«Здoрoвые дети – здoровoе oбществo»: именно эту идею высказывает руководство нашей страны о здоровье будущего поколения, что подтверждает одну из приоритетных задач государства.
Физическое воспитание детей и подростков – это формирование знаний, умений и навыков физической культуры и спорта с целью поддержания здоровья нации в целом и подрастающего поколения в частности, а так же коррекции умственной и физической работоспособности граждан России и будущих защитников Отечества. [42]
На протяжении многих лет клинические наблюдения исследователей проблемы и практический опыт отечественных врачей и дефектологов отмечают, что учащиеся специальной коррекционной школы VIII вида особенно нуждаются в повышении двигательной активности.
Коррекция нарушений моторики и расширение двигательных возможностей умственно отсталых детей являются главными условиями подготовки его к жизни и, в последующем, к самостоятельному труду.
Решение проблемы физического воспитания школьников с умственной отсталостью приобретает особую педагогическую и социальную значимость, однако всегда имеет определенные трудности в связи с тем, что нарушения интеллекта этих детей зачастую связаны c нарушением моторных функций, отставанием и дефектами двигательной сферы. Так, по данным А. А. Дмитриева, учащиеся c проблемами интеллекта имеют нарушения физического развития, недостатки в развитии движений, нарушения в развитии основных физических качеств. [21, 20]
Именно уроки физической культуры выступают основной формой физического воспитания в специальной коррекционной школе VIII вида. Но, к сожалению, количество часов в учебном процессе весьма незначительно. А поскольку для умственно отсталых детей двигательный режим является одной из коррекционно-компенсаторной и лечебно-оздоровительной реабилитации, то их недельный режим занятий физическими упражнениями должен быть не только еще больше, но и качественно иным.
В связи с этим в системе специального образования адаптивная физическая культура выступает немаловажной частью коррекционно-развивающего процесса.
Коррекция двигательных нарушений посредством адаптивной физической культуры является важным направлением учебно-воспитательной работы в специальных (коррекционных) учреждениях, поскольку движение неотделимо от овладения речью, познания мира, развития познавательной деятельности и созревания личности. [62]
Одним из компонентов физических качеств наряду c силой, быстротой, ловкостью и гибкостью и скоростно-силовыми качествами является выносливость. Развитие выносливости способствует более эффективной адаптации организма, к неблагоприятным условиям окружающей среды, улучшает деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, улучшает обмен веществ, а так же улучшает физическую подготовленность.
В основе работоспособности лежит именно выносливость, поэтому необходимо уделить особое внимание её развитию и совершенствованию. Выносливость служит базой для развития всех физических качеств и является основой успешного освоения любого вида деятельности.
Вопросами изучения выносливости детей с умственной отсталостью занимались Е. С. Черник, Б. В. Сермеев, Р. А. Белов, А. С.Самыличев, А. А. Дмитриев, Н. А. Козленко, Л. В.Шапкова, Г.П. Болонов, Г. А. Садыкова.
Объект: выносливость детей с умственной отсталостью
Предмет: процесс развития выносливости у учащихся с умственной отсталостью на уроках физической культуры в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Цель: исследовать состояние проблемы развития качеств выносливости умственно отсталых учащихся старших классов.
Для реализации поставленной цели, нами были сформулированы следующие задачи:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2. На основе теоретического анализа литературы определить характеристики выносливости у детей с умственной отсталостью в школе VIII вида;
3. Определить содержание диагностического блока, направленного на исследование уровня развития навыков выносливости у учащихся 15-16 лет c умственной отсталостью на уроках физической культуры в школе VIII вида;
4. Исследовать уровень развития качеств выносливости у учащихся 15-16 лет c умственной отсталостью на уроках физической культуры в школе VIII вида;
5. Определить содержание работы по развитию качеств выносливости учащихся 15-16 лет c умственной отсталостью на уроках физической культуры в школе VIII вида.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
1) теоретический анализ литературных источников;
2) изучение медицинской и учебной документации;
3) методы контрольного тестирования;
4) педагогическое наблюдение;
5) сравнительный метод
Гипотеза исследования заключается в том, выявление основных компонентов выносливости и изучение их сформированности у умственно отсталых учащихся будет способствовать конкретизации методических рекомендаций по развитию качеств выносливости у детей с интеллектуальной недостаточностью.
Новизна исследования состоит в том, что:
обоснована необходимость развития физической выносливости умственно отсталых детей в специальных (коррекционных) школах VIII-го вида;
определён комплекс занятий по физическому воспитанию умственно отсталых детей, направленных на развитие качеств выносливости;
определены комплексы тестов для оценки качеств выносливости умственно отсталых детей.
Теоретическая значимость заключается в обработке данных о выносливости умственно отсталых школьников и подборе наиболее эффективных, на наш взгляд, методик.
Практическая значимость: отличительной чертой настоящего исследования является его практическая ценность, поскольку проведено оно на базе МБОУ «Школа для обучающихся c ограниченными возможностями здоровья» г.Мытищи. Научно обоснованы последовательность и особенности педагогического контроля в системе физической культуры. На основании полученных данных разработаны методические указания, направленные на развитие качеств выносливости школьников c умственной отсталостью.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют положения олигофренопедагогики, представленные в трудах JI.C. Выготского, А.Н. Граборова, С.Я. Рубинштейна; достижения современной теории и методики физической культуры по изучению структуры двигательной деятельности человека, изложенные в трудах В.К. Бальсевича, В.М. Выдрина, Л.П. Матвеева, Ю.Ф. Курамшина и др.; современные концепции физического воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья Б.В. Сермеева, Н.В. Астафьева, A.C. Самыличева, A.A. Дмитриева, и др.; теория адаптивной физической культуры С.П. Евсеева и Л.В. Шапковой.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключительной части, списка литературы и приложения.