Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ВНУТРИШКОЛЬНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

arseni_ars 850 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 90 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.06.2019
В теоретической главе мы определили, что проектно-исследовательская деятельность способствует формированию социально значимой позиции обучающихся, позволяет им создавать образовательные продукты, приобретать навыки планирования и организации собственной деятельности, что в конечном итоге реализует их творческие способности и развивает индивидуальные качества личности.
Введение

Актуальность исследования обусловлена, с одной стороны, приоритетами современной государственной образовательной политики, обозначенными в Федеральных государственных образовательных стандартах, и недостаточной готовностью школы к решению этих проблем, с другой стороны. Перед школой встала насущная задача поиска путей формирования и развития универсальных учебных действий, в том числе и через организацию и управление проектно-исследовательской деятельности обучающихся. Актуальность исследования обусловлена потребностью выявления и научно-теоретическом обосновании педагогических условий организации и управления проектно-исследовательской деятельности обучающихся в современной школе. Проектно-исследовательская деятельность обучающихся отражена в стандарте образования и, соответственно, в учебных программах по предметам. Проектно-исследовательская деятельность в условиях современной школы является одним из успешных этапов в формировании полноценных условий для личностного развития каждого обучающегося, такая деятельность мотивирует и стимулирует учеников к новому познанию и расширению своего кругозора, является интегрированной ступенью к познанию цикла предметов и знаний об устройстве окружающего мира. Знания, полученные в результате проектно-исследовательской деятельности неотрывно связаны с практическими навыками. Для успешного осуществления проектно-исследовательской деятельности в образовательном учреждении должна вестись система управления проектно-исследовательской деятельности и обучающихся и самих педагогов. Ведь именно педагог становится ключевым звеном между обучающимся и результатом проектно-исследовательской деятельности. Как показал анализ научно-педагогической литературы, разработке теоретических и методологических основ проблемы организации и управления проектно-исследовательской деятельности обучающихся школы посвящены работы известных педагогов А. С. Обухова, А. Хуторским, В.С. Лазаревым, А. И. Савенкова, М. И. Скаткина, В. А. Сластенина и др. Современные исследователи определили набор действий, создающих в своем единстве целостную картину проектно-исследовательской деятельности. Психологические основы организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся у школьников рассмотрены в трудах известных педагогов В. И. Андреева, П. Я. Гальперина, А. В. Леонтовича и др. Изучение проблемы организации и управления проектно-исследовательской деятельности обучающихся школы в научно-педагогической литературе и педагогическом опыте выявило противоречие между объективной необходимостью обеспечить организацию и управление проектно-исследовательской деятельности обучающихся школы на современном этапе с целью развития у них универсальных учебных действий, в том числе исследовательских компетенций, и неопределенностью теоретически обоснованных педагогических условий, направленных на достижение данной цели. Противоречие позволило сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия организации и управления проектно-исследовательской деятельности обучающихся школы на современном этапе? Актуальность проблемы, ее практическая значимость и недостаточная теоретическая разработанность обусловили тему исследования: «Внутришкольная система управления проектно-исследовательской деятельности обучающихся». Цель исследования: выявить и научно обосновать педагогические условия организации и управления проектно-исследовательской деятельности обучающихся школы и опытно-экспериментальным путем подтвердить эффективность их реализации. Объект исследования: процесс управления и организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся школы. Предмет исследования: внутришкольная система управления проектно-исследовательской деятельности обучающихся школы. Задачи исследования: - определить степень изученности проблемы организации и управления проектно-исследовательской деятельности обучающихся школы и педагогов в научно-теоретической литературе; - проанализировать управление и организацию проектно-исследовательскую деятельность обучающихся школы на современном этапе; - выявить педагогические условия организации и управления проектно-исследовательской деятельности обучающихся школы и опытно-экспериментальным путем подтвердить их эффективность; - создать методические рекомендации по управлению и организации исследовательской деятельности обучающихся педагогам общеобразовательных школ. Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что организация и управление проектно-исследовательской деятельности обучающихся школы будет эффективна, если будут выявлены педагогические условия организации и управления проектно-исследовательской деятельности обучающихся школы, будет создана и реализована структурно-содержательная модель данного процесса. Теоретическую основу исследования составили идеи и концепции, раскрывающие: философские и психолого-педагогические концепции развития личности в деятельности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.); теоретические концепции познавательной активности и самостоятельности обучающихся (И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, М. Н. Скаткин и др.); идеи гуманистической, личностно-ориентированной педагогики (Ш. А. Амонашвили, В. А. Сухомлинский, В. В. Сериков, И. С. Якиманская, М. Г. Яновская и др.); концепция организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся (Н. Г. Алексеев, А. С. Обухов, М. М. Фирсова и др.); теоретические положения проектно-исследовательской активности обучающихся школы (А. В. Леонтович, А. Н. Поддьяков, А. И. Савенков и др.); теории мотивации учебной деятельности (Л. И. Божович, Л. М. Фридман, М. В. Матюхина и др.); теории возрастной психологии и педагогики (А. С. Белкин, Э. Ф. Зеер, И. С. Кон, Д. И. Фельдштейн, В. Д. Шадриков и др.); теории моделирования педагогических процессов (А. З. Зак, А. М. Новиков, В. М. Полонский, В. А. Штофф и др.). Методы исследования: теоретические методы: теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ обобщение философских, психологических и педагогических научных работ по проблеме исследования, систематизация, классификация, моделирование обобщение и сравнение; эмпирические методы: изучение и обобщение педагогического опыта и документации, тестирование, анкетирование, наблюдение, беседа, изучение продуктов деятельности, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ данных; статистический анализ результатов эксперимента. Научная новизна исследования состоит в том, что в нем: - выявлены педагогические условия организации и управления проектно-исследовательской деятельности обучающихся: необходимость постоянного совершенствования педагогического мастерства учителей-предметников; учет индивидуальных особенностей обучающихся при комплектовании ученических групп; разработка и использование средств дидактического обеспечения процесса развития исследовательских компетенций, обучающихся; реализация субъкт-субъектного взаимодействие учителя и ученика; - разработан алгоритм проектирования модели организации и управления проектно-исследовательской деятельности обучающихся школы, включающий следующие шаги: осуществлен анализ объекта проектирования, сформулирована цель; обосновано содержание компонентов проектируемой модели; разработано содержание дидактического обеспечения по основам научно-исследовательской деятельности; - создана структурно-содержательная модель организации и управления проектно-исследовательской деятельности обучающихся школы, характеризующая внутреннюю организацию процесса развития исследовательских компетенций обучающихся, создающая предпосылки качественно новой организации данного вида деятельности, которая заключается в следующем. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что: - научно обоснованы выявленные педагогические условия процесса организации и управления проектно-исследовательской деятельности обучающихся школы, важнейшими из которых являются учет индивидуальных особенностей обучающихся при комплектовании ученических групп, разработка и использование средств дидактического обеспечения процесса развития исследовательских компетенций, обучающихся; - на основе системно-деятельностного, компетентностного, личностно- ориентированного подходов теоретически обоснована структурно- содержательная модель организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся школы, включающая целевой, диагностический, содержательный, процессуальный и оценочный компоненты; - разработаны критерии проектно-исследовательских компетенций, обучающихся (формулировка проблемы, определение стратегии исследования, планирование проектно-исследовательской деятельности, прогнозирование ее результатов, оценивание результатов проектно-исследовательской деятельности). Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть успешно использованы в специальных курсах, освещающих вопросы теории и методики системы управления проектно-исследовательской деятельности обучающихся. База исследования. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №9 города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан. Апробация результатов. По теме выпускной квалификационной работе автором опубликованы 2 статьи в сборнике «Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение лиц с особыми возможностями здоровья в образовательном процессе с применением ИКТ»: «Теоретические основы управления процессом проектно-исследовательской работы школьников», «Проектно-исследовательская деятельность обучающихся среднего звена как средство развития критического мышления». Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, состоящего из 50 источников, а также приложений. Основное содержание магистерской диссертации изложено на 92 страницах, сопровождается таблицами и рисунками. В первой главе рассматривается теоретическая часть. Во второй главе опытно-экспериментальные работы.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………..................3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ ……..……………………………...9 11.1 Проектно-исследовательская деятельность обучающихся в отечественной и зарубежной педагогике………………………………….9 11.2 Проектно - исследовательская деятельность обучающихся и направления ее организации и управления на современном этапе……..20 11.3 Приемы и формы организации и управления проектно-исследовательской деятельности обучающихся………………...36 ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЮ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ…….................................................................................................49 2.1 Методика организации и упавления проектно-исследовательской деятельности обучающихся…………….……………………………..……...49 2.2 Анализ эффективности методики организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся……………………….…...58 2.3 Методические рекомендации по организации и управлению проектно-исследовательской деятельности обучающихся……………………….…...78 ЗАКЛЮЧЕНИЕ….………………………………………………………………….....83 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ....................87
Список литературы

1. Алексеев, Н. Г. Концепция развития исследовательской деятельности обучающихся [Текст] / Н. Г. Алексеев, А. В. Леонтович, А. С. Обухов и др. // Исследовательская работа школьников. – 2016. – № 1. – С. 24–33. 2. Андреев, В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: монография [Текст] / В. И. Андреев. – Казань: Казан. ун-т, 2017. – 240 с. 3. Андреев, В. И. Эвристическое программирование учебно- исследовательской деятельности [Текст] / В. И. Андреев. – М.: Высш. шк., 2012. – 240 с. 4. Арцев М. Н. Учебно-исследовательская работа обучающихся [Электронный ресурс] / М. Н. Арцев // Режим доступа: http://www wiki.iot.ru/index. – Загл. с экрана.Дата обращения 06.11.2018. 5. Биянова, Е. Б. Развитие творческого потенциала обучающихся в условиях учебно-исследовательской деятельности: из опыта работы [Текст] / Т. В. Сафонова, Е. Б. Биянова // Проблемы подготовки педагога в системе непрерывного профессионального образования. – Глазов, 2017. – С. 235–230. 6. Богоявленская, Д. Б. Исследовательская деятельность как путь развития творческих способностей / Д. Б. Богоявленская // Исследовательская деятельность обучающихся в современном образовательном пространстве: сб. ст. / под общ. ред. канд. психол. наук А. С. Обухова. – М.: НИИ школьных технологий, 2016. – С. 44–50. 7. Бондаревская, Е. В. Гуманистическая парадигма личностно- ориентированного образования [Текст] / Е. В. Бондаревская // Педагогика. – 2017. – № 4. – С. 14–17. 8. Бондаревская, Е. В. Личностно-ориентированное образование как прогностическая модель педагогической культуры XXI в. [Текст] / Е. В. Бондаревская // Инновации в образовании. – 2015. – № 2. – С. 10. 9. Воровщиков, С. Г. Школа должна учить мыслить, проектировать. Исследовать: управленческий аспект: страницы, написанные консультантом по управлению и директором школы [Текст] / С. Г. Воровщиков, М. М. Новожилова. – 3-е изд. – М.: 5 за знания, 2017. – 356 с. 10. Голуб, Г. Б. Метод проектов – технология компетентностно- ориентированного образования: методическое пособие по преподаванию курса (с использованием тетрадей на печатной основе) [Текст] / Г. Б. Голуб // под ред. проф. Е. Я. Когана. – Самара: Учебная литература; Изд. дом «Федоров», 2016. – 176 с. 11. Гузеев, В. В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии [Текст] / В. В. Гузеев // Директор школы. – 2016. – № 6. – С. 24–32. 12. Дружинин, В. Н. Психологическая диагностика способностей [Текст] / В. Н. Дружинин. – Саратов: Саратов. гос. ун-т, 2013. – 160 с. 13. Исследовательская деятельность педагога и обучающихся в современной школе[Текст] / И. Д. Чечиль // Методическое пособие для ПК ППС педагогических вузов. – М.: Академия, 2013. – 48 с. 14. Кларин, М. В. Технология учебного процесса в зарубежной дидактике [Текст] / М. В. Кларин. – М.: Арена, 2014. – 224 с. 15. Клюткин, Ю. Н. Личностные факторы развития познавательной активности обучающихся в процессе обучения [Текст] / Ю. Н. Клюткин // Вопросы психологии. – 2014. – № 5. – С. 41. 16. Леонтович, А. В. Модель научной школы и практики организации исследовательской деятельности обучающихся [Текст] / А. В. Леонтович // Развитие исследовательской деятельности обучающихся: метод. сб. – М., 2012. – С. 38–48. 17. Леонтович, А. В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности обучающихся [Текст] / А. В. Леонтович // Исследовательская работа школьников. – 2013. – № 4. – С. 12– 18. Леонтович, А. В. Современные трактовки одарённости и организация исследовательской работы с детьми в сфере дополнительного образования [Текст] / А. В. Леонтович // Дополнительное образование. – 2012. – № 9. – С. 13–17. 19. Леонтович, А. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии [Текст] / А. В. Леонтович // Народное образование. – 2012. – № 10. – С. 152–158. 20. Леонтович, А. В. Концептуальные основы моделирования организации исследовательской деятельности [Электронный ресурс] / А. В. Леонтович //Режим доступа: http://www. arusy.ucoz.ru/publ…konceptualnye…modelirovanija. – Загл. с экрана. Дата обращения 10.09.2018. 21. Лернер, И. Я. Развивающее обучение с дидактических позиций [Текст] / И. Я. Лернер // Педагогика. – 2012. – № 2. – С. 84. 22. Матюшкин, А. М. Развитие творческой активности школьников [Текст] / А. М. Матюшкин. – М., 2012. – 212 с. 23. Никитина, Н. П. Подготовка студентов педвуза к организации научно-исследовательской деятельности в школе [Текст] / Н. П. Никитина // Наука в школе: тр. науч.-метод. семинара. – М.: НТА «АПФН», 2014. – (Серия «Профессионал»). – Т. 2. – С. 160–164. 24. Обухов, А. С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростков в пространство культуры [Текст] / А. С. Обухов // Развитие исследовательской деятельности обучающихся: метод. сб. – М., 2013. – С. 48–64. 25. Обухов, А. С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать? [Текст] / А. С. Обухов // Исследовательская работа школьников. – 2013. – № 4. – С. 18–23. 26. Обухов, А. С. Развитие исследовательской деятельности обучающихся [Текст] / А. С. Обухов // Народное образование. – 2014. – № 2. – С. 146–148. 27. Обухов, А. С. Социокультурное взаимодействие в системе исследовательской деятельности обучающихся [Текст] / А. С. Обухов // Народное образование. – 2010. – № 2. – С. 129–132. 28. Обухов, А. С. Исследовательская позиция личности / А. С. Обухов // Исследовательская работа школьников. – 2016. – № 1. – С. 61–75. 29. Пентин, А. Учебное исследование и то, что им не является [Текст] / А. Пентин // Лицейское и гимназическое образование. – 2012. – № 10. – С. 47–53. 30. Пидкасистый, П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении [Текст] / П. И. Пидкасистый. – М.: Педагогика, 2011. – 240 с. 31. Пиявский, С. А. Исследовательская деятельность обучающихся в аспекте научно-ориентированного обучения [Текст] / С. А. Пиявский // Наука в школе: науч.-метод. семинар. – М.: НТА «АПФН», 2013. – Т. 1. – С. 61– 65/ 32. Полат, Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка [Текст] / Е. С. Полат // Иностранные языки в школе. – 2014. – № 2. – С. 3. 33. Полат, Е. С. Метод проектов: типология и структура [Текст]/ Е. С. Полат // Лицейское и гимназическое образование. – 2012. – № 9. – С. 26–36/ 34. Проектирование педагогической технологии модульного обучения в вузе [Текст] / Глазов. гос. пед. ин-т – Глазов: ГГПИ, 2015. – 92 с. 35. Савенков, А. И. Психология исследовательского поведения и исследовательской деятельности [Текст] / А. И. Савенков // Исследовательская работа школьников. – 2013. – № 2. – С. 39–49. 36. Савенков, А. И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников [Текст] / А. И. Савенков. – М.: Сентябрь, 2013. – 204 с. 37. Сафонова, Т. В. Проектирование педагогической технологии модульного обучения в вузе [Текст] / Т. В. Сафонова // Глазов. гос. пед. ин-т. – Глазов: ГГПИ, 2012. – 92 с. 38. Сафонова, Т. В. Об организации научно-исследовательской работы студентов [Текст] / Т. В. Сафонова // Материалы науч.-практ. конф. преподавателей и студентов. – Глазов: ГГПИ им. В. Г. Короленко, 2017. – С. 28–30. 39. Свадковский, И. Ф. Метод проектов в системе Дальтон-плана / И. Ф. Свадковский // Исследовательская работа школьников. – 2014. – № 1. – С. 4 –54. – № 2. – С. 3 –47. 40. Скаткин, М. Н. Методология и методика педагогических исследований: в помощь начинающему исследователю [Текст] / М. Н. Скаткин. – М.: Педагогика, 2016. – 116 с. 41. Сластенин, В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки [Текст] / В. А. Сластенин. – М.: Педагогика, 2013. – 300 с. 42. Титов, Е. В. Формирование готовности старшеклассников к исследовательской деятельности в сфере экологии [Текст] / Е. В. Титов // Педагогика. – 2014. – № 9. – С. 39–45. 43. Туманова, З. А. Теоретические проблемы научно-ориентированной педагогики в общеобразовательной школе [Текст] / З. А. Туманова // Наука в школе: науч.-метод. семинар. – М.: НТА «АПФН», 2013. – Т. 1. – С. 69–82. 44. Учебное проектирование и исследовательская деятельность обучающихся в условиях профильного обучения // Профильная школа. – 2016. – № 5. – С. 21–29. 45. Фирсова, М. М. Исследовательская деятельность обучающихся гимназии [Текст] / М. М.Фирсова // Педагогика. – 2013. – № 8. – С. 24–26. 46. Фирсова, М. М. Исследовательская деятельность обучающихся гимназии [Электронный ресурс] / М. М. Фирсова // Эйдос: интернет-журнал. Дата обращения 27.09.2018. // Режим доступа: http://www eidos.ru/journal/2002/0419.htm. – Загл. с экрана. 47. Хуторской, А. В. Педагогическая инноватика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Академия, 2008. – 256 с. 48. Чистякова, Г. Д. Творческая одаренность в развитии познавательных структур [Текст] / Г. Д. Чистякова // Вопросы психологии. – 2012. – № 6. – С. 103. 49. Юркевич, В. С. Исследовательская работа школьников: противоречия, ограничения, перспективы / В. С. Юркевич // Исследовательская деятельность обучающихся в современном образовательном пространстве: сб. ст. / под общ. ред. канд. психол. наук А. С. Обухова. – М.: НИИ школьных технологий, 2016. – С. 78–80. 50. Якиманская, И. С. Разработка технологии личностно- ориентированного обучения [Текст] / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. – 2015. – № 2. – С. 31–41.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ 1.1. Проектно-исследовательская деятельность обучающихся в отечественной и зарубежной педагогике Истоки возникновения метода проектов проистекают примерно с V века до нашей эры. При этом только в XVI веке были заложены реальные предпосылки утверждения метода проектов, когда появляется сам термин «проект». Позже ученые-практики обращают внимание на внутренние ресурсы отдельных учеников и их способности. Они же и предлагают направить обучение и воспитание школьников на основе этих задатков в практическом ключе. Важным является обучение на самоуровне, ученик должен выполнять задания, познавать мир, в процессе самовоспитания и саморазвития в практической деятельности. В Римской высшей школе искусств понятие проект появляется одновременно с попытками итальянских архитекторов вывести свою деятельность на профессиональный уровень. Появляется ориентация учеников на получение знаний через самостоятельное осуществление проекта, на действительность, в ходе реальных условий. Применение исследовательского метода нашло свое отражение в обучении в эпоху античности. Так, известный греческий философ Сократ использовал метод, когда велась исследовательская беседа со своими учениками. Противоречия во время беседы Сократа с учеником выявляло мысль, так вследствие этого являлись различные вопросы, которые потом вели к истине, при этом развивая критическое мышление .
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg