Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

Социализация молодежи в исламских учебных заведениях

NLatipova 650 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 85 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.12.2017
В настоящем исследовании на теоретико-методологическом и практическом уровнях была поставлена проблема педагогического взаимодействия с целью профессиональной социализации студентов. Основные полученные результаты подтвердили гипотезу исследования и позволили сделать следующие теоретические выводы. 1. Анализ концепций социализации личности позволил выделить процессуальные (стадии, механизмы, факторы и др.) и содержательную (социально-психологические и личностные особенности субъекта социализации) составляющие по профессиональной социализации студентов 2. Личностно-деятельностный подход к исследованию проблемы по профессиональной социализации студентов позволил выделить особенности ее протекания, описать показатели социализированности: уровень мотивации к профессиональной деятельности, позиция ученика в системе личных взаимоотношений (в группе сверстников) и характер самооценки и предпосылки субъектности.
Введение

Актуальность исследования. На рубеже XX и XXI веков высшая школа переживает период реформ, обусловленных принятием Россией Болонских соглашений и интеграцией российской системы образования в мировую; переходом к новой образовательной парадигме, ключевыми моментами которой выступают: - интересы личности, адекватные тенденциям развития общества; - модернизация образования, требующая осуществления подготовки специалиста, способного решать профессиональные задачи в инновационном режиме. В значительной степени эти преобразования касаются создания целостной системы непрерывного образования, направленного на координацию «семья - школа – вуз», позволяющей повысить качество учебной деятельности, унифицировать уровни образования, типы и виды образовательных учреждений, обеспечить саморазвитие личности на последующих этапах ее профессионального развития. Важнейшими задачами воспитания, как указывает целый ряд стратегических государственных (Стратегия социально-экономического развития России до 2020 года, Концепция модернизации российской системы образования, Национальной доктрине образования Российской федерации до 2025 года Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации, Указ Президента РФ от 20 октября 2012г.N 1416 «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания», Указ Президента РФ от 19 декабря 2012г.N 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года», Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года, Национальная доктрина образования Российской,) и нормативно-правовых (Законы «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и др.) документов, является формирование у учащихся гражданской ответственности и правового сознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Суммарный общественный запрос в области воспитания содержится в послании Федеральному собранию 12 декабря 2013г, в котором Президент РФ В.В. Путин отметил, что «Нам нужны школы, которые не просто учат, что чрезвычайно важно, это самое главное, но и школы, которые воспитывают личность. Граждан страны – впитавших её ценности, историю и традиции. Людей с широким кругозором, обладающих высокой внутренней культурой, способных творчески и самостоятельно мыслить[53]. Приобщение системы высшего образования России к Болонскому процессу предполагает возвышение роли с одной стороны, университетского образования в семейном воспитании, а с другой – этнокультурных традиций воспитания в образовательном процессе [1]. Сегодня особенно остро ощущается потребность в глубоком исследовании механизмов взаимодействия между социальными институтами воспитания, координации субъектов воспитательного процесса - семьи и вуза, использования педагогического потенциала, влияния национальной ментальности на становление личности, готовой к выполнению важнейших социальных ролей – гражданина, труженика и семьянина. Воспитание – приоритет российской образовательной политики. С этих позиций, актуальной представляется проблема социализации как процессуальная характеристика (И.С. Кон, А.В. Мудрик, Ж. Пиаже, 3. Фрейд, Э. Эриксон и др.), с точки зрения достигаемых результатов, когда в центре внимания оказываются социально-психологические и личностные особенности субъекта, способствующие полноценной социализации (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.). В педагогике проблема становления социально зрелой личности на различных возрастных этапах исследована К.А. Абульхановой-Славской, B.C. Мухиной, В.А. Петровским, Д.И. Фельдштейном и др., где отмечается, что младший школьный возраст является сензитивным для возникновения и становления таких новообразований как: «Образ Я»; «Я-концепции»; картина мира (Т. Шибутани и др.); «универсальной ценности» (Н.И. Непомнящая и др.); рефлексивного мышления (В.В. Давыдов, Г.А. Цукерман и др.), целей и перспектив жизни (Э. Эриксон и др.); социальным опытом (Н.Ф. Голованова и др.); общественных мотивов (Я.Л. Коломинский и др.). В теории и практике образования акцентируется внимание на возможностях образовательных технологий, в частности педагогического взаимодействия (Е.А. Александрова, М.В. Алешина, Т.В. Анохина, О.С. Газман, О.М. Кодатенко, И.Б. Котова, Г.И. Рогалева, Г.Ю. Ульянова, Е.Н. Шиянов, И.С. Якиманская и др.) понимаемой как деятельность, обеспечивающая раскрытие личностного потенциала, преодоление социально-психологических и личностных трудностей и т.д. Проблема социализации в теории и практике рассматривается с позиций выявления сущности социального развития (К.А. Абульханова-Славская, С.Л. Рубинштейн, В.А.Петровский, Д. И. Фельдштейн и др.), включения индивида в систему отношений наделения его общественными свойствами (А.И. Гилинский, И.С. Кон, В.П. Коломиец, А.Г. Харчев, Н. Смелзер, Т. Шибутани и др.), изучения историко-этнографического социализации детей (Б.Ш. Алиева, Ф. Ариес, И.С. Кон, B.C. Кукушкин, А.М. Магомедов, Д.М. Маллаев, М. Мид, Ш.А. Мирзоев, А.Н.Нюдюрмагомедов, Л.Д. Столяренко, Э. Эриксон, и др.); исследования детской и юношеской субкультуры (Л. Виртанен, И.С. Кон, А. Опи, П. Опи, М.В. Осорина и др.). Механизмы социального взаимодействия, определения содержания процесса социализации раскрываются в работах Б.Г. Ананьева, Г.М. Андреевой, Е.С. Кузьмина, Б.Д. Парыгина и др.); Вопросы возрастной специфики процесса социализации исследуется в работах Л.И. Божовича, Л.С. Выготского, Е.Ф. Рыбалко, Л.Р. Обуховой, Д.Б. Эльконина и др. Вопросам повышения эффективности механизмов социализации через воспитательно-образовательный процесс посвящены исследования А.В. Мудрика, Д.И. Фельдштейна, А.А. Реана, Р. Берне, У. Бронфенбреннера и др. Из-за системного (духовно-нравственного, этнокультурного, социально-экономического и социально-правового) кризиса в обществе в настоящее время накопилось много серьезных проблем, которые могут быть решены преимущественно на педагогической основе, посредством координации субъектов воспитательного процесса, что делает чрезвычайно актуальной исследуемую проблему, которая связана с: - низкой эффективностью и результативностью деятельности институтов воспитания, в том числе и профессиональных; - кризисом семьи и семейного воспитания; - падением престижа педагогической профессии и, как следствие, снижению качества и уровню образования, вымывания «бесплатного» (практически неоплачиваемого как направления профессиональной деятельности) воспитания; - низвержением прежних социальных и политических идеалов приведших к смене «кругов ценностей» и неспособностью системы образования в полной мере отразить этот факт изменения в целях образования; - активными поисками ориентиров для практических нужд воспитания в области ценностей, не подвергшихся сомнению и выдержавших многовековое испытание на прочность: православие (или другие религии), государственность, патриотизм, коллективизм, милосердие, взаимопомощь, благотворительность, а также ценностей нового времени: инициативность, социальная мобильность, предприимчивость, толерантность Исходя из выявленных противоречий, нами сформулирована проблема исследования, суть которой в выявлении условий педагогического взаимодействия и сотрудничества студентов и преподавателей, способствующих профессиональной социализации студентов Тема исследования: «Культурно-массовые мероприятия как фактор профессиональной социализации студентов». Цель исследования - обоснование педагогических условий культурно-массовых мероприятий как фактор профессиональной социализации студентов Объект исследования – процесс профессиональной социализации студентов Предмет исследования – условия профессиональной социализации студентов Гипотеза исследования. Использование культурно-массовых мероприятий в профессиональной социализации студентов, если: • сотрудничество студентов и преподавателей основано на принципах личностно-ориентированного и развивающего взаимодействия; • Обеспечивается педагогически комфортные условия успешной профессиональной социализации, предусматривающие оказание методической помощи в подготовке и проведении культурно-массовых мероприятий; • обеспечивается формирование социальной позиции студентов посредством участия в культурно-массовых мероприятиях; • обеспечить гибкость и адаптированность педагогических взаимодействий, учет потребностей конкретных студентов. Задачи исследования: 1. Выявить сущность социализации и особенности профессиональной социализации студентов 2. Обосновать условия формирования социальной позиции студентов; 3. Экспериментально проверить эффективность педагогических условий формирования социальной позиции студентов. Методы исследования: В соответствии с целями и задачами исследования использован комплекс методов: анализ философской, психолого-педагогической литературы, учебных программ, наблюдение, беседа, тестирование, педагогический эксперимент, методы математической обработки результатов исследования. Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВПО «ДГУ» социального факультета. В исследовании приняли участие 30 студентов 4 курса, 50 студентов 5 курса, 10 преподавателей.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА………………..…………………………………….9 1.1. Социализация личности как психолого-педагогическая проблема……….9 1.2. Организация воспитательной работы на основе компетентностного подхода…………………………………………………………………………..20 1.3. Диагностика уровня социализации студентов……………………………31 ГЛАВА И. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ 2.1. Педагогическое взаимодействие преподавателей и студентов как условие профессиональной социализации студенческой молодежи…….40 2.2. Эффективность педагогического взаимодействия в социализации студенческой молодежи……………..………………………………………..60 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………..…………………………………76 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…….…………………80
Список литературы

1. Аналитический обзор международных тенденций развития университетского. 2003. №6. Интернет – ресурс: http||charko.ru|narod.ru|an6|3.html 2. Александрова Е.А. Педагогическая поддержка самоопределения старшеклассника в культуре. Дисс... канд. пед. н., Саратов, 1997. -192 с. 3. Амонашвили Ш.А. Школа жизни. Трактат о начальной ступени образования, основанный на принципах гуманно I личностной педагогики. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1998. - 80 с. 4. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды / в 2 т. /1 М.: Педагогика, 1980.-т. 1-232 с., т. 2-288 с. 5. Алиева Б.Ш. Этнопедагогика дагестанской семьи. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2008. 6. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 376 с. 7. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб.пособие / под ред.B. А. Сластенина. - М.: Академия, 2000. - 264 с. 8. Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования. / в сб. статей // Новые ценности образования: забота - поддержка - консультирование. Вып 6. М.: Инноватор, 1996.- 72 с. 9. Артамонова Е.И. Компетентностный подход в формировании личности педагога-профессионала // Педагогическое образование и наука. 2008. № 10. – С. 4–9. 10. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. М.: Издательство Магистр, 1999. - 96 с. 11. Баранников А.В. Содержание профессионального образования. Компетентностный подход. – М., 2002 12. Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка. - М.: МПСИ, 2000. - 208 с. 13. Болотов В.А.,Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе //Педагогика. 2003. №10. С. 8-14 14. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компе-тентностного подхода в образовании // Интернет-журнал «Эйдос». – 20-05/0910-12 (htt//www.eidoc. ru // journal/htm) (дата обращения 11.08.2010) . 15. Берне Р. Развитие Я - концепции и воспитание / пер. с англ. М.: Прогресс, 1986. - 420 с. 16. Битинас Б.П. Введение в философию воспитания. М.: Фонд духовного и нравственного образования. - 1996. - 141 с. 17. Битинас Б.П. Структура процесса воспитания / методологический аспект. Каунас: Швиеса, 1984. - 189 с. 18. Блонский П.П. Психология младшего школьника. М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1997. - 307 с. 19. Бодалев А.А. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1988. - 188 с. Бояцис Р. Компетентный менеджер. Модель эффективной работы. Изд-во: ГИППО, 2008.- 340с. 20. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. -170 с.27. 21. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности (Основные положения концепции воспитания в изменяющихся социальных условиях). - Ростов н/Д.: РГПУ, 1995. - 32 с. 22. Вешнякова С.М. Профессиональное образование: словарь, ключевые понятия, термины, актуальная лексика. – М.: НМУ СПО, 1999. – 538 с. 23. Вопросы воспитания: системный подход / под ред. Л.И. Новиковой. М.: Прогресс, 1981.-135 с. 24. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии / под ред. Н.Е. Щурковой. - М.: Новая школа, 1998. - 208 с. 25. Вульфов Б.З., Семенов В.Д. Школа и социальная среда: взаимо-действие. - М.: Знание, 1981.-96 с. 26. Выготский JT.C. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. 1 М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 536 с. 27. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманную цивилизацию 21 века //Новые ценности образования: забота - поддержка - консультирование. Вып 6. Москва: Инноватор, 1996. - С. 6 - 8. 28. Гуманизация воспитания в современных условиях / сб. статей // под ред. О.С. Газмана, И.А. Костенчука. Институт педагогических инноваций РАО, М., 2005.-115 с. 29. Гурнова А.П. Деятельность классного руководителя начальных классов во взаимодействии с микросредой учащихся: Уч. пособие. - Усть - Каменогорск: Изд-во ВКГУ, 2003. - 30 с. 30. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - 2001. 31. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Кн. для учителя и родителей. - М.: Просвещение, 1987. - 207 с. 32. Добровольская Т.И. Социализация личности сельского подростка в условиях этнорегионального подхода. Автореф. дисс.канд. пед.н. — Карача- евск, 2004. - 23с. 33. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Уч. пос. — Ростов н/Д.: «Фениес», 1997.-480 с. 34. Иванушкина Т.И. Педагогические аспекты социальной адаптации детей и подростков в школе. Дисс... канд. пед. н., Москва, 1999. - 182 с. 35. Калмыкова З.И. Педагогика гуманизма. - М.: Знание, 1990. - 80 с. 36. Камова P.M. О социально - политической концепции воспитания. - Черкесск: 2003. - 258 с. 37. Кодатенко О.М. Педагогическая поддержка социализации личности подрост ка. Дисс... канд. пед. н., Саратов, 1998. - 224 с. 38. Койчуева А.С. Формирование ценностных ориентаций старшеклассников в национальной школе. Автореферат дисс... канд. пед. наук. - Карачаевск : 2000. - 23 с. 39. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности). - Минск: Изд. I во БГУ, 1976. - 352 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА 1.1. Социализация личности студента как психолого-педагогическая проблема На современный юношеский возраст приходится период активного гражданского становления, поиска жизненного пути и самоутверждения. «В огне, оживляющем юность, отливается характер человека. Вот почему не следует ни тушить огня этого, ни бояться его, ни смотреть на него как на нечто опасное для общества, ни стеснять его свободного горения, а только заботиться о том, чтобы материал, который вливается в это время в душу юности, был хорошего качества», - писал о юношеских годах К.Д. Ушинский. А теперь? Чтобы жить и успешно функционировать в чрезвычайно мобильном обществе, мы, молодежь должны обладать двумя противоположно направленными рядами качеств. Во-первых, ми должны обладать устойчивым, твердым мировоззрением, социальными и нравственными убеждениями. Иначе на каждом крутом вираже жизненного пути - а их в жизненном пути будет предостаточно - мы будем, образно говоря, распадаться на составные части или реагировать на вызов жизни невротически. Во-вторых, мы должны обладать высокой психологической лабильностью, гибкостью, способностью усваивать и перерабатывать новую информацию. Как указывает Ю.И. Кривова, А.В. Мудрик, автором термина «социализация» применительно к человеку является американский социолог Ф.Г. Гиддингс, который употребил его в 1887 году в значении, близком к современному - «развитие социальной природы или характера индивида», «подготовка человеческого материала к социальной жизни» [48]. Термин «социализация» не имеет однозначного толкования среди различных представителей психологической и педагогической науки. Согласно исследованию Ю.И. Кривова, одной из причин подобной неопределенности понятия «социализация» является то, что понятие трактуется различно в зависимости от теоретической ориентации исследователя. Уже в первые десятилетия 20 века проявились концептуальные различия между двумя основными взглядами на социализацию: «рационалистическими, манипулятивными по своей направленности схемами» Э. Торндайка и его последователей, с одной стороны, и идущих от Ст. Холла «комплексом антитехнократических, педоцентристских концепций и установок, акцентирующих, спонтанность процесса социального формирования индивида», с другой стороны. В западных исследованиях социализации просматриваются два оппонирующих друг другу подхода к проблеме, расходящихся в понимании роли растущей личности в процессе социализации: утверждающий пассивную позицию ребенка - субъект-объектный подход (Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Дж. Балшантайн, Дж. Хевигхерст и др.), подчеркивающий активное участие растущей личности в процессе социализации, - субъект-субъектный подход (Ф. Знанецки, Ч. Кули, Дж. Мид и др.). Анализ теорий Э. Дюркгейма, Р. Дарендорфа, Т. Парсонса и других позволяет нам сделать следующие выводы. Данный подход определяет ключеское (когнитивного, поведенческого, социального и др.)»[44]. Мы учитываем возможности перечисленных механизмов социализации личности, однако в основе нашего исследования лежат современные отечественные концепции социализации личности, акцентирующие целостное развитие личности как субъекта деятельности, общения и самосознания.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg