Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ

arseni_ars 850 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 94 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.06.2019
Здоровье людей относится к числу глобальных проблем, то есть тех, что имеют жизненно важное значение для всего человечества. Здоровье – это «бриллиант» в теле каждого человека. Как говорится, в здоровом теле – здоровый дух! Здоровый ребенок – счастливый ребенок потому, что когда ты здоров, красив, ты уверен в себе и окружающие к тебе тянутся. Ребенок, который ведет здоровый образ жизни автоматически становится магнитом для своих сверстников. Но следует помнить, что главная ячейка общества – семья, и если родители не являются примером для ребенка, то будет очень сложно прививать здоровые привычки ребенку, в то время как родители показывают совсем обратное. Поэтому педагогу необходимо провести беседу с родителями по поводу их отношения к здоровью и отношения к здоровью их ребенка.
Введение

Проблема воспитания здорового поколения младших школьников имеет в наше время актуальный характер. На ухудшение здоровья детей влияют многие аспекты жизни, в том числе и неправильное отношение людей к своему здоровью и здоровью своих детей. Результаты многих исследований показали, что младшие школьники много времени проводят за компьютером, возле телевизора, ведут малоподвижный образ жизни. Так же неправильно питаются, некоторые страдают ожирением. У младшего поколения не имеется стремления к спортивным достижением, так же нет интереса и к подвижным играм. Единственные игры, в которые младшие школьники играют – игры, скачанные на телефон. У учащихся и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему телу и иммунной системе, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний о здоровом образе жизни. А, как известно, все основы идут от семьи. Если с раннего детства родители прививают здоровое отношение к образу жизни, то и ребенку легче поддерживать данный образ всю жизнь. С середины девяностых годов 20 века появилось множество научных работ воспитательно-оздоровительной направленности, исследующих: организацию образовательного процесса и готовность к обучению в школе, гигиену обучения и воспитания школьников, факторы риска для здоровья детей и подростков при обучении в школе, школьную валеологическую работу. Значительное место в формировании и укреплении здоровья школьников занимает период обучения в начальной школе. Ухудшение здоровья школьников, наблюдающееся в последние годы, требуют более пристального внимания и принятия конкретных мер по его формированию и укреплению. Результаты многочисленных исследований здоровья подрастающего поколения внушают серьезные опасения. На фоне негативных изменений экологической обстановки, социально-экономических проблем, узколечебной специализации медицины ярко прослеживается динамика увеличения в образовательных учреждениях детей с ослабленным здоровьем. У них затруднены адаптация к учебной деятельности, концентрация внимания и выполнение учебных задач. Подобное состояние организма снижает эффективность самых передовых педагогических технологий и значительно затрудняет реализацию программы развития личности. Из года в год снижается число здоровых детей и увеличивается их общая заболеваемость. Решающим фактором, влияющим на состояние здоровья детей, в равной степени с наследственностью и экологией, является внутришкольная среда. Возрастание нагрузки в процессе обучения в школе еще более усугубило проблему здоровья младших школьников. Согласно исследованиям (Н.В. Барышева, И.И. Брехман, В.В. Колбанов, В.П. Петленко и др.), наиболее неблагоприятно на здоровье школьников влияют: гиподинамия, увеличенная учебная нагрузка, неправильное питание, несоответствие стандартам гигиенических требований мебели, освещённости и др., а также недостаточное информирование о здоровье и здоровом образе жизни у детей, педагогов и родителей, неудовлетворительная деятельность школы по формированию культуры здоровья. Известно, что здоровье – важнейший компонент человеческого благополучия, счастья, одно из основных прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития страны. Здоровье населения отражает социально-экономическое, демографическое, экологическое, санитарно-гигиеническое состояние страны и влияет на интенсивность её поступательного развития. Именно поэтому здоровье является качественной характеристикой любого общества. В развитых странах используются образовательные и экономические механизмы стимулирования здорового образа жизни населения, и это является основополагающим направлением в решении проблемы здоровья. В России, с середины 80-х годов, зафиксировано снижение качества и уровня здоровья населения и это является актуальной проблемой, которая требует активных, радикальных и координированных действий медиков, психологов, педагогов, социальных работников и всех граждан России. Отрицательная динамика здоровья населения в России способствовала развитию научных исследований в различных областях знаний, неразрывно связанных с разработкой актуальных направлений и технологий решения этой проблемы. По нашему мнению, для решения проблемы сохранения и развития здоровья человека, необходимо повышать грамотность школьников в вопросах культуры здоровья. Основы здорового образа жизни человека, ценностное отношение к здоровью целесообразно закладывать еще в детстве, так как именно этот период наиболее восприимчив к воспитательным воздействиям (П.П. Блонский, Л.С Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, В.А, Сухомлинский, СТ. Шацкий, Д.Б. Эльконин и др.). Старший дошкольный и младший школьный возраст является сензи-тивным периодом в формировании здоровья ребенка, обеспечивающим ему единство физического, психического, духовно-нравственного и эстетического развития. В это время закладываются основы будущей жизненной позиции человека, формируется мотивация на сохранение здоровья. В младшем школьном возрасте развивается произвольность психических процессов, что дает возможность планировать действия, соотносить их со своими возможностями, ставить цель и находить способы реализации (Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Л.А. Парамонова и др.). Значимым новообразованием рассматриваемого возраста является способность к соподчинению 5 мотивов (Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев и др.). Это проявляется в том, что поведение детей обусловливается системой мотивов, доминирующую роль среди которых начинают играть общественно-значимые мотивы (Г.Н. Година, Я.З. Неверович и др.) Накопление социального опыта, активное умственное развитие позволяют младшим школьникам успешно усваивать нормы и правила поведения, принятые в обществе, предвидеть последствия своих поступков. Формирование устойчивых ценностных ориентации на здоровье, физическую культуру позволит избежать детям приобретения отрицательного опыта вредных привычек, сохранить потребность в двигательной активности, укрепить растущий организм. Успех этой работы зависит от соблюдения преемственности между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой. Концептуальные положения о преемственности в воспитании и обучении детей нашли отражение в исследованиях А.Г. Асмолова, Т.А. Ерахиной, СВ. Козина, В.Я. Лыковой, А.П. Сманцера и др. Вместе с тем исследователи (Г.К. Зайцев, Т.В. Карсаевская, СМ. Мартынов, Л.Г. Татарникова и др.) отмечают необходимость повышения эффективности здравотворческой деятельности, использования резервных возможностей в воспитании здорового ребенка, построения процесса формирования ценностного отношения к здоровью с учетом системности и последовательности. Это позволит повысить у детей приоритет культуры здоровья и здорового образа жизни. Несмотря на это, у школьников невысокий уровень знаний о сбережении здоровья, не хватает умений и навыков ведения здорового образа жизни, они не способны адекватно оценивать влияние средовых факторов на здоровье человека и генофонд будущих поколений. В психолого-педагогических источниках не обобщены и недостаточно проанализированы результаты образовательного процесса, настраивающего на активную жизненную позицию по отношению к здоровью как ценности, не в полной мере раскрыто содержание понятия "культура здоровья" и этапы его формирования у учащихся. Содержание понятия "здоровье" неоднозначно трактуется у учёных различных отраслей знания и раскрывается через систему понятий: "физическое здоровье", "психическое здоровье", "социальное здоровье", "здоровый образ жизни", "факторы здоровья", и других, что свидетельствует о том, что проблема формирования здорового образа жизни требует системного подхода. Таким образом, современное общество характеризуется противоречием между осознанием обществом необходимости сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения как важнейшей составляющей конкурентоспособности будущих специалистов в условиях рыночной экономики и отсутствием научно-педагогических основ проектирования эффективных оздоровительных технологий. Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам предположить, что одним из возможных решений проблемы ухудшение здоровья младших школьников является формирование у них знаний о здоровом образе жизни. Следовательно, недостаточная теоретическая разработанность, общепедагогическая и несомненная практическая значимость обусловили выбор исследования: «Формирование у младших школьников ценностного отношения к здоровью». Объект исследования: – ценностное отношение к здоровью. Предмет исследования: – формирование у младших школьников ценностного отношения к здоровью. Цель исследования: – выявить эффективные формы и методы формирования знаний о ценностном отношении к здоровью у младших школьников. Гипотеза исследования: представляется, что формирование знаний о ценностном отношении к здоровью будет успешным при использовании методов и приемов, соответствующих возрастному развитию младших школьников, а именно игры, викторины, конкурсы, праздники, уроки здоровья, спортивные соревнования. Задачи исследования: 1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования. 2. Охарактеризовать основные понятия исследования: «ценность», виды ценностей и «ценностное отношение», «здоровье», «здоровый образ жизни». 3. Выявить возрастные особенности знаний о здоровом образе жизни младших школьников. 4. Выявить и экспериментально проверить эффективность форм и методов формирования знаний о ценностном отношении к здоровью у младших школьников. Методологической основой исследования: явились труды ведущих ученых, педагогов, психологов, философов по вопросам формирования ценностного отношения у младших школьников ценностного отношения к здоровью. Методы исследования: - изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования; - педагогическое наблюдение; - изучение и обобщение передового опыта педагогов в области обучения иллюстрированию литературных произведений; - эксперимент. Экспериментальная база исследования: – Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «СОШ № 10» городского округа город Стерлитамак, Республики Башкортостан 3 «Б» и 3 «В» классы. Опытно-экспериментальная работа осуществлялось в три этапа. На первом этапе была проведена поисково-информационная работа. Осуществлялось изучение литературы по проблеме исследования. Разрабатывались цели, задачи исследования, основные теоретические положения. На втором этапе был разработан план исследования и проведена опытно-экспериментальная работа с учащимися младшего школьного возраста. В ходе экспериментальной работы проводились опросы, тестирование, анкетирование, констатирующий эксперимент, направленный на изучение состояния психического, медицинского здоровья школьников, изучалось отношение школьников к собственному здоровью и здоровью окружающих. На этом этапе были разработаны в учебный процесс оздоровительные технологии и оценочные критерии их эффективности. Проведено апробирование результатов исследования в научных публикациях. На третьем этапе была проведена обработка данных, полученных в ходе исследования; анализ результатов опытно-экспериментальной работы и оформление материалов по проблеме исследования; сформулированы выводы и рекомендации. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что: раскрыты психолого-педагогические аспекты проблемы исследования; проанализированы и обобщены взгляды ученых на формирование у младших школьников ценностного отношения к здоровью. Практическая значимость исследования заключается: что полученные результаты исследования позволяют работникам образовательных учреждений по-новому осуществлять управление оздоровительным процессом и формировать у младших школьников ценностного отношения к здоровью. Положения, выдвигаемые для защиты: 1. Понятие «ценность», виды ценностей и «ценностное отношение», «здоровье», «здоровый образ жизни». 2. Комплекс мероприятий, способствующих формированию у младших школьников ценностного отношения к здоровью. 3. Формы и методы формирования знаний о ценностном отношении к здоровью у младших школьников. Апробация результатов исследования осуществлялась на научно-практических конференциях: Всероссийской Молодежной конференции (2017 г., 2018 г., г. Стерлитамак); Всероссийской конференции «Начальное и дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы» (2017 г., 2018 г., г. Стерлитамак); Межвузовской конференции молодых ученых «Проблемы и перспективы развития гуманитарных наук и образования в XXI веке» (2017 г.). Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, списка сокращений и условных обозначений, приложений.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ 1.1. Понятие «ценность», виды ценностей и «ценностное отношение» 11 11 1.2. Сущность понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни» 19 1.3. Формы и методы формирования знаний о ценностном отношении к здоровью у младших школьников 33 ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМ И МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ 2.1. Педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью у младших школьников 42 42 2.2. Диагностика уровня знаний о ценностном отношении к здоровью у младших школьников 49 2.2. Организация, ход и результаты эксперимента исследования 58 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 75 СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ ПРИЛОЖЕНИЕ 79 80
Список литературы

1. Амосов Н.М. Мысли о здоровье. – М.: Изд–во СГУ, 2007. – С. 75-76. 2. Анисимов С.Ф. Ценности реальные и мнимые. – М., 1970. – 300 с. 3. Балалайкин А.З. Актуальные проблемы сохранения и укрепления здоровья младших школьников // Проблемы здоровья человека. – Ставрополь: ФиС, 2012. – С. 89-90. 4. Бальсевич В.К. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физической культуры. – 2009. – № 3. – С. 15-16. 5. Бальсевич В.К. Ценности физической культуры в здоровом стиле жизни // Теория и практика физической культуры. – 2004. ¬– № 4. – С. 4-6. 6. Безруких М.М. О мерах по формированию и укреплению здоровья школьников // Классный руководитель. – 2012. –№7. – С. 9-11. 7. Беляшин Н.Г. Характеристика физического развития современных школьников // Актуальные проблемы развития физической культуры в современных условиях: Материалы научно-практической конференции. – Ставрополь: изд–во СГУ, 2010. – С. 45-47. 8. Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. – М.: Физкультура и спорт, 2011. – 156с. 9. Брехман И.И. Введение в науку о здоровье. – Л.: Наука, 2003. – 214с. 10. Валеологические подходы в формировании здоровья учащихся / Под ред. В. И. Харитонов, М. В. Баржанова, А. П. Исаев. – Челябинск: Исток, 2007. – С. 119-122. 11. Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990. – 804 с 12. Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни. – М.: Мысль, 2009. – 458 с. 13. Гущина С.В. Состояние здоровья учащихся общеобразовательных учреждений РФ. // Проблемы здоровья человека: Материалы межрегиональной научно–практической конференции, посвященной 55-летию ФФК СГУ. – Ставрополь: Изд–во СГУ, 2005. – С. 57-59. 14. Дубровский В.И. Валеология здорового образа жизни. – М.: Флинта, 2002. – С. 34-36. 15. Дуркин П.К. К решению проблемы формирования здорового образа жизни населения России //Теория и практика физической культуры – 2007. – № 5. – С. 17-18. 16. Ересько Н.В. Организация тематической недели «Мы за здоровый образ жизни!» // Классный руководитель. – 2009. –№7. – С. 113-114. 17. Зайцев Г.К. Валеологические проблемы педагогической деятельности // Валеология. – 1997. - № 2. – 18-21 с. 18. Здоровье и образование. Валеологические проблемы образования /под ред. В.В. Колбанова. – Спб.: Лань, 2010. – 276 с. 19. Зусманович Ф.Н. Валеология : Учебное пособие. – Курган, 2009. – 178 c. 20. Кайков Г.Д. Работа с ослабленными детьми // Здоровый образ жизни – 2008. – № 7 . – С. 99-102. 21. Калмыкова И.Б. Профилактика болезней // Классный руководитель. – 2013. – № 9. – С. 56-58. 22. Караковский В. А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования. – М., 1991. – 521 с. 23. Комплексная оценка показателей развития и здоровья учащихся всех классов / Под ред. Т.М. Чурековой. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2009. – 89 с. 24. Коростелев Н.Б. Слагаемые здоровья – М.: Знание, 2003. – 275 с. 25. Кондратюк М.М. Звонок на урок здоровья. – М.: Просвещение, 2011. – 213с. 26. Лисичкин Ю.Г. Образ жизни и здоровье. – М.: Знание, 2008. – 143 с. 27. Лопотенко А.В. Вредные привычки в современном мире // Формирование ЗОЖ. – 2000. –№ 5. – 67 с. 28. Лубышкина Л.И. Концепция формирования здорового образа жизни. – М.: Просвещение, 2001. – 79 с. 29. Маркова В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. – М.: Академия, 2006. – 279 с. 30. Максименко А.М. Основы теории и методики по формированию ЗОЖ : Учебн. пособие для студентов вузов. – М.: Просвещение, 2015. – 113 с. 31. Маслов С.И. Эмоционально-ценностное образование младших школьников. – Тула, 1999. – 130 с. 32. Матвеев А.А. Методика физического воспитания. – М.: Просвещение, 2007. – 291 с. 33. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Введение в предмет: Учеб. пособие для высших учебных заведений. – СПб.: Лань, 2007. – 102 с. 34. Матулянская Р.Э. Двигательная активность – важное условие здорового образа жизни // Физическое воспитание. –2002. – № 3. – С. 17-20. 35. Ненашева М.А. Влияние начального периода школьного обучения на психическое здоровье школьников // Школа здоровья. – 1996. – Т.3. - № 4. – 48-50 с. 36. Нилушаев С. Гигиеническое воспитание // Гигиена в школе. – 2005. – №4. – С. 3-6. 37. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. – М.: Республика, 1998. – 413 с. 38. Ролик М.П. Курс лекций Детского юношеского Центра «Экополис, культура, здоровье // Классный руководитель. – 2004. – №7. – С. 48-49. 39. Соловьёв Г.М. Биосоциальные проблемы здорового образа жизни : уч. пособ. – М.: Развитие, 2008. – 213 с. 40. Соловьев Г.М. Основы правильного режима дня. – Ставрополь: СГУ, 2009. – 178с. 41. Соловьёв Г.М. Основы ЗОЖ и методика оздоровительной физической культуры. – М.: Медицина, 2008. – 111 с. 42. Сухарев А.Г. Закаливание, как один из способов формирования ЗОЖ. – М.: Знание, 2004. – 248 с. 43. Сократин Н. Мотивационные основы здоровьесберегающего воспитания. // Воспитание школьника. – 2008. – № 7. – С. 49-51. 44. Сухарев А.Г. Профилактика вредных привычек. – М.: Медицина, 2008. – 273 с. 45. Сухомлинский, В.А. Педагогика. – М., 1979. – 558 с. 46. Теория и методика гигиенического воспитания: Учеб. пособие / под ред. Б.М. Шияна. – Омск: АФиС, 2013. – 215 с. 47. Терещева О.Л. Программно-методические основы обучения здорового образа жизни учащихся общеобразовательной школы // Теория и практика. – 2008. – №8. – С. 9-13. 48. Терещева О.Л. Валеология: факультативный курс для 3–го класса: учебное пособие. – М.: Просвещение, 2007. – 137 с. 49. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. – Л., 1960. – 250 с. 50. Философский энциклопедический словарь. – М., 1998. – 700 с. 51. Чумаков Б. Н. Валеология / Б.Н. Чумаков – М.: РПА, 1997. – 246 с. 52. Щедрина А.Г. Педагогические условия формирования основ здорового образа жизни как основа валеологии и педагогики. – Новосибирск, 1996 – 44 с. 53. Щуркова Н. Е. Практикум по педагогической технологии. М. : Пед. общество России, 1998. – 249 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ 1.1. Понятие «ценность», виды ценностей и «ценностное отношение» Ценности – специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительные или отрицательные значения для человека и общества (благо, добро и зло, прекрасное и безобразное), заключенные в явлениях общественной жизни и природы. По мнению М. Вебера – ценность – термин, широко используемый в философской и социологической литературе для указания на человеческое, социальное, культурное значение определенных явлений действительности. По существу, все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений может выступать в качестве предметных ценностей как объектов ценностного отношения, то есть оцениваться в плане добра и зла, истины или не истины, красоты или безобразия, допустимого или запретного, справедливого или не справедливого и т.д. Способы и критерии, на основании которых производятся сами процедуры оценивания соответствующих явлений, закрепляются в общественном сознании и культуре как «субъективные ценности» (установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений), выступая ориентирами деятельности человека. Что такое «ценности»? В.П. Тугаринов дает такое определение: «Ценности – предметы, явления природы и их свойства, которые нужны (наблюдаемы, полезны, приятны и прочее) людям определенного общества или класса и определенной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов, а также идеи и пробуждения в качестве нормы, цели или идеала» [Тугаринов, 1960, с. 11]. Таким образом, автор в качестве критерия ценности называет их необходимость для удовлетворения потребностей. Т.П. Гаврилова считает, что «ценности – это значения объектов, которые в результате их усвоения человеком приобретают для него положительный смысл». Это определение не противоречит предыдущему, но подчеркивает субъективно-социальный характер ценностей.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg