селиванов, А.И. Ушатиков и др.). Предпринимаются попытки осмысления основных тенденций развития отношений внутри семьи и организация психологической помощи в работах А.А. Бодалева, Н.Н. Обозова, В.В. Столина, А.Ф. Севериной и др.Установлено, что в семьях, где ролевая позиция отцовства выражена недостаточно, дети значительно чаще переживают кризисные ситуации, сопровождающиеся нервно-психическим напряжением, выраженной тревожностью, неустойчивостью самооценки, потребностью в психологической поддержке и др. Возникает необходимость осмысления особенностей воспитания детей в неполных семьях и развития их межличностного общения с другими, что является своего рода гарантией организации нормального существования общества. Объект исследования: младшие школьники, воспитывающиеся в полных и неполных семьях. Предмет исследования: межличностные отношения младших школьников, воспитывающихся в полной и неполной семье. Цель исследования: выявление и изучение особенностей межличностных отношений школьников из полной и неполной семьи. Гипотеза исследования: Мы предположили, что межличностные отношения детей младшего возраста из неполных семей имеют свои особенности, которые проявляются в менее благоприятном социальном статусе ребёнка и взаимодействии ребёнка с родителями. Задачи исследования: 1.Изучить структуру семьи и её воспитательное значение в исследованиях отечественных и зарубежных психологов; 2.Раскрыть особенности межличностных отношений младших школьников через изучение и анализ психолого-педагогической литературы; 3.Проанализировать особенности неполной семьи и влияние отцовского воспитания на развитие личности ребёнка; 4. Подобрать и обосновать диагностические методики исследования; 5. Исследовать особенности социального статуса и взаимодействия младшего школьника со сверстниками и взрослыми; 6. Разработать программу по оптимизации межличностных отношений. Методы исследования: - теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, обобщение, сравнение, систематизация, классификация. - эмпирические: тестирование: 1.метод вербальных выборов и методика наблюдения (Смирнова Е.О.); 2.методика «Изучение сформированности образа «Я» и самооценки» (Неверович Я.З.) 3.опросник «Взаимодействие родителя с ребенком» (А.И.Захаров); Методологическую базу исследования составили: теории отечественных и зарубежных учёных, посвящённые влиянию неправильных или нарушенных родительских отношений (И. Ландгмеер, З. Матейчик; Е.Т. Соколова; А.Я. Варга, В.В. Столин, А.С. Спиваковская), исследования отцовства как социокультурного феномена (И.С. Кон, В.А. Сухомлинский, С.И.Усова), исследования характеристик неполных семей и их влияния на развитие личности ребёнка (Г. Фигдор, А.И. Захаров, Б.А. Титова) Теоретическая значимость исследования: проведен теоретический анализ сущности, содержания и понятия структуры семьи. Описаны сущностные характеристики неполной семьи и её влияния на развитие личности ребенка. Практическая значимость: разработанная программа по оптимизации межличностных отношений со взрослыми и детьми, которая может быть использована в работе практических психологов и учителей. База исследования: МБОУ СШ № 29, школьники 9-10 лет (10 мальчиков и 14 девочек)
Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3 ГЛАВА 1: Теоретический анализ межличностных отношений младших школьников из полных и неполных семей 1.1. Анализ понимания семьи в отечественной и зарубежной литературе……………….…………………………………………..…………….7 1.2. Проблемы межличностных отношений в младшем школьном возрасте……...……………………………………………………………………16 1.3. Характеристика неполной семьи и ее влияние на развитие личности ребенка……………………………………………………………………………21 Выводы по 1 главе ……………………..……….………………………………28 ГЛАВА 2: Эмпирическое исследование межличностных отношений младших школьников из полной и неполной семьи 2.1. Описание и обоснование методов и методик исследования……………30 2.2. Обработка и анализ результатов исследования……………………..…....35 2.3. Коррекционно-развивающая программа по оптимизации межличностных отношений младших школьников……………………….….45 Выводы по 2 главе……………………………………………………………….47 Заключение……………………………………………………………………….49 Список литературы………………………………………………………………52 Приложения……………………………………………………………………...
Список литературы

1.Андреева, Г.М., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально–психологические методы исследования супружеских отношений.[Текст] / Г.М. Андреева. - М.: Наука, 2007. – 345 с. 2.Архиреева, Т.В. Сравнительные особенности материнских и отцовских родительских позиций // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. [Текст] / Т.В. Архиреева.- Иваново: СМПр, 2002. –196 с. 3.Антонян, Ю.М.. Психологическое консультирование. Теория и опыт. [Текст] / Ю.М. Антонян. - М.: Прогресс, 2006. – 248 с. 4.Баттерфилд, Ч. И. Ступени к семейному счастью.[Текст] / Ч. Баттерфилд. - М.: Мысль, 2005. – 270 с. 5.Витакер, К. Семейные отношения. [Текст] / К. Витакер.- М.: Проспект, 2006. - 336 с. 6.Варга, А. Я. Структура и типы родительских отношений. [Текст] / А.Я. Варга. - М.: Педагогика, 2007. - 258 с. 7.Витек, К.А., Зацепин Р.И. Проблемы супружеского благополучия. [Текст] / К.А. Витек. - М.: Прогресс, 2008. – 267 с. 8.Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии.[Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2007. – 350 с. 9.Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? [Текст] / Ю.Б.Гиппенрейтер. - М.: Педагогика, 2007. - 260 с. 10.Гленн, Н. Вариативность представлений в сфере родительства. [Текст] / Н. Гленн. М.: Социс, 2011. –350 с. 11.Детство идеальное и настоящее // Сборник работ современных западных ученых. – Новосибирск: Перемена,2004. - 318 с. 12.Детская психология / Сост. Гурко Т.А.[Текст] / Гурко Т.А. - Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 2005. - 470 с. 13.Габдреева, Г.Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии.[Текст] / Г.Ш. Габдреева. - М.:Тонус, 2007. – 155 с. 14.Думбляускас, В. Современный брак: проблемы и гармония.[Текст] / В.Думбляуская.- М.: Педагогика, 2010. – 290 с. 15.Дружинин, В. Н. Психология семьи.[Текст] / В.Н. Дружинин.- Екатеринбург, 2009. – 460 с. 16.Захаров, А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка.[Текст] / А.И. Захаров. - М.: Просвещение, 2003. – 320 с. 17.Изард, К. Е. Эмоции человека.[Текст] / К.Е.Изард. - М.: Наука, 2006. – 410 с. 18.Костина, Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми.[Текст] / Л.М. Костина. – СПб.: Питер, 2001. – 320 с. 19.Ковалев, С.В. Психология семейных отношений.[Текст] / С.В.Ковалев.- М.:ЮНИТИ, 2008. – 315 с. 20.Кербинов, О.В. Чтобы воспитание было успешным.[Текст] / О.В.Кербинов. - СПб.: Педагогика, 2003. - 238 с. 21. Кон, И.С. Социология личности.[Текст] / И.С. Кон. - М.: Наука, 2005. - 383 с. 22.Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет).[Текст] / И.Ю.Кулагина. - М.: Изд-во РОУ, 2006. - 180 с. 23.Кумарина, Г.Ф. Состояния риска в развитии ребенка: актуальные проблемы педагогической диагностики, профилактики и коррекции.[Текст] / Г.Ф.Кумарина. - М.: ЮНИТИ,2008. - 438 с. 24.Лебедева, Н. Н. Игровая терапия: эволюция методов // Пси¬холог в детском саду.[Текст] / Н.Н. Лебедева. - М.: Наука, 2008.–326 с. 25.Левитов, Н. Д. О психических состояниях человека.[Текст] / Н.Д.Левитов. - М.: Просвещение, 2002. – 350 с. 26.Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т.[Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Просвещение, 2003. – 300 с. 27.Лэндрет, Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений.[Текст] / Г.Л.Лэндрет. - М.: Прогресс, 2004. – 300 с. 28.Логинова, И. А. Специфика детско-родительских отношений.[Текст] / И.А.Логинов. - М.:Мир, 2008. – 277 с. 29.Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения.[Текст] / М.И. Лисина. - М.: Наука,2003. – 357 с. 30.Мид, Дж., Линтон Р. Тревожность и возможности ее сниже¬ния у детей // Психологическая наука и образование. –М., 2008.- № 2. - С. 11-15. 31.Мацковский, М.С., Харчев А.Г. Исследование тревожности в связи с личностными и биохимическими особенностями.[Текст] / М.С.Мацковский. - М.: ЮНИТИ, 2005. – 289 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1: Теоретический анализ межличностных отношений младших школьников из полных и неполных семей 1.1. Анализ понимания семьи в исследованиях отечественной и зарубежной литературе С точки зрения философии, семья обуславливается, ровно как основанное на частной собственности и общесемейной деятельности объединение людей, связанных взаимоотношениями родительства - супружества - родства, погружающими в соответствие и удовлетворение индивидуальных потребностей и осуществление согласно социальных функций по рождению, содержанию и социализации детей [14, с.8]. Данное определение открывает её социальную суть институционального посредника меж устремлениями личности и сообщества и сразу её двойственность как межличностного посредника во отношениях членов семьи, так как удовлетворение их собственных потребностей может не сопровождаться исполнением социальных функций. Г. Навайтис утверждает, что определение психологической сущности семьи должно соотноситься с целями исследования и взаимодействия психолога с семьёй. Он предлагает ввести понятие семьи как малой группы, которая получает профессиональную психологическую помощь со стороны специалистов. Содержание понятия «семья» раскрывается через ряд положений [37, с.11]: - семья — это группа, удовлетворяющая потребности своих членов, потребности наиболее успешно удовлетворяются в уникальном взаимодействии конкретных людей. Главная особенность семейного взаимодействия — объединять удовлетворение различных потребностей. - семейная структура и функции семьи закономерно развиваются. - для удовлетворения связанных с семьёй потребностей создаётся структура семейных ролей. - периодизация развития семьи может определяться по совокупности отношений, связанных с семьёй, и их значимости. - на каждом из этапов развития семьи существуют специфические задачи, без решения которых невозможно перейти на следующий новый этап. Спектр форм, видов и категорий современной семьи довольно разнообразен. Разные виды (категории) семей по-разному функционируют в тех или иных сферах семейных отношений. Типологии семьи обусловливаются различными подходами к выделению предметов изучения. Современные семьи отличаются между собой по следующим категориям: - по количеству детей — бездетная (инфертильная) семья, однодетная, многодетная, малодетная; - по составу: отдельная, сложная (семья нескольких поколений), неполная семья, простая (нуклеарная), большая семья, материнская семья, семья повторного брака; - по структуре: с одним из родителей супругов и другими родственниками; с одной брачной парой с детьми или без детей; с двумя и более брачными парами с детьми или без детей, с одним из родителей супругов и других родственников или без них; с матерью (отцом) и с детьми; - по однородности социального состава: социально гомогенные(однородные) и гетерогенные (неоднородные) семьи; - по семейному стажу: молодая семья, молодожёны, семья, ждущая ребёнка, семья среднего супружества, старшего супружеского возраста, пожилые супружеские пары; - по семейному быту, укладу: семья типа спортивной команды или дискуссионного клуба; семья детоцентрического типа; семья — «отдушина»; семья, ставящая на первое место комфорт, здоровье, порядок; - по качеству отношений и атмосфере в семье: устойчивая, благополучная, педагогически слабая, нестабильная, дезорганизованная; - по особым условиям семейной жизни: студенческая семья, «внебрачная» семья, «дистантная» семья; - по географическому признаку: сельская, городская, отдалённая; - по социальной мобильности: реактивные семьи, семьи средней активности и активные семьи; - по типу потребительского поведения: семьи с «физиологическим» или «наивно-потребительским» типом потребления (преимущественно с пищевой направленностью); семьи с «интеллектуальным» типом потребления, то есть с высоким уровнем расходов на покупку книг, журналов, зрелищные мероприятия и т.д., семьи с промежуточным типом потребления; - по состоянию психического здоровья: виктимогенная семья, невротическая семья, здоровая семья - по характеру проведения досуга: открытые, закрытые семьи; - по степени кооперации в совместной деятельности: традиционные, коллективистские и индивидуалистические [14, с.112-114].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg