Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

ДИНАМИКА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ПОДРАСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

NLatipova 350 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 93 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 21.12.2017
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы: Ценности - это общественно значимые для личности, социальной общности, общества в целом материальные, социальные объекты, духовная деятельность человека и ее результаты; социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п. Ценностные ориентации - это избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в сознании и поведении, способ дифференциации человеком объектов по их значимости.
Введение

Актуальность темы исследования. Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему «транслирует» именно общество, исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных социальных изменений, когда отмечается некоторая «размытость» общественной ценностной структуры, многие ценности оказываются порушенными, исчезают социальные структуры норм. Социальное становление человека происходит в течение всей жизни и в разных социальных группах. Семья, детский сад, школьный класс, студенческая группа, трудовой коллектив, компания сверстников - все это социальные группы, составляющие ближайшее окружение индивида и выступающие в качестве носителей различных норм и ценностей. Ценностные ориентации как одна из составляющих структуры личности изучаются в рамках общей психологии, психологии личности, социальной психологии. Многие ученые (Б.Г. Ананьев, Т.М. Андреева, Л.И. Божович, Б.С. Братусь, Л.С. Выготский,.Т. Здравомыслов, А.Ф. Лазурский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, Г. Олпорт, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин, В. Франкл) рассматривают проблему ценностей в связи с источниками активности человека - потребностями, предметами этой активности - мотивами и механизмами регуляции активности. Большой вклад в исследование ценностных ориентаций внесли А.В. Мудрик, И.С. Кон, В.М. Кузнецов, И.С. Артюхова, Е.К. Киприянова и др. Особая актуальность работы обусловлена тем, что в данном исследовании не просто констатировано наличие той или иной иерархии ценностных ориентаций личности, а проведено более глубокое изучение динамики ценностных ориентаций в подростковом возрасте. Таким образом, данная тема актуальна на сегодняшний день. В основе проблемы нашего исследования лежит противоречие между необходимостью оптимизировать процесс коррекции ценностных ориентаций подростков и невозможностью этого без применения эффективных технологий, в том числе и арт-терапевтических. Исходя из вышеизложенного, мы определили цель, объект и предмет исследования. Объект исследования: ценностные ориентации ребенка в подростковом возрасте. Предмет исследования: динамика ценностных ориентаций подростков до и после формирующего эксперимента. Основная цель - исследование иерархии ценностей и динамики ее изменения у ребенка в подростковом возрасте. В соответствии с целью определены следующие задачи исследования: 1) анализ теоретических подходов к понятию, содержанию и структуре ценностных ориентаций личности; 2) анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования ценностных ориентаций; 3) выявление факторов, влияющих на ценностные ориентации подростка; 4) анализ полученных результатов и их обобщение. Гипотеза исследования строится на предположении о том, что применение арт-терапевтических методов позволит более эффективно осуществлять коррекцию некоторых ценностных ориентаций подростков. Теоретико-методологическую основу исследования составили фундаментальные труды Б.Г. Ананьева, Т.М. Андреевой, Л.И. Божович, Б.С. Братусь, Л.С. Выготского,Т. Здравомыслова, А.Ф. Лазурского, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, В.Н. Мясищева, Г. Олпорт, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столина, В. Франкл, А.В. Мудрика, И.С. Кона, В.М. Кузнецова, И.С. Артюховой, Е.К. Киприяновой и др. А также труды по психологии С.Н. Ениколопов, М. Косаевский и практические психологи Т.Г. Румянцева, И.В. Дубровина, Р.В. Овчаров. Фундаментальные идеи просвещения и образования, а также труды С.Д. Дерябо, В.А. Ясвина, Е.С. Евдокимовой, Т.В. Жерневской, Л.А. Мальтновой, О.Л. Зверевой, Т.В. Кротовой, М.В. Зиновьевой, В.А. Мартынович. База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ СОШ «Гимназия № 3». В исследовательской работе приняло участие 40 учащихся подросткового возраста (14-15 лет). 1 группа – экспериментальная - (20 подростков), 2 группа – контрольная - (20 подростков). Для решения поставленных задач и проверки исходных положений исследования нами были использованы следующие в совокупности методы: теоретические (анализ методической, методологической, психолого-педагогической литературы по проблеме), эмпирические (тестирование, беседа, наблюдение), педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), использован непараметрический статистический ?2? критерий. Методики исследования: 1. Методика исследования ценностных ориентаций М. Рокича. 2. Методика «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» О.Ф. Потёмкиной 3. Диагностическая методика определения адекватности самооценки у подростков (Дембо-Рубинштейн) «Лесенка». Научная новизна и теоретическая значимость: Разработана и экспериментально апробирована коррекционно-развивающая программа посредством арт-терапевтических мероприятий в работе с подростками. Практическая значимость исследования заключается в том, что была разработана и экспериментально апробирована коррекционно-развивающая программа посредством арт-терапевтических мероприятий в работе с подростками.
Содержание

Введение……………………………………………………………..………….3 1. Теоретические аспекты исследования ценностных ориентаций в подростковом возрасте…………………………………….............................6 1.1. Содержание и структура ценностных ориентаций……………..6 1.2. Психологическая характеристика подростков…………………11 1.3. Факторы, влияющие на формирование ценностных ориентаций подростков………………………………………………………………16 2. Экспериментальное исследование ценностных ориентаций подростков…………………………………………………………………….23 2.1. Организация эксперимента и обоснование выбора методик исследования подростков. Описание результатов констатирующего этапа эксперимента ……..23 2.2. Описание этапов и содержания коррекционно-развивающей работы с подростками 32 2.3. Обсуждение результатов контрольного этапа эксперимента 35 Заключение 43 Список использованной литературы 46 Приложение 50
Список литературы

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков [Текст] / В.А. Аверин. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. - 379 с. 2. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы [Текст] / Ю.П. Азаров. - М.: Аргументы и факты, 2003. - 605 с. 3. Акмеологический словарь [Текст] / Под ред. А.А. Деркача. - М.:РАГС, 2004. - 161с. 4. Алексеева М. Ю. Практическое применение элементов арт-терапии в работе учителя. / М. Ю. Алексеева. - М.: АПК и ПРО, 2003. – 288с. 5. Алёшина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы [Текст] / Ю.Е. Алешина // Вестник МГУ. Психология.- сер.14.- 2007.- №2.- С.60-72. 6. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды [Текст] / Б.Г. Ананьев. - М.: Педагогика, 2000. – 340с. 7. Ананьев Б.Г. Некоторые черты психологической структуры личности // Психология личности [Текст] / Б.Г. Ананьев. - М.: Изд-во МГУ, 2002. - 40 с. 8. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология: Психологические законы поведения человека в социуме [Текст] / Э. Аронсон, Т. Уилсон, Р. Эйкерт. - СПб.:Прайм -Еврознак, 2012. - 560 с. 9. Арутюнянц Э. Педагогический потенциал семьи и проблема социального инфантилизма молодёжи [Текст] / Э. Арутюннц.- Вильнюс.- 1988.- 46с. 10. Аткинсон Р. Л, Аткинсон Р. С, Смит Э. Е. и др. Введение в психологию / Пер. с англ. под. ред. В. П. Зинченко [Текст] / Р.Л. Аткинсон, Р.С. Аткинсон, Э.Е. Смит. - М.: Тривола, 2011. – 365 с. 11. Барабанщиков Б.А. Системная организация и развитие психики //Психологический журнал.-2003.-№1.-с.28-38. 12. Бедерханова В.П. Становление личностно-ориентированной позиции педагога [Текст] / В.П. Бедерханова.- Краснодар, 2011. - 220 с. 13. Берге, П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности [Текст] / П. Бергер, Т. Лукман. - М.: Медиум, 1995. - 323 с. 14. Бодалев А.А. Личность и общение [Текст] / А.А. Бодалев. - М.: Педагогика, 1993. - 272с. 15. Божович Л.И. Избр. психол. труды. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович.- М.: АСТ, 1995. – 526 с. 16. Большой психологический словарь [Текст] / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - СПб: Прайм — Еврознак, 2003. - 672 с. 17. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика [Текст] / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб.: Питер, 2001.-340с. 18. Брушлинский А.В. Психология субъекта.- СПб: Аммея, 2003. - 272 с. 19. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия [Текст] / А.Я. Варга. - СПб.: Питер, 2001. – 440 с. 20. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения [Текст] / А.Я. Варга. - М.: Педагогика, 2000. - 140 с. 21. Варга А.Я., Смехов В.А. Психологическая коррекция взаимоотношений детей и родителей [Текст] / А.Я. Варга, В.А. Смехов // Вестник МГУ, Сер. 14. Психология. - 2006. - №4. - С.22 - 24. 22. Венгер Л.А., Мухина B.C. Психология [Текст] / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М.: Педагогика, 2008. -386 с. 23. Вознюк Н.П. Система диагностики и реабилитации дезадаптированных детей и подростков в центре «Подросток» [Текст] / Н.П. Вознюк // Из опыта работы специализированных учреждений по реабилитации социально-дезадаптированных детей и подростков. - М.: Педагогика, 1997. - С. 47 -53. 24. Воробьева Д. И. Гармония развития. Интегрированная программа интеллектуального, художественного и творческого развития личности подростка. / Д. И. Воробьева. - СПб.: Детство-пресс, 2003. – 175с. 25. Выготский Л.С. Детская психология / Под ред. Д.Б Эльконина. Собр. соч.: в 6 томах. Т. 4. [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Детская психология, 1984. - 433 с. 26. Гаврилюк В.В. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) // В.В. Гаврилюк, Н.А. Трикоз. Социол. исслед. - 2002. - №1. - с.96-105. 27. Галигузова Л.H., Лисина М.И. Становление потребностей детей в общении со взрослым и сверстником. Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии [Текст] / Л.Н. Галигузова, М.И. Лисина. - М.: Просвещение, 2000. - С. 55 - 78. 28. Гарбузов В.И. От младенца до подростка [Текст] / В.И. Гарбузов. - СПб.: Наука, 2009.- 250с. 29. Голева Н.Н. Проблемы подросткового периода. // Актуальные вопросы психологической службы [Текст] / Н.Н. Голева. - Воронеж, 2011. - С. - 46 - 47. 30. Диагностика характера подростков [Текст] / Под ред. Иванова Н.Я., Личко А.Е. - М.: Просвещение, 1994. – 360 с. 31. Здравомыслов А.Г. Потребность. Интересы. Ценности. М. 1986. 32. Киприянова Е.В. Исследование ценностных ориентаций старшеклассников и управление социализацией личности // Обществознание в школе. - 1999. - №2. - С.50-52.
Отрывок из работы

1. Теоретические аспекты исследования ценностных ориентаций в подростковом возрасте 1.1. Содержание и структура ценностных ориентаций Существует большое количество классификаций и подходов к изучению ценностных ориентаций. Можно утверждать, что определение ценностных ориентаций начинается с попытки их соотнесения с другими понятиями. Тем не менее, в каждом теоретическом подходе можно наблюдать определенный, фиксированный набор ценностей, который структурируется путем предпочтения индивидом каждой их них. Для более целостного понимания ценностных ориентаций ученые выделяют типы систем ценностей, основные виды по уровню их организации. Так В.В. Гаврилюк и Н.А. Трикоз, в одной из своих публикаций выделяют четыре основных типа систем ценностей: «смысложизненную систему, объединяющую ценности человеческой жизни, определяющую цели бытия, человеческой сущности, ценности свободы, правды, красоты, т.е. общечеловеческие ценности; - витальную систему - это ценности сохранения и поддержания повседневной жизни, здоровья, безопасности, комфорта; - интеракционистскую систему - это ценности и суждения важные в межличностном и групповом общении: хорошие отношения, спокойная совесть, власть, взаимопомощь…; - социализационную систему - ценности, которые определяют процесс формирования личности: социально одобряемые и наоборот» [26, с. 105]. Барабанщиков Б.А. в своей статье «Системная организация и развитие психики» в результате анализа основных видов ценностей специалистами выделяет три уровня их организации: «Наиболее обобщенные, абстрактные ценности: духовные, социальные, материальные; духовные ценности в свою очередь дифференцируются на познавательные, эстетические, гуманистические и др., социальные - на ценности социального уважения, социальных достижений, социальной активности и т.д». «Ценности, закрепляющиеся в жизнедеятельности и проявляющиеся как свойства личности: общительность, любознательность, активность, доминантность и т.п.». В этой же статье автор отмечает, что «получены эмпирические данные, доказывающие, что ценности-идеалы связаны с конкретными формами и способами поведения; формированию этих ценностей способствуют определенные личностные свойства, хотя связь личностных свойств и ценностей носит многозначный характер. Так, одно и то же свойство соотносимо с разными ценностями, а последние - одновременно с несколькими способами поведения. Установлено, что ценности-идеалы могут реализоваться через поведение, обусловленной либо данной ценностью, либо направленное на реализацию других ценностей. Вместе с тем они могут оставаться не реализованными, что может явиться причиной внутриличностного конфликта. Конкретное проявление ценностей в поведении человека зависит от особенностей структуры ценностей данной личности». Таковы, по мнению ученого-психолога, состав, структура и динамика ценностных ориентаций личности [11, с. 38].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Эссе, Логика, 1 страница
170 руб.
Контрольная работа, История, 16 страниц
120 руб.
Контрольная работа, Электроника, электротехника, радиотехника, 25 страниц
255 руб.
Курсовая работа, Бизнес планирование, 43 страницы
800 руб.
Реферат, Искусство, 14 страниц
300 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg