Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

Педагогические условия воспитания толерантности у подростков в поликультурной среде

NLatipova 440 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 58 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.12.2017
Возраст 7–10–11 лет является наиболее ответственным этапом школьного детства. В младшем школьном возрасте память развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности. Развивается зрительная память, связанная со способностью точно, четко, без труда восстанавливать в памяти зрительные образы виденного. Младшие школьники непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями или образами-воспоминаниями. В младшем школьном возрасте развивается внимание. Без достаточно хорошо сформированной этой психической функции процесс обучения невозможен. Они уже способны концентрировать внимание на неинтересных действиях. Их внимание отличается небольшим объемом, малой устойчивостью. Они могут сосредоточенно заниматься одним делом в течение 10–20 минут. Младший школьник включен в общественно значимую учебную деятельность.
Введение

Актуальность исследования. За последние десятилетия Россия пережила кризис идейно–нравственных ценностей: обесценивание значимости духовности привело к развитию негативных явлений практически во всех сферах социальных отношений. Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу. При этом следует учитывать, что российское общество сложно по своему социально–классовому и национальному составу. Важнейшими задачами воспитания, как указывает целый ряд стратегических государственных (Стратегия социально-экономического развития России до 2020 года, Концепция модернизации российской системы образования, Национальной доктрине образования Российской федерации до 2025 года Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации, Указ Президента РФ от 20 октября 2012г.N 1416 «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания», Указ Президента РФ от 19 декабря 2012г.N 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года», Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года, Национальная доктрина образования Российской,) и нормативно-правовых (Законы «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и др.) документов, является формирование у учащихся гражданской ответственности и правового сознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Суммарный общественный запрос в области воспитания содержится в послании Федеральному собранию 3 декабря 2015г, в котором Президент РФ В.В. Путин отметил, что «Нам нужны школы, которые не просто учат, что чрезвычайно важно, это самое главное, но и школы, которые воспитывают личность. Граждан страны – впитавших её ценности, историю и традиции. Людей с широким кругозором, обладающих высокой внутренней культурой, способных творчески и самостоятельно мыслить[27]. Развитие толерантности является объективной потребностью современного общества. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, а постановка проблемы толерантного воспитания в условиях поликультурной России является актуальной тенденцией, имеющей социокультурную и политическую значимость. Только толерантная личность, способная конструктивно взаимодействовать с окружающими, готова жить и работать в непрерывно меняющемся современном мире, способна смело разрабатыватьсобственныестратегииповедения,самостоятельномыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность перед собой и обществом в целом. Толерантность необходима для реализации прав человека и достижения мира. Практическая подготовленность ребенка к толерантному взаимодействию состоит в приобретении умений и навыков гибкого реагирования на различные социальные воздействия, в формировании запаса творческих решений реальных социально-психологических задач, выработке потребности в нравственном поведении, уверенности в своих возможностях. На сегодняшний день постановка проблемы развития толерантности в условиях поликультурной России является актуальной тенденцией, имеющей социокультурную и политическую значимость. Только толерантная личность, способная конструктивно разрешать конфликты, готова жить и работать в непрерывно меняющемся современном мире, способна смело разрабатывать собственные стратегии поведения, самостоятельно мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность. Практическая подготовленность ребенка состоит в приобретении умений и навыков гибкого реагирования на различные социальные воздействия, в выработке потребности в нравственном поведении, уверенности в своих возможностях. Начинать воспитание качеств толерантной личности нужно как можно раньше. Дети копируют поведение близких им людей, в первую очередь родителей. Именно в семье закладывается такое качество, как толерантность личности. При этом в общеобразовательном учреждении так же может осуществляться социально-педагогическая деятельность по формированию толерантности. Объект исследования: процесс воспитания толерантности у младших школьников. Предмет исследования: содержание воспитания толерантности у младших школьников. Цель исследования: выявить и обосновать условия, формы и методы по воспитанию толерантности у младших школьников. Задачи исследования: 1) рассмотреть психолого-педагогическую характеристику младших школьников; 2) проанализировать понятие «толерантность» в научной литературе; 3) выделить направления воспитания толерантности у младших школьников в школе; 4) проанализировать деятельность МБОУ-СОШ № 13 г. Махачкалы по воспитанию толерантности у младших школьников; 5) провести первичную диагностику уровня толерантности у младших школьников. Методы исследования: теоретические методы: анализ, синтез; эмпирические: анкетирование. База исследования: экспериментальная работа осуществлялась на базе МБОУ – СОШ №13 г. Махачкалы
Содержание

Введение………………………………………………………………………….3 Глава 1. Теоретические основы толерантности у младших школьников 1.1 Психолого-педагогическая характеристика ребенка младшего школьного возраста…………………………………………………………………………….6 1.2 Анализ понятия «толерантность» в научной литературе……………….15 1.3 Направления воспитания толерантности у младших школьников в школе……………………………………………………………………………..22 Глава 2. Опытно-поисковая работа по воспитанию толерантности у младших школьников на примере МБОУ - СОШ № 13 г. Махачкалы 2.1 Анализ деятельности МБОУ - СОШ №13 г. Махачкалы по воспитанию толерантности у младших школьников…………………………………….….30 2.2 Диагностика уровня толерантности у младших школьников……………………………………………………………..………..38 2.3 Комплекс мероприятий по воспитанию толерантности у младших школьников………………………………………………………………………46 Заключение………………………………………………………………………55 Список использованной литературы……………………………………..……58
Список литературы

1. Алиева Б.Ш. Этнопедагогика дагестанской семьи. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2008.-320с. 2. Андриенко, Е.В. Социальная психология [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. ун-тов / Е. В. Андриенко. – М. : Академия, 2003. – 264 с. 3. Бардиер, Г.Л. Социальная психология толерантности [Текст] /Г. Л. Барднер. – СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. – 247 с. 4. Батрак, А. Развитие толерантности младших школьников [Текст] / Я.А. Батрак. – Братск: ГИМНЦ, 2010. – 97 с. 5. Безюлева, Г.В. Толерантность: взгляд, поиск, решение [Текст] / Г.В. Безюлева, Г.М. Шеламова. – М. :Вербум-М, 2003. – 168 с 6. Блонский, П.П. Психология младшего школьника [Текст] / П.П. Блонский ; Моск. психол.-социал. ин-т. – М. : Моск. психол.-социал. ин-т ; Воронеж : МОДЕК, 1997. – 576 с. 7. Большой психологический словарь [Текст] / сост. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК. 2004. – 672 с. 8. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: учеб. для пед. ин-тов / В.В. Давыдов [и др.] ; под ред. А.В. Петровского.- М.: Просвещение,1989. – 288 с. 9. Вульфов, В.З. Воспитание толерантности: сущность и средства [Текст] / В. З. Вульфов // Внешкольник. - 2002. - №6. - С. 12-16. 10. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика-Пресс, 1996. – 536 с. 11. Голованова, Н.Ф. Социализация школьников как педагогическое явление [Текст] / Н.Ф. Голованов. – М. :Эксмо, 1998. – 248 с. 12. Гриншпун, И.Б. Понятие и содержательные характеристики толерантности [Текст] / И.Б. Гриншпун // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) : сб. науч.-метод, ст. / Моск. психол.-социал. ин-т ; под ред. С.К. Бондыревой. – М.; Воронеж, 2002. –С. 31-40. 13. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст] : в 4 т. / В.И. Даль. – СПб.: Динамит, 1998. 14. Данилюк А.Я. Духовно-нравственное развитие младших школьников// Педагогика, №9, 2008. С.-88-92. 15. Декларация принципов толерантности [Текст] : [утв. резолюцией 5.61 Генер. конф. ЮНЕСКО от 16 нояб. 1995 г.] // Защити меня!. – 2004. – № 5. – С. 6-11. 16. Донцов, А.И. Психология коллектива: методологические проблемы исследования [Текст] : учеб. пособие для вузов / А.И. Донцов. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. – 208 с. 17. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности). - Минск: Изд. I во БГУ, 1976. - 352 с. 18. Мечинская, Н.А. Психическое развитие ребенка от рождения до 10 лет [Текст] / Н.А. Мечинская. – М.: ИПП, 1998. – 215 с. 19. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. Уч. пособие. - М.: Педагогическое общество России, - 2001. - 320 с. 20. Никандров Н.Д. Россия социализация на рубеже тысячелетий. М.:Прогресс, 2013г. 21. О национальном плане действий в интересах детей Российской Федерации//Педагогика, № 5 2012.-С.-3-7 22. Ожегов, С.И. Словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов. – М. : Рус. яз., 1990. – 921 с. 23. Педагогика [Текст] : большая соврем. энцикл. / сост. Е.С. Рапацевич. – Минск : Соврем.слово, 2005. – 720 с. 24. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М. : Большая Рос.энцикл., 2002. – 528 с. 25. Пчелинцева, И.Р. Толерантность и школьник [Текст] / И.Р. Пчелин-цева. – М. : Мозаика-Синтез, 2003. – 193 с. 26. Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности лич-ности [Текст] / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова; под ред. Г. У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 2003. – 112 с. 27. Путин В.В. Послание Президента Федеральному Собранию 12 декабря 2013 /Российская газета 13 декабря 2013. 28. Словарь иностранных слов [Текст] / под ред. В. В. Бурцевой. – М. : Рус. яз., 2004. – 820 с. 29. Советский энциклопедический словарь [Текст] / под ред. А.И. Прохорова. – М. : Совет. энцикл, 1980. – 1600 с. 30. Современный философский словарь [Текст] / под ред. В.Е. Кемерова. – М. : Акад. Проект, 2004. – 864 с. 31. Социально–педагогический словарь [Текст] / авт.-сост. М.Н. Бурми-строва [и др.]. – Саратов : Учитель, 2007. – 116 с 32. Социальный педагог в школе (из опыта работы) [Текст] / авт.-сост. Л.Д. Баранова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 187 с. 33. Социология: основы общей теории [Текст] : учеб. пособие для вузов / под общ. ред. А.Ю. Мягкова. – М.: Флинта :Моск. психол.-социал. ин-т, 2003. – 256 с. 34. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) [Текст] : сб. науч.-метод, ст. / Моск. психол.-социал. ин-т ; под ред. С. К. Бондыревой. – М. : Моск. психол.-социал. ин-т ; Воронеж : МОДЭК, 2002. – 368 с. 35. Толковый словарь русского языка [Текст]: в 4 т. / под ред. Д.Н. Ушакова. – М.: Рус. яз., 1996. 36. Фасмер, М.И. Этимологический словарь русского языка [Текст]: в 4 т. /М. Фасмер ; пер. с нем. О. Трубачева. – СПб.: Азбука: Терра, 1996. 37. Федоренко, Л.Г. Толерантность в общеобразовательной школе [Текст] : метод.материалы / Л.Г. Федоренко. – СПб. : КАРО, 2007. – 128 с. 38. Черных, П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка [Текст] : в 2 т. / П.Я. Черных. – М. : Рус. яз., 1994. 39. Шанский, Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка [Текст] / Н.М. Шанский. – М.: Дрофа, 2000. – 400 с. 40. Шишковец, Т.А. Справочник социального педагога [Текст] / Т.А. Шиш-ковец. – М.: ВАКО, 2005. – 208 с. 41. Щеколдина, С.Д. Тренинг толерантности [Текст] / С.Д. Щеколдина. – М. : Ось-89, 2004. – 80 с. 42. Яшин, М.Ю. Тренинг толерантности [Текст] / Ю.М. Яшин– М. : ИПП, 2001. – 27 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы толерантности у младших школьников 1.1 Психолого–педагогическая характеристика ребенка младшего школьного возраста В современной системе воспитания младший школьный возраст охватывает период жизни ребенка от 7 до 10 –11лет (I –IV классы школы). В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе[2,18]. Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается и к концу младшего школьного возраста все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества[5]. Ведущей в младшем школьном возрасте является учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Ведущая роль учебной деятельности в процессе развития ребенка не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются его новые достижения[1,18]. Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно–логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие – думающим» [10,С.2]. Согласно А.В. Петровскому, на протяжении младшего школьного возраста в развитии внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко (в 2,1 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. К 9 – 10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять внимание и выполнять произвольно заданную программу действий. В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной[8]. Неумение преодолеть возникающие трудности в учении приводят иногда к отказу от активной мыслительной работы. Учащиеся младшего школьного возраста начинают использовать различные неадекватные приемы и способы выполнения учебных заданий, которые психологи называют «обходными путями», к их числу относится механическое заучивание материала без его понимания. Дети младшего школьного возраста воспроизводят текст почти наизусть, дословно, но при этом не могут ответить на вопросы по тексту. Еще один обходной путь – выполнение нового задания тем же способом, каким выполнялось какое-нибудь задание раньше. Помимо этого, учащиеся младшего школьного возраста с недостатками мыслительного процесса при устном ответе пользуются подсказкой, стараются списать у товарищей и т. д. Отмеченные особенности мыслительной деятельности, являются причинами неуспеваемости определенной части учащихся младшего школьного возраста[1].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg