Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

NLatipova 490 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 63 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 21.12.2017
В дипломной работе были изучены общие проблемы формирования предметно-специфического мышления, определена сущность и структура об-ществоведческого мышления, рассмотрена основа его формирования. Необходимость проведения данного исследования была обусловлена тем, что выпускники современной школы должны уметь справляться с возникающими проблемами, самостоятельно принимать решения и отвечать за них в ситуациях выбора, обладать способностью прогнозировать их последствия, готовность к подлинно свободному мышлению и поведению и тем самым активно влиять на современный человеку социум. Эта задача может быть решена только в том случае, если будет сформировано обществоведческое мышление, которое мы рассматривали как одно из разновидностей предметно - специфического мышления.
Введение

Последние годы в российском образовании ознаменовались значитель-ными изменениями в структуре и содержании обществоведческих дисциплин. Была проведена реформа образовательной системы, вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Экономические и политические разногласия в международных отношениях с странами Запада консолидировали и объединили общество на таких фундаментальных основаниях, как любовь к своей Родине, патриотизм, желание политической и экономической стабильности. В таких условиях вопрос структуры и содержания обществоведческого курса, его наполнения, используемых методов и способов обучения в школе становится особенного важным. Формирование обществоведческого мышления занимает значительную часть содержания курса «Обществознания», что и обусловливает его актуальность на сегодняшний день. Согласно Приказу Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413, утвердившему ФГОС среднего общего образования (10-11 кл.), к результатам освоения основной образовательной программы предъявляются, в частности, такие требования, как «сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире»; осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения», осуществление которых в первую очередь требует развития у учащихся обществоведческого мышления. Объектом исследования выступает обществоведческое мышление. Предмет исследования:формирование обществоведческого мышления учащихся средней школы в процессе изучения курса «Обществознание». Цель нашего исследования - установить и сформулировать методиче-ские рекомендации, которые помогут учителю сформировать у учащегося основы обществоведческого мышления в процессе изучения курса «Обществознание». Цель исследования обусловила постановку следующих задач: 1. Изучить общую проблему формирования предметно-специфического мышления у учащихся средней школы. 2. Определить сущность и структуру обществоведческого мышления. 3. Рассмотреть основы формирования обществоведческого мышления. 4. Ознакомиться с требованиями ФГОС к преподаванию обществоз-нания в средней школе. 5. Провести сравнительный анализ учебников по обществознанию, выявить способы формирования обществоведческого мышления в современной практике преподавания 6. Сформулировать методические рекомендации по формированию обществоведческого мышления на примере одного урока Методы исследования: в нашей дипломной работе применяются общенаучные методы, в том числе синтез и анализ эмпирического материала, описательный метод, позволяющий обобщить и классифицировать полученные данные. Теоретическая значимость работызаключается в уточнении понятия «обществоведческое мышление» как разновидности предметно-специфического мышления учащихся средней школы. Практическая ценность исследования состоит возможности примене-ния его материалов и результатов в подготовке уроков и циклов уроков по курсу «Обществознание» в средней школе. Объем и структура работы. Диплом выполнен на ** страницах машинописного текста, состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария, списка использованной литературы и приложений.
Содержание

Введение Глава 1.Методологические и теоретические основы формирования обществоведческого мышления учащихся средней школы 1.1 Проблема формирования предметно-специфического мышления в педагогической литературе 1.2 Сущность и структура обществоведческого мышления 1.3 Основы формирования обществоведческого мышления Глава 2. Формирование обществоведческого мышления на уроках курса «Обществознание» 2.1 Требования ФГОС к преподаванию обществознания в средней школе 2.2 Работа с обществоведческим мышлением в современной практике преподавания: сравнительный анализ учебников 2.3 Методические рекомендации по формированию обществоведческого мышления. План-конспект урока Заключение Список использованных источников
Список литературы

1) Балановский В.В. Кант versus Владимир Соловьёв: Гносеология с рефлексией и без таковой//Кантовский сборник. 2011. №2.[Электронный ресурс]. URL:http://cyberleninka.ru/article/n/kant-versus-vladimir-soloviev-gnoseologiya-s-refleksiey-i-bez-takovoy (дата обращения: 01.06.2016). 2) Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). Екатеринбург. 2000. 3) Богданов И. В. Психология мышления. 1999. [Электронный ре-сурс]. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/bogd/07.php (дата обращения 25.05.2016). 4) Боголюбов Л.Н. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень. Методические рекомендации. Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 2014. 5) Боголюбов Л.Н. Школьное обществознание в 30 - 80-х годах/ Л.Н. Боголюбов // Обществознание в школе. - 1997 №. - 3. –c.24-32. 6) Бошев В.И. Возрастные требования к разработке курса обществознания /В. Бошев, И. Фрумин // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2000. №1. - С.63-69. 7) Вертгеймер М. Продуктивное мышление. /М. Вертгеймер, - М.: Педагогика, 1987. - 535 с 8) Гадамер Г.Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики / Г.Г. Гадамер. - М.: Прогресс, 1988 - 699 с. 9) Глебова М. В. Философские основы проблемы развития продук-тивного мышления // Общество: социология, психология, педагогика. 2011. №3-4. [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/filosofskie-osnovy-problemy-razvitiya-produktivnogo-myshleniya (дата обращения: 04.06.2016). 10) Голыдова Т.Н. Модернизация образования как ступень развития культуры деятельности и личностная ориентация содержания образования / Т.Н. Гольцова // Модернизация системы подготовки специалистов на основе принципа культуросообразности. Тезисы областной научно-практической конференции.21 ноября 2002 года. - Тюмень, 2002. - 95 с. 11) Дианова Р.И. Вступительный экзамен по обществознанию: опыт последних лет / Р.П. Дианова, М.Ю. Брандт // Обществознание в школе. - 1997. - №2. - С.49-54 12) Днепров Э.Д. Школьная реформа между "вчера" и "завтра". /Э.Д. Днепров. - М.: 1999. - 186 с. 13) Дрязгунов К.В. Формирование дивергентного мышления старше-классников на уроках обществознания//Образование и общество. 2003. №1. [Электронный ресурс]. URL: http://education.rekom.ru/1_2003/40.html(дата обращения: 29.05.2016). 14) Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб.пособие для студ. высш. пед учеб заведений. /В.В. Загвязнский, Р.А. Атаханов. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 208 с. 15) Зеер Э.Ф. Ключевые квалификации и компетенции в личностно ориентированном профессиональном образовании /Э.Ф. Зеер // Образование и наука. - 2000. - №3 (5). - С.90-102. 16) Зеер Э.Ф., Шахматова О.Н. Личностно ориентированные технологии профессионального развития специалиста: Науч-метод. пособие. / Э.Ф. Зеер. - Екатеринбург, изд-во Урал.гос. проф. - пед. ун-та, 1999. - 245 с. 17) Ильенков Э.В. Дидактика и диалектика /Э.В. Ильенков // Вопросы философии. - 1974. - №2. - С.75-85. 18) Калин В.К., Панченко В.И. Изучение волевой активности школьников связи с особенностями их продуктивного мышления // Вопросы психологии. 1980. - № 2. - С. 93-99. 19) Кириленко Г.Г. Краткий философский словарь /Г.Г. Кириленко, Е.В. Шевцов. – М. : АСТ (и др.), 2010. – 479 с. 20) Кравченко А. И. Обществознание: программа курса для 8—9 и 10—11 клас- сов общеобразовательных учреждений / А.И. Кравченко —. 9-е изд. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2013. [Электронный ресурс]. URL:http://русское-слово.рф/methodical/programs/Obs_Kravc_P_8-11_Ver.pdf (дата обращения: 05.06.2016). 21) Круглый стол: Образование в меняющемся мире // Образование и наука. - 2001. - №2 (8). - С.156-179. 22) Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов /Н. Г. Комлев. - Москва :Эксмо, 2006. – 669 с. 23) Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории: Пособие для учителя / И.Я. Лернер. - М., 1982. - 191 с. 24) Маркова А.К. Психология профессионализма /А.К. Маркова. - М., 1999. - 326 с. 25) Милованова Н.Г., Прудаева В.Н. Модернизация российского образования в вопросах и ответах / Н.Г. Милованова, В.Н. Прудаева. - Тюмень, Издательство "Вектор Бук", 2002. - 30 с. 26) Cошников А. Е. Понятие компетенции в образовательном стандарте третьего поколения // Современная педагогика. 2015. № 8 [Электронный ресурс]. URL:http://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4837 (дата обращения: 15.05.2016). 27) Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ[Электронный ресурс]. URL:http://consultant.ru/document/cons_doc_LAW_14014/ (дата обращения: 03.06.2016). 28) Федеральный перечень учебников на 2013-2014 уч. год. [Электронный ресурс]. URL:минобрнауки.рф/документы/2873/файл/13721/12.11.28-учебники.pdf (дата обращения: 09.06.2016). 29) Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. [Электронный ресурс]. URL:минобрнауки.рф/документы/543 (дата обращения: 08.06.2016).
Отрывок из работы

Глава 1. Методологические и теоретические основы формирования обществоведческого мышления учащихся средней школы 1.1 Проблема предметно-специфического мышления в психолого-педагогической литературе. Проблемы мышления обсуждаются в научной и философской литературе объемно и в различных аспектах. И. Кант говорил, что «для ученого мышление составляет питание, без которого он, пребывая в одиночестве и бодрствуя, не может жить»[Кант 2013: 17]. В.С. Соловьев рассматривал мышление в качестве одной из трех основных (наряду с чувством и деятельной волей) форм бытия. В частности, он писал: основные формы общечеловеческой жизни должны иметь свой источник в началах, определяющих самую природу человека. Природа человека, как такового, представляет три основные формы бытия: чувство, мышление, деятельную волю; каждая из них имеет две стороны - исключительно личную и общественную [В.В. Балановский]. Если рассматривать Советскую философскую энциклопедию, то она рассматривает мышление как: «высшую форму активного отражения объективной реальности, состоящую в целенаправленном, опосредованном и обобщенном познании субъектом существенных связей и отношений предметов и явлений, в творческом созидании новых идей, в прогнозировании событий и действий», которая «возникает и реализуется в процессе постановки и решении теоретических и практических проблем»[Философский энциклопедический словарь— М.: Советская энциклопедия1983: 382]. Более современные издания философских словарей предлагают такую эволюцию понятия мышления: «внутреннее, активное стремление овладеть своими собственными представлениями, понятиями, побуждениями чувств и воли, воспоминаниями, ожиданиями и т.д. с той целью, чтобы получить необходимую для овладения ситуацией директиву. Мышление, которое, по своей структуре, может быть познающим или эмоциональным, состоит в постоянной перегруппировке всех возможных содержаний сознания и образовании или разрушении существующих между ними связей, при этом может выделяться результат содержания сознания, который принимает сравнительно-определенную форму и который может быть назван мыслью. Форма мысли в нормальныхусловиях есть ее языковое выражение» [Философский энциклопедический словарь 2010]. Уже на данном этапе следует отметить существование не только мышления познающего, но и мышления эмоционального. Кроме того, способ мышления, выбор мышления в том или ином случае зависит от того, что собой представляет человек и что определяет его индивидуальность. Исходя из этого определения, нельзя не отметить очевидную взаимообусловленность мысли и мышления, таким образом, можно говорить о том, что в предельном широком смысле способ мышления определяет мысли человека. На сегодняшний день в психологической науке существу-ет классификация видов и типов мышления [И.В.Богданов 1999]. Обратимся к ней.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 38 страниц
390 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg