Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Особенности межличностных конфликтов в дошкольной образовательной организации

NLatipova 590 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 88 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.12.2017
Сейчас, как никогда, важно помнить, что улучшение дисциплины нельзя добиться только административными мерами. В период демократии усиливаются требования к людям, но изменяются способы воздействия на них, методы воспитания. Теперь к успеху в работе ведут не столько указания, распоряжения, приказы сотрудникам, сколько логика, убеждения, пример. А это предъявляет повышенные требования к интеллекту, эрудиции руководителя, к его психолого-педагогической подготовке. Возникает внутренний конфликт, необходимость, невзирая на объективны трудности, неустанно работать над собой, совершенствовать свое профессиональное мастерство и умение работать с людьми. Но не все руководители и не сразу это понимают. Возникают столкновения между педагогами и непедагогическими сотрудниками, нередко перерастающие в конфликт.
Введение

Проблема конфликтов, теоретическое осмысление ее сущности, рекомендации практической работы с конфликтами являются важными для администрации любого образовательного учреждения. Характер и содержание переживаемых учреждением противоречий, определяют его конструктивный или деструктивный сценарий деятельности, служат фундаментальной основой объяснительных моделей управления конфликтами. Среди наук, раскрывающих проблематику конфликтов, менеджмент занимает одно из лидирующих положений. Тем не менее, в менеджменте сложилась определенная неравномерность в изучении различных видов конфликтов в организации. Конфликты свойственны всем областям жизнедеятельности человека. Они являются неотъемлемой частью человеческий отношений и поэтому существуют столько, сколько существует человек. Современная наука рассматривает конфликты как неизбежное явление общественной жизни, вытекающее из свойств человеческой природы. В наше время – время научно-технического и социального прогресса – происходит непрерывное усложнение деловых взаимосвязей между людьми в процессе деятельности. Вместе с этим неизмеримо возрастает и роль психологического фактора, человеческих отношений и общения в трудовых коллективах. Гуманистическое направление в педагогике, прежде всего, заключается в том, чтобы изжить авторитарные формы общения и искать путь к отношениям на основе сотрудничества. В процессе взаимодействия часто наблюдается отсутствие взаимопонимания и возникновение конфликтов между всеми участниками процесса: учениками, учителями, сотрудники, родителями и др. Для педагогики изучение конфликта имеет особенно важное значение. Педагогу необходимо создать благоприятную, благожелательную атмосферу в группе, так как неблагоприятный климат затрудняет, а порой делает невозможной нормальную, приносящую чувство удовлетворения жизнь в учебном заведении. Атмосферу межличностных отношений создают сами люди. Своими поступками они могут нарушить оптимальную пропорцию составляющих ее элементов. Но в силах преподавателя изменить ее так, чтобы установился климат, благоприятствующий личностному развитию и равноправному существованию всего коллектива. К настоящему времени в науке накоплен значительный объем знаний, позволяющий исследовать проблему конфликта в различных аспектах. Для эффективного решения возникающих проблем в педагогическом коллективе каждому его члену необходимо усвоить определенный уровень теоретических знаний и практических навыков поведения в конфликтных ситуациях, а также знания о причинах возникновения и способах решения конфликтов. Конфликт стал доминирующей ячейкой общественных отношений. Он присутствует как в явных, так и в латентных формах. Конфликт присутствует и там, где есть сотрудничество и согласие. Главный вопрос состоит, следовательно, не в возвращении к бесконфликтному состоянию, а в том, чтобы научитьсяконструктивножить с конфликтом, отдавая себе отчет в его стимулирующем воздействии в тех случаях, когда он развивается в определенных рамках, и, осознавая его разрушительный характер, когда он перерастает эти рамки. Представители ранних школ управления, в том числе сторонники школы человеческих отношений, считали, что конфликт – это признак неэффективной деятельности организации и плохого управления коллективом. В наше время, теоретики и практики управления все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях не только возможны, но и желательны. Важно учиться управлять конфликтным взаимодействием. Актуальность данной проблематики обусловила тему выпускной квалификационной работы: «Особенности межличностных конфликтов в ДОО». Цель: выявить особенности межличностных конфликтов в современномДОО. Объект исследования – конфликты в дошкольной организации. Предмет исследования –особенностимежличностных конфликтов в ДОО. Гипотеза исследования: управление конфликтами в современном коллективе возможно посредством повышения индивидуального уровня подготовленности педагогического и непедагогического персонала к деятельности по минимизации конфликтогенных условий и разрешению предконфликтныхситуаций межличностного общения. Задачи: 1. Осуществить теоретический анализ исследуемой проблемы, уточнить понятийный аппарат исследования. 2. Проанализировать особенности возникновения конфликтов в коллективе; проблему управления конфликтами в коллективе. 3. Провести эмпирическое исследование социально-психологического климата, конфликтного взаимодействия в коллективе, условий совершенствования процесса управления конфликтами. 4. Разработать рекомендации по совершенствованию процесса выхода из конфликта в современном коллективе. Методы исследования: теоретический анализ литературы по теме исследования; методы изучения педагогическогоопыта: наблюдение, беседа, анкетирование; эксперимент (констатирующий). Методики исследования: 1. Методика «Стратегии поведения личности в конфликте»К.Томаса 2. Методика «Стратегии и модели преодолевающего поведения» С. Хобфолл 3. Анкета «Причины возникновения конфликтных ситуаций в коллективе». 4. Диагностический опросник социально-психологического климата группы. Теоретико-методологическую основу исследования составили труды следующих ученых:М. Альберт, Ф.М. Бородкин, А.В. Дмитриев, Ю.Г. Запрудский, А.Г.Здравомыслов, Д.П. Зеркин, Н.М. Коряк, Л. Коузер, М.Мескон, М.А.Робер, Дж.Г. Скотт , Ф. Тильман, Ф. Хедоури, Р.Х. Шакуров, В.Н. Шаленко и др. Теоретическая и практическая значимость работы обусловлена тем, что она представляет собой самостоятельное исследование комплекса актуальных теоретических и практических проблем. Практическая значимость работы заключается в том, что ее положения и выводы позволяют ввести в регулируемое русло протекающие ныне стихийно организационные конфликты. Кроме того, становится возможным не только своевременное обнаружение нарождающихся конфликтов и их урегулирование до момента пика наивысшей напряженности, но и предупреждение этих конфликтов. Экспериментальная база исследования:в исследовании принимали участие 10 педагогов и 9 непедагогических работников ГБОУ Школа №1995 структурное подразделение № 4, г.Москвы. Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Список литературы содержит 50 источников. Основное содержание работы изложено на 71странице и содержит 19 рисунков.
Содержание

Глава 1. Теоретические и методологические основы межличностных конфликтов в ДОО 7 1.1. Анализ конфликтов в ДОО 7 1.2. Проблема управления конфликтами 18 1.3. Проектирование способов и методов управленияконфликтами24 Выводы по первой главе 38 Глава 2. Эмпирическое исследование межличностных конфликтов и возможности их разрешения 40 2.1. Методы и методики исследования особенностей конфликтов образовательной организации 40 2.2. Исследование особенностей межличностныхконфликтов и социально- психологического климата коллектива 46 2.3. Рекомендации по разрешению конфликтов в дошкольной образовательнойорганизации 64 Выводы по второй главе 68 Заключение 69 Литература 72 Приложение 1 74 Приложение 2 77 Приложение 3 81 Приложение 4 84
Список литературы

1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. — М.: ЮНИТИ, 2009. 2. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: теория, история, биб-лиография. — М.: Изд-во Военного Унив-та, 2006. 3. Андриади И.П. Основы педагогического мастерства. Учебное пособие для студентов сред.пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр "Академия", 1999г. – 160с. 4. Бодалев А.А. Личность и общение. – М., 1995г. – 328с. 5. Вердербер Р. Психология общения: Пер. с англ. /Р. Вердербер, К. Вердербер. – 11-е изд. – СПб.: Нева, 2005г. – 320с. 6. Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций. – М.: Ассоциация авторов издателей "Тандем". Издательство "ЭКМОС", 2001г. – 320с. 7. Дмитриев А.В. Социальный конфликт. - СПбГУП, 2014г. 8. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. - М.: Российское педагогическое агентство, 1995г. - 184с. 9. Запрудский Ю.Г. Социальный конфликт. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 1992. 10. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. - М.: Аспект Пресс, 1996. 11. ЗеркинД.П. Основы конфликтологии. 2009г.http://law34.ru/market/good_710233 12. Земедлина Е.А. Конфликтология: учебное пособие. Инфра – М, 2013г. – 141с 13. Климов Е.А. Конфликтующие реальности в работе с людьми. Учеб. пособие –М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО "МОДЕК", 2001. – 192с. 14. Конфликтология: Учебник для вузов / В.П. Ратников, В.Ф. Голюбь, Г.С. Лушакова и др.; Под ред. Проф. В.П. Ратников, - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2001 15. Конфликтология : краткий теоретический курс : учебное пособие / Л. Г. Агеева. – Ульяновск :УлГТУ, 2010. – 200 с. 16. Коузер Л. Основы конфликтологии. - СПб.: Светлячок, 1999. 17. Краткий психологический словарь / Свенцицкий А.Л. Издательство: Проспект: 2015 г.– 512с. 18. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. – М.: Аспект-Пресс, 2009г.-318с. 19. Майерс Д. Социальная психология - СПб.: Издательство «Питер», 7-е издание, 2009г. - 800 с. 20. Мескон М, Альберт М, Хедоури Ф .Основы менеджмента. – Диалектика/Вильямс, 2013г. 21. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. -Прайм: Еврознак, АСТ 2009г. - 811с. 22. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред А.А. Крылова, С.А. Маничева. 2-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Питер, 2003. - 560 с. 23. Светлов В.А. Управление конфликтом. Новые технологии принятия решений в конфликтных ситуациях. – М.: Росток, 2003 24. СкоттДж.Г. Способы разрешения конфликтов. - Киев: Верзинин и к0, ЛПД, 1991. 25. Социальное управление: словарь-справочник. – М.: МГУ, 1994. 26. Тренев Н.Н. Управление конфликтами. – М.: Приор, 2001 27. Хорни К. Ваши внутренние конфликты. - СПб., 1997. – 276с. 28. Фишер Р., Юрии У. Путь к согласию или переговоры без поражения. — М.: Наука, 2000 29. Шакуров Р.Х. Социально - психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. - М., 1990. 30. Шаленко В. Н. Преподавание конфликтологии в современном ВУЗЕ: состояние и перспективы совершенствования2-е изд. — СПб. : СПбГУП, 2014. – 54 с. 31. Черняк Т. В. Конфликты в организациях и технологии их разрешения. — Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2008 32. Чумиков А. Управление конфликтом и конфликтом и конфликтное управление как новые парадигмы мышления и действия. Социс, 2005, №?3. 33. Шаленко В. Н. Конфликты в трудовых коллективах. — М.: Изд-во МУ, 2002. 34. Шипилов А. И. Социально-психологические особенности конфликтов между начальниками и подчинёнными в подразделении-М, 2003 35. Щербак В.Е. Конфликтные ситуации на предприятии // ЭКО. 1999.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В ДОО 1.1. Анализ конфликтов в ДОУ Размышляя над проблемой конфликтов, правомерно задать себе вопрос, а что бы с нами было, если бы в нашей жизни не было конфликтов вообще? Жизнь была бы, вероятно, скучна и однообразна, и монотонность и однообразие были бы просто невыносимы. Но жизнь подбрасывает нам самые разнообразные конфликтные ситуации, перерастающие иногда в конфликт. Анализ понятия «конфликт» в современной конфликтологической литературе позволяет сделать вывод о том, что существуют самые различные определения конфликта. Так, среди зарубежных исследователей широко распространено понятие конфликта, сформулированное известным американским теоретиком Л. Коузером. Под ним он понимает борьбу за ценности и притязания на определенный статус, власть и ресурсы, в которой целями противника являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранение соперника [14]. Это определение раскрывает конфликт в большей степени с социологической точки зрения, ибо его сущностью, по мнению автора, выступает столкновение ценностей и интересов различных социальных групп. В отечественной литературе большинство определений конфликта носит также социологический характер. Их достоинство состоит в том, что авторы выделяют различные, необходимые признаки социального конфликта, представленного многообразными формами противоборства между индивидуумами и социальными общностями, направленными на достижение определенных интересов и целей. Л.Г. Здравомыслов понимает конфликт как важнейшую сторону взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточку социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями [8]. Ю.Г. Запрудский понимает социальный конфликт как явное или скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных объектов, прямое и косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия существующему общественному порядку, особая форма исторического движения к новому социальному единству [7]. А.В. Дмитриев под социальным конфликтом обычно понимает тот вид противостояния, при котором стороны стремятся захватить территорию либо ресурсы, угрожают оппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре таким образом, что борьба принимает форму атаки или обороны [5]. В психологии конфликт определяется как столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями [12]. Иными словами, конфликт - это столкновение противоположных позиций, мнений, оценок и идей, которые люди пытаются разрешить с помощью убеждения или действия на фоне проявления эмоций.Конфликт - есть качество взаимодействия между людьми (или элементами внутренней структуры личности), выражающееся в противоборстве сторон ради достижения своих интересов и целей. Как отмечают исследователи в области конфликтологии,основой всех конфликтов являются противоречия, возникающие между людьми или внутри структуры самой личности. Именно противоречия и вызывают противоборство между сторонами конфликта.Хотя следует иметь в виду, что противоречия, вызывающие конфликт, не обязательно носят объективный характер. Они могут быть и субъективными, обусловленными субъективными личностными факторами, более того они могут быть даже мнимыми (иллюзорными). Однако если они имеют для человека существенное значение, то могут порождать конфликтную ситуацию.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Управление персоналом, 109 страниц
750 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg