Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ

arseni_ars 390 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 67 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 25.06.2019
В дошкольном возрасте дети должны овладеть таким словарем, который позволил бы им общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д. Говоря о качественной характеристике словаря, следует иметь в виду постепенное овладение детьми социально закрепленным содержанием слова, отражающим результат познания. Этот результат познания закрепляется в слове, благодаря чему осознается человеком и передается в процессе общения другим людям. В силу наглядно-действенного и наглядно-образного характера мышления ребенок овладевает, прежде всего, названиями наглядно представленных или доступных для его деятельности групп предметов, явлений, качеств, свойств, отношений, которые отражены в словаре детей достаточно широко. Наша работа была ориентирована на развитие словаря детей 5 - 6 лет в процессе ознакомления с окружающим миром. В связи с поставленной целью в первой главе нашего исследования рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической науке, проанализированы особенности развития и формирования словаря дошкольников.
Введение

Актуальность исследования обусловлена необходимостью более полного освещения вопросов, связанных с лексическим развитием ребенка. Словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей. Вместе с тем она имеет большое значение для общего развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов. Окружающая ребенка действительность — предметы обихода, люди, животные, картины, игрушки, природа — предоставляет богатый материал, который должен быть использован для расширения детских восприятий и обогащения речи. Важнейшим методом развития словаря являются наблюдения. Проблемой обогащения и расширения словаря занимались видные отечественные психологи, педагоги, методисты: Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Н.Г. Морозова, К.Д. Ушинский, Е.В. Водовозова, Е.И. Тихеева, В.В. Гербова, М.М. Конина, Ю.С. Ляховская, В.И. Яшина, Алексеева М.М. и другие. Своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Уровень развития словаря и речи в целом, существенно влияет на успешность обучения. Практика показывает, что дети с богатым словарным запасом и высоким уровнем развития речи, как правило, не испытывают затруднения в учении, быстро овладевают навыками чтения и письма, лучше решают арифметические задачи, активнее в умственной работе на уроках. Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. Богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. Проводя словарную работу, мы одновременно решаем задачи нравственного и эстетического воспитания. Через слово формируется нравственность, навыки поведения. Эмоциональное развитие дошкольников, понимание ребенком эмоционального состояния других людей зависят от степени усвоения словесных обозначений эмоций, эмоциональных состояний и их внешнего выражения. Все это определило выбор темы данного исследования: «Возможности развития словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой». Поиск путей разрешения данной проблемы исследования определил цель. Цель исследования: выявить возможности развития словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой. Объект исследования: процесс развития речи детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: возможности развития словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой. Гипотеза: успешное формирование словаря у детей старшего дошкольного возраста возможно при условии проведения целенаправленной работы по обогащению словаря через ознакомление с природой. В соответствии с целью, объектом и предметом исследования сформулированы следующие задачи: 1.Осуществить теоретический анализ психолого-педагогической, методической и лингвистической литературы по теме исследования. 2.Выявить особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста, его объем. 3. Выявить наиболее эффективные формы и методы развития словаря детей 5-6 лет в процессе ознакомления с природой. Для реализации цели, задач исследования использовались следующие методы: анализ литературы по проблеме исследования, наблюдение, беседы, анализ продуктов деятельности детей. ?
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3 Глава 1.Теоретические основы развития словаря детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………….……6 1.1. Лингвистические основы речевого развития дошкольников……...…........6 1.2. Особенности развития словаря детей старшего года жизни……….…….11 1.3. Методика развития словаря детей старшего возраста……………………14 1.4Методика работы по развитию словаря детей в процессе ознакомления с природой…………………………………………………………………...……..19 Глава 2.Опытно-эксперементальная работа по развитию словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомление с природой……………………………………………………………...................24 2.1 Оценка уровня развития словаря детей старшего дошкольного возраста (констатирующий этап)…………………………………………………………24 2.2 Применение комплекса разнообразных форм и методов для решения задач по обогащению словаря детей в процессе ознакомления с природой …………………………………………………………………….........................33 2.3.Результаты опытно-экспериментальной деятельности по развитию словаря дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миро….…45 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….......50 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………….……………..52 ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………..…………………………….………54
Список литературы

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников»: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен - М.: Издательский центр "Академия", 2012. - 400 с. 2. Ушакова О.С. «Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях».- М, 2013. - с.27-43. 3. Арушанова А.Г. «Речь и речевое общение детей». - М.: Мозаика-Синтез, 2011.-270 с. 4. Бельтюков В.И. «Пути исследования механизма развития речи» Дефектология. - 2014. - №3. - с. 24-32. 5. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду» Кн. Для воспитателя дет. сада. - 2 е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2011. – 160./Бондаренко А.К. «Словесные игры в детском саду». Пособие для воспитателя детского сада. М., Просвещение, 2012 - 96 с. 6. Бородич А.М. «Методика развития речи детей» Учеб. Пособие для студентов пед. инст. - М.: Просвещение, 2011. - 255 с. 7. Большакова С.Е. «Логопедическое обследование ребенка» М., - 2012г. 8. Вахрушева Л.Н. «Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет» - М., - 2012. 9. Винарская Е.Н. «Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии». - М.: Просвещение, 2012. - 160 с. 10. Выготский Л.С. «Мышление и речь». - М., 2010. -415 с./ Выготский Л.С. «Обучение и развитие в дошкольном возрасте избранные психологические исследования» - М., 1956, стр. 296. 11. Гвоздев А.Н. «Вопросы изучения детской речи». - М., 2013. 12. Гербова В.В. «Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет». - М.: Просвещение, 2014.-207 с./Гербова В.В. «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада». - М.: Просвещение, 2014. - 175 с. 13. Громова О.Е. «Методика формирования начального детского лексикона». - М.: Сфера, 2013. - 176 с. 14. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников». - Екатеринбург: Литур., 2012. - 320 с. 15. Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. «Развивающие занятия с детьми». - М: Институт общегуманитарных исследований, 2012. - 79 с. 16. Захарова А.В. «Опыт лингвистического анализа словаря детской речи». - Новосибирск, 2012.С.3-5. 17. Иваненко А.П. «Словарная работа в детском саду». - Запорожье, 2010. 18. Иванова А.М. Программы ДОУ «Человек. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду» - М., - 2013г. 19. Иванова А.М. Программы ДОУ «Мир растений. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду» -М., - 2012г. 20. Кравченко И.В., Долгова Т.Л. «Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная группы». Методическое пособие - 2013. 21. Николаева С.Н. «Юный эколог» (система работы в старшей группе детского сада) мозаика синтез 2012 г./Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания дошкольников» издательский центр «Академия» 2012г. 22. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2015. - 159 с. 23. Усанова О.Н. «Диагностика уровня и качества развития речи» М., - 2012. 24. Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи в детском саду» / Под ред.- М: Просвещение, 2012. - 271 с. 25. Федоренко Л.П., Фомичева Г.А,. Лотарев В.К. «Методика развития речи детей дошкольного возраста»: Учебн. пособие. / Под ред., М.,
Отрывок из работы

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. 1.1.Лингвистические основы речевого развития детей. Как уже отмечалось, правильное формирование словаря дошкольников служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство сформированного словаря дошкольников есть признак высокого развития речи. При нарушениях, в процессе формирования словаря дошкольников, лексического запаса речь детей нельзя считать достаточно развитой. Коррекция речевых нарушений вообще и в частности обогащение словарного запаса являются необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. Так, Л.С. Выготский отмечал: «… Не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций у личности в целом, находится в непосредственной зависимости от речи» . Вот почему срeди многих важных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, задача обучения родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных. Для того чтобы определить понятие «развития словаря», необходимо разобраться с понятием «слово». Слово — основная единица языка. Оно является как бы «представителем» одновременно всех компонентов языка — фонетики (поскольку состоит из звуков речи), лексики (поскольку обозначает, кодирует какое-то явление действительности, т. е. несет смысловую нагрузку), грамматики (поскольку в данном случае существует в определенной грамматической форме. В речи слово живет в определенном значении и в соответствующем грамматическом оформлении, усваивать «просто слова», без их фонетической оболочки и грамматической формы, невозможно.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg