Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Моделирование как основа обучения решению задач в начальных классах

arseni_ars 210 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 22 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.06.2019
Формирование действия моделирования, общих методов решения задач, способностей к решению любых задач предполагает качественно иной подход к формированию умения решать текстовые задачи. Изучив литературу по обучению моделирования младших школьников при решении задач, мы сделали вывод, что решение задач является главным видом учебной деятельности, в течение которой изучается система математических знаний, умений и навыков. Главным средством стимулирования учебно-познавательной активности школьника является задача. Следовательно, научив детей владеть умением решения задачи, мы окажем существенное влияние на их интерес к предмету, на развитие мышления и речи.
Введение

Актуальность. В условиях стремительного развития науки и техники преподавание в школе не может сводиться лишь к тому, чтобы дать учащимся определенный объем знаний. Необходимо выйти на высокий уровень развития своего мышления, чтобы обучающиеся смогли дальше расширять и углублять свои знания, применять их в других областях и находить решения новых задач. В связи с этим стало жизненно важным улучшить математическую подготовку младших школьников, что хорошо способствует умению грамотно решать текстовые задачи. То есть знания, навыки и умения, которые ученики начальных классов получат на уроках математики, в будущем они будут использовать при изучении различных дисциплин среднего и старшего звена: физики, химии, алгебры, геометрии, информатики. Математика оказывает большое влияние на успешное обучение в целом, увеличивая общее развитие и развитие мышления учащихся. Одна из основных задач начальной школы - научить детей решать текстовые задачи. И это не случайно, так как обучение решению текстовых задач связано не только с реализацией образовательных, но и развивающих и воспитательных целей. «Текстовые задания - это самый богатый материал, на котором будет решаться важнейшая задача обучения математике - развитие математического мышления и творческой активности учащихся» [1]. Дети с первых дней занятий в школе встречаются с задачей. Cначала и до конца обучения, математическая задача помогает ученикам вырабатывать правильные математические понятия, глубже выяснять различные стороны взаимосвязей в окружающей его жизни, даёт возможность применять изучаемые теоретические положения. В то же время, решение задач способствует развитию логического мышления, математической речи, воображения, практических умений и навыков. Различные методические приёмы решения текстовых задач в начальной школе описаны в исследованиях Л. П. Истоминой, С. Е. Царёвой, А. К. Артёмова, М. А. Бородулько, Л. П. Стойловой, Р. Н. Шиковой и др. Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического развития, глубины усвоения учебного материала. В учебниках математики текстовые задачи составляет около 40 % материала и на уроках их решению уделяется достаточная часть учебного времени. Неcмотря на это в начальной школе постоянно отмечается неумение значительной части учащихся решать текстовые задачи. Помочь ученику преодолеть неизбежно возникающие трудности при решении текстовых задач может приём моделирования описанных в ней явлений и процессов. Таким образом, для того, чтобы решить задачу, ученик должен уметь переходить от текста задачи (словесной модели задачи) к представлению ситуации (мысленной модели), а от неё к записи решения с помощью математических символов (знаково-символическая модель). По мнению Л.М Фридман, образный материал может быть носителем смысла в той же мере, что и вербальный, символическая информация легче для восприятия, а дублирование вербальной информации символической приводит к объективному ее переизбытку, что способствует стабильности понимания [19]. Цель - определить роль моделирования при решении задач на уроках математики в начальной школе. Предмет - моделирование как способ формирования умения решать задачи у младших школьников. Объект - процесс обучения учащихся младших классов умению решать текстовые задачи. Задачи: 1. Изучить литературу по обучению младших школьников моделированию при решении задач. 2. Проанализировать эффективность использования моделирования при обучении математики. 3. Составить комплекс заданий с использованием моделирования.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ РЕШЕНИЮ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ 5 1.1Понятие модели и моделирования в обучении школьников 5 1.2 Роль текстовых задач в начальном курсе математики 7 1.3 Этапы математического моделирования при решении текстовых задач 11 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ 13 2.1 Перевод реальных ситуаций в словесную модель математической задачи 13 2.2 Построение вспомогательных моделей к условиям текстовых задач 15 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 22
Список литературы

1. Аргинская, И.И. Вороницына Е.В. Особенности методики работы по обучению учащихся решению текстовых задач [Текст]/ Начальная школа, 2005 №24 – С.3-5 2. Бантова, М.А. Бельтюкова Г.И. Методика преподавания математики в начальных классах [Текст]: учебное пособие для учащихся школ. отделений пед. уч-щ. / Под ред. М.А. Бантовой - М.: Просвещение, 1984. 3. Белошистая, А.В. Прием графического моделирования при обучению решению задач [Текст]: учебное пособие / начальная школа, 1996, №8. 4. Володарская, И. Салмина, Н. Моделирование и его роль в решении задач [Текст] /Математика. - 2006. - № 18. – С 1-3 5. Гальперин, П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий [Текст] // Психологическая наука в СССР. Т. 1. - М., 1969. - 354с. 6. Демидова, А.Е. Обучение решению некоторых видов составных задач [Текст]: // Начальная школа: плюс до и после, 2003, №4. 7. Дрозд, В.Л. Столяр, А.А. Методика начального обучения математике [Текст]. - М.: Высшая школа, 1988. - 254 8. Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах [Текст]: Учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002,. 9. Истомина, Н.Б. Работа над составной задачей [Текст]. Нач школа,1988, №2 10. Лавриненко, Т.А. Как научить детей решать задачи [Текст]. - Саратов: "Лицей", 2009 11. Малкова, И. А. Моделирование и модели в деятельности учителя и ученика [Текст]: Метод-е пос-е. / Фридман Е. М., Салахова Г. Н., Мизинцев В. П. ;Южно-Сахалинск: РИО Сах. обл. ИУУ, 1999. С. 32. 12.Мизинцев, В. П. Моделирование и модели в деятельности учителя и ученика [Текст]: Мет-е пособие / Малкова И. А., Фридман Е. М., Салахова Г. Н., / Южно-Сахалинск: РИО Сах. обл. ИУУ, 1999. - С. 32. 13. Мамыкина, М.Ю. Работа над задачей [Текст] // Нач-я школа, 2003, №4. 14.Матвеева, А. Н. Использование различного построения моделей в процессе обучения решению текстовых задач [Текст] // Начальная школа: плюс до и после, 2005, №9. 15. Методика начального обучения математике [Текст] / А.А. Столяра, В.Л. Дрозда. - Минск: «Высшая школа»,1988. 16. Моро, М.И. Методика обучения математике [Текст]: пособие для учителя. Моро М.И., Пышкало А.М. - М.: Просвещение, 1978. 17. Моро, М.И. Математика. 3класс Учеб, для общеобразоват. организаций. 1 и 2 часть /[М. и. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др.). — 5-е изд. — М. : Просвещение, 2015.—112с. 18. Программа по математике [Текст]: авт. М.И. Моро, Ю.М. Колягин, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова//Программы общеобразовательных учреждений, нач. классы (1 - 4) ч.1. - М.: «Просвещение», 2002 19. Фридман, Л. Н. Наглядность и моделирование [Текст].- М.: Просвещение, 1984.
Отрывок из работы

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ РЕШЕНИЮ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ 1.1 Понятие модели и моделирования в обучении школьников Когда обучение направлено на формирование математического мышления у учащихся начальных классов, большое значение в обучении и, особенно, в решении задач, приобретает способность овладеть действием моделирования. Введем определение понятия «модель». В Большой Cоветской энциклопедии «Модель - образ (в том числе условный или мысленный - изображение, описание, схема, чертеж, график, план, карта и т. п.) или прообраз (образец) какого-либо объекта или системы объектов («оригинала» данной модели), используемый при определенных условиях в качестве их «заместителя» или «представителя» [2]. Штофф В.А. cчитает, «модель (от лат. modulus - мера) - это заместитель оригинала, обеспечивающий изучение некоторых его свойств. Она создается с целью получения и (или) хранения информации (в форме мысленного образа, описания знаковыми средствами либо материальной системы), отражающей свойства, характеристики и связи оригинала, существенные для решения поставленной задачи» Штофф В.А. раcсматриваем модель (от лат. modulus – мера), как замена оригинала, обеcпечивающей изучение некоторых его свойств. Она создается с целью получения или хранения информации (в форме мысленного образа, описываемого символическими средствами или материальной системой), отражающей свойства, характеристики и связи оригинала, необходимые для решения задачи [10]. По мнению П.В.Труcовой, «модель - это такой материальный или мысленно представляемый объект, который в процессе познания (изучения) замещает объект-оригинал, сохраняя некоторые важные для данного исследования типичные его черты» [3]. А. Б. Воронцов считает, что «модель - выступает как `инструмент' совместной деятельности учащихся и учителя. Она отражает всеобщие отношения и связи внутри изучаемого объекта» [4].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg