Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников

NLatipova 690 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 89 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 21.12.2017
Целью исследования являлось изучение условий применения игры как средства формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников. Для достижения поставленной цели мы решили ряд задач. В ходе анализа научной литературы по проблеме исследования, мы установили, что под универсальными учебными действиями понимается способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного освоения нового социального опыта. Познавательные логические учебные действия являются одним из видов универсальных учебных действий.
Введение

Особенность сегодняшней ситуации в системе начального образования в том, что она претерпевает ряд изменений, обуславливающих внедрение инноваций в практику обучения детей младшего школьного возраста. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «умение учиться». Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. В этой связи особое место в педагогике надлежит занимать процессу формирования индивидуальности ребенка. Изменение системы школьного образования, определяемое стандартами второго поколения, требует в качестве одного из основных критериев эффективности учебно-воспитательного процесса рассматривать формирование индивидуальности учащихся, талантливых, способных, усердных, с развитыми коммуникативными умениями участников открытого педагогического процесса, подготовленных к жизни в открытом обществе, начиная с первых лет обучения в школе. При этом важнейшей задачей современной системы образования является: формирование у младших школьников совокупности основных «универсальных учебных действий», обеспечивающих их готовность к школе и развитие «умения учиться». Из совокупности УУД можно выделить познавательные учебные действия, которые, в свою очередь, подразделяются на общеучебные действия, логические действия, а также действия постановки и решения проблемы. Логические универсальные учебные действия оказывают огромное влияние на формирование учебно-познавательной деятельности младших школьников и познавательное развитие в целом. В процессе познавательного развития происходит формирование у учащихся научной картины мира, развитие умений управлять познавательной деятельностью, способов познания, развитие всех познавательных процессов, а также рефлексии. В связи с этим формирование универсальных учебных действий выступает одной из приоритетных задач образования. Также незаслуженно малое внимание уделяется такому средству формирования познавательных универсальных учебных действий как игра, которая уступает место учебным заданиям. Таким образом, тема нашей дипломной работы является актуальной. Объект исследования: познавательные универсальные учебные действия. Предмет исследования: формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников. Цель исследования: На основе анализа психолого-педагогической литературы и эмпирического исследования охарактеризовать процесс формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников через включение детей в дидактическую игру. Задачи исследования: 1. Рассмотреть виды универсальных учебных действий. 2. Охарактеризовать познавательные универсальные учебные действия. 3. Изучить методики диагностирования уровней познавательных универсальных учебных действий у младших школьников. 4. Разработать программу формирования универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста. 5. Провести исследования по формированию познавательной универсальной учебной деятельности у младших школьников. 6. Интерпретировать полученные результаты. Гипотеза: если учитель в начальной школе организует дидактические игры с младшими школьниками, то у учащихся формируются познавательные УУД. База исследования: МОУСОШ начальная школа №4 г. Нелидово Тверской области, первый "а" класс, первый "б" класс. Методы исследования: - теоретические: анализ психолого-педагогической литературы. - эмпирические: констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент, качественный и количественный анализ результатов. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………3 Глава I. Теоретические аспекты проблемы формирования универсальных учебных действий 1.1. Понятие универсальных учебных действий и их виды…………………………………………………………………………….…61.2. Дидактическая игра как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников..........................................................................………………..........15 Глава II. Эмпирическое исследование по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников 2.1 Программа и ход эмпирического исследования на констатирующем этапе………………………………………………………………………………25 2.2. Программа и ход эмпирического исследования на формирующем этапе.........................……………………………………………………………...37 2.3. Программа и ход эмпирического исследования на контрольном этапе........................................................................................................................44 Заключение…………………………………………………………………….…53 Список литературы……………………………………………………………...56 Приложения…………………………………………………………………...…62
Список литературы

1. Алиева, Н. Ф. Педагогические условия формирования готовности детей к школе: дис. канд. пед. наук / Н. Ф. Алиева. Екатеринбург, 1994, 230 с. 2. Андреева, Э.В. Воспитание мотива самообучения у младших школьников [Текст]: автореферат дисс. канд. пед. наук / Э.В. Андреева. - Пермь, 2010. - 21 c. 3. Аникеева, Н.Б. Воспитание игрой [Текст] / Н.Б. Аникеева. - М., 2011. - 387 с. 4. Асмолов, А.Г., Бурменская, Г.В., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. - М.: Просвещение, 2011. - 152 с. 5. Асмолов, А.Г., Бурменская, Г.В., Володарская, И.А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. От действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с. 6. Боженкова, Л.И. Универсальные учебные действия и цели обучения математике [Текст] / Л.И. Боженкова, С.П. Беребердина // Стандарты и мониторинг в образовании: науч.-метод. и информ. журн. - 2012. - № 1(82). - C. 46-51. 7. Болотина, Л.Р. Развитие мышления учащихся [Текст] / Л.Р. Болотина // Начальная школа. – 2013. - № 11. - С. 8-13. 8. Битянова М. «Какой линейкой мерить УУД» издательский дом «Первое сентября». Начальная школа, №3, 2012, С.42 9. Виноградова, Н.Ф. О соотношении предметных, общеучебных и универсальных умений в содержании начального образования [Текст] / Н.Ф. Виноградова // Иностр. яз. в шк.: науч.-метод. журн. - 2010. - № 4. - С. 11-15. 10. Венгер Л.А. Воспитание психологической готовности к систематическому обучению. Дошкольное воспитание. 1985, № 7, С. 36-74 11. Волков, Б.С. Психология младшего школьника [Текст] / Б.С. Волков. - М.: Педагогическое общество России, 2010. - 128 с. 12. Ворновская, Н.И. Формирование познавательных интересов младших школьников. На материале историко-культурного краеведения [Текст]: автореферат дисс. канд. пед. наук / Н.И. Ворновская. - Калининград, 2003. - 18 с. 13. Воровщиков, С.Г. Классификация общеучебных умений младших школьников // Управление начальной школой: качественное образование с первой ступени: журнал [Текст] / С. Г. Воровщиков // МЦФЭР. - 2012. - № 5. - С. 33-40. 14. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Эскимо, 2010. - 209 с. 15. Горленко, Н.М. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования // Народное образование: рос. обществ.-пед. журн. / М-во образования и науки РФ; РАО [Текст] / Н.М. Горленко // Народное образование. - 2012. - № 4. - С. 153-160. 16. Губанов, Е.В. Новый стандарт начального общего образования: оцениваем результаты, инновации, риски // Педагогическая диагностика: науч.-практ. журн. [Текст] / Е.В. Губанов, С.А. Веревко // Школьные технологии. - 2011. - № 2. - С. 52-62. 17. Дмитриева, И.М. Формирование познавательного интереса у младших школьников в структуре общей способности к учению [Текст]: автореферат дис. канд. психол. наук / И.М. Дмитриева. - Н.Новгород: НГПУ, 2003. - 17 с. 18. Дружинин, В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие [Текст] / В.Н. Дружинин. - М.: ПЕРСЭ; СПб.: ИМАТОН-М, 2011. - 224 с. 19. Елисеева, Д.С. Возрастные возможности формирования познавательных универсальных учебных действий младшего школьника // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III междунар. науч. конф. [Текст] / Д.С. Елисеева. - Уфа: Лето, 2013. - С. 91-94. 20. Ермакова, Е.С. Психологические закономерности формирования гибкости продуктивного мышления у детей дошкольного и младшего школьного возраста: автореферат дисс. докт. псих. наук [Текст] / Санкт-Петербург, 2011. - 23 с. 21. Журова, Л.Е. Педагогическая диагностика как эффективная форма контроля динамики становления универсальных учебных действий младших школьников // Начальное образование: науч.-метод. журн. [Текст] / Л.Е. Журова // Русский журнал. - 2010. - № 1. - С. 9-14. 22. Зак, А.З. Развитие умственных способностей младших школьников [Текст] / А.З. Зак. - М., 2011. - 238 с. 23. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов [Текст] / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2010. - 285 с. 24. Запорожец, А. В. Педагогические и психологические проблемы всестороннего развития и подготовке к школе старших дошкольников / А. В. Запорожец // Дошкольное воспитание. 1972, №4, С. 37-42 25. Кузьменко И., Лаптева Е., Орлова И. Использование цвета в коррекции речевых нарушений. Дошкольное воспитание -2012. -№7.С.89-97 26. Короткова Н.А. Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. Ребёнок в детском саду, №3, №4,2003,С.50,С68 27. Карабанова, О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны? [Текст] / O.A. Карабанова. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2010. - № 2. – С. 11-12. 28. Кошкина Э.Е. Познавательная деятельность в детском саду. Курск, 1995 29. Конопкин, О.Л. Психологические механизмы регуляции деятельности [Текст] / О.Л. Конопкин. - М., 2001. - 312 с. 30. Кравцова, Е.Е. Психологические особенности детей младшего школьного возраста [Текст] / Е.Е. Кравцова. - М.: Первое сентября, 2010. - 154 с. 31. Крайг, Г., Бокум, Д. Психология развития [Текст] / Г. Крайг, Д. Бокум. - СПб.: Питер, 2005. - 940 с. 32. Крутецкий, В.А. Психологические особенности младшего школьника / Возрастная и педагогическая психология: учебно-методический комплекс в 2 частях. Часть 2: хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. О.В. Кузьменковой [Текст] / В.А. Крутецкий. - Оренбург: изд-во ОГПУ, 2010. - 240 с. 33. Кузьменкова, О.В. Возрастная и педагогическая психология: учебно-методический комплекс в 2 частях. Часть 1: учебное пособие по возрастной и педагогической психологии / Под ред. О.В. Кузьменковой [Текст] / О.В. Кузьменкова, М.М. Елфимова, М.Н. Олекс. - Оренбург: изд-во ОГПУ, 2010. - 288 с. 34. Лайло, В.В. Повышение грамотности и развитие мышления [Текст] / В.В. Лайло. - М., 2010. - 302 с. 35. Ларина, Э.В. Особенности развития мышления у младших школьников в различных условиях обучения: автореф. дис. канд. психол. наук [Текст] / Э.В. Ларина. - М., 2002. - 22 с.
Отрывок из работы

Глава I. Теоретические основы проблемы формирования универсальных учебных действий 1.1 Понятие универсальных учебных действий и их виды В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия ребенка, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Одной из особенностей универсальных учебных действий является их универсальность, которая проявляется в том, что они: - носят надпредметный, метапредметный характер; - обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; - обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; - лежат в основе организации и регуляции любой деятельности школьника независимо от содержания; - обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося [26]. Способность ребенка самостоятельно успешно усваивать новые знания и умения, включаться в самостоятельную деятельность по усвоению обобщенных действий открывают возможность широкой ориентации детей, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых характеристик. Таким образом, «умение учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: 1) познавательные и учебные мотивы, 2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). «Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора [25]. Функции универсальных учебных действий включают: - обеспечение возможностей детей самостоятельно осуществлять деятельность, ставить цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; - создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области [9]. В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: 1-личностный, 2-регулятивный, 3-познавательный, 4- коммуникативный [9, c.42]. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию детей (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий: - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; - смыслообразование, то есть установление детьми связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ребенок должен задаваться вопросом: какое значение, и какой смысл имеет для меня учение?- и уметь на него отвечать. - нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор [25]. Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают детям организацию своей учебной деятельности. К ним относятся: - целеполагание как постановка задачи на основе соотнесения того, что уже известно ребенку, и того, что еще неизвестно; - планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; - прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; - коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим, учителем и товарищами; - оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; - саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий [9]. Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы. 1. Общеучебные универсальные действия: - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; - структурирование знаний; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; - смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. - знаково-символические действия: моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно - графическая или знаково-символическая); преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 83 страницы
550 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg