Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

РАЗВИТИЕ КАЧЕСТВ ВЫНОСЛИВОСТИ У УЧАЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

NLatipova 520 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 70 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 21.12.2017
Физическое развитие выступает одним из важнейших элементов всестороннего развития детей, подготовки их к самостоятельной жизни и труду. Исследования многих учёных посвящены изучению развития двигательной сферы умственно отсталых школьников, разрабатывались вопросы коррекции их двигательных нарушений и моторики. Зачастую нарушение интеллекта у ребенка сочетается с аномальным развитием двигательной сферы, становление которой неотделимо от познания мира, овладения речью, трудовыми навыками. Одной из главных причин, затрудняющих формирование у умственно отсталых детей двигательных умений и навыков, являются нарушения моторики, которые отрицательно сказываются не только на физическом развитии, но и на социализации личности, развитии познавательной и трудовой деятельности, последующей трудовой адаптации.
Введение

«Здoрoвые дети – здoровoе oбществo»: именно эту идею высказывает руководство нашей страны о здоровье будущего поколения, что подтверждает одну из приоритетных задач государства. Физическое воспитание детей и подростков – это формирование знаний, умений и навыков физической культуры и спорта с целью поддержания здоровья нации в целом и подрастающего поколения в частности, а так же коррекции умственной и физической работоспособности граждан России и будущих защитников Отечества. [42] На протяжении многих лет клинические наблюдения исследователей проблемы и практический опыт отечественных врачей и дефектологов отмечают, что учащиеся специальной коррекционной школы VIII вида особенно нуждаются в повышении двигательной активности. Коррекция нарушений моторики и расширение двигательных возможностей умственно отсталых детей являются главными условиями подготовки его к жизни и, в последующем, к самостоятельному труду. Решение проблемы физического воспитания школьников с умственной отсталостью приобретает особую педагогическую и социальную значимость, однако всегда имеет определенные трудности в связи с тем, что нарушения интеллекта этих детей зачастую связаны c нарушением моторных функций, отставанием и дефектами двигательной сферы. Так, по данным А. А. Дмитриева, учащиеся c проблемами интеллекта имеют нарушения физического развития, недостатки в развитии движений, нарушения в развитии основных физических качеств. [21, 20] Именно уроки физической культуры выступают основной формой физического воспитания в специальной коррекционной школе VIII вида. Но, к сожалению, количество часов в учебном процессе весьма незначительно. А поскольку для умственно отсталых детей двигательный режим является одной из коррекционно-компенсаторной и лечебно-оздоровительной реабилитации, то их недельный режим занятий физическими упражнениями должен быть не только еще больше, но и качественно иным. В связи с этим в системе специального образования адаптивная физическая культура выступает немаловажной частью коррекционно-развивающего процесса. Коррекция двигательных нарушений посредством адаптивной физической культуры является важным направлением учебно-воспитательной работы в специальных (коррекционных) учреждениях, поскольку движение неотделимо от овладения речью, познания мира, развития познавательной деятельности и созревания личности. [62] Одним из компонентов физических качеств наряду c силой, быстротой, ловкостью и гибкостью и скоростно-силовыми качествами является выносливость. Развитие выносливости способствует более эффективной адаптации организма, к неблагоприятным условиям окружающей среды, улучшает деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, улучшает обмен веществ, а так же улучшает физическую подготовленность. В основе работоспособности лежит именно выносливость, поэтому необходимо уделить особое внимание её развитию и совершенствованию. Выносливость служит базой для развития всех физических качеств и является основой успешного освоения любого вида деятельности. Вопросами изучения выносливости детей с умственной отсталостью занимались Е. С. Черник, Б. В. Сермеев, Р. А. Белов, А. С.Самыличев, А. А. Дмитриев, Н. А. Козленко, Л. В.Шапкова, Г.П. Болонов, Г. А. Садыкова. Объект: выносливость детей с умственной отсталостью Предмет: процесс развития выносливости у учащихся с умственной отсталостью на уроках физической культуры в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида. Цель: исследовать состояние проблемы развития качеств выносливости умственно отсталых учащихся старших классов. Для реализации поставленной цели, нами были сформулированы следующие задачи: 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; 2. На основе теоретического анализа литературы определить характеристики выносливости у детей с умственной отсталостью в школе VIII вида; 3. Определить содержание диагностического блока, направленного на исследование уровня развития навыков выносливости у учащихся 15-16 лет c умственной отсталостью на уроках физической культуры в школе VIII вида; 4. Исследовать уровень развития качеств выносливости у учащихся 15-16 лет c умственной отсталостью на уроках физической культуры в школе VIII вида; 5. Определить содержание работы по развитию качеств выносливости учащихся 15-16 лет c умственной отсталостью на уроках физической культуры в школе VIII вида. Для решения поставленных задач использовались следующие методы: 1) теоретический анализ литературных источников; 2) изучение медицинской и учебной документации; 3) методы контрольного тестирования; 4) педагогическое наблюдение; 5) сравнительный метод Гипотеза исследования заключается в том, выявление основных компонентов выносливости и изучение их сформированности у умственно отсталых учащихся будет способствовать конкретизации методических рекомендаций по развитию качеств выносливости у детей с интеллектуальной недостаточностью. Новизна исследования состоит в том, что: обоснована необходимость развития физической выносливости умственно отсталых детей в специальных (коррекционных) школах VIII-го вида; определён комплекс занятий по физическому воспитанию умственно отсталых детей, направленных на развитие качеств выносливости; определены комплексы тестов для оценки качеств выносливости умственно отсталых детей. Теоретическая значимость заключается в обработке данных о выносливости умственно отсталых школьников и подборе наиболее эффективных, на наш взгляд, методик. Практическая значимость: отличительной чертой настоящего исследования является его практическая ценность, поскольку проведено оно на базе МБОУ «Школа для обучающихся c ограниченными возможностями здоровья» г.Мытищи. Научно обоснованы последовательность и особенности педагогического контроля в системе физической культуры. На основании полученных данных разработаны методические указания, направленные на развитие качеств выносливости школьников c умственной отсталостью. Теоретико-методологическую основу исследования составляют положения олигофренопедагогики, представленные в трудах JI.C. Выготского, А.Н. Граборова, С.Я. Рубинштейна; достижения современной теории и методики физической культуры по изучению структуры двигательной деятельности человека, изложенные в трудах В.К. Бальсевича, В.М. Выдрина, Л.П. Матвеева, Ю.Ф. Курамшина и др.; современные концепции физического воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья Б.В. Сермеева, Н.В. Астафьева, A.C. Самыличева, A.A. Дмитриева, и др.; теория адаптивной физической культуры С.П. Евсеева и Л.В. Шапковой. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключительной части, списка литературы и приложения.
Содержание

Введение Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования 1.1. Психолого-педагогическая характеристика состава учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида 1.2. Качества выносливости: понятие, сущностные характеристики 1.3. Анализ программно-методического обеспечения процесса развития выносливости в специальной (коррекционной) школе VIII вида Глава 2. Исследование уровня сформированности качеств выносливости у учащихся возраста 15-16 лет с умственной отсталостью в специальной (коррекционной) школе VIII вида 2.1. Организация исследования и методика констатирующего исследования 2.2. Анализ полученных результатов 2.3. Содержание и направление работы по развитию качеств выносливости у учащихся возраста 15-16 лет с умственной отсталостью в специальной (коррекционной) школе VIII вида Заключение Список литературы Приложения
Список литературы

1. Азбука здоровья: Программа специальной (коррекционной) школы по лечебной физической культуре для детей с нарушением интеллекта 1-4 классов / сост. Г. И. Гербцова. – СПб.: Образование, 1994. – 41 с. 2. Амасьянц Р. А. Клиника интеллектуальных нарушений. Учебник / Р. А. Амасьянц, Э. А. Амасьянц – М.: Педагогическое общество России, 2009. – 320 с. 3. Астафьев Н. В. Дополнительное физкультурно-спортивное образование умственно отсталых школьников : Диссертация. д-ра пед. наук. – Омск, 1997 – 313 c. 4. Астафьев Н. В. Концепция дополнительного образования умственно отсталых школьников / Н. В. Астафьев, А. С. Самыличев – М.: Просвещение, 1997. – 564 с. 5. Ашмарин Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: пособие для студ., аспир. и препод. ин-тов физ. культ. / Б. А. Ашмарин– М.: Физкультура и спорт, 1978. – 223 с. 6. Бабенкова Р. Д. Внеклассная работа по физическому воспитанию во вспомогательной школе: метод. пособие. / Р. Д. Бабенкова, С. Ю. Юровский, Б. И. Захарин; под ред. Р. Д. Бабенковой. – М.: Просвещение, 1997. – 67 с. 7. Бгажнокова И. М. Коррекционные задачи и основные направления в организации воспитательного процесса в детском доме (интернате) для детей с нарушением интеллекта / И. М. Бгажнокова // Дефектология. – 1995. – №5. – С. 30-38. 8. Блюмина М. Г. Клиника и этиология умственной отсталости // Воспи-тание и обучение детей во вспомогательной школе / М. Г. Блюмина; под ред. В. В. Воронковой, 1994. 9. Вайзман Н. П. Психомоторика детей-олигофренов / Н. П. Вайзман – Москва : Педагогика, 1976. – 104 с. 10. Вайзман Н. П. Психомоторика умственно отсталых детей. – М.: Аграф, 1997. – 128 с. 11. Веневцев С. И. Адаптивный спорт для лиц с нарушениями интеллекта: Метод. пособие. – 2-е изд. доп. и испр. – М.: Советский спорт, 2004. – 92. С. [31-33] 12. Веневцев С. И. Оздоровление и коррекция психофизического развития учащихся начальных классов специальных (коррекционных) школ VIII вида в процессе обучения : Дис. канд. пед. наук / С. И. Веневцев. – Красноярск, 2000. – 155 c. 13. Веневцев С. И. Оздоровление и коррекция психофизического развития детей с нарушением интеллекта средствами адаптивной физической культуры / С. И. Веневцев, А. А. Дмитриев. – М. : Советский спорт, 2004. – 104 с. 14. Выготский Л. С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский. – СПб.: Лань, 2003. – 654 с. 15. Гелецкий В. М. Теория и методика физической культуры: учебное пособие / В. М. Гелецкий. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2014. ? 433 с. 16. Годик М. А. Спортивная метрология : учеб. для ин-тов физ. куль­туры / М. А. Годик. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 192 с. 17. Горская И. Ю. Координационные способности школьников с нарушением интеллекта: Учеб. пособие. / И. Ю. Горская, Т. В. Синельникова. – Омск: СибГАФК, 1999. – 345 с. 18. Дмитриев А. А. Коррекционно-педагогическая работа по развитию двигательной сферы учащихся с нарушением интеллектуального развития: Учеб. пособие / А. А. Дмитриев. – 2-е изд. – М. : МПСИ, 2004. – 224 с. 19. Дмитриев А. А. Коррекция двигательных нарушений у учащихся вспомогательных школ средствами физического воспитания: метод. пособие / А. А. Дмитриев. – Красноярск, 1987. – 156 с. 20. Дмитриев А. А. Коррекция двигательных нарушений у учащихся вспомогательных школ средствами физического воспитания: автореф. дис. к.п.н. / А. А. Дмитриев. – Красноярск, 1987. – 39 с. 21. Дмитриев А. А. Организация двигательной активности умственно отсталых детей / А. А. Дмитриев. – М. : Сов. спорт, 1991. – 32 с. 22. Дмитриев А. А. Физическая культура в специальном образовании: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. А. Дмитриев – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 176 с. 23. Егер К. Юным спортсменам о тренировке / Клаус Егер, Г. Оелыплегель. – М., Физкультура и спорт, 1975. –159 с. 24. Евсеев С. П. Адаптивный спорт для лиц с интеллектуальными нарушениями: состояние и перспективы развития / С. П. Евсеев // Адаптивная физическая культура. – 2012. - №2. – С. 2-11. 25. Евсеев С. П. Адаптивная физическая культура: Учеб. пособие. – 2-е изд., стереотип / С. П. Евсеев, Л. В. Шапкова – М: Советский спорт, 2004. – 240 с. 26. Епифанцева Т. Б. Настольная книга педагога-дефектолога / Под ред. Епифанцева Т. О. – 2-е изд. Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 486 с. 27. Ефремова Е. В. Выносливость и её совершенствование на уроках физической культуры / Е. В. Ефремова, В. Б. Грязнов //Физическая культура в школе – 2014. – №1 – с. 27-28 28. Жуковин И. Ю. Развитие двигательных способностей учащихся старших классов вспомогательных школ на уроках физической культуры спортивно-треннировочной направленности: автореф. дис. канд. пед. наук / И. Ю. Жуковин – Красноярск, 2000. – 168 с. 29. Забрамная С. Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения: учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / С. Д. Забрамная – М. : Просвещение, 1988. – 94 с. 30. Захаров Е. Н. Энциклопедия физической подготовки / Е. Н. Захаров, А. В. Карасев, А. А. Сафонов; под общей ред. А. В. Карасева. – М.: Лептос, 1994. – 368 с. 31. Козленко Н.А. Физическое воспитание в системе коррекционно-воспитательной работы вспомогательной школы / Н. А. Козленко // Дефектология. – 1991. – №2. – С. 33-37. 32. Лях В. И. Координационные способности: диагностика и развитие / В. И. Лях – М. : ТВТ Дивизион, 2006. – 290 с. 33. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: учебник / Ю. Ф. Курамшин. – М. : Советский спорт, 2003. – 464 с. 34. Курдыбайло С. Ф. Врачебный контроль в адаптивной физической культуре: Учеб. пособие. / С. Ф. Курдыбайло, С. П. Евсеев, Г. В. Герасимова; под общ. ред. д.м.н. С. Ф. Курдыбайло. – М. : Советский спорт, 2004. – 184 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. 1.1. Психолого-педагогическая характеристика состава учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида Многие учёные (Выготский Л. С., Лурия А. Р., Лебединская К. С. Лубовский В. И., Певзнер М. С., Сухарева Г. Е. и др.) в своих исследованиях к понятию «умственная отсталость» относят только те состояния, при которых отмечается стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, вызванное органическим повреждением коры головного мозга диффузного характера. А. Ю. Асанов считает, что «умственная отсталость является понятием не чисто клиническим, но медико-педагогическим. Умственной отсталостью называют стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие поражения головного мозга. [ 55, с 8] Умственная отсталость — это не просто «малое количество ума», это качественные изменения личности, всей её психики, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. При данной атипии развития страдает не только интеллект, но и воля, эмоции, поведение, физическое развитие. [29] Формы умственной отсталости многообразны и различаются по этиологии, патогенезу, времени возникновения, клиническим и психическим проявлениям и особенностям протекания. Умственная отсталость – не однородное состояние, она имеет множество проявлений, обусловленных врожденными или приобретенными причинами, включая неблагоприятные условия воспитания, которые могут влиять на увеличение дефекта. Причины умственной отсталости делятся на эндогенные и экзогенные. Генетическими причинами обусловлено около 50-70% дифференцированных форм умственной отсталости. К экзогенным факторам прежде всего относят внутриутробные инфекции. Также внешнесредовые факторы включают внутриутробное поражение плода нейротоксическими факторами физической или химической природы; недоношенность плода; нарушения в процессе родов (асфиксия, родовая травма); травмы головы, гипоксия головного мозга, инфекции с поражением центральной нервной системы; педагогическая запущенность в первые годы жизни у детей из неблагополучных семей. [59] Существует классификация форм олигофрений М.С. Певзнер. В этой классификации дана характеристика структуры интеллектуального дефекта и других расстройств, которые осложняют слабоумие и по-разному влияют на нарушение познавательной деятельности, а также различные нарушения работоспособности. М.С. Певзнер выделила следующие формы олигофрений: 1) неосложненная форма олигофрении; 2) олигофрения, осложненная нарушениями нейродинамических процессов; 3) олигофрения с психопатоподобными формами поведения; 4) олигофрения с выраженной лобной недостаточностью; 5) олигофрения, сопровождающаяся нарушениями работы различных анализаторов. Неосложненная форма олигофрении характеризуется диффузным поражением головного мозга, сопровождающимся уравновешенностью нервных процессов. Грубые поражения в пределах корковых анализаторов отсутствуют. Не наблюдается психомоторной расторможенности, аффективных расстройств, патологии влечений, судорожных припадков. Целенаправленность действий сохранена. Дети обычно дисциплинированные, спокойные. Личностные особенности, уровень достижений в интеллектуальной и трудовой деятельности, работоспособность зависят от степени интеллектуального недоразвития. Дети довольно быстро адаптируются в условиях коррекционной школы. Данная группа детей эмоционально привязана к членам семьи, учителям, сверстникам. В эмоциональной сфере достаточно сохранны - они могут огорчаться при неудачах, радоваться успехам. Это помогает им ориентироваться в окружающем мире, а также способствует усвоению определенных навыков поведения. [26 стр 10] При олигофрении, осложненной нейродинамическими расстройствами, интеллектуальное недоразвитие совмещено с нарушениями процессов активного возбуждения или торможения. У детей с преобладанием процессов активного возбуждения психическое развитие в целом страдает от двигательной расторможенности, повышенной импульсивности, частой отвлекаемости, а также аффективной неуравновешенности. Такие дети конфликтны, неусидчивы, невнимательны, непослушны, на замечания взрослых не реагируют. В процессе коррекционного обучения возбудимые дети становятся более трудоспособными. Данная группа детей легко социально адаптируется в обществе. Однако часто возникают конфликты по мелким поводам. Дети с преобладанием процессов торможения вялые, замедленные, инертные. Эта замедленность проявляется в снижении работоспособности, в низкой продуктивности. У таких детей слабо проявляется интерес к новому, они безразличны в учебной деятельности, психические процессы инертны. Учебный материал запоминают плохо, не успевают за одноклассниками. У подобных детей свой темп работы, торопить в работе их не нужно. С трудом идет переключение с одного вида деятельности на другой. В деятельности проявляется подражание. В разные периоды жизни или деятельности процессы возбуждения могут преобладать над процессами торможения, и наоборот.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg