Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

Эстетическое воспитание девушек в условиях дополнительного образования

NLatipova 590 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 79 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.12.2017
1. Эстетическое воспитание детей имеет большое значение в развитии художественно-эстетической культуры личности, формировании взглядов, интересов, убеждений, потребностей и мировоззрения подрастающего поколения. Знания в области искусства сегодня имеют важное значение во многих сферах деятельности современного общества, динамическое развитие которого требует и соответствующей подготовки личности к изменениям. При этом особое место в эстетическом воспитании личности подростка занимает приобщение его к декоративно-прикладному искусству как важному компоненту национальной художественной культуры. 2. Дополнительное образование имеет исторически сложившиеся черты: массовость, общедоступность и добровольность участия детей в занятиях и деятельности; поддержку детской инициативы и самодеятельности; создание ситуации личностного развития и самореализации воспитанников; использование значительных воспитательных возможностей, педагогически организованной внешкольной деятельности. Практика показывает, что занятия изобразительным и декоративно-прикладным искусством в условиях дополнительного образования способствуют усилению мотивационной функции искусства в формировании личности, благоприятствуют приобретению духовного опыта человечества и восстановлению связи между поколениями, эффективно помогают личности в целостном восприятии и представлении окружающего мира.
Введение

Актуальность исследования. В современных условиях реформирования системы образования очевидно, стремление России к интеграции с Европой и со всем миром, где превыше всего ставятся гуманистические ценности, в которых на первом месте стоит человек с его свободой и ответственностью перед собой и обществом. В своем ежегодном послании Президент Российской Федерации В.В. Путин 3 декабре 2015 отметил «Нужна профессиональная, мотивированная работа учителя, прорывные новые обучающие технологии и, конечно, возможности для творчества, занятий спортом, дополнительного образования. И конечно, нужно взять всё самое лучшее, что было в прежних дворцах пионеров, кружках юных техников и так далее, построить работу на принципиально, конечно, новой, современной основе, с участием и бизнеса, и высших учебных заведений, университетов. Словом, российскую школу, дополнительное и профессиональное образование, поддержку детского творчества нужно настроить на будущее страны, на запросы как людей, молодых людей в данном случае, так и на запросы экономики, имея в виду перспективы её развития. Им, ребятам, предстоит решать ещё более сложные задачи, и они должны быть готовы стать первыми, стать не только успешными в профессии, но и просто порядочными людьми с прочной духовной и нравственной опорой»[50] Актуальность данного мнения подтверждается и в Концепции развития образования на 2016-2020 годы, где одной из главных задач образования ставится формирование активной творческой личности, которая на основе сохранения фундаментальности образования усиливает практическую направленность [32]. В Дагестане всегда высоко ценились культура, честь и достоинство человека. В центр мироздания дагестанские мыслители, поэты, писатели ставили человека и человеческое достоинство. «Люди, люди – высокие звезды, долететь бы мне только до вас», – провозгласил великий Расул Гамзатов. И многие наши проблемы из-за того, что мы редко обращаемся к культуре и морали человека, мало занимаемся мировоззрением дагестанцев. Более того, наука о собственно дополнительном образовании является молодой и требует своего дальнейшего развития. Одним из важных направлений современной теории и практики образования считается формирование творческой личности через культуру своего народа. Принцип культуросообразности в воспитании ориентирует педагога на то, чтобы российская культура, национальные традиции стали базовой основой воспитательного процесса всей системы образования, в том числе и дополнительного. Решению проблемы исследования во многом способствовало богатое педагогическое наследие выдающихся отечественных педагогов Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, Б.Т.Лихачева, В.А.Сухомлинского, К.Д. Ушинского и др., уделявших большое внимание духовному, трудовому, нравственному и эстетическому воспитанию детей и подчеркивающих, что полноценное умственное и физическое развитие, моральная чистота и активное отношение к жизни во многом зависят от эстетического воспитания. Педагогический аспект проблемы художественно-эстетического образования учащихся средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства достаточно глубоко разработан в трудах известных ученых Г.В. Артаевой, В.Е. Бадян, С.М. Бондаренко, А.А. Мелик- Пашаева, В.С. Кузина, С.П.Ломова, Б.М. Неменского, Т.Я. Шпикаловой, Б.П. Юсова и другие. Исходя из вышеизложенного, проблема развития и обеспечения этнокультурных потребностей и интересов школьников средствами декоративно-прикладного искусства Дагестана на основе преемственности общего и дополнительного образования относится к числу практически неисследованных, а потому и перспективных проблем современной педагогической науки. Существующие проблемы в системе дополнительного образования предопределили выбор темы исследования: «Эстетическое воспитание девушек в условиях дополнительного образования». Объект исследования - художественно-эстетическая деятельность девочек-подростков в системе общего и дополнительного образования. Предмет исследования - педагогические условия эстетического воспитания девочек-подростков средствами декоративно-прикладного искусства Дагестана. Цель исследования - научно обосновать и апробировать модель эстетического воспитания девочек-подростков средствами декоративно- прикладного искусства Дагестана в условиях дополнительного образования на основе преемственности с общеобразовательными учреждениями. Для проверки выдвинутой гипотезы исследования были поставлены следующие задачи: 1. Изучить особенности декоративно-прикладного искусства народов Дагестана как ведущего компонента этнокультуры в эстетическом воспитании школьников. 2. Определить педагогические условия и уровни сформированности эстетических знаний, практических умений и навыков девочек-подростков. 3. Разработать и апробировать поэтапную модель эстетического воспитания девочек-подростков в дополнительном образовании на основе преемственности со школой. Опытно-экспериментальная база исследования – государственные общеобразовательные учреждения МОУ СОШ №11 Центр эстетического воспитания «Радуга» и ДДТ г. Избербаша Республики Дагестан. Всего в экспериментальной работе приняло участие 30 учащихся, 5 педагогов, 5родителей.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................3 Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО- ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА......................................................................6 1.1. Роль системы дополнительного образования в развитии школьников....6 1.2. Психолого-педагогические особенности развития личности как условие эстетического воспитания девочек-подростков.............................................18 1.3. Декоративно-прикладное искусство народов Дагестана как средство эстетического воспитания девочек-подростков..............................................25 Выводы по I главе.........................................................................................33 Глава II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕВОЧЕК-ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА ДАГЕСТАНА.............................................................................................34 2.1. Состояние эстетического воспитания школьников в системе дополнительного образования Республики Дагестан ...................................34 2.2. Педагогические условия организации эстетического воспитания девочек-подростков средствами декоративно-прикладного искусства Дагестана в системе дополнительного образования .......................................39 Выводы по II главе .........................................................................................68 ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................... 70 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...........................73
Список литературы

1. Агарагимова В. К. Эстетическое воспитание детей 5 – 6 лет средствами народного искусства (на материале Республики Дагестан): Автореферат дис. … канд. пед. наук. – Махачкала, 2005. – 18с. 2. Алиев М.И.Система приобщения учащихся-подростков к техническому творчеству в учреждениях дополнительного образования (на материале Республики Дагестан): Автореферат дис. … канд. пед. наук. – Махачкала, 2003. – 24с. 3. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Иновационный курс. Кн. 1 – Казань: Изд-во Каз. университета, 1996. – 566с. 4. Алиева Б.Ш. Этнопедагогика дагестанской семьи. Монография. - Пятигорск: ПГЛУ, 2006. – 288 с. 5. Ахияров К.Ш., Амиров А.Ф. Алгоритм разработки концепции дополнительного образования детей// Дополнительное образование, №5, 1998. С.22 – 25. 6. Артаева Г.В. Художественно-эстетическое воспитание подростков средствами народного декоративно-прикладного искусства (на материале Республики Калмыкия): дис. ... канд. пед. наук. Элиста, 2003. – 214с. 7. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. – М., 1925. – 240с. 8. Байрамбеков М.М., Гаджимурадов С.М. Уроки народного искусства в начальной школе. – Махачкала: изд-во НИИ педагогики, 2000.- 93 с. 9. Бондаренко С. М. Урок – творчество учителя.-М.: Наука, 1981. – 68с. 10. Борев Ю.Б. Эстетика.3-е изд. – М.: Политиздат, 1981. – 399с.:ил. 11. Булатова А.Г. Традиционные праздники и обряды народов горного Дагестана в XIX – нач. XXвв. – Л.: Наука, 1988. – 197с. 12. Волков Г.Н. Этнопедагогика. – Чебоксары, 1974. – 228с. 13. Волков Г.Н. Неотъемлемая часть народной культуры // Советская педагогика. 1989. №7. С.98 – 103. 14. Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1968. – 268с. 15. Голованов В.П. Социально-педагогическое значение взаимодействия учреждений дополнительного образования детей и семьи // Внешкольник. №10. 2004. С.27 – 30. 16. Горский В.А. Методологическое обоснование форм и методов деятельности педагога дополнительного образования //Дополнительное образование. №3. 2003. С.29 – 34. 17. Давыдов В.В. Теория деятельности и социальная практика.// Вопросы философии. 1996.- №5.- С.52 – 62. 18. Дагестанские художественные промыслы: наследие, проблемы, перспективы. – Махачкала, 2003. – 184 с. 19. Дамаданова С.Р. Эстетическое воспитание школьников средствами изобразительного искусства (на материале РД): Автореферат дис. …канд пед. наук.-Махачкала, 2004. – 23 с. 20. Давыдов В.В. Теория деятельности и социальная практика// Вопросы философии. №5. 1996, С.52 – 62. 21. Дополнительное образование детей /Под ред. О.Е.Лебедевой. – М.:ВЛАДОС,2000. – 256 с. 22. Дополнительное образование: поиск, опыт, находки // Материалы 1-й научно-практической конференции. Часть 1. Новосибирск, 1997. – 169 с. 23. Доронина А. А. Модель деятельности научно-методической службы НГЦТУ «Юниор». Дополнительное образование: поиск, опыт, находки. Новосибирск, 1997. С.126 – 133. 24. Дусавицкий А. К. Развитие личности в учебной деятельности. – М: «Дом педагогики», 1996.- 432 с. 25. Журкина А.Я. Воспитательный потенциал дополнительного образования //Дополнительное образование. №9. – 2015. - С 6 – 9. 26. Журавлева Н.Н. К вопросу об истории дополнительного образования в России // Дополнительное образование: поиск, опыт, находки. Новосибирск. 1997.- С.28 – 31. 27.Жданова Т.А. Духовно-нравственное воспитание детей и подростков в музыкально-хоровой школе «Радость»// Дополнительное образование, №8. – 2004.- С.30 –34. 28. Иванова О.Н. Формирование опыта творческой деятельности учащихся (на материале учреждений дополнительного образования). дис. ... канд. пед. наук. – Саратов, 2003. – 200 с. 29. Каменская И. Ю. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в учреждении дополнительного образования // Дополнительное образование: поиск, опыт, находки. Часть 1. Новосибирск, 1997. -С.120 – 126. 30. Каган М.С. Эстетическое и художественное воспитание в развитом социалистическом обществе. – Л.:Знание, 1984. – 32 с. 31. Кон И.С. Психология самостоятельности // Знание – сила. 1985. -№7. -С.43. 32. Концепция развития образования на 2016-2020 годы / 2016-god.com/koncepciya-razvitiya-c 33. Кириченко Н.С. Формирование интереса к традициям народного декоративно-прикладного искусства у подростков на уроках технологии: Дис. …канд. пед. наук. – Карачаевск, 2002. – 186с. 34. Крутецкий В.А. Психология. – М.: Просвещение, 1980. – 351 с. 35. Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Агар., 1998.-432 с. 36. Кушаев Н.А. Основы эстетического воспитания. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1986. – 238 с. 37. Лихачев Б.Т. Эстетика воспитания. – М., 1972. – 95 с. 38. Леонтьев А.А. Педагогическое общение.- М.: Педагогика 1979.-342 с. 39. Мартиросян Б.Т., Горский В. А. Инновации в дополнительном образовании //Дополнительное образование. 2003. - №4. -С.7 – 12. 40. Медведь Э.И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования. Учебное пособие – М., 2002. – 48 с. 41. Мелик-Пашаев А.А. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников // Вопросы психологии. 1989. - №1. - С.15 – 23. 42. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана. – Махачкала: Дагучпедгиз, 1992. – 194 с. 43. Народные художественные промыслы Республики Дагестан / Авторы Г.Г. Газимагомедов, М.М. Маммаев, М.М. Байрамбеков. – Махачкала: Издательство «Лотос», 2009. – 104 с. 44. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. – М.: Изобразительное искусство, 1983. – 343 с. 45. Неменский Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания. Книга для учителя. Издание второе. – М.: Просвещение, 1987. – 182 с. 46. Немов Р.С. Психология образования. – М.: Просвещение, 1988. – 356 с. 47. Педагогическая энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1986. – 215 с. 48. Педагогический словарь. Т – 2. – М., 1960. – 766 с. 49. Попова Г.Н. Исторические предпосылки формирования системы дополнительного образования детей в России//Дополнительное образование. 2005. -№4. - С.46 – 54. 50. Путин В.В. Российская газета. 4 декабря 2015. –С. 2-3 51. Сборник «Общие вопросы эстетического воспитания в школе»/ Под ред. В.Н. Шацкой, изд. АПН РСФСР. М-Л., 1955.- 432 с. 52. Слободчиков В. И. Свободное развитие в условиях традиций – миф или реальность// Педагогика.. 2000.- №6 - С.16 – 21.
Отрывок из работы

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА 1.1. Роль системы дополнительного образования в развитии школьников В сложных условиях экономического и социально-политического развития современного общества государство провозглашает сферу образования приоритетной. Одними из главных принципов, на которых строится государственная политика в сфере образования, сегодня являются гуманистический и светский характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободное развитие личности. В стране функционирует широкая сеть образовательных учреждений: дошкольные; общеобразовательные; начального, среднего и высшего профессионального образования; учреждения дополнительного образования, которые призваны решать задачи образования и воспитания подрастающего поколения. Для того чтобы лучше понять природу и проблемы дополнительного образования и найти пути их решения, мы обратились к истории появления и развития системы дополнительного образования, которая своими корнями уходит в 90-е годы XIX века. Современная система дополнительного образования развивается на базе внешкольных учреждений, которые в прошлом имели богатый опыт внеучебной деятельности. Вскрывая исторические корни дополнительного (первоначально внешкольного) образования, в своём исследовании Н.Н. Журавлева отмечает, что «впервые термин «внешкольное образование» был употреблен в 1890 году в книге А.С. Пругавина «Запросы народа и обязанности интеллигенции в области просвещения и воспитания» в смысле совокупности всех видов просветительской деятельности взрослых» [26,с. 28]. В своем исследовании Г.Н. Попова затрагивает тему педагогических предпосылок формирования системы дополнительного образования детей в России: «На этапе становления образовательной системы в России на рубеже веков возникло внешкольное образование взрослых, которое выполняло компенсаторные функции и было рассчитано на тех, кто не имел возможности получить образование в детском возрасте» [49, с.47]. По мнению автора, внешкольная сфера образования в то время решала задачу ликвидации неграмотности. В дальнейшем такое образование уступило место адаптационному дополнительному образованию, которое отличалось профессиональной направленностью и осуществлялось в целях приспособления индивида к изменяющимся условиям его жизни и трудовой деятельности.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg