Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

arseni_ars 350 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 56 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.06.2019
Младший школьный возраст – это важный период в жизни человека, это выход на новый возрастной этап, это много новых возможностей и поэтому, многие педагоги и психологи, в своих исследованиях уделяли и уделяют огромное внимание этому возрасту. Теоретический анализ научной литературы подтвердил необходимость экспериментального исследования личностных особенностей мальчиков и девочек младшего школьного возраста.
Введение

Актуальность исследования. На современном этапе развития общества созрела острая необходимость беспрестанно преодолевать устоявшиеся стереотипы образования, искать новые идеи ради создания школы самореализации, школы жизнетворчества, поликультурного воспитания, в которой утверждается проективная, личностно ориентированная педагогика, где ребенок является главным приоритетом и ценностью, субъектом культуры и жизни. Главная задача современной школы – развитие личности школьника, его самостоятельности и активности, становления как субъекта деятельности, максимальная реализация его творческого потенциала ради содействия всестороннему и гармоничному личностному развитию, интеллектуальному росту, формированию психических процессов. Для того, чтобы ребенок успешно учился, необходимо помочь ему в развитии психических процессов и установлении психических функций. Для этого необходимо знать психологию младшего школьного возраста, которая базируется на особенностях развития теоретического мышления, памяти, процессах восприятиях, внимания, способности к саморегуляции, осознании своего личного отношения к миру, на изменении содержания внутренней позиции детей, на изменении самооценки, именно в этом возрасте складывается характер и формируется интерес к содержанию учебной деятельности, к получению знаний. Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. За последние годы, в связи с переходом к учебе с 6 лет и введением четырехлетней начальной школы, нижний предел данного возрастного этапа переместился, и многие дети становятся школьниками, начиная не с 7 лет, как раньше, а с 6 лет. Начало учебы характеризуется разнообразными трудностями и проблемами, которые возникают перед первоклассниками и связаны с качественно новой, сложной социальной ролью, которую они начинают выполнять. Основы многих психических качеств личности закладываются и культивируются именно в младшем школьном возрасте. Поэтому особое внимание ученых направлено на выявление резервов развития младших школьников. Использование этих резервов позволит более успешно готовить детей к дальнейшей учебной и трудовой деятельности. Наиболее характерная черта периода от 6 до 10 лет заключается в том, что в этом возрасте дошкольник становится школьником. Это переходный период, когда ребенок сочетает в себе черты дошкольного детства и школьника. Начало школьной жизни – это начало особой учебной деятельности, которая требует от ребенка и значительного умственного напряжения, и большой физической выносливости. Как показывают исследования, сложность учебной деятельности и необычность переживаний часто вызывают новые, неожиданные свойства, например, тормозную реакцию у подвижных и возбудимых детей и, наоборот, делают возбудимыми спокойных и уравновешенных. Разработанность проблемы. Обширный пласт исследований раскрывает вопросы личностных особенностей детей младшего школьного возраста (Д.Б. Годовикова, М.И. Лисина, Т.А Репина, Р.Б. Серкина, АГ. Рузская, Т.М. Сорокина). Младший школьный возраст называют тем периодом, который является наиболее сензитивным для развития личности детей младшего школьного возраста. Младший школьный возраст наиболее глубоко и содержательно представлен в работах Л.И. Айдарова, А.К. Дусавицкого, А.К. Маркова, Ю.А. Полуянова, В.В. Репкина, В.В. Рубцова, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, П.И. Зинченко, Н.Г. Морозовой, Н.С. Дежниковой, А.А. Люблинской. Данная проблема находит отражение в работах таких ученых, как С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Е.И. Игнатьев, В.В. Давыдов, А.П. Усова, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Л.А. Венгер. В настоящее время круг исследований, связанных со спецификой личности девочек младшего школьного возраста постоянно расширяется и углубляется, что, безусловно, связано с возрастающим пониманием в обществе важнейшего значения этого возраста. Актуальность проблемы исследования обусловила выбор темы выпускной квалификационной работы: «Сравнительный анализ личностных особенностей мальчиков и девочек младшего школьного возраста». Объект исследования: личностные особенности. Предмет исследования: сравнительный анализ личностных особенностей мальчиков и девочек младшего школьного возраста. Цель исследования: провести сравнительный анализ личностных особенностей мальчиков и девочек младшего школьного возраста. Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у мальчиков и девочек младшего школьного возраста личностные особенности имеют значимые различия. Задачи исследования: 1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования. 2. Провести экспериментальное исследование личностных особенностей мальчиков и девочек младшего школьного возраста. 3. Проанализировать результаты исследования и разработать психолого-педагогические рекомендации педагогам и психологам по формированию личностных качеств детей младшего школьного возраста. Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, констатирующий эксперимент, тестирование, методы математической статистики и интерпретации результатов, сравнительно-сопоставительный анализ полученных результатов. Экспериментальная база исследования: исследование проводилось в муниципальном автономном образовательном учреждении «СОШ № 17» (г. Стерлитамак). В исследовании приняли участие испытуемые мужского и женского пола в количестве 50 человек. Средний возраст испытуемых 9 – 10 лет. Практическая значимость исследования: полученные данные и выявленные закономерности могут быть использованы в практике школьного психолога по развитию личностных качеств детей младшего школьного возраста. Апробация исследования: основные положения исследования обсуждались на заседании кафедры психолого-педагогического образования Стерлитамакского филиала ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет» (г. Стерлитамак). Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений, списка сокращений и условных обозначений, приложения.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7 1.1. Понятие и характеристика младшего школьного возраста в психолого-педагогической литературе 7 1.2. Проблема развития личности детей младшего школьного возраста 20 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 33 2.1. Организация и методики исследования 33 2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 37 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 47 СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ 50 ПРИЛОЖЕНИЕ 51
Список литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебник. – М.: Юрайт, 2015. – 818 с. 2. Безрукова В.С. Педагогика: учеб. пособие. – Рн/Д: Феникс, 2013. – 381 с. 3. Белкин А.С. Педагогика детства (Основы возрастной педагогики). – Екатеринбург, 2005. – 411 с. 4. Бороздина Г.В. Педагогика и психология: учеб. пособие. – М.: Юрайт, 2016. – 477 с. 5. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2006. – 113 с. 6. Веракса Н.Е. Детская психология. – М.: Юрайт, 2016. – 448 с. 7. Волков Б.С. Психология детей младшего школьного возраста. – М.: КноРус, 2016. – 352 с. 8. Выготский Л.В. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 2017. – 352 с. 9. Гонина О.О. Психология младшего школьного возраста. – М.: Флинта, 2016. – 272 с. 10. Гурьянов В.М. Современные проблемы развития личности младшего школьника // Современные вопросы педагогики и психологии: материалы VI научно-практической конференции / отв. ред. П.Н. Рябин. – М.: МПГУ, 2012. – С. 71-74. 11. Дружинин В.Н. Психология: учебник для гуманитарных вузов. – СПб.: Питер, 2001. – 158 с. 12. Жиенбаева Н.Б. Особенности развития личности в младшем школьном возрасте // Молодой ученый. – 2018. – № 11. – С. 116-119. 13. Иванова Р.В. Личностные особенности мальчиков и девочек младшего школьного возраста // Психология. – 2015. – № 12. – С. 61-64. 14. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: учеб. пособие. – М.: Просвещение, 2007. – 398 с. 15. Кулагина И.Ю. Психология детей младшего школьного возраста. – М.: Юрайт, 2015. – 291 с. 16. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Просвещение, 2002. – 454 с. 17. Ливанов А.Д. Особенности личности детей младшего школьного возраста // Психология. – 2016. – № 9. – С. 45-49. 18. Маркина Н.В. Психологические факторы развития личности учащихся. – М.: Просвещение, 2003. – 380 с. 19. Марцинковская Т.Д. Возрастная психология: учеб. пособие. – М.: Академия, 2014. – 336 с. 20. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2010. – 656 с. 21. Немов Р.С. Общие основы психологии. В 2 кн. – М.: Владос, 2004. – 576 с. 22. Новикова Л.И. Психология младшего школьника. – М.: Просвещение, 2017. – 362 с. 23. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебное пособие. – М.: Юрайт, 2016. – 460 с. 24. Обухов А.С. Психология детей младшего школьного возраста. – М.: Юрайт, 2014. – 583 с. 25. Петренко К.В. Особенности личности младших школьников // Сайт Центра практической психологии. – 2011. 8 октября. URL: http://orsk-psihology.ucoz.ru (дата обращения: 1.10.2018). 26. Петровский А.В. Общая психология: учеб. пособие. – М.: Просвещение, 2008. – 326 с. 27. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М.: РИМИС, 2008. – 416 с. 28. Реан А.А. Развитие и социализация личности. – М.: Просвещение, 2005. – 423 с. 29. Смирнова Е.О. Психология ребенка: учебник для педагогических вузов. – М.: Школа-Пресс, 2007. – 383 с. 30. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учеб. пособие. – М.: Владос, 2012. – 278 с. 31. Субботин А.В. Психология личности. – М.: Юрайт, 2010. – 408 с. 32. Урунтаева Г.А. Детская психология. – М.: Академия, 2014. – 336 с. 33. Фрейд З. Психоанализ: книга. – М.: Просвещение, 2004. – 450 с. 34. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 2006. – 519 с. 35. Хухлаева О.В. Психология развития и возрастная психология: учебник для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2016. – 367 с. 36. Шаграева О.А. Детская психология: учебное пособие для студентов высших учеб. заведений. – М.: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 340с. 37. Шадриков В.Д. Развитие младших школьников в различных образовательных системах. – М.: Логос, 2011. – 232 с. 38. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология: учебник. – М.: Юрайт, 2016. – 576 с. 39. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. – М.: Просвещение, 2012. – 567 с. 40. Яшин У.А. Проблема развития личностных особенностей мальчиков и девочек младшего школьного возраста // Студенческий научный форум. – 2017. 4 марта. URL: http:// www.scienceforum.ru (дата обращения: 15.10.2018).
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1. Понятие и характеристика младшего школьного возраста в психолого-педагогической литературе Младший школьный возраст называют вершиной детства. В современной периодизации психического развития охватывает период от 6-7 до 9-11 лет [Кулагина, 2007, с. 162]. В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности – учебная деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняется восприятие своего места в системе отношений. Меняются интересы, ценности ребенка, весь его уклад жизни. Ребенок оказывается на границе нового возрастного периода. С физиологической точки зрения – это время физического роста, когда дети быстро тянутся вверх, наблюдается дисгармония в физическом развитии, оно опережает нервно-психическое развитие ребенка, что сказывается на временном ослаблении нервной системы. Проявляются повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движениях. Социальная ситуация в младшем школьном возрасте [Мухина, 2010, с. 169]: 1. Учебная деятельность становится ведущей деятельностью. 2. Завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. 3. Отчетливо виден социальный смысл учения (отношение маленьких школьников к отметкам). 4. Мотивация достижения становится доминирующей. 5. Происходит смена референтной группы. 6. Происходит смена распорядка дня.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg