Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ЗАИКАНИЕМ

NLatipova 490 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 63 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 27.11.2017
Чтобы провести эксперимент по данной теме, нам понадобилось изучить немало литературы. Это были книги и середины XX века и книги нашего времени. Теоретические данные помогли нам построить практическую часть работы в системе. В проведенном исследовании нами было выявлено, что для заикающихсядетей дошкольного возраста характерны специфические психодинамические особенности и своеобразные когнитивные стили (низкая инициативность, ограниченная вариативность, недостаточные организованность и тщательность и др.), что обуславливает трудность взаимодействия с социальной средой, окружающей ребенка. В значительной мере это является причинами отклонений в эмоциональных, волевых и мотивационных проявлениях личности старших дошкольников (низкая самооценка, чувство неуверенности, тревожности, низкая сформированность волевой регуляции деятельности и поведения).
Введение

Проблема заикания - одна из наиболее сложных в теории и практике логопедии. Возникая в дошкольном возрасте, это нарушение речи затрудняет выработку коммуникативных навыков, отрицательно сказывается на формировании личности. Для заикания характерно то, что в одних ситуациях оно проявляется в большей степени, в других - в меньшей, или не проявляется совсем [1,3,13,37,44]. Речь - это сложная функциональная система, составляющие которой меняются в зависимости от целей и мотивов деятельности, от ситуации, от умения ставить коммуникативные задачи и выстраивать программу общения. Кроме того, характер речи зависит от личностных особенностей говорящего, от его нервно-психического состояния. Разнообразные и изменяющиеся проявления заикания создают дополнительные трудности в работе по его преодолению. Заикание, как указывают статистические данные, является одним из распространенных, сложных и длительно протекающих речевых нарушений у детей. Оно характеризуется сложным симптомокомплексом и в ряде случаев невысокой эффективностью коррекции. Возникая в период наиболее активного формирования речи (2—6 лет), заикание ограничивает коммуникативные возможности ребенка, искажает формирование личности, затрудняет социальную адаптацию (И. Ю. Абелева, Н. М. Асатиани, Л. 3. Арутюнян-Андронова, К.-П. Беккер, Л. И. Белякова, М. А. Виноградова, Н. А. Власова, Н. И. Жинкин, Н. И. Неткачев, Е. Ю. Pay, В. И. Селиверстов, И. А. Сикорский, В. М. Шкловский и др.). Значение умений общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми становится очевидным на этапе перехода ребенка к обучению в школе (М. И. Лисина, В. А. Петровский и др.). Трудности общениядетей, страдающих заиканием, со сверстниками и взрослыми нередко становятся причиной задержки их личностного развития, низкого статуса в, дезадаптации, тревожности (Р. Е. Левина, С. В. Леонова, В. И. Селиверстов, Н. А. Чевелева, А. В. Ястребова и др.). Согласно взглядам отечественных ученых (Б. Г. Ананьев, М. М. Бахтин, А. А. Бодалева, О. Е. Грибова, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, М. И. Лисина, Л. А. Петровская, Т. Н. Ушакова, Р. М. Фрумкина и др.) общение является одним из основных условий развития ребенка, важнейшим компонентом формирования его личности, наконец, ведущим видом человеческой деятельности, направленным на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью: чтобы жить люди вынуждены взаимодействовать, поэтому с этой точки зрения трудно переоценить вклад компетентного общения в качество человеческой жизни. Потребности общества в значимости компетентного общения выдвигают в разряд актуальных проблему формирования коммуникативной компетентности у детей с заиканием. Одной из наиболее острых проблем при заикании является резкое снижение коммуникативной функции речи, что является главным в процессе полноценного формировании личности. Именно навыки речевого общения являются наименее сформированными у детей дошкольного возраста к моменту поступления в школу[4,6,44]. В наши дни проблема заикания приобрела глобальные масштабы. С каждым годом возрастает число детей страдающих данной патологией. Тысячи детей нуждаются в квалифицированной помощи, как логопеда, так и ряда других специалистов (врачей, психологов, педагогов). Возникают серьезные проблемы в формировании речевого общения, снижается потребность в речевой коммуникации. Резко сужается круг общения ребенка. Малыш начинает чувствовать себя неполноценным, старается меньше говорить, что зачастую может привести к возникновению логофобии (боязнь говорить). Ограничение речевого общения приводит к нарушению функционирования познавательных процессов (память, внимание, мышление и т. д.). Результатом выше перечисленного становиться - дезодаптированная личность с нарушенной психикой и боязнью речи, вплоть до отвращения к ней. Всего этого можно избежать, если своевременно начать комплексную коррекцию, где главенствующую роль занимает квалифицированная логопедическая помощь. Актуальность проблемы развития коммуникативных способностей детей с заиканием состоит в том, что одного преодоления заикания как речевого дефекта недостаточно. Тормозя общение как процесс коммуникации, оно тесно вплетается в личностное развитие и является не столько речевым нарушением, сколько личностно-психологическим. Мало научить ребенка бороться с приступами судорог и умению расслабляться, его надо научить не бояться общаться с людьми, вступать в контакт и передавать информацию не зависимо от условий и ситуации общения [37,40]. Следовательно, можно предположить, что при использованииразличных методов и приемов развития связной речи, возможно развитие коммуникативных способностей детей, страдающих заиканием. Это предположение и является гипотезой исследования. Цель исследования - изучение коммуникативных способностей заикающихся детей дошкольного возраста. Объектом исследования являются коммуникативная сфера заикающихся детей. Предмет - развитие коммуникативных способностей заикающихся детей дошкольного возраста. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: 1. Изучить научно-методологическую литературу по проблеме заикания: сущность, причины возникновения, виды, характер проявления, влияние на личностное развитие; 2. Выявить особенности развития коммуникативных способностей у детей с заиканием; 3. Провести обследование заикающихся детей; 4. Разработать программу формирующего воздействия; 5. Провести формирующую работу над развитием коммуникативных способностей у заикающихся детей, проанализировать эффективность проведенной работы и сравнить результаты с исходными данными. Для проведения исследования использованы следующие методы исследования, которые подбирались с учетом цели, задач и гипотезы: • теоретический анализ психологической, педагогической, психолингвистической отечественной и зарубежной литературы; • эмпирические методы: беседы с педагогами, работающих с детьми; наблюдение за детьми на занятиях, в процессе обследования и в игровой деятельности; анализ продуктов деятельности детей; • экспериментальные методы: разработка и проведение констатирующего и обучающего экспериментов, направленных на изучение особенностей формирования коммуникативной функции речи у детей дошкольного возраста, страдающих заиканием; • количественный и качественный анализ результатов исследования. Теоретико-методологической основой исследования являются теории и концепции, отражающие мультидисциплинарный характер данной работы: теория деятельностного подхода к формированию личности (П.К. Анохин, JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); Теория системного подхода в решении коррекционных задач (Л .С. Выготский, P.E. Левина, А.Р. Лурия и др.); Положение о взаимосвязи физиологических и психологических закономерностей организма (В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, В.А. Гиляровский, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн и др.); Теория о патологическом условно - рефлекторном механизме заикания (Л.И. Белякова, Н.И. Жинкин, P.E. Левина, И.П. Павлов и др.); Лингвопсихологические и психологические теории о механизмах речевой деятельности, порождении и восприятии речевого сообщения, взаимодействии речевых процессов (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, и др.). Теоретической значимостью данной работы является систематизация сведений об особенностях, касающихся развития коммуникативной стороны речи заикающихся детей дошкольного возраста. Практической значимостью исследования является возможность широкого использования специально подобранных игр и упражнений в системе коррекции заикания детей дошкольного возраста. База исследования:развивающий центр «Развивайка» г. Минеральные Воды. Исследование охватывает детей старшего дошкольного возраста. Группа состояла из 5 детей. Возраст детей 5-7 лет. Структура и объем работы.Объем работы 55 страниц, состоит из введения, двух глав (по 3 параграфа вкаждой), заключения, списка литературы и приложений, состоящих их 1 текста, 3-х таблиц и 1 диаграммы, подборки рекомендованных литературных текстов для пересказа.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, СТРАДАЮЩИХ ЗАИКАНИЕМ……………………………………………………..... 8 1.1.Психофизические особенности заикающихся детей…………. 8 1.2. Особенности коммуникативной функции у детей с различными видами заикания……………………………………..... 17 1.3.Методы формирования коммуникативных навыков у детей с заиканием…………………………………………………………….. 24 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ЗАИКАНИЕМ……………………. 32 2.1. Организация исследования определения сформированности коммуникативной функции речи у детей с заиканием…………….. 32 2.2. Формирование коммуникативной функции речи у детей с заиканием……………………………………………………………. 41 2.3. Анализ сформированности коммуникативной функции у детей с заиканием.…………………………………………………... 46 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………. 48 ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………….. 50 ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………… 54
Список литературы

1. Арутюнян Л.З. Как лечить заикание: Методика устойчивой нормализации речи/ Л.З. Арутюнян (Андронова). М.: Эребус, 1993. - 163 с. 2. Асатиани Н.М., Белякова Л.И., Калачева И.О. и др. Данные клинико-физиологического исследования детей дошкольного возраста, страдающих заиканием // Дефектология. - 1998. - №1. - С.25-30. 3. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. - М.: В. Секачев, 2008. – 304с. 4. Белякова Л.И., Матанова В. Импрессивная и экспрессивная сторона речи детей шестилетнего возраста с нормальной речью и заиканием// Вопросы психологии. 1990. - №4. - С. 61 - 67. 5. Богомолова А.И. Устранение заикания у детей и подростков. - М.: Просвещение, 2011. - 96с. 6. Власова Н.А. О заикании детей дошкольного возраста // Педиатрия. - 2004. - №7. - С.82-85. 7. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. - М., Просвещение, 2013. - 278 с. 8. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – 2005. - 305 с. 9. Выгодская И.Г., Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях. М., Просвещение 2013. - 223с. 10. Выготский JI.C. Собрание сочинений. M.: «Педагогика», 1982, т.2, 504с. 11. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1996. М. - 268 с. 12. Глухов В. П. Особенности формирования связной речи дошкольников с общим речевым недоразвитием М.: ВЛАДОС, 2010. - 208с. 13. Жинкин НИ. Механизмы заикания. / Вопросы патологии речи. Т.81.- Харьков, 2009. 178с. 14. Жукова Н.С. О самостоятельном формировании грамматического строя речи у детей с ее общим недоразвитием// Дефектология. 1971. - № 3.-С.64-68. 15. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопедов. - Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 2008. - 320 с. 16. Калягин В. Если ребенок заикается. – С-Пб., ПИТЕР, 2008. - 187с. 17. Карвасарский Б.Д. Неврозы. - М.: Медицина, 2010. – 576 с. 18. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопедов. М.: Просвещение, 2005. – 206с. 19. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. — М.: «Медицина», 2009. -560с. 20. Кочергина B.C., Шаховская С.Н. Развитие речи в процессе онтогенеза// Расстройство речи у детей и подростков. М.: Медицина, 2009. - С. 30 - 39. 21. Крыжановский Г.Н. Общая патофизиология нервной системы. Руководство. - М.: Медицина, 2007. – 352с. 22. Левина P.E. О генезе заикания у детей в связи с развитием коммуникативной функции речи. М.: Аркти, 2015. -С.77-105. 23. Левина P.E. Пути изучения и преодоления заикания у детей // Спец. школа. — М., 2006. Вып. 4. 24. Леонтьев А. А. Психология общения. М.: Смысл, 2015. - 368с. 25. Лисина М.И. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми. М., 2015. 208с. 26. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой и С.Н. Шаховской. М.: Просвещение, 2015. – 528с. 27. Лурия А. Р. Высшие корковые функции. — М.: Академический Проект, 2010.-512с. 28. Макаров В.В. Беседа как основной путь понимания и воздействия. -Красноярск, 1995. - 32 с. 29. Мартынова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М. Просвещение, 2011. - 205с. 30. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст. Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. - М: ВЛАДОС, 2007. - 304с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, СТРАДАЮЩИХ ЗАИКАНИЕМ 1.1. Психофизические особенности заикающихся детей Заикание определяется как нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Начало этого расстройства речи попадает обычно на период интенсивного формирования речевой функции. По данным литературы заиканием страдают около 2% детей и до 1,5% взрослых [1,4,6,13,37,44]. Среди детей, страдающих заиканием, соотношение девочек и мальчиков составляет примерно 1 к 3-4. С возрастом заикание уменьшается или исчезает совсем, но у ряда больных оно остается, причем у мужчин встречается чаще, чем у женщин в соотношении 2,2-5,3 к 1. В последние годы в наиболее развитых странах отмечается рост частоты заикания у детей, что связывают с бурным внедрением в повседневную жизнь электронных средств массовой информации, видеоигр, обрушивающих огромные массивы аудиовизуальных данных на неокрепшую нервную систему ребенка [30,40]. Заикание - следствие многих причин. Многие исследователи отмечают, что возникновение заикания у детей совпадает с периодом активного развития фразовой речи. Этот период характеризуется недостаточной устойчивостью и значительной ранимостью фило- и онтогенетически наиболее поздно развивающейся речевой функции. Поэтому, исходя из теории И.П. Павлова о высшей нервной деятельности, неврозах и учении об условных рефлексах, торможение, возникающее вследствие действия сверхсильного раздражителя в речевых зонах головного мозга ребенка, может вызывать «срыв» речи - заикание. Возникший недостаток речи при неблагоприятном течении фиксируется по механизму условнорефлекторной связи. Усиливаясь с годами, он особенно начинает проявляться в эмоционально значимых ситуациях в ответ на отрицательные, вошедшие в патологическую рефлекторную цепочку, условные сигналы [см.6, стр. 15-16 ]. К врожденным предрасполагающим факторам относят тяжелые нервно-психические и инфекционные заболевания родителей. Такие заболевания, как шизофрения, туберкулез, сифилис и др., вредные химические факторы производства, повышенная радиоактивность во многих случаях поражают раньше всего нервную систему еще не родившегося ребенка. Вредно могут отразиться на состоянии нервной системы потомства и различного рода травмы, переживания, неблагоприятные условия жизни и работы матери в период беременности, родовые травмы [2, стр. 34 - 37]. В целом для заикающихся характерна недостаточность двигательной сферы, выраженная в разной степени. Речь предъявляет высокие требования к тонко дифференцированной моторной деятельности, совершенство которой зависит от целостности и степени зрелости центральной нервной системы. У части заикающихся исследования не обнаруживают органического поражения мозга. В то же время они характеризуются такими чертами поведения, как повышенная впечатлительность, тревожность, низкий уровень адаптации к новым условиям, что свидетельствует об особом, более ранимом состоянии центральной нервной системы, чем в норме [13, 20].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg