Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ: ТРАДИЦИИ И НОВЕЛЛЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

NLatipova 690 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 85 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 08.12.2017
На основе проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы и предложения. Безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств наступает по статье 264 Уголовного Кодекса РФ, которая входит в главу 27 Уголовного Кодекса РФ. Непосредственным основным объектом рассматриваемого преступления является безопасность движения автотранспорта, городского электротранспорта (трамвай, троллейбус), тракторов и иных самоходных машин, мотоциклов и иных механических транспортных средств. Предметом преступления являются транспортные средства - устройства, предназначенные для перевозки по дорогам людей, грузов.
Введение

Преступные нарушения правил дорожного движения отличаются значительной распространенностью и повышенной общественной опасностью. Количество автотранспортных преступлений каждый год неуклонно возрастает, что непосредственно связано с увеличением числа единиц автотранспорта на душу населения. Представляется, что динамика роста таких преступлений будет иметь тенденцию к росту и в дальнейшем. Рост количества преступлений порождает в свою очередь многообразие различных по обстоятельствам фактов дорожно-транспортных происшествий, в которых получили ранения или погибли люди. События, произошедшие в результате нарушения тех или иных правил безопасности дорожного движения, в котором в качестве средства нарушения уголовно-правового запрета выступало механическое транспортное средство , и после которого наступили вредные последствия, именуется дорожно-транспортным происшествием (ДТП). В подавляющем большинстве случаев ДТП возникают в результате нарушения правил дорожного движения водителями, пешеходами, пассажирами, велосипедистами, а также вследствие грубых нарушений работниками транспортных хозяйств правил технической эксплуатации и плохого контроля за состоянием дорог и организации регулирования уличного движения. Основной причиной дорожно-транспортных происшествий является нарушение Правил дорожного движения Российской Федерации . И официальные статистические данные говорят нам о действительно большом количестве случаев не соблюдения требований правил дорожного движения, которые повлекли за собой серьезные последствия. Так, за 2015 год в Российской Федерации произошло произошло 133203 ДТП, в которых погибли 16638 человек и 168146 получили ранения, из них 15860 детей ранено и 582 ребенка погибли . Таким образом, в современных условиях особое значение приобретает борьба за безаварийность работы автомобильного транспорта. Строгое соблюдение лицами, управляющими транспортными средствами, правил, обеспечивающих безопасность движения, важнейшее условие недопущения аварий и автодорожных происшествий. Актуальность выбранной темы подтверждается не прекращаемым ростом людей, которые становятся активными участниками дорожного движения, развитие автомобильной промышленности, упрощение процесса управления транспортным средством, что в свою очередь невольно подталкивает людей к легкомысленному отношению к наступлению возможных последствий нарушения правил дорожного движение, своей неаккуратности, невнимательности и спешки. Анализируемые в данной работе составы преступления можно охарактеризовать как проблемные. Существует несколько спорных вопросов, которые необходимо рассмотреть, среди них: вопрос о необходимости включения в предмет преступления транспортных средств, именуемых как мопеды, проблемы законодательного закрепления места и времени совершения преступления; вопрос установления необходимой причинной связи между деянием и наступившими последствиями; правомерность закрепления состояния алкогольного опьянения в качестве квалифицированного признака. Кроме того, бланкетность нормы вызывает дополнительные споры и разногласия в квалификации того или иного деяния. Степень научной разработанности темы. Проблемы ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств рассматривались в работах А.В. Галаховой, А.Д. Гарбуза, С.А. Домахина, В.И. Жулева, П.В. Замосковцева, Н.П. Иваника, Е.А. Ишутина, Н.Г. Иванова, В.Г. Ившина, И.Я. Козаченко, В.П. Коняева, СМ. Корабельни-кова, А.И. Коробеева, И.Н. Кременова, В.В. Лукьянова, В.В. Лысенко, Л.А. Макаренко, В.М. Мешкова, Г.В. Овчинниковой, К.А. Свистунова, Е.А. Сухарева, А.И. Чучаева, Н.В. Якубенко и др. В то же время большинство работ указанных авторов были написаны задолго до принятия Уголовного кодекса РФ и исследования, в основном, проводились в рамках темы «Транспортные преступления», в которой изучаются все виды транспорта. Это свидетельствует о недостаточной разработанности в правовой литературе выбранной темы научной работы, включающей область исследования только одного транспортного преступления, предусмотренного статьей 264 УК РФ. В связи с внесением последних изменений и дополнений в УК РФ необходимо новое комплексно-теоретическое изложение проблематики уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. В настоящее время на монографическом уровне проблемы нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, взятых в единстве уголовно-правового и криминоло гического аспектов, изучены недостаточно. Существует множество противоречивых, а зачастую и взаимоисключающих научно-практических толкований норм об уголовной ответственности за указанные преступления, в т.ч. при совместном причинении вреда в результате нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Объектом исследования являются уголовно-правовые аспекты нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию. Предметом исследования являются уголовно-правовые нормы, предусматривающие ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств и практика их применения; нормы и институты действующего административного и гражданского законодательства. Цель дипломной работы заключается в комплексном уголовно-правовом анализе действующей законодательной и нормативной базы, устанавливающей уголовную ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств и разработке теоретически обоснованных предложений по совершенствованию норм уголовного законодательства об уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств и практики их применения. Достижение указанной цели обеспечивается решением следующих задач: - описать процесс развития и совершенствования российского законодательства, предусматривающего уголовную ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств; -сделать уголовно-правовой анализ норм, регламентирующих ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств; -проанализировать наказуемость нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств; -выявить несовершенство законодательства в области исследования; -провести анализ используемых профилактических мер по предупреждению совершения нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Методологической основой исследования стал диалектический метод познания социально-правовых явлений. В качестве общенаучного применялся также формально-логический метод. В ходе исследования использовались научные методы: исторический, позволяющий рассматривать вопросы становления и развития уголовного законодательства; системный, с помощью которого объект исследования рассмотрен в виде целостной системы; сравнительно-правовой, дающий возможность сопоставления российского законодательства в различные периоды его истории и зарубежного опыта. Нормативную базу исследования составили Конституция РФ, Уголовный кодекс, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Правила дорожного движения, Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и др. Практическая значимость работы заключается в возможности использования положений, выводов и предложений, сформулированных по результатам исследования, в целях совершенствования уголовно-правовых норм, при подготовке комплексных федеральных и региональных программ по повышению безопасности дорожного движения, а также при разработке постановления пленума Верховного Суда РФ, что должно способствовать единообразию и рационализации правоприменительной практики и, как следствие, стабилизации уровня безопасности дорожного движения. Эмпирическую основу исследования составили статистические сведения о ДТП, статистическая отчетность МВД РФ, материалы следственно-судебной практики, опыт правоприменительной деятельности органов внутренних дел по делам рассматриваемой категории. Структура работы определена целями и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3 Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ…………………………………………………………………………7 1.1 История развития уголовного законодательства об ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств ……………………………………………………………………………7 1.2 Основания уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств……………….16 ГЛАВА 2. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ЛИЦОМ, ПОДВЕРГНУТЫМ АДМИНИСТРАТИВНОМУ НАКАЗАНИЮ…………………………………………………………………34 2.1 Объективные признаки состава преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ и ст. 264.1 УК РФ………………………………………………………34 2.2 Cубъективные признаки основного состава преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ и ст. 264.1 УК РФ………………………...44 ГЛАВА III. ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМАТРИВЮЩИХ НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ЛИЦОМ, ПОДВЕРГНУТЫМ АДМИНИСТРАТИВНОМУ НАКАЗАНИЮ И ВОПРОСЫ ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ……………………………………….55 3.1 Квалифицирующие признаки нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств и отдельные вопросы наступления уголовной ответственности за данное преступление ………..55 3.2 Проблемы квалификации состава преступления, предусматривающие нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств ……………………………………………………….67 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..76 Список использованной литературы и источников..………………………79 ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………….83
Список литературы

Нормативно-правовые акты: 1 Конституция Российской Федерации [принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993г. с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ]. - СПб.: Издательский дом Литера, 2009. - 48 с. 2 Уголовный кодекс Российской Федерации [принят Государственной Думой 24 мая 1996 г: одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 г.: по состоянию на 01.05.2016 г.]. - М.: ООО Издательство АСТ, 2009. - 160 с. 3 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации [принят Государственной Думой 22 ноября 2001 г: Одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 г.: по состоянию на 01.05.2016 г.]. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. - 271 с. 4 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: [принят Государственной Думой 20 декабря 2001 г.: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 г.: по состоянию на 01.05.2016 г.]. - Ростов н/Д.: Феникс, 2009. - 320 с. 5 Федеральный закон от 10.12.1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (ред. от 14.10.2014) // Российская газета. N 245, 26.12.1995. 6 Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090(ред. от 30.05.2016)"О Правилах дорожного движения"(вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения")// Российские вести", N 227, 23.11.1993 7 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 9 декабря 2008 г. № 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения» // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ Литература 8 Алексеева Л.А. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: уголовно-правовой аспект. Орел, ОрЮИ МВД России, 2011. – 37 с. 9 Алексеева Л.А. Специфика детерминации нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств // Ученые записки Орловского государственного университета. 2013. №2. – С.228-231. 10 Астахин С.В. Вина в преступлениях, связанных с нарушением правил безопасности дорожного движения // Актуальные проблемы российского права. 2007. №1. – С.504-508. 11 Архипова М.В. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: современный взгляд законодателя и проблемы квалификации // Криминологический журнал Байкалького государственного университета экономики и права. 2010. №4. – С.45-50. 12 Бадамшин И.Д., Козун А.В., Поезжалов В.Б. Законодательная конструкция уголовно-правовой санкции за нарушение правил дорожного движения и проблемы ее совершенствования // Правовое государство: теория и практика. 2011. №23. – С.33-36. 13 Бохан А.П. О необходимости установления уголовной ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения (обсуждение проблемы) [Электронный ресурс]. URL:http://www.chelurid.ru/sites/default/files/Bohan_Rostov.pdf. 14 Власов В.В. Использование специальных познаний при расследовании преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспорта. Орел: ОрЮИ МВД России, 2010. – 59 с. 15 Волкова Т.Н. Уголовное право Российский Федерации. Особенная часть. – М.: Новый юрист, 2009. – 421 с. 16 Галахова А.В. Уголовно-правовая характеристика транспортных преступлений. М.: Юридическая литература, 2011. – 165 с. 17 Гвоздева Е.В. Типология преступников, совершивших нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств // Транспортное право. 2012. №2. – С.32-36. 18 Головко В.В., Козун А.В. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: пробелы законодательной конструкции и пути их преодоления // Научный вестник Омской академии МВД России. 2012. №2. – С.22-25. 19 Грачева Ю.В., Есаков Г.А., Князькина А.К. Комментарий к Уголовному Кодексу Российской Федерации (постатейный). - М.: Проспект, 2011. – 507 с. 20 Иманов Д.Ф. Проблема дифференциации уголовной ответственности за нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств // Закон и право. 2013. №2. – С.84-87. 21 Исаев Н.И. Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. М.: Юриспруденция, 2011. – 182 с. 22 Кашепов В.П. Значение квалифицирующих признаков, смягчающих и отягчающих обстоятельств в определении меры уголовной ответственности и наказания. М.: Юридическая литература, 2008. – 296 с. 23 Квитчук А.С., Болотина Е.В., Третьяков И.Л. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: уголовно-правовые вопросы // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2012. №3. – С.204-207. 24 Кибальник А.Г. Лекции по уголовному праву. Ставрополь, 2010. – 186 с. 25 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации для работников прокуратуры (постатейный) / Отв. ред. А. И. Чучаев. М.: Контракт, 2013. – 452 с. 26 Комментарий к УК РФ с постатейными материалами и судебной практикой / Под ред. С.И. Никулина. – М.: Норма, 2009. – 675 с. 27 Коробеев А.И. Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств // Законы России: опыт, анализ, практика. 2012. №11. – С.38-46. 28 Косинский О.В. Правовые тенденции совершенствования борьбы с нарушениями правил дорожного движения // Вестник Евразийской академии административных наук. 2011. №1. – С.118-125. 29 Кругликов Л.Л. Учет состояния опьянения пир назначении наказания // Уголовный процесс. 2011. №9. – С.41-43. 30 Курс уголовного права. Общая часть / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой, И. М. Тяжковой. М.: Зерцало, 2013. – 483 с. 31 Курс уголовного права. Особенная часть / Под ред. Г.Н. Борзенкова, В.С. Комиссарова. М.: Зерцало, 2011. – 394 с. 32 Линкевич А.Е. К вопросу об объекте нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств // Евразийский юридический журнал. 2010. №25. – С.110-112.
Отрывок из работы

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 1.1 История развития уголовного законодательства об ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств В России первые сведения о регламентации уличного движения относятся к концу XVII - первой половине XVIII вв. Изданные в то время Указы придавали силу закона исторически сложившимся обычаям передвижения и распространялись сначала на Москву, а затем и на Санкт-Петербург. Как полагают ученые, первым указом, регламентирующим правила дорожного движения, является Указ Анны Иоанновны 1730 г. Впоследствии правила дорожного движения детализировались . Детализация правил продолжалась и в XIX в. В 1809 г. в России создается транспортная полиция в составе 10 окружных транспортных полицейских команд. На эти команды были возложены задачи по обеспечению безопасности движения на реках и дорогах, сопровождению грузов и предотвращению хищения. В их функцию входило наблюдение за исправностью дорог и безопасностью движения по ним гужевого и пешего казенного транспорта . Развитие автомобильного транспорта в самом конце 19 века сыграло существенную роль в развитии нормативной базы безопасности движения, а также дало толчок для более точной регламентации правил. Нормы об ответственности за нарушения в данной сфере были прописаны в Уставе о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, 1864 г. и предусматривали ответственность за деяния в сфере, близкой к сегодняшней сфере безопасности дорожного движения. Так, статья 73 названного документа предусматривала ответственность за "препятствование проходу по мосткам и тротуарам или проезду по дорогам и улицам оставлением на них громоздких предметов или иным образом". За совершение данного проступка виновные подвергались денежному взысканию не свыше пяти рублей . В статье 74 Устава о наказаниях устанавливалась ответственность за правонарушения, аналогичные указанным в ст. 264 УК РФ. Отличие между ними в том, что статья 74 Устава о наказаниях не предусматривала наступления общественно опасных последствий. Диспозиция указанной нормы устанавливала ответственность и за "несоблюдение правил, установленных для езды обозами по шоссе и другим дорогам". Виновные в том извозчики подвергались денежному взысканию не свыше тридцати копеек за каждую повозку . Можно, конечно, обнаружить признаки сходства вышеуказанных статей с их современными аналогами (статья 264 УК РФ), но все-таки речь идет исключительно о гужевом транспорте, а не об автомобилях или иных механических транспортных средствах. Изучение специальных исторических документов показало, что одним из первых актов в сфере безопасности движения и эксплуатации транспортных средств было распоряжение Петербургской управы 1895 г. "О регистрации "бензиновых механических самокатов". Буквально на следующий год приняты первые правила движения - Постановление о порядке и условиях перевозки тяжестей и пассажиров на шоссе в самодвижущихся экипажах, замененное впоследствии Техническими правилами о движении автомобилей по дорогам общего пользования, принятыми в 1910 г . И вот с этого момента можно начать отчет истории правового регулирования правил движения механических транспортных средств. 31 июля 1918 г. Моссоветом была утверждена Инструкция «О пользовании автомобилями и мотоциклами и о порядке движения по г. Москве и ее окрестностям». Декретом Совета народных комиссаров РСФСР от 10 июня 1920 г. "Об авто движении по г. Москве и ее окрестностям (правила)", который был специально посвящен безопасности автодорожного движения, были уже регламентированы многие аспекты обеспечения безопасности движения. Сюда вошли требования, предъявляемые к автомашинам, их регистрация, пользование ими, номерные знаки. Требования к водителям: наличие у них водительского удостоверения и путевых листов. Для облегчения движения стали применяться дорожные знаки, светофоры. Был определен круг лиц, которые несли ответственность за нарушение правил авто движения. Сделана попытка возложить контроль на специальную службу (автоинспекция транспортного отдела Моссовета) . В дальнейшем нормативная база в области регулирования безопасности дорожного движения постоянно обновлялась и совершенствовалась, как и органы ГАИ - ГИБДД . Если говорить об истории развития уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения, то не все ученые придерживаются точки зрения относительно того, что за нарушение правил дорожного движения предусматривалась уголовная ответственность вплоть до Уголовного уложения 1903 г . В России до 1917 г. практически не осуществлялась уголовно-правовая охрана безопасности дорожного движения, хотя были нормы об ответственности за причинение телесных повреждений. В отличие от рассмотренного Устава о наказаниях 1864 г. в Уголовном уложении 1903 г. нередко встречаются квалифицированные составы преступлений, предусматривающих ответственность не просто за нарушения правил безопасности движения, но и содержащих в качестве обязательного признака общественно опасные последствия (к примеру, в виде "крушения железнодорожного транспорта, парохода или морского судна" - ст. 558 Уголовного уложения) либо угрозу для жизни людей (ч. 2 ст. 557 Уложения) .
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Реферат, Информационные технологии, 8 страниц
250 руб.
Курсовая работа, Управление персоналом, 51 страница
900 руб.
Курсовая работа, Микро-, макроэкономика, 33 страницы
240 руб.
Дипломная работа, Педагогика, 68 страниц
550 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg