Актуальность темы исследования. Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему «транслирует» именно общество, исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных социальных изменений, когда отмечается некоторая «размытость» общественной ценностной структуры, многие ценности оказываются порушенными, исчезают социальные структуры норм.
Социальное становление человека происходит в течение всей жизни и в разных социальных группах. Семья, детский сад, школьный класс, студенческая группа, трудовой коллектив, компания сверстников - все это социальные группы, составляющие ближайшее окружение индивида и выступающие в качестве носителей различных норм и ценностей.
Ценностные ориентации как одна из составляющих структуры личности изучаются в рамках общей психологии, психологии личности, социальной психологии. Многие ученые (Б.Г. Ананьев, Т.М. Андреева, Л.И. Божович, Б.С. Братусь, Л.С. Выготский,.Т. Здравомыслов, А.Ф. Лазурский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, Г. Олпорт, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин, В. Франкл) рассматривают проблему ценностей в связи с источниками активности человека - потребностями, предметами этой активности - мотивами и механизмами регуляции активности.
Большой вклад в исследование ценностных ориентаций внесли А.В. Мудрик, И.С. Кон, В.М. Кузнецов, И.С. Артюхова, Е.К. Киприянова и др.
Особая актуальность работы обусловлена тем, что в данном исследовании не просто констатировано наличие той или иной иерархии ценностных ориентаций личности, а проведено более глубокое изучение динамики ценностных ориентаций в подростковом возрасте.
Таким образом, данная тема актуальна на сегодняшний день.
В основе проблемы нашего исследования лежит противоречие между необходимостью оптимизировать процесс коррекции ценностных ориентаций подростков и невозможностью этого без применения эффективных технологий, в том числе и арт-терапевтических.
Исходя из вышеизложенного, мы определили цель, объект и предмет исследования.
Объект исследования: ценностные ориентации ребенка в подростковом возрасте.
Предмет исследования: динамика ценностных ориентаций подростков до и после формирующего эксперимента.
Основная цель - исследование иерархии ценностей и динамики ее изменения у ребенка в подростковом возрасте.
В соответствии с целью определены следующие задачи исследования:
1) анализ теоретических подходов к понятию, содержанию и структуре ценностных ориентаций личности;
2) анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования ценностных ориентаций;
3) выявление факторов, влияющих на ценностные ориентации подростка;
4) анализ полученных результатов и их обобщение.
Гипотеза исследования строится на предположении о том, что применение арт-терапевтических методов позволит более эффективно осуществлять коррекцию некоторых ценностных ориентаций подростков.
Теоретико-методологическую основу исследования составили фундаментальные труды Б.Г. Ананьева, Т.М. Андреевой, Л.И. Божович, Б.С. Братусь, Л.С. Выготского,Т. Здравомыслова, А.Ф. Лазурского, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, В.Н. Мясищева, Г. Олпорт, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столина, В. Франкл, А.В. Мудрика, И.С. Кона, В.М. Кузнецова, И.С. Артюховой, Е.К. Киприяновой и др. А также труды по психологии С.Н. Ениколопов, М. Косаевский и практические психологи Т.Г. Румянцева, И.В. Дубровина, Р.В. Овчаров. Фундаментальные идеи просвещения и образования, а также труды С.Д. Дерябо, В.А. Ясвина, Е.С. Евдокимовой, Т.В. Жерневской, Л.А. Мальтновой, О.Л. Зверевой, Т.В. Кротовой, М.В. Зиновьевой, В.А. Мартынович.
База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ СОШ «Гимназия № 3».
В исследовательской работе приняло участие 40 учащихся подросткового возраста (14-15 лет). 1 группа – экспериментальная - (20 подростков), 2 группа – контрольная - (20 подростков).
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений исследования нами были использованы следующие в совокупности методы: теоретические (анализ методической, методологической, психолого-педагогической литературы по проблеме), эмпирические (тестирование, беседа, наблюдение), педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), использован непараметрический статистический ?2? критерий.
Методики исследования:
1. Методика исследования ценностных ориентаций М. Рокича.
2. Методика «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» О.Ф. Потёмкиной
3. Диагностическая методика определения адекватности самооценки у подростков (Дембо-Рубинштейн) «Лесенка».
Научная новизна и теоретическая значимость:
Разработана и экспериментально апробирована коррекционно-развивающая программа посредством арт-терапевтических мероприятий в работе с подростками.
Практическая значимость исследования заключается в том, что была разработана и экспериментально апробирована коррекционно-развивающая программа посредством арт-терапевтических мероприятий в работе с подростками.