Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С АГРЕССИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В ГРУППЕВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА

NLatipova 390 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 57 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 21.12.2017
После проведенных исследований можно сделать следующие выводы. Основные проявления агрессии - это неуправляемые вспышки ярости, гнева, разрушительного возбуждения; физические, словесные и другие виды агрессии, связанные с усвоением норм и правил, неприемлемых для всего общества (как правило, это бывает связано с особенностями социализации, с закреплением норм антиобщественного поведения). Кроме этого, различные виды агрессии связанны с недостаточной освоенностью норм и правил поведения в обществе или с недостаточной сформированностью собственных средств самоуправления в действиях и поступках (недостаточная обученность и воспитанность). Все виды вышеописанных действий, одними наблюдателями интерпретируются как агрессивные (вызывают у них подозрение в посягательстве на чьи-то права, попытке причинить вред), а у других наблюдателей связываются с проявлениями активности, настойчивости. Агрессивное поведение понимается как специфическая форма действий человека, демонстрирующая превосходство, возможность причинения ущерба или причинения такового живому существу (или неживому объекту). Так же агрессивное поведение служит формой реагирования физического и психического дискомфорта, стрессов, фрустраций. Кроме того, оно может выступать в качестве средства достижения какой-либо значимой цели, в том числе повышения собственного статуса за счет самоутверждения.
Введение

Учащение агрессивных проявлений является сегодня одной из острейших социальных проблем нашего общества. Агрессия, в какой бы форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу. С давних времен человечество проявляло интерес к феномену агрессии. И в наше время агрессия является предметом активных научно-практичных исследований. Особенно тревожит тот факт, что агрессивные проявления у детей наблюдаются уже в начальной школе, от чего страдают и дети, и их учителя, и родители. Стрессы повседневной жизни, распад традиционной структуры семьи, ошибки воспитания, информационная усталость, обилие насилия на телеэкранах – эти и другие причины ведут к усилению тревожности и агрессивности у детей [16 c.20]. Агрессивные проявления у детей являются одной из наиболее острых проблем не только для работников сферы образования, но и для общества в целом. Рост детской преступности, увеличение числа детей, проявляющих агрессию в повседневной жизни, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным изучение агрессивности является в младшем возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные корректирующие меры. Агрессивное поведение встречается у большинства детей. Однако у ряда детей агрессивное поведение становится устойчивой характеристикой личности. В итоге у ребенка возникают сложности с самореализацией, личностным развитием, общением с окружающими людьми. Ребенок с агрессивным поведением создает массу проблем не только окружающим, но и самому себе. Незрелая детская психика не в состоянии совладать с фрустрирующими влияниями без грамотной помощи взрослого. Учителю младших классов, психологу и родителям мало знать и учитывать особенности проявления агрессии у детей, нужно быть осведомленным о комплексе факторов, порождающих агрессию. Как известно, профилактика лучше лечения, и речь об успешной борьбе с детской агрессией может идти только тогда, когда прилагаются все усилия по устранению провоцирующих агрессию факторов [16 c.21]. В государственной системе защиты прав несовершеннолетних особое место принадлежит сети учреждений социальной помощи нового типа – социально-реабилитационные центры, социальные приюты для детей и подростков. Необходимость создания таких учреждений объясняется ростом числа семей и детей, нуждающихся в социальной помощи. Социально-реабилитационные учреждения для детей и подростков являются местом, где дети, оставшиеся без родительского попечения, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, получают материальную, правовую, медицинскую, психолого-педагогическую помощь. Решением проблемы помощи ребенку осложняется тем, что срок пребывания в социально-реабилитационном учреждении составляет от 3 до 6 месяцев, что затрудняет реализацию коррекционно-реабилитационной работы в полной мере. Поэтому, особую сложность составляет решение проблемы оказание помощи ребенку в период его дальнейшего жизнеустройства. Также особо острой становится проблема психологической помощи детям, находящихся в социально-реабилитационных учреждениях. Первая проблема, с которой сталкиваются сотрудники социально-реабилитационного центра, - то состояние психического здоровья детей. Эти дети имеют негативный жизненный опыт семейных отношений. Именно условие жизни и воспитания в неблагополучной семье приводят к нарушениям в эмоциональной сфере детей. У детей, находящихся в социально-реабилитационных учреждениях, имеются трудности в общении. Большинство детей с трудом вступают в контакт со сверстниками и взрослыми. Их коммуникативная деятельность оказывается ограниченной. Дети часто испытывают дефицит социального признания собственной ценности со стороны окружающих, что затрудняет нормальное развитие их личности. Наблюдение за этими детьми дает возможность делать вывод, что наиболее деструктивному влиянию подвергается их эмоциональная сфера. Важным этапом социальной реабилитации детей и подростков в центре является диагностика, которую комплексно ведут врачи, психолог, воспитатели, социальные педагоги. При необходимости ребёнок проходит обследование в областной психолого-медико-педагогической консультации. Также необходимо учитывать тот факт, что к детям, агрессивность которых имеет разное происхождение и разную природу, необходимо применять дифференцированный коррекционный подход. В этих условиях становится актуальным анализ причин агрессивного поведения младших школьников. Если агрессия как общий психический и социальный феномен часто выступает предметом исследований, как в нашей стране, так и за рубежом ( О.Ф. Кернберг[13], , А. Басc[2], Л. Берковиц[4], Т.Г. Румянцева[24] и т.д.), то причины, порождающие ее у детей, освещены недостаточно. Таким образом, тема «Психологическое сопровождение младших школьников с агрессивным поведением в группе временного пребывания в условиях социально-реабилитационного центра» актуальна, как в теоретическом, так и в практическом плане. Объект исследования – агрессивное поведение младших школьников. Предмет исследования – психологическое сопровождение младших школьников с агрессивным поведением в реабилитационных центрах. Цель исследования – на основании теоретического исследования и анализа эмпирических данных изучить возможности психологического сопровождения младших школьников с агрессивным поведением в группе временного пребывания в условиях социально-реабилитационного центра. Гипотеза исследования – если воспитатель социально-реабилитационного центра систематически организует работу по снижению уровня агрессивности, формирования навыков эффективного общения, эмоционального самоконтроля, то это является содержанием психологического сопровождения и способствует снижению уровня агрессивного поведения детей. Для проверки выдвинутой гипотезы и реализации поставленной цели планируется выполнение следующих задач: ? описать феноменологию агрессивного поведения человека; ? рассмотреть особенности и причины агрессивного поведения детей младшего школьного возраста; ? рассмотреть формы и методы психологического сопровождения детей в условиях социально-реабилитационного центра; ? спланировать и внедрить программу формирующего эксперимента по сопровождению младших школьников с агрессивным поведением; ? провести контрольное исследование; ? сформировать выводы и разработать рекомендации для педагогов. Методы: теоретический анализ, формирующий эксперимент, наблюдение, анкетирование, тестирование. База исследования: ГБУ "Социально-реабилитационный центр для детей и подростков" г. Нелидово. Структура работы: работа состоит из введения, 2 глав, списка литературы и приложения.
Содержание

Введение 3 Глава I. Теоретические аспекты психологического сопровождения младших школьников с агрессивным поведением в группе временного пребывания в условиях социально-реабилитационного центра 1. 1. Феноменология агрессивного поведения человека 7 1.2. Особенности и причины агрессивного поведения детей младшего школьного возраста 10 1.3. Формы и методы психологического сопровождения детей в условиях социально реабилитационного центра 27 Глава II. Программа диагностики и результаты исследования агрессивного поведения младших школьников 2.1.Описание программы и результаты констатирующего исследования 27 2.2. Программа формирующего эксперимента 36 2.3 Результаты контрольного исследования Заключение Список литературы Приложения
Список литературы

1.Алимова М.А. Трубников В.И. Психогенетика агрессивности// Вопросы психологии. -2000. -№6. –с.112-121 2. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. М. : Аспект Пресс, 2002. 375 с. 3.Баешко А.Н. Социально-педагогическая деятельность / А.Н. Баешко. СПб. Питер, 2007. - 390 с. 4. Басс, А. Агрессивное поведение / А. Басс. М. : Аст, 2008. - 190 с. 5.Басов Н.Ф., Басова, В.М. Социальный педагог: введение в профессию / Н.Ф. Басов, В.М. Басова, А.Н. Кравченко. М. : Академия, 2006. - 256 с. 6.Башкирова Н.П. Решение проблем неблагополучной семьи / Н.П. Башкирова. М. : Азбука, 2005. - 186 с. 7.Белинская А.Б. , Иванов, А.В. Социальная педагогика / А.Б. Белинская. А.В, Иванов, С.В, Алиева. М. : Дашков и К, 2010. - 424 с. 8.Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. М., 2001. – 512с. 9.Битянова М.Р., Азарова, Т.В. Работа социального педагога в начальной школе / М.Р. Битянова, Т.В. Азарова. М. : Совешенство, 2005. - 285 с. 10.Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности / Г.Э. Бреслав. - М. : Речь, 2005. - 97 с. 11.Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. –СПб., 2001 -336с. 12.Василькова Т.А. , Василькова Ю.В. Социальная педагогика / Т.А. Василькова, Ю.В. Василькова. М. : Кнорус, 2010. - 240 с. 13.Василькова Ю.В. Социальный педагог: педагогический опыт и метод работы / Ю.В. Василькова. М. : Академия, 2010. - 208 с. 14.Воевода Н.Н. Социальная педагогика / Н.Н. Воевода. СПб. : Питер, 2005. - 320 с. 15.Волосюк Р.А. Роль социального педагога в работе с семьей / Р.А. Волосюк. М.:Академия, 2005. - 223с. 16.Выготский Л.С. История развития высших психических функций.//Собр.соч.: в 6т. М., 2007. Т.З. – 239с. 17.Гемова И.А. Социально-педагогическая практика / И.А. Гемова. М. : Олма-пресс, 2007. - 334 с. 18.Гонеев А.Д., Годовникова Л.В. Работа учителя с трудными подростками / А.Д. Гонеев, Л.А. Годовникова. М. : Академия, 2008. - 240 с. 19.Гурова Р.Г. Социологические проблемы воспитания / Р.Г. Гурова. М. : ИНФРАМ, 2003. 258 с. 20.Дементьева И.Ф., Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска / И.Ф. Деменьтева, Л.Я. Олиференко. М. : Академия, 2008. - 256 с. 21.Ерофеенко И.П. Социальная педагогика / И.П. Ерофеенко. М.:Академия, 2008. - 205 с. 22.Жмуров Д. Насилие (агрессия) и литература / Д. Жмуров // Новая теория 2009 - №12. с.12-29 23.Игнатова Л.Т. Социальная педагогика: вопросы теории и практики / Л.Т. Игнатова. М. : Аспект пресс, 2001. 286 с. 24.Кернберг О.Ф. Агрессия при расстройствах личности. – М.,2007. -368с. 25.Ковалев С.В. Социальная работа: Кн. для учителя / С.В. Ковалев. - М. : Просвещение, 2001. - 208 с. 26.Крестовецкая А.А. В помощь социальному педагогу / А.А. Крестовецкая. М.:Академия, 2006. - 345 с. 27.Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. / Н.Л. Кряжева. М. : Академия, 2002. - 350 с. 28.Кузнецова Л.Н. Психолого-педагогическая коррекция детской агрессивности./Начальная школа, 2009 №3 с.50-60 29.Майерс Д. Социальная психология: Интенсивный курс: Пер. c англ./ Д. Майерс. М. : Прайм Еврознак; Олма Пресс, 2005. 510 с. 30.Мардахаев Л.В. Социальная педагогика / Л.В. Мардахаев. М.: Гардарики, 2005. 242 с. 31.Мид М. Развитие ребенка/ М.Мид. - М. : Олма пресс, 2001. - 233 с. 32.Мудрик А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик. М.: Академия, 2009. - 224 с. 33.Овчарова Р.В. Социальная психология в начальной школе / Р.В. Овчарова. М. : Творческий Центр, 2004. 235 с. 34.Оклендер В. Окна в мир ребенка / В. Оклендер. - М. : Класс, 2001. - 332 с. 35.Осницкий А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся / А.К. Осницкий // Вопросы психологии. 1994. №3. С 61-68. 36.Панфилова, М.А. Игротерапия: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей / М.А. Панфилова. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2002. - 160 с. 37.Платонова, Н.М. Агрессия детей и подростков. / Под ред. Н. М. Платоновой. СПб. : Речь, 2004. 316 с. 38.Репина Т. А. Анализ теорий ролевой социализации в современной западной психологии / Т.А. Репина // Вопросы психологии. 1987. N 2. С. 158- 165. 39.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании / Е.И. Рогов. М.: Владос, 2004. 416 с. 40.Рубинштейн С. Я. Психология школьника / С.Я. Рубинштейн. М. : Просвещение, 2000. 452 с. 41.Румянцева Т.Г. Агрессия: проблемы и поиски в западной философии и науке / Т.Г. Румянцева. - М.: Высшая школа, 1991. - 320 с. 42.Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль // Вопросы психологии. -2002. -№5. –с.35-40. 43Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л.М. Семенюк. М. : Педагогика, 2004. - 244 с. 44.Тищенко А.А .Социальная педагогика / А.А. Тищенко. М. : Аст, 2005. - 164 с. 45.Федотов В. Социальная адаптация детей// Воспитательная работа в школе. -2013. -№7. –с.13-15 46Фурманов И.А. Детская агрессивность / И.М. Фурманов. – М.:Академия, 2000. - 390 с. 47.Фурманов И.А. Стратегии коммуникативного контроля в межличностном взаимодействии / И.А. Фурманов // Начальная школа. 2004. №1. С.15-20. 48.Шаповаленко И.В. Возрастная психология / И.В. Шаповаленко. М.: Академия 2008. - 385 с. 49.Щербина, Ю.В. Вербальная агрессия в школьной речевой среде / Ю.В. Щербина. М.м: Аст, 2008. - 322 с. 50.Яблокова, Т.А. Социальная педагогика / Т.А. Яблокова. М. : Олма пресс, 2009. - 340 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты психологического сопровождения младших школьников с агрессивным поведением в группе временного пребывания в условиях социально-реабилитационного центра 1.1 Феноменология агрессивного поведения человека Проблема агрессивного поведения одна из самых значительных проблем современной психологии. Эта проблема имеет давнюю историю. Многие исследователи в нашей стране и за рубежом занимались проблемой агрессии, но к одному знаменателю не пришли, так как она сложна и многогранна и, следовательно, одного решения быть не может. Различают агрессию как специфическую форму поведения и агрессивность как психическое свойство личности. В психологии термин «агрессия» трактуется по-разному. Э. Фромм [2,с.42] «определяет агрессию более широко, как причинение ущерба не только человеку или животному, но и вообще всякому неживому объекту». Агрессия, с точки зрения Э.Фромма, «осознанные действия, которые причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному»[2,с.41] Р. Бэрон и Д. Ричардсон считают что агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения. Из отечественных психологов эту точку зрения разделяют Т.Г. Румянцева и И.Б. Бойко. Они рассматривают агрессию как форму социального поведения, которое реализуется в контексте социального взаимодействия, но поведение будет агрессивным при двух условиях: когда имеют место губительные для жертвы последствия, и когда нарушаются нормы поведения [1,с.85]. В свете теории социального научения, предложенной А. Бандурой, агрессия рассматривается как некое специфическое социальное поведение, которое усваивается и поддерживается в основном точно так же, как и многие другие формы социального поведения [7,с.148]. Теория социального научения рассматривает агрессию как социальное поведение, включающее в себя действия, «за которыми стоят сложные навыки, требующие всестороннего учения». Например, чтобы осуществить агрессивное действие, нужно знать, как обращаться с оружием, какие движения при физическом контакте будут болезненными для жертвы, а также нужно понимать, какие именно слова или действия причиняют страдания объектам агрессии. Поскольку эти знания не даются при рождении, люди должны научиться вести себя агрессивно. Несмотря на различия в определении понятия агрессии у разных авторов, идея причинения ущерба (вреда) другому субъекту присутствует практически всегда. «Агрессивность — свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств, для реализации своих целей» [1.с.115].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg