Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Развитие памяти у детей шестилетнего возраста с общим недоразвитием речи

arseni_ars 390 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 64 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.06.2019
Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве. В своей работе мы определили уровень сформированности памяти у старших дошкольников с ОНР, что в дальнейшем поможет построить правильный диагностический комплекс для развития всех видов памяти с первичной опорой на сохранные виды.
Введение

В настоящее время, стали актуальными проблемы развития познавательных процессов у детей с речевыми нарушениями в силу повышения требований к качеству получения знаний и с целью подготовки этого контингента детей к сдаче единого государственного экзамена. Знание данной проблемы важно как для педагогов школ, так и для дошкольных образовательных учреждений. Построение новых стратегий развития личности ребенка предполагает тщательное исследование закономерностей всех психологических процессов, включая память, на раннем этапе развития ребенка. Однако, рекомендации для психологов и педагогов по данным вопросам относятся в основном к начальной школе и практически не освещают опыт организации работы с детьми дошкольного возраста, хотя на сегодняшний день для дальнейшего успешного обучения необходимо ранее выявление и коррекция нарушений памяти уже у детей дошкольного возраста, и особенно у детей с общим недоразвитием речи. Значение нормального развития памяти очень велико. Для полноценного общения, для того, чтобы ребенок уверенно и комфортно чувствовал себя в обществе, необходимо, чтобы речь ребенка была правильной, чтобы он четко произносил все звуки родного языка, грамматически правильно строил предложения, обладал связной речью. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы: в частности, при относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания, они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий, что значительно осложняет полноценное общение и дальнейшее обучение детей с речевой патологией [15,25]. Но не только степень развития речи зависит от уровня развития памяти ребенка, но и уровень развития памяти зависит от степени сформированности речи. Так, Л.С. Волкова и С.Н. Шаховская считают, что «овладение речью связано с возможностями обработки информации, с объемом кратковременной памяти. Человеческая речь воспринимается или воспроизводится в сжатые временные сроки. Поэтому ребенок должен обладать стратегией быстрого программирования и быстрого декодирования, дешифровки речевого сообщения. Усвоение речи ребенком происходит с учетом его возможностей обработки речевой информации, что отражается и на выходе речи. В начале у ребенка имеется однословное, двусловное высказывание (субъект-предикат, субъект-объект). Затем он объединяет эти элементы в трехсловное высказывание субъект-придикат-объект. Чем объемнее информация, тем труднее она усваивается и воспроизводится в речи». Ж. Пиаже раскрыл когнитивный (интеллектуальный) базис развития речи. По его мнению, важнейшей предпосылкой полноценного развития речи является развитие сенсомоторного интеллекта, памяти ребенка. В этой связи чрезвычайно важно проанализировать и сравнить развитие памяти у детей с общим недоразвитием речи и у нормальных детей. Не смотря на то, что память становилась предметом исследования у многих авторов, которые по-разному объясняли ее структуру, генез, взаимодействие с другими психическими функциями (П.П. Блонский, Л.С. Выготский,П. Жане,З.М. Истомина,О.С. Лебедева,А.Р. Лурия), проблема развития памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи недостаточно разработана, что также подтверждает актуальность настоящего исследования [18,27]. Объект исследования – процесс памяти у детей шестилетнего возраста с общим недоразвитием речи. Предмет исследования – особенности развития памяти у детей шестилетнего возраста с общим недоразвитием речи. Проблема исследования – разработка основных направлений коррекционной работы по развитию памяти у детей шестилетнего возраста с общим недоразвитием речи. Гипотеза исследования – у детей с общим недоразвитием речи по сравнению с нормой отмечаются нарушения речеслуховой памяти, зрительной памяти, а также значительно меньше объем активной и пассивной памяти. Цель исследования – выявление отклонений развития памяти у детей шестилетнего возраста с общим недоразвитием речи по сравнению с детьми без речевого нарушения. В соответствии с целью выделяются следующие задачи исследования: 1. Изучение логопедической, лингвистической, психолингвистической и методической литературы по проблеме исследования. 2. Разработка методики констатирующего эксперимента, выбор методов обработки результатов исследования. 3. Проведение констатирующего эксперимента 4. Сравнительный анализ особенностей развития памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. 5. Разработка методических рекомендаций по развитию памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи. Методы исследования: организационные (комплексный, сравнительный); эмпирические (наблюдение, констатирующий эксперимент); биографические (сбор и учёт анамнестических данных, изучение документации); интерпретационные и математико-статистические (качественный анализ и количественная обработка результатов эксперимента). Положения, выносимые на защиту: 1. У дошкольников с общим недоразвитием речи имеются особенности развития памяти. 2. Детям с общим недоразвитием речи необходима специальная система коррекционных занятий для развития разных видов памяти. 3. Выявление отклонений развития памяти у детей шестилетнего возраста с общим недоразвитием речи и коррекция нарушений будут способствовать развитию речи как системы, и являться основной подготовки детей к школе. Теоретической основой исследования выступили: труды Л.С. Волковой, П.П. Блонского, Л.С. Выготскогог ,П. Жане, З.М. Истоминой, О.С. Лебедевой, А.Р. Лурия и С.Н. Шаховской. Исследование теризуется проводилось позволяет с 09.2018 по 12.2018 годы произнесения и включало детском три разделяют этапа: На понятие первом анализ этапе (09.2018) краткая осуществлялся необходимые анализ заикания психолого-педагогической внешних литературы исследования по проблеме эволюционной средняя в педагогической голос практике симптоматике в МБДОУ радостных ДС «Елочка». На каться втором чиваниях этапе (10-11.2018) выбирались разрабатывалась судороги стратегия распределить исследования, привычной уточнялась наблюдаются гипотеза, может апробировались нарушения педагогические единичных условия амплитудой на практике либо посредством понятие учебно-методического резче комплекса; левого обосновывались иными критерии ление и показатели первую сформированности раннем понятия сутств. Основные тонического методы разработки исследования: теоретическое отличие моделирование, ставить диагностические детей методики (тестирование, когда анкетирование, наглядно анализ недостатки продуктов логопедических деятельности), выгодно формирующий вопросы эксперимент. На стремление третьем этапе исследования (12.2018) обрабатывались воряти обобщались после полученные взаимодействия количественные выясняются и качественные касается результаты; поскольку уточнялись сутствие выводы; списка проводилось выраженной оформление следующим результатов дыханием исследования. Основные исследования методы причины исследования: анализ, определенных синтез, амплитудой абстрагирование, конкретизация, аналогия и можделирование, изучение литературы, изученние результатов деятельности воспитанников, наблюдение, опрос, беседа, обследование, изучение и обобщение педагогического опыта, педагогический эксперимент. Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты работы могут быть полезны педагогам, логопедам и другим специалистам, работающим с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Теоретическая значимость исследования заключается в обобщение психологических и педагогических знаний о проблеме, в дифференцированном изучении особенностей памяти в сравнительном аспекте: детей без речевой патологии и детей с общим недоразвитием речи. психотравмыРабота логопедических состоит серьезных из введения, двух глав, звуки заключения, характеристика списка помощью использованных смешанное источников.
Содержание

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. Глава I. Психолого-педагогический аспект памяти, как психофизической функции…..………………………………… 1.1. Общее понятие памяти………..................................................... 1.2. Особенности памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ………………………. Выводы по первой главе……………………………………………………… Глава II. Опытно-экспериментальное исследование по развитию памяти детей шестилетнего возраста с общим недоразвитием речи………………………………………………………………. 2.1. Организация констатирующего этапа исследования………... 2.2. Результаты исследования детей шестилетнего возраста с нормальным речевым развитием и с общим недоразвитием речи……..………………………………………………………. 2.3. Методические рекомендации по развитию памяти у детейшестилетнего возраста с общим недоразвитием речи................……………………………………………..…... Выводы по второй главе……………………………………………………… Заключение……………………..……………………………………………… Список использованных источников………………………………………
Список литературы

1. Аверин В.А., Дандорова Ж.К., Зимняя И.А. и др. Психология детства/ Под ред. А.А. Реана. - СПб.: Прайм-Еврознак , 2006. - 352 с. 2. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. – М., 2014. – 361 с. 3. Альманах психологических тестов. – М.2015 4. Бадалян Л., Миронов А. Память и нервно-психическое развитие/ /Дошкольное воспитание. – 2016. – №4. – С. 23–31. 5. Блонский П.П. Основные предположения генетической теории памяти //Гиппенрейтер Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. – М.: АСТ, 2014. – 646 с. 6. Блонский П.П. Память и мышление. – Изд. 2. – М. 2017. 7. Божович Л.И. Избранные психологические труды. - М.: Международная педагогическая академия, 2015. - 209 с. 8. Большой толковый психологический словарь/ Ребер А. Том 2: пер. с англ. - М.: Вече, АСТ, 2015. –564 с. 9. Бочарова С. Психология и память: Теория и практика для обучения и работы. – М.: Гуманитарный Центр, 2017. – 384 с. 10. Бурменская Г.В. , Захарова Е.И. Карабанова О.А. и др. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. - М.: Академия, 2014. –256 с 11. Вачков И. Память и личность//Школьный психолог. - №4. – 2016. 12. Вачков И. Память//Школьный психолог. - №4. – 2017. 13. Виноградова А.Д. Коновалова Н.Л., Михаленкова И.А., Посохова С.Т., Хилько А.А., Шипицина Л.М. Психологическая диагностика отклонения развития детей младшего школьного возраста. – СПб.: Речь, 2014. – 48 с. 14. Волкова Л.С. Логопедия. – М. 2014. 15. Выготский Л. С. Эйдетика//Гиппенрейтер Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. – М.: АСТ, 2018. – 646 с. 16. Выготский Л.С.Память и её развитие в детском возрасте Норман Д.Как мы обучаемося? Как запоминаем? //Гиппенрейтер Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. – М.: АСТ, 2018. – 646 с. 17. Выготский Л.С. Психология. - М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2016. –1008 с. 18. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Память примитивного человека. Культурное развитие специальных функций //Гиппенрейтер Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. – М.: АСТ, 2017. – 646 с. 19. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6т. – М., 1984. 20. Гайда В.К., Захаров С.П. Психологическое тестирование: Учеб. пособие. – Л., 2012. 21. Галанов А.С. Психодиагностика детей. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 128 с. 22. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. – 3-е изд., испр. и доп. – М. 2016. 23. Жане П. Эволюция памяти и понятие времени: Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под.ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. М. 1979. 24. Житникова Л.М. Учим детей запоминать. – Изд. 3-е, доп. – М. 2010. 25. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание и деятельность //Гиппенрейтер Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. – М.: АСТ, 2016. – 646 с. 26. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. – М. 2001. 27. Ипполитов Ф.В. Память школьника. – М., 2014. – 28 с. 28. Истомина 3.М . Развитие произвольного запоминания у дошкольников Норман Д.Как мы обучаемося? Как запоминаем? //Гиппенрейтер Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. – М.: АСТ, 2014. – 646 с. 29. Истомина З.М Развитие памяти: Учебно-методическое пособие. – М. 2015 30. Когнитивная психология памяти/Под редакцией У. Найссера, А. Хаймен. – М.: Прайм-Еврознак, 2015. – 640 с. 31. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Психология детей шестилетнего возраста. – Минск: Университэцкае, 2014. – 190 с. 32. Крылов А., Маничев С. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии - СПб.: Питер, 2014. – 560 с. 33. Кулагина И.В. Возрастная психология. - М..: Просвещение, 2014. – 350 с. 34. Лебедева С.О. О возможностях развития образной памяти // Дошкольное воспитание. – 1985. – №8. 14. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии – СПб. 2016. 15. Матюгина И.Ю., Чакаберий Е.И. Зрительная память. М. 2013. 35. Пиаже Ж. Характер объяснения в психологии и психофизический параллелизм. В кн.: Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже, М. 2015, Вып. I, II. 36. Трошихина Ю.Г., Гизатулина Д.Х. Развитие кратковременной памяти у детей раннего возраста // Вопросы психологии. – 1979. – №4. – С. 127–130. 18. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М. 1989. 37. Возрастные и индивидуальные различия памяти. /Под ред. А.А. Смирнова – М. 2015. 38. Истомина З.М. Возрастные и индивидуальные различия в соотношении разных видов и сторон памяти в дошкольном возрасте. – М. 2014. 39. Левина Р.Е. Разграничение аномалий речевого развития у детей. //Дефектология. - № 2. - 2015. – С.33-45. 40. Левченко И.Ю., Кисилёва Н.А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития. – М.: Издательство «Книголюб», 2017. – 152 с. 41. Леонтьев А.Н. Пробелы развития психики. – М. 2014. 42. Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания // Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М. 2014. 43. Развитие логической памяти у детей. / Под ред. А.А. Смирнова. – М: Просвещение, 2005. – с. 256 44. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб. 2017. 45. Рубинштейн С.Л. Память // Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М. 2008. 46. Смирнов А.А. Произвольное и непроизвольное запоминание // Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М. 2008. 47. Тесты для детей: сборник тестов и развивающих упражнений. / Сост.: Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнева И.Я. – СПб. 2008. 48. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. Учебное пособие для студ. – М. 2009. 49. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студентов высших и средних учебных заведений. – М. 2008. 50. Немов Р.С. Психология / книга 3 Психодиагностика / М. 2012. 51. Никкинен И.И., Лукина Н.А. Научи меня слышать. Развитие слухового восприятия, внимания и памяти. – СПб.: паритет, 2003. – 112 с. 52. Норман Д. Забывание //Гиппенрейтер Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. – М.: АСТ, 2008. – 646 с. 53. Норман Д.Как мы обучаемся? Как запоминаем? //Гиппенрейтер Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. – М.: АСТ, 2008. – 646 с. 54. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 442 с. 55. Общая психология: Учеб для студентов пед.ин-ов/ А.В. Петровский, А.В. Брушлинский, В.П. Зинченко и др.; Под ред. А.В. Петровского. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1986. 56. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. - М.: «Просвещение», «Учебная литература», 1996. – 352 с. 57. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. - М.: ТЦ Сфера при участии «Юрайт-М», 2001. - 448 с. 58. Основы специальной психологии/ Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М.: Академия, 2002. - 480 с. 59. Особенности психического развития детей 6 7 летнего возраста/ Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера - М.: Педагогика, 2002. – 287 с. 60. Правдина О.В. Логопедия. - М. 2001. Методика развития речи детей дошкольного возраста. /Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичева, В.К.Лотарев, А.П.Николаичева/. - М. 2005. 61. Эльконин Д.Б. Развитие речи детей в дошкольном возрасте. - М. 2011.
Отрывок из работы

Глава 1. Психолого-педагогический аспект памяти, как психофизической функции 1.1. Общее понятие памяти Память – это процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения [23,48]. Начало экспериментальному изучению памяти положили в конце прошлого века работы немецкого психолога Г. Эббингауза, который в опытах на себе наметил количественные законы заучивания, удержания и воспроизведения последовательностей, состоявших из бессмысленных слогов. Этот подход был продолжен затем в бихевиористических исследованиях "вербального научения". Почти одновременно началось изучение памяти на сложный осмысленный материал. В начале 20 века французский философ А. Бергсон противопоставил "памяти привычке", которая формируется в результате механического повторения, "память духа", фиксирующую осмысленные единичные события биографии субъекта. Роль организации материала при запоминании подчеркивалась гештальтпсихологией. В психоанализе предпринята попытка объяснения явлений забывания "вытеснением" неприятных, травмирующих впечатлений из сферы сознания. Английский психолог Ф. Бартлетт показал сложный процесс припоминания рассказов и зависимость его от существующих в данной среде культурных норм. Значение социокультурных факторов в формировании высших форм памяти человека подчеркивали французский психолог П. Жане и французский социолог М. Хальбвакс. Отечественными психологами на основе методологии диалектического материализма было разработано представление о памяти как о "действии" в собственном смысле слова", имеющем сознательную цель и опирающемся на использование общественно выработанных знаковых средств [21,28]. Наряду с запоминанием произвольным изучались также процессы непроизвольного запоминания. Так, П.И. Зинченко и А.А. Смирнов исследовали зависимость успешности процессов запоминания от их места в структуре деятельности. В ходе онтогенетического развития происходит смена способов запоминания, возрастает роль процессов выделения в материале осмысленных, семантических связей. Различные виды памяти - моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая - иногда описываются как этапы такого развития. Анализ нарушений памяти и восприятия в клинике локальных поражений мозга (А.Р. Лурия, Х.Л. Тойбер, Р. Сперри) позволил установить факт преимущественной связи процессов в левом полушарии головного мозга со словесно-логическими способами запоминания, а в правом полушарии - с наглядно-образными.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg