Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

СТАНОВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛИЗМА В РОССИИ И ПЕРЕХОД К ФЕДЕРАТИВНОЙ МОДЕЛИ ИНТЕГРАЦИОННОГО ТИПА

NLatipova 890 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 103 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.12.2017
Итак, в данной работе была достигнута цель - обобщение исторического опыта эволюции федеративных отношений в постсоветской России в условиях исторической трансформации государственности, политического, этно-национального и социально-экономического развития Российской Федерации. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи: определены особенности суверенизации союзных, автономных республик и других автономных образований конца 1980-1991 гг., рассмотрен период начала формирования «нового федерализма» в России, выявлено влияние Конституции 1993 г. на процесс формирования федеративных отношений, рассмотрено конституционно-договорное развитие федеративных отношений в период 1994- 2000 гг., рассмотрены особенности этапа централизации и упорядочения федеративных отношений в период 2000- 2008 гг.
Введение

Актуальность темы. Процесс формирования федеративных отношений в Российской Федерации связан с политическим и экономическим кризисом, который развернулся на территории Советского Союза и РСФСР как его неразрывной части на рубеже 80-90-х годов XX века. Под федеративными отношениями и федерализмом современная наука понимает систему разделения власти и принятия решений между двумя или более свободно избранными правительствами, осуществляющими властные полномочия над теми же самыми людьми и географическим регионом. Она наделяет возможностью принятия решений и защищает ее там, где результаты ощущаются практически немедленно - в местных сообществах, а также на более высоких уровнях власти. Под федерацией понимается союзное государство, которое состоит из многих или нескольких государственных образований. Федеративное устройство предполагает обеспечение хозяйственного и политического единства страны с большой территорией и разобщенными районами. Федеративное устройство - способ территориальной организации федеративного государства, определяющийся характером взаимоотношений субъектов федерации с федеральными органами власти, а также между собой и другими образованиями в мире. Федерализм - это основной принцип федерации, признание политическим идеалом федеративной организации государства, стремление либо объединить несколько отдельных государств в одну федерацию, либо обратить государство унитарное в государство федеративное. В России элементы федерализма проявлялись на протяжении всего исторического процесса существования российской государственности. «Вся история Руси удельного уклада есть постепенное развитие федеративного начала, но вместе с тем, и борьба его с началом самодержавия». Особенностью государствообразования России является то, что «на протяжении десяти столетий она формировалась как унитарное государство» - т.е. государство с единой политико-правовой системой и сильной центральной властью. Исследование эволюции федеративных отношений показывает, что путь, который прошла страна, был необходимым периодом в становлении России как федеративного государства. Стремление регионов к самостоятельному социальному творчеству отвечало и отвечает логике российской демократической федеративной государственности. Происходившие в последние десятилетия изменения в федерализации и опыт субъектов РФ в повышении самостоятельности, формировании адекватных особенностям новой эпохи форм взаимодействия с федеральным центром нуждаются в комплексном изучении с учетом международной практики и традиций федеративности в России. Опыт федеративных и национальных отношений в Российской Федерации, накопленный в постсоветский период, уникален и своеобразен, что не может быть поставлен в один ряд с историей развития федеративности в Российской империи или опытом федеративного строительства в СССР, которые могут рассматриваться лишь в качестве общего исторического контекста федерализма в России. Сегодня, выстраивание национальных и федеративных отношений в нашей многонациональной стране на базе исторических традиций и опыта Российской Федерации 90-х гг. - нач. XIX века представляет важную задачу социально-экономического развития государства и общества, как в общефедеральном масштабе, так и на уровне субъектов РФ. Сегодня имеется насущная необходимость осмыслить российский федерализм под углом истории, выявить особенности эволюции федерализма в постсоветский период. Российский федерализм и его особенности, федеративные отношения, сложившиеся к началу нового века должны привлечь внимание ученых-историков. Объектом данного исследования выступает российский федерализм, включивший в себя все многообразие форм федеративных и межэтнических отношений на различных этапах истории российского государства. Предметом исследования выступает становление и развитие российских федеративных отношений и в условиях государственной политико-правовой трансформации в 90-е гг. - начале XXI столетия. Степень научной разработанности темы исследования. Сложный и неоднозначный характер процесса федеративного строительства в России, его влияние на все основные аспекты жизни государства и общества обусловил непрестанный научный интерес к процессу федерализации в нашей стране. Процесс накопления научного знания по исследуемой проблеме можно разделить на два основных этапа. На первом этапе, 1990 - 1999 гг., главным критерием процесса приращения новых знаний по проблемам современного российского федерализма, была их практическая актуальность. Иными словами, освещение каждой проблемы было вызвано, в первую очередь, не естественным научным интересом, а необходимостью осознания и анализа окружающей практической действительности с целью выработки целостного взгляда на реальность. Что обусловило интерес к проблемам федеративного процесса в первую очередь историков, юристов, экономистов, политологов, социологов, специалистов по межнациональным отношениям. Распад Советского Союза, обострение национального вопроса и попытка ряда национально-территориальных субъектов РФ обрести государственный суверенитет актуализировали в первой половине 1990-х годов научное изучение проблем национального строительства в национально-территориальных образованиях РФ, феномена этнического, религиозного и других видов сепаратизма в федеративных государствах с точки зрения мирового опыта и современной российской ситуации, явлений региональной автономизации. Проблемы формирования и развития федерализма все больше обращают на себя внимание исследователей, рассматривающих их как условие устойчивого и поступательного развития общества и государства. Представление об уровне их научной разработанности дает изучение имеющихся публикаций, которые можно объединить в четыре взаимосвязанные группы. Первую группу составляют зарубежные исследования. Их можно разделить на труды, которые рассматривают вопросы государственного и общественного развития с методологической точки зрения, прежде всего социально-философских и общесоциологических положений. К таким трудам относятся исследования М. Вебера , Т. Гоббса , Р. Давида , Э. Дюркгейма , Г. Еллинека , Ш.-Л. Монтескье , М. Рокар а, Ж.Ж. Руссо , А. де Токвиля , А. Шлезингера , Л. Фридмэна , Л. Эрхарда и другие. Теоретическим проблемам федерализма, его генезису, эволюции в мировом развитии посвящены труды М. Араха , Д. Басу , Д. Элазара и других. В зарубежных исследованиях значительное место занимают проблемы российского федерализма. Здесь можно выделить труды, посвященные проблемам распада СССР, перехода России от тоталитаризма к демократическому обществу, этнического характера российского федерализма. К таким исследованиям относятся работы Р. Арона , Дж. Боффа , Н. Верта , Д. Миллера, Д. Нейманна, Д. Линза, А. Степана, А. Смита, Т. Тейлора, С. Швейцера, Дж. Хаффа, Дж. Хоскинга, Е. Хофманна, Д. Флерона и других. Вторую группу составляют труды российских исследователей зарубежного опыта развития федерализма. К ним относятся работы Р.Г. Абдулатипова , Д.Е. Дымова , Д.А. Ковачева , Б.С. Крылова , В.И. Лафитского , В.В. Маклакова , АА. Мишина , А.М. Осавелюк , B.Б. Пастухова , В.Е. Чиркина , И.А. Умновой и других. Третью группу составляют источники, раскрывающие деятельность государственных органов власти по строительству российского федерализма. К ним относятся послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию в 1994 - 1999 годы; выступления Председателей Правительства Российской Федерации в Федеральном Собрании, на совещаниях и конференциях по вопросам развития федеративных отношений; исследования председателей Совета Федерации и Государственной Думы. Четвертую группу исследований составляют труды, раскрывающие теоретические проблемы российского федерализма, анализирующие его правовые, социальные, экономические, этнические вопросы развития. К ним относятся работы Э.А. Баграмова , C.Д. Валентея , М.С. Джунусова , В.Н. Иванова , И.П. Ильинского , Л.М. Карапетяна , А.В. Козлова , Б.С. Крылова, О.Е. Кутафина , В.Н. Лысенко , Н.А. Михалевой, В.Б. Пастухова, Д.В. Тадевосяна , Ю.А. Тихомирова , В.А. Тишкова , Ж.Т. Тощенко и других. Анализ современных проблем федеративного развития России проведен с учетом тех подходов и взглядов на федерализм, которые были сформированы в российский досоветской школе (М.А. Бакунин , М.Ф. Владимирский-Буданов , А.Д. Градовский , Ф.Ф. Кокошкин , Н.М. Коркунов и др.), а также в работах исследователей советского периода (Ю.В. Бромлей , К.К. Каракеев , М.И. Куличенко , И.Д. Левин , А.И. Лепешкин , Д.А. Чугаев ). Несмотря на значительное количество работ по проблемам развития российского федерализма степень научной разработанности этой тематики далека от потребностей российского общества. Так, только в трудах В.Б. Пастухова и И.А. Умновой предпринята первая попытка осмысления сущности настоящего федерализма. Фактически отсутствуют труды, посвященные перспективам российского федерализма. Исследователи до сих пор не проанализировали основные признаки федерализма, недостаточное внимание уделяется и основополагающим принципам федеративного государства, не изучаются вопросы типологизации федерализма. В результате в научной среде и политической практике нет понимания смысла и сущности федерализма, нет понимания и того, что такое подлинный федерализм. В этой связи современный этап становления российского федерализма, характер его развития и перспективы объективно требуют обстоятельных политологических и социологических исследований, раскрывающих его внутреннюю сущность, основные признаки и принципы, тип развития. Однако таких исследований практически нет. Современный этап изучения исследуемой проблемы характеризуется обобщением накопленного материала, анализом пройденного современным российским федерализмом пути с момента его зарождения. Предприняты попытки построения моделей и схем вероятного развития федерализма в России. Однако главным недостатком исследований по-прежнему является определенная фрагментарность во взглядах на модель современного российского федерализма как таковую. Целью данного исследования является обобщение исторического опыта эволюции федеративных отношений в постсоветской России в условиях исторической трансформации государственности, политического, этно-национального и социально-экономического развития Российской Федерации. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Определить особенности суверенизации союзных, автономных республик и других автономных образований конца 1980-1991 гг. 2. Рассмотреть период начала формирования «нового федерализма» в России. 3. Выявить влияние Конституции 1993 г. на процесс формирования федеративных отношений. 4. Рассмотреть конституционно-договорное развитие федеративных отношений в период 1994-2000 гг. 5. Рассмотреть особенности этапа централизации и упорядочения федеративных отношений в период 2000-2008 гг. Хронологические рамки исследования ограничены 1989 годом с одной стороны и 2008 годом с другой стороны. Верхняя граница исследования обусловлена тем, что к этому времени российское государство было готово к процессу суверенизации и построению нового федерализма. Нижняя граница обусловлена тем, что в 2008 году закончился второй президентский срок В.В. Путина. Источниковая база исследования определена состоянием изученности темы и поставленными в работе исследовательскими задачами. Если исходить из типо-видовой классификации источников, нами были изучены следующие группы источников: 1) нормативно-правовые акты: Конституция РФ , Конституция СССР , Конституция Республики Татарстан , Конституция Республики Башкортостан , ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» , «О национально-культурной автономии» , «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» и другие. 2) документы партий и политических организаций: программы политических партий и организаций России конца XIX- XX в., программные документы политических партий и организаций, программы неформальных политизированных движениях и группах в РСФСР, справочники ассоциаций, клубов, союзов, 3) периодическая печать: материалы таких изданий как «Власть», «Законодательство и экономика», «Свободная мысль», «История государства и права», «Юридическая наука», «Российский юридический журнал» и других. 4) статистические материалы и материалы социологических исследований: «Мифы и рифы российского бюджетного федерализма» А.М. Лаврова , электронные статистические сборники «Финансы России», «Россия в цифрах», «Социально-экономические показатели Российской Федерации в 1992 - 2008 гг.», «Российский статистический ежегодник», размещенные на сайте федеральной службы государственной статистики. 5) источники личного происхождения. В эту группу вошли мемуары, воспоминания, дневники политиков исследуемого периода, например, М. Касьянова , Ю. Прокофьева , Е. Примакова , А.И. Лебедя , И. Лаптева , Н. Иванова , Г. Гудкова , Ельцина Б.Н. , Коржакова Б. , Хасбулатова Р.И. , Шахрая С.М. Методологическая основа исследования методологическую основу исследования составляют системный анализ, исторический и логический подходы к явлениям и процессам российский общественной жизни, идеи и теоретические положения представителей отечественной и зарубежной политической философии, социологической, правоведческой, экономической и исторической мысли по проблемам федерализма и суверенизации. Научная новизна исследования заключается в следующем в определении понятия, сущности и типов российского федерализма, в исследовании преемственности развития федерализма в исторической, политологической, социологической и правовой мысли России, в определении характера и особенностей российского федерализма, в обосновании ключевых элементов политико-правового укрепления российского федерализма. Структура работы. Исследование состоит из введения, двух, глав, заключения и списка литературы и источников. Первая глава работы посвящена изучению процесса суверенизации в России в 1989-1993 гг. Во второй главе исследуется процесс становления федерализма в России в период с 1993 по 2000 год.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА СУВЕРЕНИЗАЦИИ В РОССИИ (1989-1993 ГГ.) 13 1.1 Суверенизация союзных, автономных республик и других автономных образований конца 1980-1991 гг. 13 1.2 Начало формирования «нового федерализма» в России 22 ГЛАВА 2. СТАНОВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛИЗМА В РОССИИ И ПЕРЕХОД К ФЕДЕРАТИВНОЙ МОДЕЛИ ИНТЕГРАЦИОННОГО ТИПА 38 2.1. Конституция 1993 г. и её роль в формировании федеративных отношений 38 2.2 Конституционно-договорное развитие федеративных отношений (1994- 2000 гг.) 51 2.3. Этап централизации и упорядочения федеративных отношений (2000- 2008 гг.) 66 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76 СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 80
Список литературы

Законодательные акты 1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст] : принята всенар. голосованием 12.12.1993 г. / Российская Федерация. Конституция (1993). - М. : АСТ : Астрель, 2007. – 63 с. 2. Конституция СССР [Электронный ресурс]. - Режим доступа: constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/ (дата обращения: 12.04.16). 3. Конституция Республики Татарстан от 06.11.1992 (ред. от 22.06.2012) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru (дата обращения: 12.04.16). 4. Конституция Республики Башкортостан от 24.12.1993 № ВС-22/15 (ред. от 04.03.2014) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru (дата обращения: 12.04.16). 5. Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ: федер. зак. от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru (дата обращения: 12.04.16). 6. О национально-культурной автономии: федер. зак. от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru (дата обращения: 12.04.16). 7. О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: федер. зак. от 03.12.2012 № 229-ФЗ (ред. от 02.05.2015) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru (дата обращения: 12.04.16). 8. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий: федер. зак. от 29.12.2006 № 258-ФЗ (ред. от 13.07.2015) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru (дата обращения: 12.04.16). 9. О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: федер. зак. от 08.05.1994 № 3-ФЗ (ред. от 03.11.2015, с изм. от 14.12.2015) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru (дата обращения: 12.04.16). 10. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: федер. зак. от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 28.11.2015) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru (дата обращения: 12.04.16). 11. О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из состава СССР: закон СССР от 3 апреля 1990 г. [Текст] // К Союзу Суверенных народов. Сборник документов КПСС, законодательных актов, деклараций, обращений и президентских указов, посвященных проблеме национально-государственного суверенитета. - М, 1991. - С. 31-49. 12. Декларация о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики [Текст] // К Союзу Суверенных народов. Сборник документов КПСС, законодательных актов, деклараций, обращений и президентских указов, посвященных проблеме национально-государственного суверенитета. - М, 1991. - С. 205-231. 13. Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации: указ Президента РФ от 03.06.1996 № 803 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru (дата обращения: 12.04.16). Документы партий и политических организаций 14. Архивы Кремля и Старой площади: справочник по документам, представленным в Конституционный суд Российской Федерации по делу КПСС [Текст] // Архив.-информ. бюллетень. Приложение к журналу "Исторический архив". - 1993. - № 1-4. 15. Многопартийность в России: блоки и коалиции. Программные документы [Текст]. - М., 1992. - 98 с. 16. Неформальная волна [Текст]. - М., 1990. - 112 с. 17. Неформальная Россия. О неформальных политизированных движениях и группах в РСФСР (Опыт справочника) [Текст]. - М., 1990. - 173 с 18. Новые общественно-политические движения и организации в СССР. Документы и программы [Текст]. - М., 1990. Ч. 1-2. 19. Россия. Партии, ассоциации, союзы, клубы: справочник [Текст]. - М., 1991. - 140 с. Научная литература, монографии 20. Абдулатипов, Р. Г. Национальный вопрос и государственное обустройство России [Текст] / Р. Г. Абдулатипов. - М.: Славянский диалог, 2000. - 655 с. 21. Абдулатипов, Р. Г. О федеративной и национальной политике Российского государства [Текст] / Р. Г. Абдулатипов. - М., 1995. - 165 с. 22. Абдулатипов Р. Г. Парадоксы суверенитета: перспективы человека, нации, государства [Текст] / Р. Г. Абдулатипов. - М., 2011. - 211 с. 23. Абдулатипов, Р. Г. Федерализм в истории России [Текст] / Р. Г. Абдулатипов, Л. Ф. Болтенкова, Ю. Ф. Яров. - М., 2010. - 132 с. 24. Агапов, А. Б. Развитие договорных отношений между субъектами РФ [Текст] / А. Б. Агапов, А. Е. Сукало // Федеративное устройство: реализация Конституции РФ. - М., 2011. - С. 98-123. 25. Арах, М. Европейский союз: видение политического объединения: пер. со словен. [Текст] / М. Арах. -М.: ОАО Экономика, 1998. -467 с. 26. Арон, Р. Демократия и тоталитаризм: пер. с франц [Текст] / Р. Арон. - М.: Текст, 1993. -303 с. 27. Архипова, Т. Г. Распад СССР и формирование федерализма нового типа [Текст] / Т. Г. Архипова // Административно-территориальное устройство России. История и современность. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2013. -С. 242-276. 28. Бабушкин, А. Ю. Изучение проблем федерализма отечественной исторической наукой конца 1990-х - начала 2000-х годов [Текст] / А. Ю. Бабушкин // Сборн. науч. трудов Sworld. - 2014. - С. 140-165. 29. Баграмов, Э.А. Разделит ли Россия участь Союза ССР? (Кризис межнациональных отношений и федеральная национальная политика) [Текст] / Э. А. Баграмов, Ж. Г. Голотвин, Г. С. Гуревич и др. - М.: Центр исследования национальных отношений РНИСиНП, 1993. - 270 с. 30. Бакунин, М. А. Федерализм, социализм и антидеологизм: пер. с франц. в сокр. [Текст] / М. А. Бакунин. - Лейпциг, СПб.: Мысль, А. Миллер, 1906. - 100 с. 31. Басу, Д. Д. Основы конституционного права Индии [Текст] / Д. Д. Басу. - М.: Прогресс, 1986. - 425 с. 32. Боффа, Дж. От СССР к России. История неоконченного кризиса. 1964-1994: пер. с итал. [Текст] / Дж. Боффа. - М.: Международные отношения, 1996. - 320 с. 33. Бромлей, Ю. В. Национальные процессы в СССР: в поисках новых подходов [Текст] / Ю. В. Бромлей. - М.: Наука, 1988. - 208 с. 34. Валентей, С. Д. Федерализм: Российская история и российская реальность [Текст] / С. Д. Валентей. - М.: ИЭ, 2012. - 130 с. 35. Вебер, М. Избранное. Образы общества: пер. с нем. [Текст] / М. Вебер. - М.: Юрист, 1994. - 704 с. 36. Верт, Н. История советского государства. 1900-1991: пер. с франц. [Текст] / Н. Верт. -2-е изд. - М.: Прогресс-Академия, Весь Мир, 1995. - 544 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА СУВЕРЕНИЗАЦИИ В РОССИИ (1989-1993 ГГ.) 1.1 Суверенизация союзных, автономных республик и других автономных образований конца 1980-1991 гг. Период конца 1980-х - начала 1990-х гг. занимает особое место в истории нашей страны. Именно в это время проводились реформы и преобразования, призванные изменить и модернизировать социалистическую систему. Они были интегрированы в политику перестройки, под лозунгом которой осуществлялись изменения. Проведение в стране новой политики сопровождалось гласностью, поощряемой сверху, критичностью по отношению к прежним порядкам, а также руководителям партии и правительства, публичностью, вовлекавшей в острые дискуссии представителей научного сообщества и общественности. Неудивительно, что за время осуществления политики перестройки в стране произошли кардинальные идеологические, политические, экономические, социальные и другие перемены. К их числу необходимо отнести: демократизацию и политизацию общественной жизни; появление и развитие радикальных и националистических течений, формировавшихся новыми общественно-политическими движениями и организациями; популяризацию лозунгов суверенности союзных республик. Постепенное претворение в жизнь идеи суверенизации наблюдалось в прибалтийских и других республиках уже в конце 1980-х гг. В Прибалтике оно усилилось после победы на осенних выборах 1988 г. представителей народных фронтов, которые получили рычаги управления в центральных и местных органах власти . Практически сразу же новые общественно-политические силы стали продвигать идею достижения полной независимости и создания суверенных прибалтийских государств. Уже в ноябре 1988 г. Верховный Совет Эстонской ССР утвердил Декларацию о государственном суверенитете. Идентичные документы были одобрены в Литовской ССР и Латвийской ССР, а также Азербайджанской ССР в 1989 г. С течением времени во всех бывших республиках были приняты соответствующие документы. После утверждения союзными республиками Деклараций о государственном суверенитете началось постепенное разрушение единого политического, экономического, культурного пространства СССР. Реализация идеи суверенности находила свое воплощение не только в принятии деклараций и других документов, но и в особом отношении к общесоюзным мероприятиям, которые до недавнего времени скрепляли монолитность страны. В связи с этим показателен пример отношения к общегосударственным праздникам, которые в угоду конъюнктурным взглядам местных властей и общественности стали рассматриваться как чужие и насильно навязанные Москвой культурные мероприятия. Накануне распада СССР фактически признавалось наличие федеративных связей, на основе которых рассматривалась возможность создания новой государственной структуры. Одним из важных вопросов, связанных с формированием федерализма в современной России является изменение статуса автономных республик РСФСР в последний период существования СССР. Передача властных функций Центра местным органам власти в ходе перестройки, инициированной в 80-х гг. XX в. руководством Советского Союза в лице Генерального Секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева и его окружения, имела целью повышение статуса национально-территориальных образований. В то же время административные единицы в форме краев и областей оставались подконтрольными, как Союзному центру, так и союзной республике .
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg