Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование здорового образа жизни у учащихся начальной школы

arseni_ars 850 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 98 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.06.2019
В ходе исследования мы получили ответы на поставленные во введении задачи. По первой задаче, касающейся теоретического анализа философской, психологической и педагогической литературы с целью выявления содержания понятия «здорового образа жизни» как ценности личности, мы можем утверждать, что под понятием «здоровый образ жизни» следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций.
Введение

Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей. Результаты научных исследований (Выготского Л.С., Лесгафта П.Ф., Новиков Н.И.) свидетельствуют о том, что сложившаяся в предшествующие годы тенденция ухудшения состояния здоровья школьников приняла устойчивый характер. В результате анализа медицинских карт будущих первоклассников было установлено, что у большинства детей было выявлено нарушение зрения, на втором месте - нарушение осанки, на третьем месте - наличие хронических заболеваний и совсем мало детей признаны практически здоровыми. Данная ситуация обусловлена ухудшением социально-экономической и экономической обстановки, обострением проблем рационального питания, наследственностью, перегруженностью детей. Результаты исследований показали, что дети много времени проводят за компьютером, возле телевизора, ведут малоподвижный образ жизни. Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни. Одной из причин этого является образ жизни семей, где сегодня воспитываются дети. В большинстве семей можно обнаружить так называемые факторы риска: хронические инфекционные заболевания, несбалансированное питание, низкая физическая активность, курение, злоупотребление алкоголем, наркотиками и т. д. При этом часто в семье присутствуют не один, а сочетание нескольких факторов. У учащихся и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний о здоровом образе жизни. Вопросы формирования здоровой личности ребёнка интересовали ученых всегда (Брехмана И.И., Выготского Л.С., Лесгафта П.Ф.). Разработка школьных программ обучения здоровому образу жизни началась в конце 70-х - начале 80-х гг., двадцатого столетия. Однако, несмотря на немалые усилия, вложенные в разработку и реализацию программ, результаты оказались намного ниже ожидаемых. Объяснялось это и трудностями изменения поведенческих привычек (многие из них формируются в раннем детстве и поэтому очень устойчивы), и неподготовленностью учителей к просветительской деятельности в области здоровья. С середины 90-х годов ХХ века появилось много научных работ воспитательно-оздоровительного направления, исследующих: организацию образовательного процесса и готовность к обучению в школе, гигиену обучения и воспитания школьников, факторы риска для здоровья детей и подростков при обучении в школе, школьную валеологическую работу. Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам предположить, что одним из возможных решений проблемы ухудшение здоровья младших школьников является формирование у них знаний о здоровом образе жизни. Корни развития здорового образа жизни складываются в детском возрасте, когда ребенок приобретает многие привычки, в том числе и навыки выполнения жизненно необходимых движений, которые оказывают существенное влияние на работу органов и систем организма. Однако чаще всего эти привычки складываются в результате многократного механического повторения без осознания ребенком влияния выполнения движений на функционирование организма. Дети сами участвуют в своем становлении, поэтому воспитание и образование должно строиться на их активности. Возникает необходимость включения самого ребенка в заботу о здоровье в произвольное управление своим поведением для формирования тела, приобщения к ценностям здорового образа жизни для понимания сущности и необходимости следования указаниям взрослого, овладения показателями для самоконтроля самочувствия и состояния. Развитие теории и практики физического воспитания в России никогда не отделялось и не отделяется от процессов становления социально-культурной деятельности общества. Это развитие осуществлялось по нескольким направлениям и связывается с именами основоположников российской национальной системы физической подготовки (Кутузов М.И., Румянцев П.А., Суворов А.В.), авторов концептуальных теорий физического воспитания (Лесгафт П.Ф., Пирогов Н.И., Сеченов И.М.), исследователей роли и места физического воспитания в педагогических системах (Новиков Н.И., Ушинский К.Д., Макаренко А.С.). В современном педагогическом опыте сложился целый ряд интереснейших авторских систем, занявших прочное место в социально-культурной деятельности семьи, школы, учреждений дополнительного образования и досуга. Для массовой практики физического воспитания и утверждения здорового образа жизни важную роль сыграли концепции раннего начала физического развития и закаливания (Никитины Б.П. и Л.А.), приоритета физической культуры как предмета и сферы жизнедеятельности (Пазухин А.Ф.). В исследование и решение проблемы здоровья детей, формирования у них здорового образа жизни внесли вклад ученые различных наук - философы: Гельвеций К., Локк Дж., Ломоносов М.В.; психологи и физиологи: Бехтерев В.М., Выготский Л.С.; ученые-медики: Брехман И.И., Буянов И.И., Казначеев В.П.; педагоги: Зайцев В.К., Попов С.В., Сухомлинский В.А. Отдельные аспекты организации педагогического процесса и педагогического взаимодействия с целью сохранения здоровья ребенка находим у педагогов XX века Амонашвили Ш.А., Сухомлинского В.А., Роджерса К. При организации исследования за основу были взяты работы Выготского Л. C., Запорожца А. В., Дубровиной И. В. В настоящее время большое количество работ посвящено комплексу идей и научных положений, обусловленных концепцией сохранения и укрепления здоровья детей и педагогов и создания в образовательном учреждении здоровьесберегающей среды; влиянию процесса обучения и его отражение на здоровье учащихся (Гладышева О.С., Вайнер Э.Н.). Научно- практические исследования последних лет посвящены формированию здорового образа жизни посредством взаимосвязи классной и внеклассной работы (Залесский M.JI.), народной педагогики (Мурашова C.B., Поляничкина Г.А.), физической культуры (Борисов В.В., Платонова Т.В., Тома Ж.В.) и гигиенического воспитания (Давыденко Л.А., Жаров A.A.). В начальной школе проблема здорового образа жизни в основном решается через создание программно-методических обеспечений курсов «Валеология» и «Уроки здоровья» (Безруких М.М., Вайнер Э.Н., Гладышева О.С.). Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья – это прежде всего процесс социализации, а также сознание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Необходимо совместными усилиями родителей, педагогов, специалистов, имеющих подготовку по основам валеологии, а также специалистов в сфере социально–культурной деятельности, формировать у детей понятие здорового образа жизни, воспитывать соответствующие навыки и привычки, что будет способствовать положительной мотивации детей к здоровому образу жизни. Ведь одной из основных функций социально-культурной деятельности является рекреативно-оздоровительная функция. Она состоит в разработке и осуществлении множества развлекательных, игровых, оздоровительных досуговых программ с целью восстановления сил, снятия напряжения и одновременно развивающего воздействия. Цель исследования: изучить процесс формирования здорового образа жизни учащихся начальной школы. Достижение этой цели требовало решения следующих задач: 1. провести теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы с целью выявления содержания понятия «здоровый образ жизни» как ценности личности; 2. изучить составляющие здорового образа жизни (ЗОЖ) младшего школьника; 3. проанализировать методы и приемы формирования знаний о здоровом образе жизни у младших школьников; 4. провести диагностику сформированности знаний у младших школьников о здоровом образе жизни 5. апробировать программу формирования здорового образа жизни у учащихся начальной школы; 6. проанализировать результаты экспериментальной работы по формированию здорового образа жизни учащихся начальной школы Объектом исследования является процесс формирования у младших школьников понятий о здоровом образе жизни. Предмет исследования - методы и приемы формирования знаний о здоровом образе жизни. Гипотеза исследования: мы предполагаем, что если использовать в работе методы и приемы формирования знаний о здоровом образе жизни у младших школьников, то это приведет к переоценке детьми своего образа жизни в связи с изменением их представлений о ЗОЖ, о значении ведения ЗОЖ для сохранения и укрепления их здоровья. Теоретической основой исследования явились: - исследования, отражающие формирование психологических новообразований в личности младшего школьника (Выготский Л. С., Давыдов В. В., Эльконин Д. Б.); - разработки, раскрывающие определяющую роль образа жизни человека для его здоровья (Алябьева З. С., Анциферова Л. И., Тихомиров Л. В.); – теории формирования здорового образа жизни (Аршавский И. А., Амосов Н. М., Степанов А. Д.). – теоретическая значимость исследования состоит в том, что был проведен теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы с целью выявления содержания понятия «здоровый образ жизни» как ценности личности; изучены составляющие здорового образа жизни (ЗОЖ) младшего школьника; разработана программа формирования здорового образа жизни у учащихся начальной школы. – практическая значимость исследования состоит во внедрении программы формирования здорового образа жизни у учащихся начальной школы, которые могут быть полезны для родителей и педагогов. Методологической основой исследования явились теоретические методы и эмпирические методы. База исследования. МКОУ ЗАТО Знаменск СОШ № 236. В исследовании участвовали дети младшего школьного возраста, 3-го «Б» класса. Основные этапы исследования: 1 этап - предварительный - проводился анализ научной литературы по проблеме исследования, осуществлялись подбор и изучение методик исследования. 2 этап – проведение диагностических исследований. 3 этап - итоговый - проводилось обобщение результатов исследования, формулирование теоретических выводов, а также литературное оформление бакалаврской работы. Структура работы. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, выводов к главам, общих выводов, списка использованных источников, приложения.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………..3-8 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ............9-40 1.1. Здоровый образ жизни как ценность личности…………………..9-14 1.2. Составляющие здорового образа жизни (ЗОЖ) младшего школьника….....................................................................................................14-29 1.3. Методы и приёмы формирования знаний о здоровом образе жизни младших школьников……………………………………………..................29-39 Выводы по первой главе ……………………………………………...40-40 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.............................................................................................41-50 2.1. Диагностика сформированности знаний младших школьников о здоровом образе жизни………………………………....................................41-43 2.2. Программа формирования здорового образа жизни учащихся начальной школы…………………………………………………………….43-47 2.3. Анализ результатов экспериментальной работы по формированию здорового образа жизни учащихся начальной школы………...……..….....47-48 Выводы по второй главе……………………………………………...49-50 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………....51-54 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………... 55-59 ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………..….60-96
Список литературы

1. Агаджанян, Н.А. Экология человека: здоровье и концепция выживания /Агаджанян Н.А. – М.: Изд-во РУДН, 2015. – 27 с. 2. Акимов, М.В. Индивидуальный стиль здорового образа жизни – цель обучения в системе физкультурного образования/Акимов М.В.- // Теория и практика физической культуры. – 2016. – №9-10. С.10-11. 3. Амосов, Н.М. Раздумья о здоровье/Амосов Н.М.// 3-е изд. доп. и перераб. – М : Физкультура и спорт, 2015. – 64 с. 4. Антропова, М.В, Манке, Г.Г., Бородкин, Г.В. [и др]. Факторы риска и состояние здоровья учащихся. /Антропова М.В., Манке Г.Г., Бородкина Г.В.// Здравоохранение Российской Федерации. – 2016. - № 3. 5. Базарный, В.Ф. Программа экспресс-диагностики динамики психосенсорного, функционального и физического развития учащихся/Базарный В.Ф. - Сергиев-Посад.:Загорская типография, 2015.-70 с. 6. Боген, М.М. Обучение двигательным действиям/Боген М.М. – М.: Физкультура и спорт, 2015. – 346 с. 7. Болдин, Н.В. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и умственная работоспособность в зависимости от физических нагрузок младших школьников./Болдин Н.В., Лабозаева Ж.П.// Гигиенические основы оздоровления детей и подростков средствами физического воспитания. – М., 2015. –43-46 с. 8. Брехман, И.И. Валеология - наука о здоровье /Брехман И.И. - М.:ФиС, 2015.-207с. 9. Вайнбаум, Я.С. Гигиена физического воспитания и спорта. / Вайнбаум Я.С., Коваль В.И., Родионова Т.А.- М.: Академия, 2015.- 423 с. 10. Вайнер, Э.Н. Валеология: Учебник для вузов. 2014. – М.: Флинта: Наука, 2014. – 416 с. 11. Варламова, С.И. Здоровье наших учеников /Варламова С.И.// Начальная школа. - 2016. - № 2.-С.65-66. 12. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т. 5 / Выготский Л.С. - М.: Педагогика, 1983. – 382 с. 13. Гельндсман, А.В. Физическое воспитание детей школьного возраста, медико-биологические основы /Гельндсман А.В. - М: Физкультура и спорт, 2015.- 212 с. 14. Глушкова, Е.К., Попова Н.М., Улицкая Э.М. Гигиеническая оценка обучения 6-летних детей в подготовительных классах общеобразовательной школы /Глушкова Е.К., Попова Н.М., Улицкая Э.М.// Гигиена и санитария. –2015.– С. 22-24. 15. Грач, И.С. Здоровый образ жизни: Сущность понятия и содержание работы по его формированию /Грач И.С.// Образование.-2015. - № 5.-С.88-91. 16. Зайцев, Г.К. Школьная валеология /Зайцев Г.К. – СПб.: Акцидент, 2015. – 159 с. 17. Игнатова, Л.Ф. Мониторинг состояния здоровья и факторов риска детского населения /Игнатова Л.Ф.// Школа здоровья. – 2015. - Т. 4, №3. - С. 74 – 79. 18. Казначеев, В.П. Здоровье нации – феномен экологии XXI века / Казначеев В.П. // Материалы I Всероссийского форума «III тысячелетие. Пути к здоровью нации». Москва, 15-17 мая 2015. – 194 с. 19. Коваленко, Н.В. Роль непрерывного физического воспитания в развитии школьников и сохранении их здоровья/Коваленко Н.В. - Новокузнецк: МОУ ДПО ИПК, 2014.- 123 с. 20. Колбанов, В.В. Валеологическое образование в начальной школе /Колбанов В.В.// Начальная школа. - 2015. - № 1. - С. 41- 43. 21. Колбанов, В.В. Валеология: основные понятия, термины и определения /Колбанов В.В. – СПб.: Деан, 2015. – 229 с. 22. Кучма, В.Р., Степанова М.И. Современные гигиенические подходы к оценке влияния образовательных технологий на здоровье детей и подростков /Кучма В.Р., Степанова М.И.// Здоровье населения и среда обитания. – 2015. - № 2. 23. Лесгафт, П.Ф. Избранные педагогические сочинения /сост. Решетень И.Н./ Лесгафт П.Ф. - М.: Педагогика, 2015. - 400 с. 24. Лисицын, Ю.Л. Слово о здоровье./Лисицын Ю.Л.//– М.: Россия, 2014. – 192 с. 25. Макарова, В.И., Дегтева, Г.Н., Афанасенкова, Н.В. [и др.] Подходы к сохранению здоровья детей в условиях интенсификации образовательного процесса/Макарова В.И., Дегтева Г.Н., Афанасенкова Н.В., // Российский педиатрический журнал. – 2015. - № 3. 26. Маркина,Т.А. Ретроспективный анализ проблемы социальной адаптации младших школьников в процессе физического воспитания/Маркина Т.А.// Теория и практика физической культуры. – 2014. - №9. – С. 53 – 56. 27. Матвеев, А.П. Оценка качества подготовки выпускников начальной школы по физической культуре [Текст] /Матвеев А.П., Петрова Т.В.-М.: Дрофа, 2015.- 32 с. 28. Найминова, Э.В. Спортивные игры на уроках физкультуры [Текст]: Книга для учителя физической культуры/Найминова Э.В.- М., Ростов на Дону: Феникс, 2015.- 142 с. 29. Педагогика здоровья: Программа и методическое руководство для учителей начальной школы /Феррои Л.М., Смирнова Е.О., Вачков И.В. и др.; Под ред. Касаткина В.Н. - М.: Линка-Пресс, 2015. - 336с. 30. Пирогов, Н.И. Избранные педагогические сочинения. Сост. Смирнов В.З./Пирогов Н.И. – М.: Академия Пед. наук РСФСР, 1953. – 752 с. 31. Погадаев, Г.И. Проблемы физического воспитания школьников. [Текст] //Физическая культура в школе.- 2015. №5. С. 23-26. 32. Попов, С. В. Валеология в школе и дома (О физическом благополучии школьников) /Попов С. В. - СПб.: СОЮЗ, 2016. - 256 с. 33. Психология здоровья: Учебник для вузов /Под ред. Никифорова Г.С.. – СПб.: Питер, 2015. – 607 с. 34. Родионов, А.В. Физическое развитие и психическое здоровье детей 1 - 4 классов // Спорт в школе.- 2015. № 9-10. С. 45-49. 35. Сахарова, М.В. Спортивные игры в начальной школе [Текст] // Физическая культура в школе. - 2015. - № 3. - С. 36 - 40. 36. Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психол. установки и упражнения /Синягина Н.Ю., Кузнецова И.В.. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 150 с. 37. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. /Смирнов Н.К., //– М.: АРТИ, 2015.-С.-44-48. 38. Ступницкая, М.А., Белов, А.В., Родионов, В.А. Критериальное оценивание как здоровьесберегающий фактор школьной среды./ Ступницкая М.А., Белов А.В., Родионов В.А. //Школа здоровья, 2015, №3. С.56-59. 39. Сухарев, А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России /Сухарев А.Г.// Здоровые дети России в XXI веке. М. – 2015.- 211 с. 40. Сухомлинский, В.А. Антология гуманной педагогики. – М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 2015. – 224 с. 41. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям -Киев: Радянская школа, 1974 - 288с. 42. Талага, Е. Энциклопедия физических упражнений. М: Физкультура и спорт, 2015-412с. 43. Татарникова, Л.Г. Валеология - основы безопасности жизни ребенка /Татарникова Л.Г., Захарович Н.Б., Калинина Т.О. - СПб.: PETROC, 2015. - 128 с. 44. Татарникова, Л.Г. Российская школа здоровья и индивидуального развития детей. – СПб.: Санкт – Пб ГУПМ, 2015. – 118 с. 45. Ушинский, К.Д. Пед. соч.: в 6 т. Сост. Егоров С.Ф.. – М.: Педагогика, 1990. 46. Ушинский, К.Д. Человек – как предмет воспитания // Избранные пед. сочинения. Т.8 – М.:Просвещение, 1950. 47. Федоров, М.П. Народная педагогика – основа образования и воспитания. Материалы республиканской научно-практической конференции – Якутск: ЯГУ, 2015- 203 с. 48. Холодов, Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: Академия, 2015- 480с. 49. Хрипкова, А.Г. Научные основы совершенствования физического воспитания школьников //Физическая культура в школе.- 2015. №5. С. 45-51. 50. Чикин, С.Я. Что такое здоровье? / Чикин С.Я., Царегородцев Г.И. – М.: Знание, 2016 – 96 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 1.1. Здоровый образ жизни как ценность личности Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов» (Всемирная организация здравоохранения). Казначеев В.П. трактует здоровье как «процесс (динамическое состояние) сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни». Понятие здоровья отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Здоровье человека, согласно данным Попова С. В. , зависит на 20 % от наследственных факторов, 20 % - от внешне средовых условий, от экологии, 10 % - от деятельности системы здравоохранения, 50 % - от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg