Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, СОЦИОЛОГИЯ

Опытно-экспериментальная работа по воспитанию уважительного отношения к людям другой национальности у детей старшего дошкольного возраста

NLatipova 520 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 66 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 22.12.2017
Определена сущность терминологического сочетания «уважительное отношение к представителям других национальностей» в контексте психолого-педагогической проблематики. Было установлено, что термины «толерантность» и «уважение» допустимо рассматривать как синонимы, определяющие интегративное качество личности, характеризующее желание личности осуществлять социальные коммуникации на основе уважительного отношения к окружающим людям, вне зависимости от пола, возраста, национальности, социальной принадлежности. Под уважительным отношением нами понимается направленность этнического сознания личности и этноса в целом на признание ценности и самоценности человека другой национальности, его потребностей и прав сохранять национальные традиции, обычаи, идеи, верования. В своей работе при анализе сформированности уважительного отношения к людям других национальностей у детей старшего дошкольного возраста мы учли выделенные исследователями в структуре уважительного отношения компоненты: когнитивный, эмоциональный и поведенческий, а также критерии: сформированность интереса, полнота представлений, осознанность и готовность ребенка сохранять национальные традиции, а также признавать и уважать как ценность традиции других этносов.
Введение

Вопросы этничности и этнической толерантности в поликультурных регионах, как России, так и в мире в целом в последние годы приобрели особую актуальность в связи с реальной практикой межэтнического взаимодействия между людьми различных национальностей. На территории России много исторически сложившихся регионов, где веками жили представители разных этнических и культурных групп. Таким регионом, в частности, является Дальний Восток. В сходстве исторических судеб, образа жизни, менталитета народов поликультурного региона заложены мощные основы для мирного, уважительного, толерантного сосуществования. [58] В этой связи воспитание уважительного отношения к представителям других народов, воспитание миролюбия и взаимной терпимости в обществе становится на текущий момент насущной необходимостью. Дошкольный возраст - начальный этап активного усвоения ребенком норм и форм поведения, формирования самосознания и внутренней саморегуляции поступков в форме адекватной оценки собственных личностных качеств. Поэтому работу по формированию толерантности целесообразно начинать именно в этом возрасте. [18; 33, с. 2-6] Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает формирование у детей первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о многообразии народов мира. [1] Тем не менее, в типовой программе воспитания и обучения детей в детском саду такие задачи не стоят или сформулированы в общих чертах, без конкретизации средств и методов их решения, поэтому представления выпускников дошкольного учреждения об истории и культуре своего и других народов поверхностны. [25, с. 16-19] Проблема формирования уважительного отношения к представителям других народов в контексте изучения вопросов воспитания толерантной личности и этнической толерантности рассмотрена в исследованиях А. Г. Асмолова, В. И. Гараджа, Ю. П. Ивковой, Е. А. Ильинской, В. Г. Крысько, Ю. М. Политовой, В. А. Тишкова и др. По мнению исследователей, толерантность - это активное социальное поведение, к которому человек приходит добровольно и сознательно в процессе обучения и воспитания. «Толерантность» - это терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, мнениям. Она, как доказывают исследователи, необходима по отношению к особенностям различных народов. Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Вопросы воспитания уважительного отношения к другим народам, толерантности у детей дошкольного возраста исследованы Е. А. Ильинской, Т. Н. Вострухиной, Т. В. Макаровой, Г. Ф. Ларионовой, Э. М. Гусейновой, Н. В. Абрамовских, Ю. И. Фоминой, Г. Б. Марченко, Т. В. Забельской, И. И. Сабировой, О. В. Гукаленко, Е. О. Галицких, И. В. Поддубной, Л. В. Колесниковой, Л. В. Сониной, Ю. В. Шапловой, Л. М. Новицкой и др. В данных работах доказана возможность уже в старшем дошкольном возрасте у детей сформировать позитивную этническую идентичность, понимания детьми значимости этнической принадлежности, установки на поддержку и развитие национальных традиций, позитивное отношение к инокультурным группам. Несмотря на значительное количество работ, посвященных данной проблеме, педагогический поиск методов и приемов воспитания у дошкольников уважительного отношения к другим народам продолжается. Актуальность обозначенной проблемы определяется необходимостью решения возникших противоречий между: - наличием социального заказа современного общества на воспитание у детей дошкольного возраста уважительного отношения к другим народам и недостаточной разработанностью механизмов формирования предпосылок для терпимого, уважительного отношения дошкольников к представителям других этносов; - необходимостью научного обоснования значимости учета педагогических условий и методов воспитания у детей дошкольного возраста уважительного отношения к другим народам и недостаточности теоретических и эмпирических исследований по содержанию и реализации данных условий и методов в реальной практике многоэтнического пространства. На основе выявленных противоречий была сформулирована проблема исследования: как в современных условиях полиэтнического региона России, в частности, дальневосточного села Найхин, можно успешно воспитывать у детей старшего дошкольного возраста уважительное отношение к другим народам. Цель исследования – разработать методику воспитания уважительного отношения у детей старшего дошкольного возраста к народам Приамурья. Объект исследования – образовательно-воспитательный процесс нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования – методы и приёмы воспитания уважительного отношения к народам Приамурья у детей старшего дошкольного возраста. В основу исследования положена гипотеза: воспитание у детей старшего дошкольного возраста уважительного отношения к народам Приамурья будет эффективным, если при отборе методов и приемов учитывать последовательность в процессе воспитания - это обогащение личного опыта ребенка и реализацию накопленного личного опыта в деятельности, поведении, т.е. это группы методов: - методы и приемы ознакомления ребенка с историей Приамурья и народов, проживающих на данной территории; - методы и приемы формирования интереса ребенка к культурным традициям своей семьи и традициям других народов, проживающих в Приамурье; - методы и приемы формирования знаний о культурных традициях и способах взаимодействия с представителями другого этноса. В соответствии с гипотезой были определены следующие задачи исследования: 1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования и определить сущность понятия «уважительное отношение к представителям других народов». 2. Выявить уровень сформированности уважительного отношения у детей старшего дошкольного возраста к представителям других народов. 3. Разработать экспериментальную методику воспитания у детей старшего дошкольного возраста уважительного отношения к другим народам в реальной практике многоэтнического пространства и апробировать ее. 4. Разработать методические рекомендации для педагогов по воспитанию уважительного отношения у детей старшего дошкольного возраста к представителям других народов в условиях многоэтнического пространства. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования: 1. Теоретические: анализ литературы, интерпретация и систематизация литературных данных по теме исследования. 2. Практические: наблюдение, беседа, анкетирование, психолого-педагогический эксперимент. Практическая база исследования: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад с. Найхин» (Хабаровский край, Нанайский район, село Найхин, ул. Школьная д. 13-б). Исследование проводилось в три этапа: Первый этап исследования (2014-2015 г.г.) был посвящен изучению и анализу психолого-педагогической и научно-методической литературы. Разрабатывались исходные позиции исследования: цель, гипотеза, задачи, методология и методика опытно-экспериментальной работы. Была разработана диагностика для констатирующего этапа эксперимента. Второй этап (сентябрь 2015 г. – март 2016 г.) включал опытно-практическую работу по воспитанию уважительного отношения у старших дошкольников к народностям Приамурья. Третий этап (апрель – май 2016 г.) связан с уточнением отдельных теоретических положений, анализом полученных результатов, систематизацией материала, оформлением исследования. Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в работе воспитателей старших групп, психологов и других специалистов дошкольных образовательных учреждений. Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………..….4 Глава 1. Психолого-педагогические основы воспитания уважительного отношения детей старшего дошкольного возраста к представителям других национальностей……………………………………………………………………..9 1.1 Уважительное отношение к представителям других национальностей как психолого-педагогическая проблема…………………………………………….…9 1.2 Проблема воспитания уважительного отношения к представителям других народов у детей старшего дошкольного возраста…………………….…14 1.3 Проблема поиска эффективных методов и приемов воспитания уважительного отношения к представителям других народов у детей старшего дошкольного возраста в теории и практике…………………………………...….23 Вывод по главе 1…………………………………………………………..………..28 Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по воспитанию уважительного отношения к людям другой национальности у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………….……..32 2.1 Организация, методики и результаты исследования сформированности уважительного отношения у детей старшего дошкольного возраста к людям другой национальности………………………………………………………….…32 2.2 Содержание работы по воспитанию уважительного отношения у детей старшего дошкольного возраста к народам Приамурья………………………....44 2.3 Анализ результатов исследования………………………………………...…..50 Выводы по 2 главе……………………………………………………………….....57 Заключение……………………………………………………………………….…60 Список используемой литературы………………………………………………...65
Список литературы

Нормативно-правовые акты 1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.// Российская газета. Федеральный выпуск №624. 2013. 25 ноября. Монографические издания, статьи, сборники, 2. Абдулкаримов, Г.Г. Толерантность в межнациональных отношениях в уральском регионе: социологический анализ/ Г.Г. Абдулкаримов. Автореферат дисс. канд.соц. наук.– Екатеринбург, 2004.– 44 с. 3. Абсалямова, А.Г. Развитие межнациональных отношений студенческой молодежи в системе высшего педагогического образования/ А.Г. Абсалямова. Автореферат дисс. канд.пед.наук.– Уфа, 2007.- 48 с. 4. Акулова, О. Театрализованные игры/ О. Акулова// Дошкольное воспитание.-2005.-№4.–с.24–30. 5. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия»,2000.-400 с. 6. Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды/ [сост. М. Ю. Бабанский; авт. вступ. ст. Г. Н. Филонов, Г. А. Победоносцев, А. М. Моисеев; авт. коммент. А. М. Моисеев]; Акад. пед. наук СССР.-М.: Педагогика,1989.-558,[2] с.: табл.,1 л. портр.- (Труды действительных членов и членов-корреспондентов Академии педагогических наук СССР). - Библиогр.: в конце гл.; Список осн. науч. тр. Ю. К. Бабанского.: с. 547-555; Коммент. в конце кн. 7. Безюлева, Г.В. Толерантность в пространстве образования: учеб. пособие / Г.В. Безюлева, С.К. Бондарева, Г.М. Шеламова. – М.: Московский соц.-психологич. ин-т, 2005. – 152 с. 8. Блюмкин, В. А. Этика и жизнь. / В. А. Блюмкин. - М.: Наука, 2010. – 654 с. 9. Власова, О. В. Достоинство человека как нравственно-правовая ценность: общетеоретическое исследование. Автореферат дисс. д-ра юридич. наук. / О. В. Власова. - Саратов: Сарат. гос. акад. права, 2011. - 54 с. 10. Вострухина, Т.Н. Воспитание толерантности у детей в условиях многонационального окружения. Опыт работы ДОУ города Москвы. / Т. Н. Вострухина. – М.: Школьная Пресса, 2010. – 209 с. 11. Гукаленко, О. В. Поликультурное образование: теория и практика. / О. В. Гукаленко.– Ростов н/Д.: Изд-во РГПУ, 2003. – 432 с. 12. Гурович Л. М. Ребенок и книга. – М.: Просвещение, 2012. – 67 с. 13. Жуков, М.Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 160 с. 14. Забельская, Т.В. Воспитание детей дошкольного возраста в условиях разных культур / Т. В. Забельская // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. - 2011. - № 24. - С. 644-646. 15. Зорин, В. И. Уважение / В. И. Зорин // Евразийская мудрость от А до Я: философский толковый словарь. - Алматы: Создiк-Словарь, 2002. - 408 с. 16. Ивкова, Ю. П. Формирование этнической толерантности старшеклассников в деятельности классного руководителя. Автореферат дисс. канд. пед. наук / Ю. П. Ивкова. – Петрозаводск, 2006. – 44 с. 17. Ильинская, Е. А. Психолого-педагогическое обоснование необходимости формирования толерантности в старшем дошкольном возрасте / Е.А.Ильинская // Материалы межвузовской научно-практической конференции «Социальная психология сегодня: наука и практика». – СПб.: СПбГУП, 2008. – С. 130-132. 18. Ильинская, Е. А. Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности. Автореферат дисс. канд. пед. наук. / Е.А.Ильинская. – СПб., 2009. – 49 с. 19. Ильинская, Е. А. Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами культурно-досуговой деятельности / Е.А.Ильинская // Известия Российского Государственного Педагогического Университета имени А.И.Герцена. – 2009. - № 102. – С. 187-190. 20. Кант, И. Избранные труды. / И. Кант. – М.: Просвещение, 2010. – 654 с. 21. Каратаева, Н.А. Воспитание уважительного отношения к семейным традициям у детей дошкольного возраста/ Н.А. Каратаева. Автореферат дисс. канд.пед.наук. – Екатеринбург, 1999. – 34 с. 22. Кленова, Н. В. Как воспитать толерантность / Н. В. Кленова // Дополнительное образование. – 2006. – № 3. – С. 17–22. 23. Крысько, В.Г. Этническая психология / В.Г. Крысько: 4-е изд. - М.: Академия, 2008. - 320 с. 24. Крысько, В. Г. Этнопсихологический словарь. / В. Г. Крысько. - М.: МПСИ, 2009. – 324 с. 25. Липова, И. В. Кружковая работа как средство воспитания толерантности дошкольников в поликультурном пространстве ДОУ / И. В. Липова, Т. Г. Жаворонова // Начальная школа плюс До и После. – 2011. - №6. – с. 16-19 26. Макарова, Т. В. Толерантность и правовая культура дошкольников. Методические рекомендации. / Т. В. Макарова, Г. Ф. Ларионова. – М.: ТЦ СФЕРА, 2008. – 213 с. с.4-5 27. Марченко, Г. Б. Толерантность родителей как фактор формирования толерантности детей дошкольного возраста / Г. Б. Марченко // Актуальные проблемы психологического знания. - 2011. - № 1. - С. 101-105. 28. Политова, Ю. М. Этническая толерантность как мировоззренческий нравственный принцип. /Ю.М.Политова //Реальность этноса. - СПб.: речь, 2012. – С. 23 – 39. 29. Протасова, Е. Ю. Интеркультурная педагогика младшего возраста. / Е. Ю. Протасова, Н. М. Родина. – М.: Форум, 2011. – 277 с. 30. Психология общения. Энциклопедический словарь. / Под общей редакцией А. А. Бодалева. - М.: Когито-Центр, 2011. – 298 с. 31. Ракова, Н. Педагогика современной школы: Учебно-методическое пособие. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2009. - 215 с. Стр. 117-119 32. Реан, А. А. Социальная педагогическая психология. / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. - СПб.: Питер Ком, 2005. - 416 с. 33. Рыбина, И. В. Формирование толерантности у участников педагогического процесса: [старший дошкольный возраст] / И. В. Рыбина // Детский сад. Всё для воспитателя!: научно-методический журнал. – 2014. - №10. – с. 2-6 34. Семейное воспитание: Краткий словарь / Сост. И. В. Гребенников, Л. В. Ковинько. - М.: Просвещение, 2010. – 324 с. 35. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2012. - 576 с. 36. Словарь русского языка: В 4 т./Под ред. А.Л. Евгеньевой. Т.4. - М.: Русский язык, 2015. – 567 с. 37. Степанов, П. В. Толерантный человек: как его воспитать? / П. В. Степанов // Народное образование. – 2001. - №6. - С. 152-156. 38. Тишков, В. А. Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной антропологии / В.А.Тишков. - М.: Наука, 2003. – 319с. 39. Толковый словарь / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: Русский язык, 2014. – 765 с. 40. Уважение // Словарь по этике / Под ред. И. С. Кона. - М.: Просвещение, 2011. - 430 с. 41. Флегонтова, Н.П. Воспитание толерантности у детей в многонациональной группе детского сада / Н.П. Флегонтова // Детский сад от А до Я. – 2005. – №5. – С. 21 – 22. 42. Фомина, Ю. И. Особенности проявлений этнической толерантности в дошкольном возрасте / Ю. И. Фомина // Современные исследования социальных проблем. – 2014. - №5(37). – С. 78 – 84. 43. Хаертдинова, Р. М. Формирование у дошкольников ценностного отношения к национальной культуре в многоэтническом пространстве. Автореферат дисс. канд. пед. наук. / Р. М. Хаертдинова. - Набережные Челны, 2006. – 45 с. 44. Харламов, И.Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. - М.: Гардарики, 2010. – 520 с. с. 405. 45. Хомякова, И.С. Воспитание заботливого отношения к окружающим у шестилетних детей в семье и детском саду. Автореферат дисс. канд. пед. наук. – М., 1991. – 18 с. 46. Храпченкова, Н. И. Особенности формирования этнической толерантности и национальной идентичности у детей старшего дошкольного возраста / Н. И. Храпченкова, Н. А. Коротсылева, С. А. Леонова // Образование и воспитание. - 2015. - №1. - С. 20-26.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ ДРУГИХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ 1.1 Уважительное отношение к представителям других национальностей как психолого-педагогическая проблема Проблема воспитания уважительного отношения исследуется философами, социологами, психологами, педагогами. В связи с тем, что в работах ученых встречаются различные термины: «уважение», «уважительное отношение», «толерантность», «терпимость», «этническая толерантность», мы в контексте нашей работы проанализировали данные термины, чтобы определить сущность понятия «уважительное отношение к людям других национальностей». Уважение является одним из важнейших требований этики, которое предписывает не причинять другому человеку ни физического, ни морального вреда. И. Кант утверждает, что уважение устанавливает норму человеческих отношений даже в большей мере, чем симпатия. Только на основе уважения может появиться взаимопонимание. [20] И. С. Кон подчеркивает, что в моральном сознании общества смысл этого качества как личностной характеристики человека и как нравственной нормы поведения изменяется в разные века и определяется характером общества и принятыми парадигмами: понимания уважения как свободы, доверия, внимания к интересу другого человека, его убеждениям. [40] И. В. Гребенников и Л. В. Ковинько под уважением к окружающим понимают ведущее требование нравственных взаимоотношений между людьми. По их мнению, оно подразумевает отношение к человеку, практически признающее достоинство личности, равенство прав, чуткость, деликатность, скромность. Именно уважение к окружающим является основой для возникновения доверия между людьми и развития отношений сотрудничества. [34] О. В. Власова в своей работе акцентирует внимание на том, что человек имеет право на уважение его достоинства как со стороны государства, его органов и должностных лиц, так и со стороны других членов общества, т.е. уважительное отношение к себе. [9] Т.е., мы можем сделать вывод о том, что, в свою очередь, он должен уважительно относиться к другим людям и законам государства. По словам В.А. Блюмкина, уважение может быть разным - персональным (к данному человеку), групповым, профессиональным, гражданским, национальным, но в первую очередь, это уважение к человеку как таковому, основанное на признании его высшей, ни с чем несравнимой ценности. [8] Понятие «уважение» С.И. Ожегов определяет как «почтительное отношение, основанное на признании чьих-либо достоинств». [39] Схожее толкование находим у В.И. Зорина, который под уважением понимает позицию одного человека по отношению к другому, признание достоинств личности. [15] А.Л. Евгеньева трактует «уважение» как чувство, основанное на признании чьих-либо достоинств, заслуг, качеств; почтение». [36] Т.е., термин «уважение» исследователи рассматривают как «важнейшее требование этики», как нравственную норму, как личностное качество, как чувство. Анализ содержания этих определений позволяет нам определить, что уважение есть проявление уважительного отношения к Другому, признании Другого как высшей, ни с чем несравнимой ценности. Уважение является основой для возникновения доверия между людьми и развития отношений сотрудничества.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg