Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

Социализация старшеклассников средствами этнокультурных ценностей в учреждениях дополнительного образования (на материале этнокультурных ценностей дагестанского народа)

NLatipova 550 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 75 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.12.2017
Пробуждение у старшеклассников интереса к культуре, фольклору, традициям своего народа, направленных на социализацию личности и ее социальной компетентности; стимулирование творческой активности школьников на освоение культурного наследия карачаевского народа; обращение учреждений дополнительного образования к педагогическому опыту народа, которая обогащает содержание и методику учебно-воспитательного процесса в образовательной среде дополнительного образования и усиливает контакты главных институтов социализации детей - семьи и образовательных учреждений, - способствует повышению этнопедагогической культуры родителей и детей, способствует социализации старшеклассников и формированию социальной компетентности, которая нами рассматривается, как возможность старшеклассников позитивно адаптироваться в социуме, используя знания общечеловеческих и этнических норм и ценностей, мотивированного поведения, основанного на нормы этнокультурных ценностей, способностью к ценностному самоопределению и эффективному взаимодействию с социальным окружением. В качестве основных направлений социализации старшеклассников и формирования у них социальной компетентности в дополнительных образовательных учреждениях рассматривать системно сорганизованное формирование таких ключевых компонентов социализации старшеклассников, как когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя ее членом на основе социализирующих признаков, коммуникативный компонент, составляющими которого являются ценности межличностного общения в группе, в семье, в коллективе; эмоционально-волевой компонент, включающий ценности определенности и духовности (нормы, традиции народа; нравственный идеал, мировоззрение, нравственное убеждение, образ жизни, находящийся в гармонии с общественными и религиозными нормами, патриотизм, любовь к Родине, кодекс чести; конативный компонент, объединяющий ценности коллективизма отношений и поведения (уважение старших младшими, чуткость, гостеприимство, толерантность, гуманность, мужество, храбрость); креативный компонент, составляющий творческое формирование личности, позитивные эстетические и нравственные переживания, выступая индикатором определенных поведенческих (ко- нативных) реакций в этнической социализации школьника, способствует раз- витию творческой активности, креативности субъекта, его ценностного самоопределения при социализации в этнокультурной среде.
Введение

Актуальность исследования. Современное российское общество находится в процессе интенсивных и противоречивых социальных изменений. Решение проблем реформирования, модернизации, трансформации, внедрения социальных и иных инноваций сопровождается серьезными изменениями в духовно-культурной сфере общества. В условиях глобального ценностного нигилизма российское общество теряет основные средства воздействия на личность. Пересматривается роль многих социальных институтов, ранее занимавших ведущее место в процессе социализации личности (общественные организации: пионерия, комсомол и т.д.). Утеряны такие национальные институты воспитания (например, аталычество, кунацкая и др.), а современная система воспитания и образования не удовлетворяет все возрастающие требования трансформации общества. Дополнительное образование старшеклассников является актуальным и необходимым звеном в системы непрерывного образования, направленным на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, социализации личности, формировании социальной компетентности. Особое место среди трудов российских ученых занимают работы связанные с системой дополнительного образования школьников (В.В. Абраух - инновационные подходы к деятельности учреждения дополнительного образования. Выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия социализации старшеклассников в учреждениях дополнительного образования средствами этнокультурных ценностей. Цель исследования – выявить педагогические условия социализации старшеклассников в учреждениях дополнительного образования средствами этнокультурных ценностей. Объект исследования – процесс социализации старшеклассников в учреждениях дополнительного образования детей. Предмет исследования - педагогические условия социализации старшеклассников в учреждениях дополнительного образования средствами этнокультурных ценностей дагестанцев. Гипотеза исследования основана на предположении о том, что процесс социализации у старшеклассников может быть существенно оптимизирован, если: - этнокультурные ценности в нем выступают детерминантом; - в процессе социализации старшеклассников в системе дополнительного образования в содержание будут включены знания о традициях, фольклоре и культуре этноса; В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования решались следующие задачи: - Осуществить анализ литературы по проблеме социализации старше- классников. - Выделить структурные компоненты социализации старшеклассников – - Выявить совокупность педагогических условий, способствующих со- циализации старшеклассников. Так мы опирались на идеи и концепции педагогики и психологии эт- носа (В.Г. Афанасьев, Г.Н. Волков, A.M. Га- шимов, М.Б. Гуртуева, В.Г. Крысько, З.Г. Нигматов, Э.Н. Саракуев, Я.И. Ханбиков, В.К. Шаповалов, И.А. Шоров); культуры и ценностных ориентаций народов Северного Кавказа (Е.П. Алексеева, М.Ю. Айбазова, З.К. Каргиева, А.С. Койчуева, В.В. Колпачева, И.И. Маремшаова, Р.Р. Накохова, В.П. Невская, Р.К. Ортабаева, Я.С. Смирнова, Е.Н. Студенецкая, Ф.С. Эфен- диеев и др.); теории социализации (А.Адлер, Г.М. Андреева, И.С. Кон, М.Мид, Б.Д. Парыгин, Г.Г. Шпет, Э. Эриксон, К. Юнг); педагогические концепции социализации (В.Г. Бочарова, Н.Ф. Голованова, А.В. Мудрик, Н.Д. Никандров, Г.Н. Филонов и др.) Методы исследования: анализ различных аспектов исследуемой проблемы; практические - анализ результатов и продуктов образовательной деятельности; эмпирические - интервьюирование, анкетирование, тестирование, наблюдение, беседы, обобщение и описание материалов исследования; экспертиза независимых экспертов; статистические - методы анализа и обработки экспериментальных данных, методы проверки статистических гипотез. Опытно-экспериментальную базу исследования составили: Опытно- экспериментальная работа проводилась в дополнительных образовательных учреждениях города Махачкалы Центр детского творчества «Многопрофильное учреждение дополнительного образования».
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….. ….3 ГЛАВА I. Теоретические основы старшеклассников средствами этнокультурных ценностей 1.1. Социализация личности как научная проблема в контексте психолого-педагогических наук……………………………………………………6 1.2. Этнокультурные ценности как детерминанты социализации старшеклассников ……………………………………………………..13 1.3. Специфика социализации старшеклассников в дополнительных образовательных учреждениях в процессе усвоения этнокультурных ценностей дагестанцев………………………………………………….33 Выводы по главе 1 ГЛАВА II. Этнопедагогические условия социализации старшеклассников в системе дополнительного образования. 2.1. Личностно-развивающий потенциал этнокультурных ценностей дагестанского народа…………………………………………………………41 2.2. Педагогические условия социализации старшеклассников средствами этнокультурных ценностей в учреждениях дополнительного образования …………………………………………………………………………………50 Выводы по главе 2 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………68 ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………70
Список литературы

1. Алиева Б.Ш. Этнопедагогика дагестанской семьи. Пятигорск: ПГЛУ. -270с. 2. Амонашвили, Ш.А. Личностно - гуманная основа педагогического процесса. - Мн.: Университетское кн. изд - во, 1990. - 560 с. 3. Андреева, Г.М. Социальная психология. - М., 2000. - 259 с. 4. Арутюнян, Ю.В. Нация и ее психический склад (социально- психологический аспект национальных отношений). - М., 1998. - 271 с. 5. Бердяев, Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. - В 2 - х т. - М.: Лига, 1994. - 542 с. 6. Борисова, Е. Мудрость народной педагогики // Народное образо- 200 вание. - 1998. - №9 - 10. - С. 74 - 76. 7. Бромлей, Ю.В. Национальные процессы в СССР: в поисках но- вых подходов. - М.: Наука, 1988. - 358 с. 8. Васильцова, З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. - М.: Педагогика, 1983. - 144 с. 9. Виноградов, В. Народная педагогика. Сибирская живая старина. - Вып. I. - Иркутск, 1926. - 52 с. 10. Волков, Г.Н. Неотъемлемая часть народной культуры // Совет- ская педагогика. - 1989. - №7. - С. 98 - 103. 11. Волков, Г.Н. Этнопедагогика. - М.: Академия, 1999. - 168 с. 41. Волков, Г.Н. Этнопедагогика. - Чебоксары: Чув. кн. изд., 1974. - 380 с. Вульфов, Б.З. Основы педагогики. - М.: изд - во УРАО, 1999. - 616 с. 12. Вундт, В. Миф и религия. - СПб., 1913. - 416 с. 13. Выготский, Л.С. Избранные психологические труды. - В 2 т. - М., 1986. - Т.2. - 361 с. 14. Гилинский, Я.И. Стадии социализации индивида // Человек и общество. - Л., 1971. - С. 52 – 55. 15. Гумилев, Л.Н. От Руси к России: очерки этнической истории. - М.: Экопрос, 1994. - 336 с. 16. Данилевский, Н. Кавказ и его горские жители в нынешнем их положении. - М., 1846. - 192 с. 17. Декларация прав ребенка. 2000. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec.shtml (дата обращения 15.04.2014) 18. Дементьев, Г.Г. Процесс формирования личности под влиянием социальной среды в современных условиях: автореф. дис. … канд. социол. наук. - М., 2000. - 22 с. 19. Дюркгейм, Э.К. К исследованию коллективных представлений // Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. - М., 1996. - 314 с. 20. Здравомыслов, А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. - М., 1986. - 221 с. 21. Изард, К. Эмоции человека. - М.: изд - во МГУ, 1980. - 440 с. 22. Калинина, Н.В. Психология инновационного управления соци- альными группами и организациями. - М. - Кострома, 2001. - С. 146 - 148. 23. Кон, И.С. Ребенок и общество. - М., 1988. - 269 с. 24. Кон, И.С. Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Восточной и Юго-Западной Азии. - М., 1983. - 344 с. 25. Конвенция о правах ребенка [Электронный ресурс]. - Режим до- ступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml 26. Концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации проект // Вестник образования. - М., 2010. - №10. - С. 55 – 78. 27. Котова, И.Б. Шиянов, Е.Н.Становление и развитие гуманистиче- ской педагогики.- Ростов, 1997. - 144 с. 28. Кравченко, А.И. Социология. - Екатеринбург, 1998. - 384 с. 29. Крысько, В.Г. Этническая психология - М., 2004. - 320 с. 204 30. Кузина, Т.Ф. Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды. - М.: Школа - Пресс, 1998. - 144 с. 31. Кукушкин, B.C. Столяренко, Л.Д.Этнопедагогика и этнопсихоло- гия - Ростов н/Д.: Феникс, 2000. - 448 с. 32. Кучуков, М.Н. Национальное самосознание дис. … д - ра филос. наук. - Ростов н/Д., 1993. - 352 с. 33. Лебон, Г. Психология народов и масс пер. с фр. - С. - Петербург: изд. Ф.Павленкова, 1896. – 329 с. 34. Леонтович, Ф.И. Адаты кавказских горцев. - Вып. 1. - М.: Книга по Требованию, 2011. - 448 с. 35. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М., 1977. - 304 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ 1.1. Социализация личности как научная проблема в контексте психолого-педагогических наук. Социализация - это процесс усвоения человеком существующих в об ществе социальных норм, ценностей и типичных форм поведения, а также установление им новых индивидуальных норм, отвечающих интересам всего общества. Л.С. Выготский рассматривал социализацию как присвоение индивидом общественного опыта, всей культуры общества (культурно-историческая концепция развития человека). Социализация близка, практически тождественна «окультуриванию» как присвоению социального опыта ребенка через взаимодействие с носителем этого опыта. Присвоенный ребенком опыт перерабатывается и возвращается в культуру в виде определенных индивидуальных достижений. Кроме того, в индивиде культура находит свое реальное существование [14]. Л.С. Выготский выступал против понимания взаимоотношений социального и индивидуального как враждебных, когда социальное «выдавливает», вытесняет естественное, приводя тем самым к «осоциализированию» ин- дивида. По этому вопросу Л.С.Выготский дискутировал с Ж.Пиаже, доказывая, что ребенок изначально социален. Более того, младенец является самым социальным существом, поскольку его жизнедеятельность, удовлетворение всех витальных (жизненно важных) потребностей происходит через взрослого, т.е. социально. А.В.Петровский выделяет три фазы социального развития личности человека до включения его в трудовую деятельность: - детство - адаптация индивида: овладение нормами социальной жизни; - отрочество - индивидуализация: потребность индивида в максимальной персонализации, стремление «быть личностью»; - юность - интеграция: приобретение черт и свойств личности, отвечающих необходимости и потребности группового и собственного Воспитание представляет собой часть процесса социализации и рас- сматривается как целенаправленная и сознательно контролируемая социализация (семейное, религиозное, школьное воспитание).
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg