Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ИСТОРИЯ

Церковь и государство России в XVIII веке

NLatipova 240 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 40 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.12.2017
Учреждение в России в конце XVI в. патриархии означало существенное укрепление авторитета русской православной церкви во внешнем мире. Однако внутри страны церковь все более подчиняется государству. В XVIII в. церковь продолжает обладать громадными богатствами, в том числе землями и крестьянами, но государство принимает меры к ограничению роста церковного землевладения. Делаются попытки ограничить церковь в ее судебных правах, что имело и политическое, и экономическое значение. Попытки патриарха Никона поставить вопрос о равенстве церковной власти со светской и даже о приоритете церкви над государством привели к его низвержению. Цари и до этого ставили на патриарший престол нужных им лиц, хозяйничали на церковных соборах и т. д. С именем Никона связано и такое важное событие в русской православной церкви, как ее раскол. Деятельность патриарха Никона по реформе церкви соответствовала интересам государства. Переписка церковных книг в соответствии с греческими канонами означала централизацию культовой сферы, введение единства и единообразия в по¬рядок богослужения и вообще в церковный порядок. До этого в разных русских землях накопились свои местные искажения церковных книг и порядков, которые сохранялись как пережиток феодальной раздробленности. Инициаторами раскола явились рядовые священники, в большой массе полуграмотные, которым переучиваться по исправленным книгам было просто не по силам. Но к расколу примкнули и самые разнородные силы: древние боярские роды, теснимые дворянством, посадское население, положение которого ухудшалось преимущественно по причине конкуренции иностранных купцов, а главное, крестьянство, закрепощение которого завершилось и положение которого продолжало ухудшаться. Именно участие в расколе широких народных масс сделало его серьезной и опасной силой, с которой государству пришлось активно бороться.
Введение

Современная Россия – это светское государство, государство в котором, церковь не просто отделена от власти, когда церковь не входит в систему государственных органов. В настоящее время стал неуместен и постулат «божественного происхождения власти», т.к. «власть избирается» народом. Однако так было не всегда. Не более чем век назад церковные органы и божественное происхождение власти – были одной из основ государственного устройства России, а если смотреть еще глубже – в 18 век, тогда церковь фактически обладала не меньшими полномочиями и финансовыми механизмами, чем государственные органы. Так, в начале 18 века, по своей социально-классовой характеристике духовенство, точнее церковь, относилось к классу феодалов, так как патриаршему двору, архиерейским домам и монастырям принадлежали на вотчинном праве огромные земли и до '/5 всего крестьянства в стране . Экономическое могущество церкви обеспечивало ей определенную независимость от власти, что являлось основой для притязаний на вмешательство в государственные дела и оппозиционности петровским реформам. Церковные органы обладали и судебными привилегиями: судебная компетенция церковной власти, простиралась прежде на всех церковных людей и крестьян, живших на патриарших, архиерейских и монастырских землях. К слову сказать, и в Соборном уложении 1649 г. преступления против церкви занимали первое место и стояли даже перед государственными преступлениями. Государи Великой Руси на протяжении долгих веков пытались ограничить власть церкви, как экономическую, так и политическую. Самыми успешными были попытки Алексея Михайловича издавшего ряд указов, в частности запрещавшие церкви приобретать земли каким бы то ни было способом. Однако не всем правителям Руси удавалось противопоставить церкви ни законодательные не политические действия. Сильная зависимость исполнительной власти от духовенства не позволяла серьезно поменять положение вещей, в итоге долгое время сохранялось двувластие, когда духовный «чин» является каким-то государством в государстве. Переломным моментом во взаимоотношениях церкви и государства стало царствование Петра I, законотворчеством и властью которого была проведена государственная реформа в корне изменившая взаимодействия государства и церкви. Актуальность данного исследования наряду с вышеназванными аспектами обуславливается следующими обстоятельствами: Во-первых, потому что время царствование Петра I – это период бурного реформирование государства и права России, в том числе и реформирования взаимоотношения церкви и государства. Современная Россия также находится на стадии реформирования. И не смотря на то, что церковь уже давно не является второй властью, в нашей стране, по-прежнему, актуальна тема взаимодействия властных органов всеразличных уровней. Во-вторых, безусловный интерес представляет анализ государственно-правовых актов принятых Петром I и устанавливающих основы устройства государственных органов и органов духовенства. Каждый из них серьезно повлиял на историю государства и права нашей страны. В-третьих, интересно выявление проблематики взаимодействия государства и церкви, а также способов решения обозначенной проблематики, как этапа истории государства и права России. Изучение взаимодействия государства и церкви в 18 в. позволит нам по-новому взглянуть на разделение властей в современной России. Необходимо констатировать недостаточную разработку в юридической литературе исследуемой темы. Более того, подавляющая часть исследований носит исторический, а не юридическо-правовой характер. Большинство экспертов анализируют государственные реформы Петра I, в целом, и даже через призму «военной реформы» мы же видим основу последующего государственного устройства именно в реформировании взаимодействия института церкви и государственных органов. Итак, цель данной курсовой работы – рассмотреть юридическо-правовые аспекты взаимодействия государства и церкви 18 века, на основе уложений, артикулов и указов Петра I. Исходя из поставленной цели, мы ставим перед собой следующие задачи: ? рассмотреть полномочия государственных и церковных органов к началу 18 века; ? проанализировать этапы и юридическо-правовое содержание реформы государственных и церковных органов; ? подвергнуть разбору содержание уложений, артикулов и указов Петра I, коснувшихся взаимодействию государства и церкви; ? выявить значение проведенного реформирования взаимодействия государства и духовенства; ? рассмотреть полномочия государственных и церковных органов к концу царствования Петра I; ? в заключение работы подвести итоги по проделанному исследованию. Объект исследования: государство и церковь в XVIII веке. Предметом исследования являются правовое регулирование взаимоотношений государства и церкви в XVIII веке. Методологической основой настоящего диссертационного исследования является принцип историзма, предполагающий исследование исторических событий во всем многообразии, в конкретных условиях их возникновения и развития. В процессе работы автором использовались сравнительно-правовой, логический, классификационный методы. Комплексный характер работы предполагает исследование ряда вопросов, находящихся на пересечении отечественной истории государства и права с отечественной историей. Работа представлена в виде двух глав («Понятие и сущность государства. Влияние религии на государство» и «Церковно-государственные отношения в России в XVIII веке»). Первая глава включает в себя два подпункта («Понятие и сущность государства», «Церковь в политической системе общества»). Глава вторая состоит из трех подпунктов («Церковь в России в XVIII веке», «Россия в XVIII веке»). Второй подпункт разбит еще на три подпункта («Основные события и войны в истории России в 18 веке», «Герои России в 18 веке», «Итоги 18 века для России»). В конце каждого подпункта и главы делается краткое обобщение.
Содержание

Введение……………………………………………………………………...… 3 Глава 1. Понятие и сущность государства. Влияние религии на государство 1.1 Понятие и сущность государства…………………………………… 7 1.2 Церковь в политической системе общества………………...…….. 13 Глава 2. Церковно-государственные отношения в России в XVIII веке 2.1 Церковь в России в XVIII веке……………………………………... 19 2.2 Россия в XVIII веке…………………………………………………. 28 2.2.1 Основные события и войны в истории России в 18 веке…… 33 2.2.2 Герои России в 18 веке………………………………………… 34 2.2.3 Итоги 18 века для России……………………………………... 35 Заключение……………………………………………………………………..37 Список использованной литературы………………………...……………… 40
Список литературы

1. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. - М.,2011. с.159. 2. Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М.,2012. с.154 3. Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М.,2000. с.150 4. Комаров С.А. Общая теория государства и права. - СПб.,2001. с.73 5. Молчанов Н.Н. Дипломатия Петра Великого. М., 2012; 6. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. Спб.: «КРИСТАЛЛ», 2013; 7. История государства и права России. Учебник для вузов / Под ред. С.А. Чибиряева. – 2012. 8. Ключевский В. О. О русской истории. М., 2011 9. Ключевский О.В. Сочинения. М., 2012. Том 2; 10. Журнал "Отечественные Записки". Церковь и государство в поисках политического смысла (сентябрь 2001 г.). 11. Радугин А.А. Введение в религиоведение [Текст]: курс лекций. - М.: "Центр", 2011. - 256 с. 12. История государства и права России. Учебник для вузов / Под ред. С.А. Чибиряева. – 2013. – с.218. 13. Логинов А.В. Власть и вера: Государство и религиозные институты в истории и современности. М.: Большая Российская энциклопедия, 2005.- 496 с. 14. Радугин А.А. Введение в религиоведение [Текст]: курс лекций. - М.: "Центр", 2010. - 256 с. 15. Журнал "Отечественные Записки". Церковь и государство в поисках политического смысла (сентябрь 2001 г.) 16. Федеральный закон от 11.07.2001г. №95-ФЗ 17. Морозова А.А. Государство и церковь - особенности взаимоотношений. [Текст]: учеб. Пособие. - М.: 2012. - 370 с. 18. Ю.Н. Бакаев «История государственно-церковных отношений», Хабаровск, 2011. 19. Клибанов А.И. Русское православие: вехи истории. М.: Политиздат, 2007. 206с. 20. Буганов В.И. Петр Великий и его время - М., Наука, 2001. 204с. 21. И.А. Куницына «Правовой статус религиозных объединений в России: исторический опыт, особенности и актуальные проблемы» М., 2011. 462с. 22. История государства и права России. Учебник для вузов / Под ред. С.А. Чибиряева. 208с.
Отрывок из работы

Глава 1. Понятие и сущность государства. Влияние религии на государство 1.1 Понятие и сущность государства Государство представляет собой сложное явление. Попытки дать его определение, предпринимаемые различными учеными, политическими деятелями, мыслителями, сводились главным образом к перечислению признаков государства. Многие исследователи подчеркивали, что государство представляет собой объединение, корпорацию, общность людей, проживающих на определенной территории и подчиненных политической власти, способной применять принуждение. Рассматривая государство с разных позиций - философской, исторической, социологической, юридической, географической и др., можно выделить лишь те или иные аспекты (характеристики) государства. Юридический подход позволяет выделить следующие основные признаки государства, отличающие его от других организаций современного общества. К ним обычно относят: 1) наличие особой публичной (политической) власти, располагающей специальным аппаратом управления и принуждения; 2) государственный суверенитет; 3) общеобязательный характер актов, издаваемых государством; 4) взимание налогов. Особая публичная (политическая) власть - один из главных признаков государства. Выступая в роли арбитра между различными слоями, группами и классами населения, государственная власть приобретает политический характер. Особенность этой власти в том, что она не совпадает с обществом, а стоит над обществом, отделена от него. Эта власть обладает относительной самостоятельностью по отношению к обществу и другим источникам власти. Публичная власть институционализирована, - ее осуществляет государственный аппарат. Он обслуживается слоем людей, чиновниками, для которых работа в государственном аппарате служит профессией. Суверенитет означает верховенство государственной власти внутри страны, т.е. ее самостоятельность в определении содержания своей деятельности, внутренней и внешней политики, и независимость во взаимоотношениях с другими государствами. Однако суверенитет современных государств самоограничивается исходя из необходимости соблюдения естественных и неотчуждаемых прав человека, а также - международных договоров.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, История, 37 страниц
250 руб.
Дипломная работа, Документоведение и архивоведение, 44 страницы
390 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 35 страниц
240 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 37 страниц
290 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 63 страницы
520 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg