Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Взаимосвязь самоотношения и удовлетворенности жизнью в разных возрастных и гендерных группах

NLatipova 490 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 60 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.12.2017
Развитие личности происходит на протяжении всего жизненного пути человека. Удовлетворенность жизнью, являясь системой сложной и многокомпонентной, на протяжении жизни меняет свою структуру и влияние на систему отношений к себе, внутреннюю целостность личности. Поэтому изучение самоотношения, самоактуализации и удовлетворенности жизнью является очень важным и нужным для современной психологии. В теоретической части работы автором был представлен обзор литературы по теме подходов к понятиям самоотношения и жизненной удовлетворённости. Так самоотношение было рассмотрено с точек зрения Н.И. Сарджвеладзе, Д.И. Узнадзе, С.Р. Столина, Б.Г. Ананьева. Основной целью практической части работы быловыявлении особенностей взаимосвязей самоотношения и удовлетворенности жизнью мужчин и женщин в разные возрастные периоды.
Введение

Самоотношение является для психологии традиционным объектом исследования. К проблемам самоотношения обращались многие психологи, такие как Пантилеев С.Р., Столин В.В., Сарджвеладзе Н.И., Рубинштейн С.Л. и другие. На современном этапе развития отечественной психологии исследование самоотношения так же не стоит на месте. Изучается более глубокое исследование внутреннего мира конкретной личности, стержнем которой является ее Я – концепция. Отношение человека к себе изучаетсяво взаимосвязи со многими психологическими феноменами. В том числе самоотношение с таким аспектом как удовлетворенность или неудовлетворенность жизнью. Удовлетворённость жизнью выступает в качестве важнейшего внутреннего фактора человека, определяющего и его социальную активность, и взаимоотношения с другими людьми, и отношение к самому себе как к личности. Удовлетворённость жизнью обладает целым рядом различных факторов, важнейшими среди которых выступают смысложизненные ориентации, ценностные установки и установки в отношении себя. Онииграют немаловажное значение для человека, определяют очень многие поступки субъекта, разные виды его деятельности и поведения: бытового, экономического, политического. В настоящее время наблюдается снижение уровня удовлетворенности жизнью в связи с непростой экономической и политической ситуацией в нашей стране. Следовательно, возникает потребность в изучении факторов составляющих жизненную неудовлетворенность, от чего она зависит, и как сделать так, чтобы человек проживал свою жизнь наиболее полно. Удовлетворенность жизнью неразрывно связана с тем, как человек относится к себе, как воспринимает себя. Самоотношение является одним из основных компонентов личности, оно влияет на все формы отношений человека с окружающим миром, так как любое проявление человека как социального субъекта сопровождается включением его в данный про¬цесс. Цель исследования заключается в выявлении особенностей взаимосвязейсамоотношения и удовлетворенности жизнью в разных возрастных и гендерных группах. Задачи: 1. Исследовать особенности самоотношения и удовлетворенности жизнью мужчин и женщин в разные возрастные периоды. 2. Произвести сравнительный анализ и выявить различия по параметрам самоотношения и удовлетворенности жизнью между группами мужчин и женщин возраста 23-30 и 41-50 лет. 3. Выявить значимые взаимосвязи параметров самоотношения и удовлетворённости жизнью в двух возрастных группах мужчин и женщин. 4. Провести сравнительный анализ и выявить особенности взаимосвязей самоотношения и удовлетворённости жизнью, характерные для женщин и мужчин в возрастных группах 23-30 и 41-50 лет. В качестве объекта исследования рассматриваетсясамоотношение личности в разные возрастные периоды. Предметом исследования выступают особенности взаимосвязисамоотношения и удовлетворенности жизнью мужчин и женщин в период ранней и средней взрослости. В качестве методов математической обработки данных в исследовании используются: корреляционный анализ по Пирсону, Т-критерий Стьюдента. Научная новизна обоснована результатами, полученными автором в ходе исследования взаимосвязи удовлетворенности жизнью и самоотношения в разных гендерных и возрастных группах. Результаты исследования могут быть полезны для формирования рекомендаций мужчинам и женщинам, обратившимся за психологической консультацией, которые в той или иной мере не удовлетворены своей жизнью.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПОДХОВ К ПОНЯТИЯМ УДОВЛЕТВОРЁННОСТИ ЖИЗНЬЮ И САМООТНОШЕНИЯ 6 1.1 Определение понятия самоотношение с позиции отечественных и зарубежных авторов 6 1.2 Сущность понятия удовлетворённости жизнью 10 1.3 Особенности личности мужчин и женщин в период ранней взрослости 14 1.4 Особенности личности мужчин и женщин в период средней взрослости 15 1.5 Особенности возрастных кризисов мужчин и женщин в периоды ранней и средней зрелости 17 1.6 Гендерные различия, полоролевые стереотипы 19 ГЛАВА 2. ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ 22 2.1 Цель, задачи, предмет и объект исследования 22 2.2 Методы исследования 23 2.3 Методы математической обработки данных 26 ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ САМООТНОШЕНИЯ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЖИЗНЬЮ МУЖЧИН В РАЗНЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ 27 3.1.1 Сравнительный анализ показателей самоотношения и удовлетворенности жизнью у мужчин разных возрастных групп 27 3.1.2 Исследование взаимосвязей самоотношения и удовлетворенности жизнью у мужчин в возрасте 23–30 лет 30 3.1.3 Исследование взаимосвязи самоотношения и удовлетворенности жизнью у мужчин в возрасте 41-50 лет 32 3.2.1 Сравнительный анализ показателей самоотношения и удовлетворенности жизнью у женщин разных возрастных групп 35 3.2.2 Исследование взаимосвязей самоотношения и удовлетворенности жизнью у женщин в возрасте 23–30 лет 38 3.2.3 Исследование взаимосвязей самоотношения и удовлетворенности жизнью у женщин в возрасте 41-50 лет 41 3.3.1 Сравнение характера взаимосвязей параметров самоотношения и удовлетворенности жизнью в группах мужчин 23-30 и 41-50 лет 42 3.3.2 Сравнение характера взаимосвязей параметров самоотношения и удовлетворенности жизнью в группах женщин 23-30 и 41-50 лет 44 ВЫВОДЫ 48 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 51 ПРИЛОЖЕНИЕ А 54
Список литературы

1. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания /Ананьев Б.Г. Ин-т психологии. – М. : Наука, 1977. - 379с. 2. Анастази, А.Психологическое тестирование / Анастази А. Урбина С. 7–е изд.– СПб.: Питер, 2007. - 688 с. 3. Андреенкова, Н.В. Сравнительный анализ удовлетворенности жизнью и определяющих ее факторов/ АндреенковаН.В. //Мониторинг общественного мнения № 5, 2010. – 99с. 4. Анисимова, О.М.Самоотношение и удовлетворенность жизнью у мужчин в разные периоды взрослости /АнисимоваО.М. Терра Т.К., Вестник Санкт-Петербургского университета, выпуск 3, СПб.: 2014– 218с. 5. Бернс,Э. Развитие Я-концепции и воспитание. / БернсЭ.– М.: Прогресс, 2005.–420с. 6. Берн, Ш. Гендерная психология / БернШ.М.: Прайм – Еврознак, 2004. 7. Берне, Р. Что такое Я-концепция // Психология самосознания: Хрест. / под ред. РайгородскийД.Я.– Самара: Бахрах– М, 2003. 8. Бодалев, А.А. Общая психодиагностика / БодалевА.А. СтолинВ.В.Аванесов В.С. – СПб.: Речь, 2000. -440с. 9. Бурлачук, Л.Ф. Психология жизненных ситуаций / Бурлачук Л.Ф.КоржоваЕ.Ю. Учебное пособие. – М.: Российское педагогическое агентство. 1998–263с. 10. Горшенева, Т.А. Удовлетворенность жизнью женщин после развода на разных возрастных этапах / ГоршеневаТ. А. // Психологический журнал. – 2010. 11. Григорьев, Р.А. Психологические особенности удовлетворенности жизнью / Григорьев Р.А. Мадрасова Т.А. // Вопросы психологии.– 2007.– №2 12. Дайнер, Э. Психологическое благополучие / ДайнерЭ. // Социологические исследования.– №1 13. Ермолаева, М.В., Психология зрелого и позднего возрастов в вопросах и ответах / ЕрмолаеваМ.В. Уч.пособие. М.: «Мозак», 2000. – 280с. 14. Ильин, Е.П. Психология взрослости / ИльинЕ.П. СПб.: Питер,2012.– 469 с. 15. Колышко, А.М. Психология самоотношения / КолышкоА.М. Учеб. пособие. Гродно: ГрГУ, 2004. – 102 с. 16. Кон,И.С. Психология половых различий // Психология индивидуальных различий: учебное пособие / ред. ГиппенрейтерЮ.Б.Романов В.Я.– Изд. 2-е – Москва:ЧеРо, 2002. 17. Кон, И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание / Кон И.С. – М.: 1990 – 367с. 18. Кочеткова, Т.Н. Самоотношение личности как система установок, направленных на себя / КочетковаТ.Н. / Вестник Санкт-Петербургского университета.–Сер.6. 2007. 19. Крабб, Л. Мужчина и женщина /КраббЛ.; пер. с англ. – СПб.: Мирт, 2002. – 203 с. 20. Крайг, Г. Психология развития / КрайгГ. – СПб., Питер.– 2001. 21. Куликов, Л.В. Детерминанты удовлетворённости жизнью. / Общество и политика: Современные исследования, поиск концепций / Куликов Л.В.– СПб.: СПбГУ.–2000. 22. Лазарева, О.А. Удовлетворенность жизнью и ее основными аспектами / ЛазареваО. А. // Молодой ученый. – 2013.– №2. 23. Наследов,А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных: учебное пособие / Наследов А.Д. – Спб.: Речь – 2004. – 392 с. 24. Неудовлетворённость жизнью / LifeLine и другие новые методы психологии жизненного пути. /Под.ред. Кроника А.А. – М.: «Прогресс», 1993. 25. Мельникова, Н.Н., Оформление курсовых и выпускных квалификационных работ / Мельникова Н.Н. Полев Д.М. Пяткова М.Р. – Челябинск, ЮУрГУ, 2009.– 77с. 26. Моргунов, Е.Б. Факторы влияющие на удовлетворенность жизнью // Модели и методы управления персоналом/ МоргуновЕ.Б.: рос.– брит. учеб. пособие: Бизнес– шк. Интел – синтез, 2001. 27. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / ОжеговС.И. ШведоваН.Ю. – М.: Изд-во «АЗЪ», 1996. – 928 с. 28. Пантилеев, С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система / ПантилеевС.Р. – М.: Изд-во Московский университет, 1991. – 110 с. 29. Папура, А.А. Категория «Качество жизни» в исследованиях / ПапураА.А. // Вопросы психологии.– 2009. 30. Психология самосознания. Хрестоматия / под ред. Райгородский Д.Я. Самара: изд. Дом «Бахрах-М», 2000. – 672 с. 31. Столин, В.В. Самосознание личности / Столин В.В. – М.: Изд-во МГУ, 1983. – 284 с. 32. Столин, В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности: Дис. д-ра психолю наук./ Столина В.В. – М.,1985.–530с. 33. Сарджвеладзе, Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой / СарджвеладзеН.И. Учебное пособие. – СПб.: Тбилиси: "Мецниереба", 1989 . 34. Терра, Т.К., Удовлетворенность жизнью и реализованность мужчин в период взрослости / Терра Т.К. // Вестник Санкт-Петербургского университета. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2007, сер.12, вып.6. 35. Фромм, Э. Мужчина и женщина / Фромм Э.– М.: ACT, 1998. – 509с.36. 36. Шаповаленко, И.В.Возрастная психология / ШаповаленкоИ.В. – М.: Гардарики, 2005 - 349 с. 37. Шамионов,Р.М. Субъективное благополучие личности: психологическая картина и факторы / Шамионов Р. М. – Саратов : СГУ, 2008.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПОДХОВ К ПОНЯТИЯМ УДОВЛЕТВОРЁННОСТИ ЖИЗНЬЮ И САМООТНОШЕНИЯ 1.1 Определение понятия самоотношение с позиции отечественных и зарубежных авторов В современной психологии отсутствует единый подход к оп¬ределению такого феномена как отношение человека к себе, не¬смотря на то, что он активно изучается как отечественными, так и зарубежными исследователями. Анализ работ, посвященных изу¬чению отношения человека к себе, позволяет говорить о большом разнообразии используемых для описания его содержания психо¬логических категорий. Можно назвать такие понятия как обобщен¬ная самооценка, самоуважение, самопринятие, эмоционально-цен¬ностное отношение к себе, собственно самоотношение, самоуве¬ренность, чувство собственного достоинства, самоудовлетворение, аутосимпатия, самоценность и др. Их содержание раскрывается с помощью таких психологических категорий как «установка» (Д.Н.Узнадзе), «личностный смысл» (А.Н. Леонтьев), «отношение» (В.Н.Мясищев), «аттитюд» «социальная установка» (И.С.Кон, Н.И.Сарджвеладзе), «чувство» (С.Л.Рубинштейн). Наиболее перспективным в современной психологии являет¬ся рассмотрение самоотношения как непосредственной представленности в сознании личностного смысла «Я». Здесь самоотноше¬ние не базируется на оценке социальной желательности восприни¬маемой в себе черты, и не является прямым следствием знания о себе, хотя феноменологически выводимо из него. В основу такого подхода положена идея о том, что в основании самоотношения ле¬жит оценка личностью своего «Я», собственных черт по отноше¬нию к мотивам, которые выражают ее потребность в самореали¬зации. Самоотношение в рамках данного подхода понимается как формируемое в процессе соотнесения личностью собственных качеств с мотивами ее самореализации. В сознании субъекта самоотношение семантически оформляется (когнитивная состав¬ляющая) и переживается (эмоциональная составляющая). Ког¬нитивная составляющая самоотношения в сознании выражает¬ся в субъективном наделении себя чертами, т.е. в самовоспри¬ятии, эмоциональная – в возникновении эмоций, чувств, направленных на самого себя. Субъект при этом относится к своему «Я» в зависимости от того, воспринимается ли оно как негативное, позитивное или конфликтное (противоречивое) ус¬ловие достижения мотивов личности. Отсюда отношение чело¬века к себе может быть позитивным («Я» – условие, способствующее самореализации), негативным («Я» – условие, препятствующее самореализации) или конфликтным («Я» – условие, в одно и то же время и способствующее, и препятствующее са¬мореализации).
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Психология, 37 страниц
210 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 44 страницы
210 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg