Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

arseni_ars 290 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 54 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.06.2019
Диалогическая речь представляет собой проявление коммуникативной функции языка. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Овладение связной диалогической речью – одна из главных задач речевого развития детей. Её успешное решение зависит от многих условий: речевой сферы, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка, которые педагоги, родители учитывают в процессе целенаправленного речевого воспитания.
Введение

Актуальность исследования. Диалогическая речь представляет собой яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые-лингвисты называют диалог естественной первичной формой языкового общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нем может быть не полной, сокращенной, иногда фрагментарной. Овладение связной диалогической речью – одна из главных задач речевого развития детей. Её успешное решение зависит от многих условий: речевой сферы, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка, которые педагоги, родители учитывают в процессе целенаправленного речевого воспитания. Проблема развития диалогической речи младших школьников является одним из основных факторов активизации комплексного теоретического и практического изучения особенностей обучения и развития детей, особенностей развития речи. Проблеме диалогической речевой деятельности учащихся всегда уделялось большое внимание педагогами, психологами и лингвистами. В настоящее время установлены общие тенденции речевого развития школьников, обоснована идея развития речи на межпредметном уровне (Я.А. Каменский, К.Д.Ушинский), раскрыты проблемы речевого общения (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Н.Ф. Талызина), определены возможные пути формирования языковой компетенции школьников (А.Н. Леонтьев,) Л.В.Щерба, представлен анализ диалогической формы речевого высказывания (Т.Г. Винокур), выявлены психологические особенности формирования связной устной и письменной речи младших школьников (С. Л. Рубинштейн). Вопрос о развитии диалогической речи учащихся младших классов в современной методической литературе обсуждается в разных аспектах: развитие речи, обогащение словаря, культура речевого общения (Е.В. Архипова, Ю.О. Бронникова, Л.С. Выготский, И.В. Запорожец, Т.А. Ладыженская). Особенно сложной является проблема развития диалогической речи у такой категории детей с интеллектуальной недостаточностью, как дети с задержкой психического развития (ЗПР). Дети с задержкой психического развития (далее ЗПР) слабо владеют диалогической речью. Им доступна лишь простая вопросно-ответная форма диалогической речи, сводимая к реакции согласия или несогласия («да» или «нет»). Поэтому нужно обогащать содержание речевого воспитания и совершенствовать формы и методы речевой работы с детьми, имеющими задержку психического развития. Учителю начальных классов в настоящее время предлагается множество программ, методических комплектов дидактических материалов (например, «Детская риторика в рассказах и рисунках» (под ред. Т.А. Ладыженской); «Школа творческого мышления» (М.Р. Львова), программа «Речь» (Л.Д. Мали и др.), программа и методические разработки уроков «Культуры общения» (Н.А. Лемяскина, И.А. Стернин и др.), в которых уделяется большое внимание развитию диалогической речи, однако до настоящего времени проблема остается актуальной. Цель исследования: изучить особенности диалогической речи у младших школьников с задержкой психического развития и без нарушений развития. Объект исследования: диалогическая речь учащихся младшего школьного возраста. Предмет исследования: сравнительный анализ состояния диалогической речи у детей младшего школьного возраста с ЗПР и без нарушений развития. Гипотеза исследования: у младших школьников с ЗПР выявляется недостаточный уровень развития диалогической речи: затруднен процесс вступления в контакт с собеседником, наблюдаются трудности формулирования диалогического высказывания. Дети без нарушений психического развития легко вступают в диалог и не испытывают затруднений в беседе как со взрослыми, так и сверстниками. Задачи исследования: 1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме развития диалогической речи младших школьников, в том числе детей с задержкой психического развития; 2. Выявить уровень развития диалогической речи у младших школьников с задержкой психического развития. 3. Выявить уровень развития диалогической речи у младших школьников без нарушений развития. 4. Разработать методические рекомендации по формированию диалогической речи у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Методы исследования: 1) метод анализа теоретических источников по проблеме исследования; 2) биографический метод (анализ психолого-медико-педагогической документации; 3) эмпирические методы (экспериментальное исследование диалогической речи); 4) методы количественного и качественного анализа результатов исследования. Теоретико-методологические основы исследования: 1) положение о комплексном подходе к коррекции нарушений детей с отклонениями в развитии (Л.С. Выготский). 2) теория поэтапного формирования действий, умений и навыков (П.Я. Гальперин, И.Ф. Талызина, Г.М. Дульнев, С.Л. Мирский). 3) теория о специфических особенностях психического развития детей с интеллектуальной недостаточностью (Л. С Выготский); База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 города Дюртюли. В исследовании участвовали учащиеся младшего школьного возраста (6-7 лет) в количестве 20 человек. Из низ 10 детей с задержкой психического развития и 10 – без нарушений развития. Теоретическая значимость исследования: 1) проанализированы взгляды исследователей на роль сформированности диалогической речи в психическом развитии ребенка; 2) обобщены теоретического и практического материалы по проблеме развития диалогической речи у детей с задержкой психического развития. Практическая значимость заключается в возможности использования материалов данного исследования в работе логопедов и педагогов в целях планирования коррекционно-логопедической работы по развитию диалогической речи младших школьников с задержкой психического развития. Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И ИССЛЕДОВАНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ...........................................................................................................7 1.1. Современные исследования проблемы развития диалогической речи ……………………………………………………………………………......7 1.2. Развития диалогической речи в младшем школьном возрасте..................................................................................................................15 1.3. Особенности развития диалогической речи учащихся задержкой психического развития ……………….........................................................…...19 Выводы по главе 1.......................................................................................25 ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ….………..…..27 2.1. Организация и методы исследования ………………………...……...27 2.2. Результаты исследования уровня развития диалогической речи у младших школьников c задержкой психического развития и без нарушений развития….................................................................................….…31 2.3. Методические рекомендации по развитию диалогической речи у детей посредством игр-драматизаций……….…..…....36 Выводы по главе 2................................................................................43 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….......44 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...................................................................................45
Список литературы

1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студ. высших и сред. пед.учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. — М. : Издательский центр«Академия», — 2006. — 400 с. 2. Алеушина, В. К. Развитие диалога у старших дошкольников в совместной игровой деятельности [Текст] / В. К. Алеушина // Книжки, нотки и игрушки. — 2011. — №11. — С. 3 — 6. 3. Аммосова, В. В. Обучение детей общению [Текст]: пособие для воспитателей и родителей / В. В. Аммосова. — Якутск. : Бичик, — 1995.— 64 с. 4. Арушанова, А. Г. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками [Текст] / А. Г. Арушанова // Дошкольное воспитание. — 2001. — № 5 — 78 с. 5. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей. Книга для воспитателей детского сада [Текст] / А. Г. Арушанова. — М. : МозаикаСинтез, 2005. — 72 с. 6. Баранова, Э. А. Вопрос как форма познавательной активности детей 5-8 лет [Текст] / Э. А. Баранова // Вопросы психологии. — 2007. — №4. — С. 45 — 55. 7. Бородич, А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / А.М. Бородич, — М. : Просвещение, — 2007. — 83 с. 8. Волкова, Л. С. Логопедия [Текст] : учеб. для студ. дефектол. фак. пед. вузов / Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М. : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, — 1998. — 680 с. 9. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. — М. : Просвещение, —1996. — 368 с. 10. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии [Текст] / Л. С. Выготский. — М. : Просвещение, —1995. — 654 с. 58 11. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. — М. : Просвещение, — 1991. — 472 с. 12. Горшкова, Е. Е. Учите детей общаться [Текст] / Е. Е. Горшкова // Дошкольное воспитание. — 2000. — №12. — 34 с. 13. Жинкин, Н. И. Психологические основы развития речи [Текст] / Н. И. Жинкин. — М. : Просвещение, — 1966. — 231 с. 14. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи дошкольников [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. — СПб. : Союз, — 1999. — 265 с. 15. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Р. Е. Левина. — М. : Просвещение, — 1967. — 368 с. 16. Леонтьев, А. Н. Основы теории речевой деятельности [Текст] / А. Н. Леонтьев. — М. : — 1974. — 368 с. 17. Леонтьев, А. Н. Психология общения [Текст] / А. Н. Леонтьев. — М. : Тарту, —1974. — 371 с. 18. Лепская, Н. И. Детская речь в свете теории коммуникации [Текст] / Н. И. Лепская // Вопросы языкознания. — 2006. — №2. — С. 82-89. 19. Лисина, М. И. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / М. И. Лисина. — М. : ВЛАДОС, —1992. — 276 с. 20. Львов, М. Р. Основы теории речи [Текст] : учеб. пособие / М. Р. Львов. — М. : Академия, —2000. — 248 с. 21. Мухина, В. С. Психология дошкольника [Текст]/ В.С. Мухина. — М. : Просвещение, —1975. — 272 с. 22. Нищева, Н. В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет [Текст] / Н. В. Нищева. — СПб. : Просвещение, — 2014. — 203 с. 23. Новотворцева, Н. В. Развитие речи детей [Текст] / Н. В. Новотворцева. — Ярославль. : Гринго, — 2009. — 236 с. 59 24. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. — СПб. : Издательство «Питер», — 2000. — 712 с. 25. Соловьева, О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду [Текст] / О. И. Соловьева. — М. : Просвещение, — 1996. — 176 с. 26. Спирова, Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. 1-4 классы [Текст] : Науч.-исслед. ин-т дефектологии АПН СССР./ Л. Ф. Спирова.— М.: Педагогика, —1980. — 192с. 27. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей [Текст] / Е. И. Тихеева. — М.: Просвещение, 1972. 165 с. 28. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольника [Текст] / О. С. Ушакова. — М. : Изд-во института психотерапии, — 2001. — 133 с. 30. Федоренко, Л. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / Л. П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев. – М. : Просвещение, —1977. — 240 с. 31. Филичева, Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста [Текст] : Монография / Т. Б. Филичева. — М. : Просвещение, —2001. — 372 с. 32. Филичева, Т. Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада [Текст] : учеб.пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. — М. : Академия, — 1991, — 103 с. 33. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. — М. : Айриспресс, — 2004. — 224 с. 35. Флерина, Е. А. Разговорная речь в детском саду [Текст] : Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Е. А. Флерина, М. М. Алексеева. — М. : Академия, — 1999. — 393с. 36. Чулкова, А. В. Формирование диалога у дошкольников [Текст] : учебное пособие / А. В. Чулкова. — М. : Феникс+, — 2008. — 221 с. 37. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] / Д.Б. Эльконин. — М. : Просвещение, — 1998. — 360 с. 38. Якубинский, Л. П. Избранные работы: Язык и его функционирование [Текст] / Л. П. Якубинский. — М. : Просвещение, — 1986. —58 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И ИССЛЕДОВАНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР 1.1. Современные исследования проблемы развития диалогической речи Термин «речь» традиционно используется в трех значениях. Во-первых, речь – это общение между людьми, обмен мыслями и чувствами, информацией; во-вторых, речью называется результат деятельности – текст (статья, со¬общение и т.д.); в-третьих, речь рассматривается как ораторский жанр или как монолог в художественном произведении [7]. Диалог как коммуникативный тип речи сформировался еще в античности, он является наряду с монологом базисным понятием и основой построения русской речи. Проблема разграничения диалога и монолога стала одной из основных в лингвистике XX века. Решением этого вопроса занимались Л.П. Якубинский, Л.В. Щерба, Т.Г.Винокур, из современных исследователей – Е.В. Красильникова, Е.Н. Ширяев и другие. Деление речи на монологическую и диалогическую по числу участников дей¬ствия (монолог – речь одного лица, диалог – речь двоих) было известно уже в Древней Греции, оно использовалось в риторике, философии, логике. Речь в диалоге представлена чередованием ролей как минимум двух человек, при этом они поочередно становятся то слушающим, то говорящим. В последние десятилетия XX в. стало употребляться понятие «полилог»: это речевой процесс в группе общающихся, где роли меняются, как правило, неупорядоченно [5].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg