Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Развитие личности детей с синдромом Дауна

NLatipova 690 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 92 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 08.12.2017
Как показало, исследование, клинические проявления синдрома Дауна характеризуются врожденной интеллектуальной недостаточностью, сочетающейся с рядом типичных аномалий, которые делают больных детей поразительно похожими друг на друга. Однако, не смотря на генетическую обусловленность заболевания и отсутствие эффективного лечения детей с синдромом Дауна, психолого-педагогическая практика показала, что существует возможность их социальной адаптации и интеграции в общеобразовательные учреждения.
Введение

Актуальность темы исследования. Синдром Дауна (СД) (МКБ 10: Q90.0; OMIM: 190685) является одной из самых частых хромосомных аберраций, распространенность которой составляет 1:1000 новорожденных. Этот синдром характеризуется задержкой психомоторного и речевого развития, в сочетании с высокой частотой врожденных пороков, в том числе сердца, желудочно-кишечного тракта, а также повышенным риском возникновения ассоциированных с синдромом заболеваний, таких кА гипотиреоз, целиакия и других. Пренатальная ультразвуковая диагностика позволяет выявлять ВПР у плода и ставит вопрос о целесообразности пролонгировании беременности при данном ВПР. Таким образом, пренатальная диагностика влияет на число рожденных детей с СД имеющих тяжелые ВПР, и следовательно, на структуру врожденной патологии при СД в целом. Для определения объема и сроков оказания необходимой диагностической, профилактической, терапевтической, в том числе специализированной помощи детям с трисомией 21-й хромосомы необходимо знание частоты, структуры и клинико-диагностических особенностей ассоциированной с синдромом патологии. Профилактика, ранняя диагностика стертых форм этих заболеваний улучшит исход и сведет к минимуму вероятность развития осложнений, снизит экономические затраты на лечение этих осложнений. Актуальность исследования обусловлена: малой изученностью детей с синдромом Дауна; недостаточностью научно-методического обеспечения (методических, практико-ориентированных пособий); отсутствием специальных образовательных условий, учитывающих психофизические особенности детей с синдромом Дауна; не разработанностью комплексного подхода к оказанию психолого-педагогической помощи семьям детей с синдромом Дауна на разных возрастных этапах развития ребенка; отсутствием взаимодействия, обмена информацией и преемственности в деятельности специалистов различных служб, оказывающих помощь семьям с детьми с синдромом Дауна. Актуальной проблемой современного общества является социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время растет число детей с синдромом Дауна. Цель исследования - рассмотреть особенности развития личности детей с синдромом Дауна. Объект исследования — личностные особенности детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования – личностные особенности детей старшего дошкольного возраста с синдромом Дауна. В качестве гипотезы исследования выступает предположения о том, что существуют различия в эмоциональном развитии детей с синдромом Дауна и здоровых детей, у детей с отклонениями в развитии наблюдается повышенная тревожность, неспособность к конструктивному взаимодействию, что может вызвать агрессивное поведение. Задачи исследования: ? осуществить теоретический анализ проблемы исследования; ? изучить клиническую характеристику детей с синдромом Дауна; ? провести эмпирическое исследование личностных особенностей детей с синдромом Дауна 6-7 лет; ? интерпретировать полученные данные. При разработке теоретических основ исследования мы также опирались на «субъектно-художественный подход» в формировании личности ребёнка с проблемами в развитии (Е. А. Медведева). Диагностический комплекс был сконструирован с использованием основных принципов психолого-педагогической диагностики, представленных в трудах И. Ю. Левченко, В. И. Лубовского, С. Д. Забрамной, У. В. Ульенковой и других. Теоретической и методологической основой исследования явились труды ведущих отечественных психологов и дефектологов по проблеме развития детей с синдромом Дауна (Власова Т. А., Лебединский В. В., Лебединская К. С., Лубовский В. И., Мастюкова Е. М., Марковская И. Ф., Никашина Н. А., Певзнер М. С., Шевченко С. Г., Ульенкова У. В.) Методы исследования: ? Теоретический анализ литературных источников по общей и специальной дошкольной психологии ? Изучение опыта работы специалистов в исследуемой области ? Эмпирические методы: (изучение особенностей эмоциональной сферы дошкольников с синдромом Дауна, анализ полученных результатов); интерпретация результатов исследования с помощью методов математической статистики. ? Биографические методы: сбор и анализ анамнестических данных, педагогической и медицинской документации. ? количественно – качественный анализ результатов психологического исследования. Теоретическая значимость исследования. В исследовании уточнены и дополнены представления об особенностях развития личности ребенка синдромом Дауна, что вносит вклад в теорию психологического развития детей данной категории, проведено эмпирическое исследование личностных особенностей детей с синдромом Дауна 6-7 лет. Практическая значимость исследования состоит в следующем: ? Для изучения особенностей и определения компенсаторных возможностей детей с синдромом Дауна 6-7 лет сконструирован и апробирован диагностический комплекс. ? Представленные результаты эмпирического исследования личностных особенностей детей с синдромом Дауна 6-7 лет. Структура и объем работы. Исследование состоит из введения (раскрывается его актуальность, определены - цель, задачи, гипотеза исследования, теоретическая и практическая значимость,); двух глав, заключения, списка литературы, включающего 88 источников и приложений. Содержание изложено на 80 страницах основного текста.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5 ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА 8 1.1. Клиническая характеристика детей с синдромом Дауна 8 1.2. Характеристика высших психических функций в онтогенезе у детей с синдромом Дауна 12 1.3 Психологические особенности развития личности детей с синдромом Дауна 19 1.4. Социальное и межличностное взаимодействие ребенка с синдромом Дауна 29 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА 6-7 ЛЕТ 36 2.1. Характеристика участников и методов исследования 36 2.2. Описание результатов исследования 41 2.3. Интерпретация результатов исследования 70 2.4. Выводы и рекомендации 72 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 79 ПРИЛОЖЕНИЕ 87
Список литературы

1. Абрамова И.В., Золоткова Е.В. Взаимодействие специалистов по психолого-педагогическому сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях интегрированного образования // Российский научный журнал. 2012. № 5(30). С. 153–158. 2. Алтай Е.А. Методы детектирования биосигналов // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 9 (27). С. 22-26. 3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1986. 4. Бадалян Л.О. Невропатологи: Учебник для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений.- 2е изд., испр.- М.: Издательский цетнр «Академия», 2003.- 368с. 5. Белякова М.А. Исследование особенностей эмоционального «выгорания» педагогов ДОУ в условиях введения ФГОС дошкольного образования // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 7 (25). С. 110-113. 6. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. — М., 2009. 7. Божович Л.И. К развитию аффективно - потребностной сферы человека // Проблемы общей, возрастной и педагогической психогии.-М.,1978. 8. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. – 1978. - №4. 9. Божович М.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М., 1968. 10. Болотова Н.П. Роль семьи и подход в работе с ней в процессе формирования и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья /Болотова Н.П.// Коррекционная педагогика. — 2012. — № 4(52). — С. 80—81. 11. Борисова А.А. Восприятие эмоциогенного состояния человека по интонационному рисунку речи // Вопросы психологии. – 1989. - №1. 12. Власова Т. А., Певзнер М. С. Дети с отклонениями в развитии. - М., 2009. 13. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. — М.- 2010. 14. Бреслав Г. Э. Цветопсихология и цветолечение для всех. СПб., 2000. 15. Вейтман У. Теория эмоций // Общая психология: Тексты: В 3 т. – Т. 2: Субъект деятельности. – Книга 1 / Отв. ред. В. В. Петухов.- М., 2002. 16. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. — М., 1983. — Т. 5: Основы дефектоло¬гии. 17. Гасско Е.Р. Болезнь Альцгеймера и трисомия-21 // Синдром Дауна XXI век. - 2014. - № 1. С. 6– 10. 18. Гринькина Л. А. Формирование навыков чтения у учащихся с легкой степенью умственной отсталости (из опыта работы) // Наука, техника и образование. 2014. № 1 (1). С. 96-100. 19. Головина Т. Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогатель-ной школы. — М., 1974. 20. Гонеев А. Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед.учер. заведений/ А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева Н. В. Ляпова; Под ред В. А. Сластеника,. – 2е изд. Перераб.- М.: издательский центр «Академия»; 2002.- 272с. 21. Грот Н. Я. Психология чувствований в ее истории и главных осно¬вах. 2. Теоретический отдел. «Известия историко-филологического ин-та князя Безбородко в Нежине». Т. 5. СПб., 1880. 22. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольника 4-6 лет: Пособие для практических работников детских садов/ Автор – составитель И. А. Пазухина - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.-272с, ил. 23. Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов. – М., 2000. 24. Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных. – СПб., 2001. 25. Дзендзя О. Ю. Образовательные технологии в коррекционно-развивающем обучении детей с речевыми нарушениями // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 12 (30). С. 123-125. 26. Детская психология / Под ред. Я. Л. Коломинского, Н. А. Панько. Мн., 1988. 27. Дробинская А.О. Школьные трудности «нестандартных» детей.— ML: Школа-Пресс, 1999.—144 с. (Лечебная педагогика и психология. При-ложение к журналу «Дефектология». Вып. 1). 28. Евдокимова Л. В. Развитие лексического строя речи у глубоко умственно отсталых детей // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 6 (24). С. 60-67. 29. Евдокимова Л. В. Коррекция лексического строя речи у глубоко умственно отсталых детей // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 6 (24). С. 67-75. 30. Журавлева М. С. Сетевое взаимодействие с родителями в коррекционной школе // Наука, техника и образование. 2014. № 1 (1). С. 100-103. 31. Занков Л. В. Психология умственно отсталого ребенка. — ML, 1939. 32. Запорожцев А. В., Неверович Я. З. К вопросу о генезисе, функции и структуреэмоциональных процессов у ребёнка // Вопросы психологии. – 1974. - №6. – С. 59 – 73. 33. Зинченко В. П. Аффект и интеллект в образовании. М., 1995. IS. Измайлов Ч. А. Цветовая характеристика эмоций//Вестник МГУ. № 4. 1995. 34. Золоткова Е. В. Особенности социальной адаптации детей с синдромом Дауна в условиях интернальной интеграции // Гуманитарные науки и образование. 2013. № 3. С. 72–76. 35. Изотова Е.А., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребёнка: Теории и практика: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. заведений.-М.: Издательский центр «Академия», 2004.-288с., 16л. ил. 36. Изотова Е.И. Особенности идентификации эмоций у детей дошкольного возраста // Научные труды МПГУ. Серия: Психолого – педагогические науки. – М., 2003. 37. Изотова Е.И. Эмоциональные представления как фоктор психического развития детей дошкольного возраста. Автореф. дис. … канд. Психол. Наук. – М., 1994.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА 1.1. Клиническая характеристика детей с синдромом Дауна Синдром Дауна (Down's Syndrome) возникает в результате генетической аномалии. Впервые признаки людей с синдромом Дауна описал в 1866 году английский врач Джон Лэнгдон Даун (Down), чье имя и послужило названием для данного синдрома. В России изучением этого заболевания занимался известный психиатр П.И. Ковалевский (1905). Полную характеристику синдрома Дауна можно встретить у Варденбурга (1932), который высказал предположение о связи данного диагноза с хромосомной аномалией. Синдром возникает из-за процесса расхождения хромосом при образовании гамет (яйцеклеток и сперматозоидов), в результате чего ребенок получает от матери (в 90% случаев) или от отца (в 10% случаев) лишнюю 21-ю хромосому. У большинства больных синдромом Дауна имеется три 21-х хромосомы вместо положенных двух; в 8% случаев аномалия связана с присутствием не целой лишней хромосомы, а ее фрагментов. Множественные описания синдромальных признаков учеными не объясняли причин их возникновения, поэтому отсутствие точных данных о причине болезни приводило исследователей к равновероятным теориям и гипотезам: атавистической, теории расовой дегенерации, вырождения, гипотезе эндокринной патологии и др. Р. Чемберс в 1844 г. предполагал, что к рождению детей монголоидного типа приводят кровосмесительные браки родителей и большое значение в ситуации рождения детей с синдромом Дауна оказывает зрелый возраст родителей. Статистика качественно подтверждает эту гипотезу: из общего числа новорождённых с болезнью Дауна более 20% рождается у матерей старше 35 лет. Подробные исследования указывают на следующие факты: в возрасте женщины около 20 лет вероятность рождения ребенка с синдромом Дауна составляет примерно 1 на 2000, в возрасте женщины 30 лет – 1 на 1000, в возрасте женщины 35 лет – 1 на 500, в 40 лет – 1 на 80, и в возрасте 45 лет – 1 на 18 (Hook & Lindsjo, 1978), таким образом, чем старше женщина, тем выше риск рождения у нее ребенка с заболеванием синдром Дауна. Но, здесь важно заметить, такие дети рождаются также у молодых матерей, а в 10-25% случаев лишнюю хромосому передаёт пожилой отец (не зависит от возраста матери). В начале XX столетия большинство ученых остановились на предположении о генетическом происхождении синдрома Дауна. После открытия хромосомной этиологии синдрома Дауна началась интенсивная разработка теоретических проблем относительно этого заболевания, возрос интерес к его клиническим проявлениям, интенсивно развивались методы объективной лабораторной диагностики для определения генетической формы (регулярная трисомия, транслокационный вариант, мозаицизм). Особенности развития детей с синдромом Дауна в основном сводятся к причинам умственной отсталости детей, которые могут быть вызваны различными факторами экзогенного (внешнего) и эндогенного характера, определяющие органические нарушения головного мозга. К экзогенным факторам относятся различные инфекционные заболевания матери в период беременности (вирусные заболевания, краснуха, болезнь Боткина и др.), заражение плода паразитами, попавшими в организм матери (токсоплазмоз), различные родовые травмы (асфиксии). Эндогенные отрицательные факторы приводят к врожденной олигофрении. К ним относят нарушение хромосомного набора (хромосомная аберрация), чем и объясняется синдром Дауна. Точное установление этиологии позволило определить место синдрома Дауна среди других форм патологии человека, относящихся к хромосомным нарушениям. При всех видах хромосомных аберраций в аутосомах (нехватка, лишняя хромосома, делеция или транслокация) неизбежно возникает слабоумие, при котором грубый интеллектуальный дефект сочетается с поражением ряда систем: костной, сердечно-сосудистой, эндокринной, зрительной, слуховой, речевой и др.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg