Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

NLatipova 560 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 76 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 21.12.2017
Внимание - это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Дело в том, что в человеческий мозг ежесекундно поступают тысячи сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания (своеобразного фильтра), то наш мозг не смог бы избежать перегрузки. Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.
Введение

Актуальность темы. В настоящее время перед педагогами и родителями стоит задача обучения и воспитания дошкольников с нарушениями речи, развития их психических процессов. Особую актуальность приобретает проблема умственного воспитания детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Один из центральных вопросов умственного воспитания – вопрос о развитии внимания [7, с.24-30]. Внимание имеет огромное значение в жизни человека. Оно – необходимое условие выполнения любой деятельности. Именно внимание делает все наши психические процессы полноценными; только внимание даёт возможность воспринимать окружающий нас мир. Но внимание – не только условие успешной деятельности. Оно может многое сказать и об общем складе личности, о социальной направленности человека. Проблема внимания традиционно считается одной из самых важнейших и сложных проблем научной психологии. Проблемой изучения внимания в течение многих десятков лет занимались и занимаются известные зарубежные психологи и педагоги: Э. Титченер, Дж. Миль, И. Гербарт, Т. Рибо. Среди отечественных ученых, занимавшихся изучением внимания, были С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Добрынин, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Л.Н. Леонтьев, Р.С. Немов, Г.А. Урунтаева , Н.Н. Ланге, Ю.В. Гиппенрейтер и многие другие. Развивать и совершенствовать внимание столь же важно, как и учить письму, счету, чтению. Внимание выражается в точном выполнении связанных с ним действий. Образы, получаемые при внимательном восприятии, отличаются ясностью и отчетливостью. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко. Внимание – это важнейший динамический показатель всех психических процессов. Именно поэтому внимание можно рассматривать как основу успешной познавательной деятельности. Методологическим основанием для разработки этой проблемы послужили концепция Павлова И. П. о рефлекторной деятельности, положения Сеченова И. М., Ухтанского А. А. о физиологических основах внимания; теории Гильбуха Ю. З., Гальперина П. Я., Кобыльницкой С. Л. о прикладных исследованиях внимания; концепции Волокитиной М. Н., Матюхиной М. Ч. об исследовании внимания с учётом возрастных особенностей. Объектом исследования выступает произвольное внимание, как психологическая категория. Предметом исследования выступает особенность формирования произвольного внимание у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности. На основе анализа психолого-педагогической литературы мы выдвинули гипотезу: использование коррекционной программы способствует повышению уровня произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности. Цель работы – изучение особенностей проявления произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности. В процессе работы были поставлены задачи: 1. рассмотреть сущность понятия «внимание», его классификацию, виды и функции; 2. выявить особенности произвольного внимания у детей дошкольного возраста в процессе произвольной деятельности; 3. изучение результаты эмпирического исследования по формированию произвольного внимания у детей дошкольного возраста. 4. разработать программу коррекции по формированию произвольного внимания детей дошкольного возраста. Методы исследования: теоретические: анализ, сравнение и обобщение психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования; эмпирические: методики: -Корректурная проба (методика Бурдона). -Диагностика уровня развития произвольного внимания «Домик» Н.И. Гуткиной. -Исследование сформированности произвольного внимания по Керну-Й.Ерасеку (срисовывание группы точек и срисовывание типичных букв); методы математической статистики: качественный и количественный анализ результатов, определение достоверности изменений, обработка данных при помощи программ электронные таблицы Microsoft Excel 2010, U-критерий Манна-Уитни с определением уровня значимости различий, критерий Уилкоксона для двух зависимых выборок. Теоретическая значимость исследования. Эмпирическое исследование формирования произвольного внимания у детей дошкольного возраста позволяет расширить знания о произвольном внимании. Обобщены и квалифицированы исследования, изучающие произвольное внимание у детей дошкольного возраста. Практическая значимость исследования: данное исследование может использоваться в работе педагогических работников, практических психологов, работающих в учреждениях дошкольного образования для целенаправленного проведения работы по формированию произвольного внимания у детей дошкольного возраста. Научная новизна исследования: обобщены и квалифицированы исследования, изучающие произвольное внимание у детей дошкольного возраста. Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения и трёх глав, в третьей главе даются методические рекомендации для педагогов и родителей по формированию и развитию произвольного внимания, заключения, списка литературы (49 наименований) и приложения.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………3 Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………………………………………………………………………6 1.1 Сущность понятия «внимание». Классификация, виды, функции внимания……………………………………………………………………….6 1.2 Психологические особенности детей дошкольного возраста…………….16 1.3 Особенности произвольного внимания у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности…………………………………..…………….21 Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………….31 2.1 Организация и методика исследования…………………………………….31 2.2 Результаты эмпирического исследования………………………………….37 Глава 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ …………………………53 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...54 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….59 ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………
Список литературы

1. Ануфриев, А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М. 1976. – 450 с. 2. Баскакова, И.Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение внимания школьников. - М.: Издательство « Институт практической психологии», Воронеж: «МОДЭК», 1999. - 64 с. 3. Богданова, Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. - М., 2010. 4. Борякова, Н.Ю. Формирование предпосылок к школьному обучению у детей. Монография., М., РI4Ц «Альфа». МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2013. - 136 с. 5. Борякова, Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. Под ред. Проф. Т.Б. Филичевой. - М.: «Гном-Пресс», 2010. - 64 с. 6. Бондарев, И. П. Новая методика оценки свойств внимания. // Вопросы психологии. – 2008. - № 5. – С. 127 – 131. 7. Венгер, Л., Мухина В. Развитие внимания памяти и воображения в дошкольном возрасте// Дошкольное воспитание. - 2010. – К. 12. - С.24-30. 8. Выготский, Л.С. История развития высших психологических функций.// Собр. Соч.: В 6т. - М., 1989. - Т 3. - С.5-328. 9. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 2011. 10. Выготский, Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте. Хрестоматия по вниманию. – М. 2006. –186 с. 11. Гальперин, П. Я. К проблеме воспитания // Хрестоматия по вниманию. – М, 2006. –127 с. 12. Гальперин, П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. – М.: изд-во Моск. Ун-та, 2014. – 101 с. 13. Гоноболин, Ф. Н. Внимание и его воспитание. М, 2008. – 160 с. 14. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность детей к школе.- М.: Академический проект, 2005. - 184 с. 15. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников.// Под ред. Я.Л. Коломенского, Е.А. Панько. - Минск, 2001. 16. Дормашев, Ю.Б., Романов В. Я. Психология внимания. / Послесловие проф. В. П. Зинченко. – Изд. 2-е, перераб. и исправл.- М.: Тривола, 2014. – 336 с. 17. Добрынин, Н. Ф. Деятельность и внимание // Проблемы деятельности в советской психологии. Тезисы докл. к 5-му Всесоюзному съезду общества психологов. - Ч. 1. - М., 2010. – С. 93 – 137. 18. Добрынин, Н. Ф. О селективности и динамике внимания. // Вопросы психологии, 1999. 19. Добрынин, Н. Ф. О новых исследованиях внимания// Вопросы психологии. - 2002. - №3 - С. 121 – 128 20. Кабыльницкая, С. Л. Экспериментальное формирование внимания. – М.: изд-во Моск. Ун-та, 2013. – 101 с. 21. Козырева, Л. М. Как стать внимательным. Академия развития, Академия Холдинг., 1984. - 32 с. 22. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребёнка от рождения до 17 лет: учебное пособие. 5-е изд. – М.: изд-во УРАО, 2013. – 176 с. 23. Левитина, С. С. Можно ли управлять вниманием ребёнка. – М., 2003 – 235 с. 24. Маклаков, А. Г. Общая психология. – Питер., 2003 – 592 с. 25. Микадзе, Ю.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников / Ю.В. Микадзе, Н.К. Корсаков – М., 2014. 26. Московкина, А. Г., Анисимова И. В. Как помочь ребёнку с нарушениями внимания// Дефектология. - 2002. - № 1. - С. 61-63. 27. Мухина, В. С. Феноменология развития и бытия личности.- М.: Московский психолого-социальный институт. Воронеж: НПО «МОДЭК», 2008. – 640 с. 28. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. ВУЗов – 6-е изд., стереотип; - М.: Изд. центр «Академия», 2007. – 456 с. 29. Мухина, В. С.Психология детства и отрочества. Учебник для Вузов. – М.: Институт практич. психологии, 2006. – 488 с. 30. Немов, Р. С. Общая психология. – М.: Владос, 2012. – 460 с. 31. Немов, Р. С. Возрастная психология. - М.: Владос, 2012. – 463 с. 32. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология. Учеб. пособие. – М.: Педагогическое общество России. – 2003. – 442 с. 33. Петровский, В. А. Индивидуальные особенности самоконтроля при организации внимания // Вопросы психологии, 2001. № 5. – С. 48-50. 34. Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов / под ред. А. В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. – М.: 1976. – 154 с. 35. Психология / под ред. Ковалёва А. Г., Степанова А. А., Шабалина С. Н. – П., М.: 1990. – 445 с.
Отрывок из работы

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1 Сущность понятия «внимание». Классификация, виды, функции внимания Внимание представляет собой психологический феномен в отношении которого до настоящего времени среди психологов нет единого мнения. С одной стороны, в психологической литературе рассматривается вопрос о существовании внимания как самостоятельного психического явления. Некоторые авторы утверждают, что внимание не может рассматриваться как самостоятельное явление, поскольку оно в той или иной мере присутствует в любом другом психическом процессе. Другие наоборот, отстаивают самостоятельность внимания как психического процесса. С другой стороны существуют разногласия в том, к какому классу психических явлений следует отнести внимание. Одни считают, что внимание – это познавательный психический процесс. Другие связывают внимание с волей и деятельностью человека основываясь на том, что любая деятельность, в том числе и познавательная, невозможна без внимания, а само внимание требует проявления определенных волевых усилий [18, с. 206]. Представим себе школьника, выполняющего домашнее задание по математике. Он целиком углублен в решение задачи, сосредоточен на ней, обдумывает ее условия, переходит от одного вычисления к другому. Характеризуя каждый из этих эпизодов мы можем сказать, что он обращает внимание на те предметы, которые он выделяет из других. Во всех этих случаях можно говорить о том, что его психическая деятельность на что – то направлена или на чем – то сосредоточена. Эту направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем – либо определенном Маклаков А.Г. называет вниманием [18, с. 210]. В свою очередь Маклаков А.Г. считает, что под направленностью психической деятельности следует подразумевать ее избирательный характер, т.е. выделение из окружения значимых для субъекта конкретных предметов, явлений или выбор определенного рода психической деятельности. В понятие направленности включается также и сохранение деятельности на определенный промежуток времени. Недостаточно только выбрать ту или иную деятельность, чтобы быть внимательным, - надо удержать этот выбор, сохранить его [10, с.28-34]. Другой характеристикой внимания является сосредоточенность. Под сосредоточенностью Маклаков А.Г.подразумевает большую или меньшую углубленность в деятельность. Очевидно, что чем сложнее задача, тем большей должна быть интенсивность и напряженность внимания, т.е. требуется большая углубленность. С другой стороны сосредоточенность связана с отвлечением от всего постороннего. Направленность и сосредоточенность тесно связаны между собой. Одно не может существовать без другого. Когда человек направляет на что – либо свое внимание, то одновременно с этим он сосредотачивается на этом. И наоборот, когда человек сосредотачивается на чем – либо, то он направляет на это свою психическую деятельность. Но несмотря на тесную связь между ними, эти понятия не являются тождественными. Направленность связана с переходом от одного занятия к другому, а сосредоточение – с углубленностью в занятие [18, с.207].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg