Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Методика работы над пословицами и поговорками на уроках чтения в начальных классах

NLatipova 490 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 61 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 22.12.2017
Изучив состояние данной проблемы в теории и практике использования пословиц и поговорок на уроке литературного чтения на материале басен И.А. Крылова, можно сделать следующие выводы: 1. Глубокие исторические корни, то, что пословицы впитали в себя многовековой нравственный опыт народа, делает особенно актуальным их использование на уроках литературного чтения. 2. Выдвинутая нами гипотеза о том, что изучение творчества И.А. Крылова, а также формирование читательских навыков учащихся в начальных классах будет продуктивнее, успешнее, если проводить уроки в режиме аналитического диалога, посвященного изучению на их основе пословиц и поговорок, подтвердилась.
Введение

В пословицах и поговорках запечатлен весь познавательный опыт народа, его морально-этические, социально-эстетические, художественные и воспитательные идеалы. Они хранят историю движения народа по пути цивилизации, отражают характер народа, его симпатии и антипатии, связи с соседними народами. Пословицы впитали в себя все тонкости оценочного отношения к действительности, ее восприятия и отражения. Именно этот аспект языкового сознания фиксируется в широко известном высказывании К.Д. Ушинского о том, «что природа страны, ее история, отражаясь в душе человека, выражаются в слове». Люди исчезали, но слова, создаваемые ими, вошедшие в сокровищницу - родной язык, остались бессмертными» [43, с.174]. «Русский народ создал огромную изустную литературу - мудрые пословицы и поговорки…Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов» [41, с.216]. Слова А.Н. Толстого очень ярко и точно отражают суть фольклора. Фольклор – это народное творчество, очень нужное и важное для изучения народной психологии в наши дни. Фольклор включает в себя произведения, передающие основные важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге, родине. На этих произведениях воспитываются наши дети и сейчас. Знание фольклора может дать человеку знание о русском народе, и в конечном итоге о самом себе [18, с.31]. Мы в своей работе попробуем рассмотреть изучение пословиц и поговорок на уроке литературного чтения в начальной школе по творчеству И.А. Крылова, это обусловлено следующими моментами: - недостаточной изученностью влияния пословиц и поговорок как литературного жанра на воспитание ребёнка; - значением изучения пословиц и поговорок для интеллектуального и нравственного уровня младших школьников; - низким уровнем патриотизма, человеколюбия, трудолюбия в современном обществе. Использование пословиц и поговорок в обучении имеет давнюю историю, и обращение к ним современного учителя было бы делом далеко небесполезным. В этой истории значительное место занимает Ф. И. Буслаев, который в своей работе «О преподавании отечественного языка» (1844 г.) изучение пословиц и поговорок выделял в качестве самостоятельного вопроса [15, с.91]. Актуальным и ценным является методический подход выдающегося учёного Ф.И. Буслаева. Русские пословицы и поговорки - меткие выражения, созданные русским народом, а также переведенных из древних письменных источников и заимствованных из произведений литературы, в короткой форме выражающие мудрые мысли. Они преимущественно используются в учебной практике на уроках русского языка и литературы. Вплотную смыкается со взглядом К.Д. Ушинского в своей оценке народных пословиц, их роли и месте в усвоении детьми родного языка при обучении грамоте Л.Н. Толстой. В его «Азбуке» пословицы являются текстами для первоначального чтения и распределяются по всем буквам алфавита [44, с.17]. Из великого множества и разнообразия пословиц и поговорок, представленных в сборниках И. Снегирёва, В. Даля, Толстой отбирал материал для учебников так, чтобы за каждой из пословиц вырисовывалась бы определённая житейская ситуация и вытекающий из неё нравственный смысл, выраженный в образной форме. Эти свойства пословиц и привели Толстого к мысли использовать их в качестве важнейшего учебного материала, отвечающего методическим требованиям и ценного в образовательном и воспитательном отношениях. В народных пословицах и поговорках Толстой видел идеальное воплощение лучших качеств подлинной художественности: чувства красоты и меры, правды и простоты, общедоступности и заразительности, вызывающих «бесчисленное множество мыслей, представлений и объяснений» [41, с. 356]. Сходство взглядов и позиций двух великих русских педагогов относительно роли народных пословиц и поговорок в обучении значительно тем, что оно направляет каждого, кто занят воспитанием и обучением младших школьников, к неисчерпаемому в своих богатствах источнику духовного развития – народному творчеству. Непревзойдённый автор словаря пословиц и поговорок В.И. Даль так определял этот жанр: «Пословица - краткое изречение, поученье, более в виде притчи, иносказанья, или в виде житейского приговора; пословица есть собь». Поговорку же он видел как «окольное выражение, простое иносказание, но без притчи, без суждения, заключения, применения» [25, с.52]. Пословица любопытна, её интересует всё, что связано с человеком, его деятельностью, окружающей его природой. Она вездесуща, всё знает и обо всём имеет своё собственное, народное конечное суждение. Народная позиция в пословицах и поговорках всегда чёткая, иногда даже категоричная, часто с иронией: «Думай двояко, а делай одинако», «думал, думал – жить нельзя, пораздумал – можно», «Мешай дело с бездельем, проживёшь век с весельем». Актуальность исследования определяется возросшим интересом к филологическому изучению пословиц и поговорок на уроках литературного чтения, а также с усилением контекстуального, феноменологического подходов в изучении пословиц и поговорок на основе басен И.А. Крылова в современной начальной школе. Цели исследования заключается 1) разработка продуктивной инновационной учебной модели, 2) проведение успешной опытно-экспериментальной работы в начальной школе по формированию читательских умений и навыков младших школьников. Реализация поставленных целей предполагает решение следующих задач: Во-первых, изучить современные программы по литературному чтению, учебные пособия, хрестоматия – с целью осмысления современных методических (технологических) концепций, нацеленных на анализ пословиц и поговорок на основе басен И.А. Крылова. Во-вторых, проанализировать существующую научно-методическую и учебно-методическую литературу по творчеству И.А. Крылова в начальной школе и оттенить в этом контексте новизну своего методического осмысления произведений И.А. Крылова; В-третьих, разработать самостоятельную вопросно-ответную систему к произведениям. В-четвертых, провести опытно-экспериментальную работу в школе на основе созданной модели урока-анализа изучения пословиц и поговорок по басням «Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и муравей». Объектом исследования являются пословицы и поговорки в баснях И.А. Крылова как литературный материал, изучаемый на уроках чтения в начальной школе. Предметом исследования являются современные методические концепции изучения пословиц и поговорок на уроке литературного чтения по творчеству И.А.Крылова в начальной школе, а также формирование читательских умений и навыков на основе созданной автором ВКР оригинальной технологии по изучению пословиц и поговорок на основе басен в избранном аспекте. Гипотеза исследования – изучение пословиц и поговорок на основе басен И.А. Крылова, а также формирование читательских навыков учащихся в начальных классах будет продуктивнее, успешнее, если проводить уроки с опорой на художественный мир произведения, в режиме аналитического диалога. Методика исследования: анализ методической литературы, анкетирование, беседа; анализ данных анкетного опроса; качественная обработка полученных результатов. База исследования: МОБУ СОШ № 11 г. Дюртюли Республики Башкортостан, где в 3-их классах, апробировалась новая модель урока-анализа по произведениям «Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и муравей» И.А. Крылова. Структура работы: данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, глоссария, списка использованной литературы, приложений.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3 ГЛАВА I. БАСЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО И.А. КРЫЛОВА В УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ …….…………………………………….8 1.1. Обзор учебно-методической литературы по изучению басен в начальной школе…………………………………………………………….…….8 1.2. Анализ басен И.А. Крылова с позиции пословиц и поговорок.…..13 Выводы по первой главе………………………………………………………...22 ГЛАВА II. МОДЕЛЬ УРОКА-АНАЛИЗА ПО ИЗУЧЕНИЮ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК НА МАТЕРИАЛЕ БАСЕН И.А.КРЫЛОВА….………..24 2.1. Урок – анализ по басне И.А.Крылова «Лебедь, Щука и Рак»…….24 2.2. Урок – анализ по басне И.А. Крылова «Стрекоза и муравей»……28 Выводы по второй главе………………………………………………………...32 ГЛАВА III. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК НА МАТЕРИАЛЕ БАСЕН И.А.КРЫЛОВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ…………………………………34 Выводы по третьей главе………………………………………………………..46 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..…………………………………………………………….48 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..……………………….50 ПРИЛОЖЕНИЯ
Список литературы

1. Алексеев А.П. Краткий философский словарь. – М., 2001. 2. Аникин В.П. К мудрости ступенька.- М.: Детская литература, 1988. 3. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. – М., 1989. 4. Ахмаев А.Ф. Нравственность и одухотворенное образование // Педагогика. – 2003. - №8, - с.35-41. 5. Басни Эзопа. - М., 1993 6. Бегак Б. Пословица не мимо молвится. // Дошкольное воспитание.- 1985.- №9.-С.54-56. 7. Белинский В.Г. Сочинения в трех томах. Т.2. - М., 1948. 8. Беседы с учителем. Второй класс начальной школы. Под ред. Л.Е. Журовой. - М.: Изд. центр «Вентана – Граф», 1999. 9. Беседы с учителем. Третий класс начальной школы. Под ред. Л.Е. Журовой.- М.: Изд. центр «Вентана – Граф», 2000. 10. Беседы с учителем. Четвёртый класс начальной школы. Под ред. Л.Е. Журовой.- М.: Изд. центр «Вентана – Граф», 2001. 11. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. – М., 2002.. 12. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей. – М., 1985. 13. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. – М., 1989. 14. Борисенко И.В. Методические уроки К.Д.Ушинского. // Начальная школа. - 1994. - №3. - С.12-17. 15. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка. - М., 1992. 16. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Маленькая дверь в большой мир. Образовательной системы «Школа 2100» в 2-м классе (III-IV четверть). – М., 2003. 17. Вавилова Н. С. Ещё раз о пословицах. // Начальная школа. – 1994. - № 3. - С.68-69. 18. Васильев А.В. Формирование нравственного сознания школьников на основе общечеловеческих ценностей // Педагогическая мастерская. – 2004. - №5. – с.17-24. 19. Введенская Л. А. Пословицы и поговорки в начальной школе. - М.: Просвещение, 1963. 20. Гвоздарёв Ю. А. Язык есть исповедь народа... - М.: Просвещение, 1993. 21. Голованова Г. В. О новом цикле учебников по чтению «Родная речь» для начальной школы. // Начальная школа. – 2001. - № 7. - С. 7-15. 22. Голованова М.В., Горецкий В.Г., Климанова Л.Ф. Родная речь. Учеб.для учащихся нач. шк. В 3 кн. Кн.1.Ч.1. - М.: Просвещение, 2001. 23. Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Русский язык: учеб.–тетр. для 1 кл. четырёхлет. нач. шк. – М.: Просвещение, 2000. 24. Даль В. И. Пословицы русского народа. - М.: Изд-во Эксмо, Изд-во ННН, 2003. 25. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1-4.- М., 1955. 26. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. – М., 1987. 27. Евдокимова А.О., Ефросинина Л.А., Журова Л.Е. Чтение и письмо. Учебник для 1 кл. четырёхлетней нач. шк. (2 полугодие).- М.: Вентана – Граф, 1998. 28. Евдокимова А.О., Журова Л.Е. и др. Грамота. Учебник для 1 кл. четырёхлетней нач. шк. - М.: Вентана – Граф, 1998. 29. Евдокимова А.О., Иванова С.В. и др. Русский язык. Учебн. для 2 кл. четырёхлет. нач. шк.: в 2 ч.- М.: Вентана- Граф, 1999. Ч.1. 30. Ефросинина Л.А. Литературное чтение. Учебн. для 2 кл. четырёхлетн. нач. шк.: В 2 ч. Ч.1-М.: Вентана – Граф, 1999. 31. Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение. Учебн. для 3 кл. четырёхлетн. нач. шк.: В 2 ч. Ч.1.-М.: Вентана – Граф, 2000. 32. Избранные басни Лафонтена. - М., 1948. 33. Изотова В.А. Сила воспитательного воздействия на младшего школьника устного народного творчества русского народа. // Начальная школа. - 2000. - №5. - С.20-22. 34. Кабинетская Т. Н. Изучение пословиц и поговорок в начальной школе: Методическое пособие. – Псков: ПОИУУ, 1994. 35. Кислиденко Л. А. Использование пословиц на уроках. // Начальная школа. - 1997. - №7. - С.39-40. 36. Крылов И.А. Сочинения. Т.2. Басни, стихотворения, пьесы/ Н.Л.Степанов. - М.: Худ.лит., 1955. 37. Лазарева В. А. Литературное чтение. Программа для четырёхлетней начальной школы. – М.: Институт инноваций в образовании им. Л.В. Занкова, Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2002. 38. Потебня А.А. Из лекций по теории словесности. Басня, пословица, поговорка. - Харьков, 1994. 39. Снегирев И.М. Русские народные пословицы и притчи. - М., 1988. 40. Сумароков А.А. Русские басни. – СПб., 1998. 41. Толстой Л.Н. Полное собр. соч.- Т.8. Педагогические статьи. 1860-1863. Ред. М.М. Мендельсон, В.Ф. Саводник. - М., 1936, ХII. 42. Тупицина Т. С. Пословица - всем умам помощница. // Начальная школа. - 1991. - № 7. - с. 44-48. 43. Ушинский К.Д. Собр. соч. – Т.6. 44. Фоменко Н. Ф. Уроки нравственности «Азбуки» Л. Н. Толстого. // Начальная школа. - 1993. - № 3. - с. 17-19. 45. Хемницер И.И. Басни и сказки. В трех частях. – М., 1990.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. БАСЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО И.А. КРЫЛОВА В УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 1.1. Обзор научной и учебно-методической литературы по изучению басен в начальной школе В настоящее время существует множество программ (не менее 15) по литературному образованию младшего школьника, каждая из которых, сохраняя базисное начальное образования, отражает свой взгляд на процесс чтения и литературное образование младших школьников. Так, программа «Литературное чтение» для 2-4 классов (авторы В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова) во главу угла ставит развитие речевых умений и навыков в работе с текстом и, прежде всего навыка выразительного, орфоэпически правильного чтения [22, с.4]. В традиционной программе «Школа России» (автор А.А. Плешаков) басни Крылова получили постоянную прописку [46, с.39]. Во 2-ом классе учениками изучаются басни «Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и Муравей»; в 3-ем классе - «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица». На этих уроках проводится работа по толкованию непонятных для детей слов из басен по толковому словарю. Ведётся работа по иллюстрациям к басням. В процессе изучения 2-х басен во 2-ом классе, они сравниваются между собой. На третьем уроке изучают басню «Ворона и Лисица». Проводится беседа по прочитанному произведению. Вторая часть урока посвящена ознакомлению с биографией писателя. Являясь образцом народности, басни И.А. Крылова воспитывают школьников в духе народности. Независимо от своей воли юные читатели пропитываются при их чтении чертами русского национального характера, его духом и взглядом на мир, перенимают его здоровый, трезвый ум и мудрость. Басни эти не только воспитывают высокие человеческие качества, свойственные народу, но и укрепляют уважение к трудовому народу, и к родной земле, способствуют тем самым патриотическому воспитанию. Помогают басни и умственному развитию, так как учат видеть за событиями и явлениями повседневной жизни их скрытый смысл, разбираться в человеческих характерах, оценивать поступки людей, схватывать их смешные стороны, чем воспитывают наблюдательность, чувство юмора и остроумие [22, с.24]. Речь юных читателей с их помощью обогащается большим количеством лапидарных, афористичных выражений, ставших пословицами и поговорками, которыми, по словам Белинского, «часто можно окончить спор и доказать свою мысль лучше, нежели какими-нибудь теоретическими доводами». Крылов воспитывает в детях высокую языковую культуру, умение ценить меткое и емкое слово, экономично и точно, остроумно и образно выражать свои мысли. Достоинство И.А. Крылова В.Г. Белинский видел, в частности, в том, что многие выражения баснописца стали народными пословицами, которыми часто можно окончить спор и доказать свою мысль лучше, нежели какими-нибудь теоретическими доводами» [7, с.241]. Всем знакомы, например, афоризмы Крылова: «А ларчик просто открывался», «Слона-то я и не приметил», «Услужливый дурак опаснее врага». Как было отмечено, пословицы и поговорки порождаются устным народным творчеством или заимствуются из определенных литературных источников, теряя связь с ними. В любом случае они обобщают опыт народа, выведенный из его общественной практики.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Отчёт по практике, Педагогика, 30 страниц
1000 руб.
Отчёт по практике, Педагогика, 35 страниц
300 руб.
Дипломная работа, Языкознание и филология, 93 страницы
2500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg